Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модуль 2Экология общественного здоровья. 4 page
Физическое и психологическое размежевание дома, семьи и работы обусловило возникновение резкого контраста между первичностью внутрисемейных отношений, с одной стороны, и обезличенностью отношений в окружающем семью мире — с другой. Утратилась профессиональная и социальная преемственность между отцами и детьми. На смену ей пришла относительная независимость социального положения детей от их происхождения, а также выход индивидов на внесемейные поприща за счет личных усилий. В системе семейных ценностей вместо превалирующих долга, ответственности перед всеми членами семьи, обеспечения благополучной старости родителям стали преобладать индивидуализм, независимость, личный успех и др. Семейно-родственная система, объединяющая не менее трех поколений и несколько боковых ветвей с доминированием старших, уступает место децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родительско-родовых связей, причем в самом супружестве доминируют индивидуальные, эгоистические интересы. На смену разводу по инициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружеской неверностью), чрезвычайно редкому, приходит развод, вызванный исключительно межличностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потому переставший быть чем-то чрезвычайным. Брачный выбор, осуществляемый родителями или другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак, сменяется выбором молодыми людьми друг друга независимо или даже вопреки воле родственников и предписаниям обычаев. Многовековая традиция многодетности с характерным для нее жестким запретом на любое преднамеренное вмешательство в репродуктивный цикл сменяется новыми социокультурными нормами, не только допускающими, но и поощряющими такое вмешательство.
Тема 1.7. Сексуальная революция и ее последствия.
В жизни любого общества огромное значение имеет сексуальное поведение, т.е. совокупность поступков, психических реакций, переживаний, установок, половых отношений, связанных с проявлением и удовлетворением половых влечений. В разные эпохи и у разных народов взгляды на сексуальные отношения заметно менялись. Несколько десятков лет назад в Западной Европе и США произошел процесс, получивший название сексуальной революции. Спустя примерно три десятилетия эта своеобразная революция добралась и до России. Специфика сексуальной революции заключается в полной раскрепощенности и независимости половых связей от семейных традиций, религиозных норм, взглядов общества, сложившихся в прошлом. Сексуальную революцию нельзя оценивать по принципу «хорошо или плохо». К ней необходимо относиться как к объективному массовому процессу, который, несомненно, будет изменяться, эволюционировать и постепенно приведет к тому, что на некоторое время сформирует определенные морально-этические и правовые нормы. Элементы этих норм уже можно наблюдать в некоторых европейских странах, где законодательно разрешены однополые браки и семьи геев и лесбиянок обладают всеми гражданскими правами. Тем не менее всплеск сексуальности преимущественно в молодежной и подростковой среде, беспорядочные половые связи, нетрадиционный секс имеют ряд серьезных отрицательных последствий, которые общество не может игнорировать. Чтобы понять сущность сексуальной революции, целесообразно обратиться к сексуальным традициям прошлого и настоящего в разных культурах. Сексуальные традиции и культура. Любой биологический вид тем жизнеспособнее, чем он более активен в различных сферах, в том числе и в репродуктивной. Человек как биологический вид полностью подчинен этой закономерности: успешное распространение вида Homo sapiens среди множества других видов объясняется не только умственными способностями человека, но и его способностью производить потомство. Данная способность включает в себя ярко выраженный интерес к другому полу, активное ухаживание, высокую надежность физиологических и психологических механизмов, необходимых для появления потомства, включая зачатие, вынашивание ребенка, его рождение и выхаживание. Репродуктивные возможности человека значительно выше, чем этого требует повседневная жизнь. Вне конкретных социальных условий физиологические возможности позволяют женщине в среднем произвести на свет более 10—15 детей, возможности мужчины, естественно, еще выше. Социальные условия значительно ограничивают реальное число детей. Таким образом, человек в большинстве случаев не имеет возможности полностью реализовать свой биологический потенциал. Этой сексуальной неудовлетворенностью, вероятно, и объясняется интерес людей к вопросам отношений между полами, который пронизывает самые различные сферы человеческой деятельности: и литературу, и искусство, а также обыденные разговоры людей и т.д. В ходе развития цивилизации отчетливо проявляются ограничения проявлений сексуальности человека, препятствующие ее реализации на уровне физиологических возможностей. Во-первых, это возрастающая с развитием культуры избирательность в выборе партнера для сексуальных отношений. Во-вторых, это возрастающее разнообразие социальных обязанностей человека, занятость его в сфере материального производства и др. В-третьих, в условиях семьи появление детей ограничивает проявление сексуальных возможностей родителей из-за разнообразных дел по уходу и воспитанию. В любом случае можно говорить о наличии достаточно большого количества факторов, препятствующих полной реализации сексуальных потенций человека. К этому следует добавить ограничения профессионального или идеологического плана, например связанные с религией (принцип целебата католического духовенства, монашество и т.д.). Сексуальные обычаи, установки относительно секса, партнера глубоко обусловлены спецификой каждой культуры. Исследование, представляющее секс в культурах мира, требует не только изучения сексуальных потребностей, но и раскрытия сущности каждой из культур. В результате огромных социальных и культурных изменений меняется и образ окружающего нас мира.
Знакомство с сексуальными обычаями, традициями, отношением к сексу в культурах мира позволяет отойти от этноцентризма, от перспективы, ограниченной лишь рамками собственной культуры, обогатить наше сексуальное поведение. Культура поведения приобретается в процессе воспитания, сознательного подражания и бессознательного усвоения. Этот процесс охватывает все аспекты жизни, воздействует даже на тончайшие оттенки поведения, установок и верований, имеет глубокие корни. В сфере секса культура формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образцов поведения, определенные модели полового равенства и т.д. Она регулирует сексуальное поведение, стиль взаимодействия партнеров, подвергает сексуальную природу человека определенной регуляции на благо общества, семьи, брака. Распространенность патриархальных моделей отношений между полами, доминирование мужчины в данных отношениях восходит к времени первобытного общества. Тогда социальная иерархия определялась тем, насколько индивид был способен защитить племя, обеспечить его пищей. Она выдвигала на первый план такие качества, как способность предводительствовать, справляться с трудными ситуациями. Высокая оценка силы, ловкости оказывала влияние на поведение практически всех мужчин племени. Во враждебном окружении сильные, вооруженные мужчины стремились к доминированию. Появлялись соперничество и борьба внутри самой группы. Вокруг наиболее сильных личностей образовывались группы и кланы. Женщины как физически менее сильные не принимали участия в особо значимых занятиях (охота, война). Иерархия силы определяла власть мужчины. В новой социальной системе, отличной от матриархата, обладание женщиной стало еще одним фактором превосходства. Чем более высокое место занимал мужчина в данной иерархии, тем большее право он имел на обладание большим числом женщин. Во время войны женщины становились предметом добычи, обмена, торговли. Они являлись своего рода материальной ценностью, над которой мужчина имел власть. Это послужило основой для становления обычаев, связанных с изоляцией женщин от внешнего мира, закрытием их лиц и т. п. В социальной иерархии, опирающейся на силу, женщина постепенно становилась вещью, предметом. В культуре народов, живущих в районе Тихого океана, где заботы о физическом выживании не были первоочередной потребностью, положение женщины имело партнерский статус и, как следствие этого, мужчина высоко ценил близость с женщиной, которая сама этого желала, и не стремился добиться ее послушания силой. Специфика сексуальности человека состоит в том, что женщина, как и мужчина, способна к интимным отношениям с момента достижения половой зрелости. В этом заключается одно из отличий человека от животных, в мире которых господствует целенаправленный, прокреативный секс, связанный с продолжением рода, и лишь у немногих животных секс не связан только с этой целью (у обезьян, дельфинов). У человека сексуальные контакты служат в основном удовлетворению половых потребностей, удовольствию. У среднего семидесятилетнего человека из около 5000 сексуальных контактов в течение его жизни не более 15 имеют своей целью продолжение рода. Другое отличительное свойство сексуальности человека — оргазм у женщины, что очень важно в сексуальных отношениях. Секс в культурах Африки. Во многих странах Африки принадлежность к различным ветвям христианства или ислама обусловливает установки относительно секса, однако существует ряд черт, отличающих так называемую культуру Черной Африки от других. В представлении африканцев космос имеет мужское и женское начало. Секс как бы связывает эти начала. Это, однако, не ведет к единству, понимаемому европейцами как партнерство. Супружество преследует скорее определенные прокреативные и экономические цели, а не партнерство как идеал. Женщина в Африке прежде всего мать, а секс лишь обусловливает встречу с партнером, который дает ей радость материнства. Ее жизнь подчиняется племенным нормам и племенным обычаям. Личность в такой культуре лишена яркой индивидуальности. В Африке отсутствует установка на сексуальную скромность, понятие сексуального стыда.
Образцы сексуального поведения традиционны, существуют нормы послушания старейшинам, полигамия, вера в действенность магии, сексуальные табу относительно кровных родственников. Общественное мнение проявляет либерализм относительно мастурбации, добрачных сексуальных контактов, в то же время часто осуждаются гомосексуализм, кровосмешение (особенно нарушения сексуального табу). Тяга к семейному кругу, устройство общественной жизни, стремление к гармонии с окружающим миром, с миром магии, духов приводит к тому, что сексуальное поведение африканцев отличается высоким эмоциональным накалом, естественностью, свободной экспрессией. Секс в культурах индейцев Южной Америки. Южную Америку населяли и населяют племена как патрилинейные с доминирующей ролью мужчины, отца, так и матрилинейные, в которых почиталась женщина, мать. Имеются модели единобрачия (моногамии), многоженства (полигамии), многомужества (полиандрии), пробных браков и т.д. В мифологии этих культур особое место занимает сексуальная тема. Среди распространенных сюжетов — осуждение насилия, несчастная любовь, измена, кровосмешение, гомосексуализм, содомия. В некоторых культурах одобрялись добрачные половые отношения. Они имели место и во время пьяных оргий, открытого сожительства в присутствии других, но в большинстве культур они носили интимный характер. У отдельных племен существовал запрет на добрачные отношения. Заключение брака было связано с соблюдением определенных принципов, возрастных рамок и т.д. Дефлорация (лишение девственности) проводилась у каждого племени по-разному. Во многих культурах существовало право первой ночи, принадлежащее колдунам, вождям. В некоторых племенах молодые мужчины должны были заключать браки со старыми женщинами для того, чтобы познать тайны интимных отношений. Дифференциация форм сожительства в различных этнических группах отражала существующие культурные, религиозные традиции, одобрение или запрет, например орализма, анализма, группового секса. Многообразие культур индейцев Южной Америки затрудняет создание единого образа сексуальных установок. Однако общей чертой для них является позитивное отношение к сексу, терпимость к различным формам половой активности. В то же время в отношениях к женщине, формам брака, изменам, девиации (различным отклонениям) существовало большое разнообразие. Мужчины имели право на большую сексуальную свободу. Секс в китайской культуре. В Китае эпохи Ин и Чжоу (II тыс. до н.э.) доминировал культ фалла. Здесь были найдены фаллические символы, относящиеся даже к эпохе неолита. Уже в древнейшие времена существовали элементы оргиастических действ во время весенних праздников, что, впрочем, характерно для многих аграрных культур древнего мира. Под влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма изменились установки относительно секса, брака, а в наши дни влияние на эти установки оказала «культурная революция». По мере роста влияния конфуцианства все больше ценилась женская чистота, преданность мужу. Они рассматривались как важнейший фактор семейной жизни, материнства. В конфуцианстве светские этические нормы доминировали над религиозными, но принижалась роль чувств в жизни человека, их следовало подавлять и подчинять разуму, как нечто более низкое по сравнению с ним. В период «культурной революции» (60-е годы XX в.) была предпринята попытка разрушить конфуцианские традиции и навязать новые идеи. Государство, используя правовое регулирование, ограничивает количество детей и навязывает однодетную модель семьи. Тем не менее половые отношения в китайской культуре остались под большим влиянием конфуцианства. Секс в индийской культуре. Индия — праматерь многих народов, культур и традиций. Народы, населяющие Индию, принимают секс как ценность и придают ему мистическое значение. Индуизм — одна из древнейших религий мира с миллионами верующих. В рамках этой религии существует богатая сексуальная культура. Она учит, что знание о любви и сексе имеет божественные истоки и состоит из ста тысяч источников, разработанных Праджапати — Богом, творцом Вселенной. Индуизм от других религий отличает принцип сексуального наслаждения как блага, ценности. Секс трактуется не только как источник новой жизни. В обширной литературе, посвященной любви и сексу, подчеркивается, что женская сексуальность сложна и обусловлена многими факторами: воспитанием, опытом, конституцией, типом стимулов, необходимых для сексуального пробуждения. Половая жизнь сравнивается с тончайшей борьбой, в ходе которой мужчина активен, а женщина проявляет сопротивление. Подробно описаны более девяноста позиций половых контактов, позволяющих получить большее сексуальное наслаждение. Позиции часто носят названия животных: кот, пес, осел, мул, корова, жаба, тигр. Секс не сводился лишь к удовольствию, к чувствам, он имел и магическое значение. Удачные партнерские узы считались одним из важнейших условий счастья, доступного человеку. Секс в культуре ислама. К религиям, позитивно относящимся к сексу, можно отнести ислам. Многие установки относительно секса заимствованы им из других религий, из доисламских культур. Арабские племена, среди которых впоследствии возник ислам, вели типично патриархальный образ жизни. Практиковалась полигамия. Общественное положение женщины было намного ниже положения мужчин. В арабской литературе существовала богатая сексуальная символика, принятая позднее исламом. Женщина воспринималась в исламе как сексуальная партнерша мужчин, возносилась благодарность Аллаху за создание женской красоты, за ее обаяние, способность возбуждать желание у мужчин, за красоту глаз, волос и линий ее тела. Мужчина рассматривался как существо более возвышенное по сравнению с женщиной, которая была собственностью мужчины и подчинялась его власти (мужу, отцу, брату). Ислам создал модель сексуальной гигиены, цель которой содержать тело в чистоте. Женщины в период менструации считались нечистыми. Мужчина должен был пройти обряд обрезания, женщины также подвергались ритуальной операции — клитородектомии. По-магометански, практикующий мастурбацию достоин проклятия, но в обыденной жизни за нарушение этого правила особого наказания не следовало. Законы, освященные исламом, регулировали многие вопросы сексуального поведения и навязывали определенные нормы, запреты и предписания. Например, это касалось запрета на гомосексуализм, отклонения от принятых норм поведения наказывались. Следует заметить, что ригоризм в исламе не исключает терпимости. Правоверный, который согрешил, преступил закон, не считался навсегда потерянным человеком: он должен был только осознать свою вину. Ислам не имеет сложной догматики, одобряет полигамию и рассматривает секс как благо. Возможно, этим объясняется достаточно быстрое завоевание им популярности в культурах других народов, в частности Африки, и большое число последователей сегодня. Культура ислама, как и культура Запада, не была однородной и неизменной. В ходе своего развития она испытала влияние культур и традиций народов, принявших ислам. В период становления культуры ислама уже существовали многочисленные литературные, медицинские, философские произведения, посвященные вопросам секса, брака, любви. В них содержались практические советы по сексуальным вопросам. Секс в культуре Запада. В Европе были созданы многочисленные трактаты о любви. Они отражали духовное богатство этой культуры, ее противоречия, в частности тягу к сексу, эротизму и аскетизм. Подводя итоги рассмотрению сексуального поведения в культурах мира, можно выделить пять моделей соединения любви и секса: • Платоническая модель. Секс в такой модели трактуется как нечто низменное, а цель человека — достигнуть высшей, одухотворенной любви, лишенной эротики. Эта модель характерна как для христианства, так и для некоторых направлений буддизма. • Чувственная модель. В ней любовь отождествляется с желанием, чувственностью, секс является основным моментом (ислам, сексуальная любовь в культуре Запада). • Интегральная, психофизическая модель. Согласно этой модели любовь и секс неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно некоторым так называемым примитивным культурам, большинству великих культур, некоторым направлениям христианства). • Модель противопоставления любви и секса. В ней любовь и секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без любви, сексуальные контакты между партнерами могут происходить без чувственной основы (оргиастические культуры, коллективный секс с обменом партнерами, некоторые примитивные культуры). • Модель секса без любви. Мужчину и женщину объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная симпатия, привязанность и не более. Эта модель чаще всего встречается в примитивных культурах. Таким образом, в культурах мира, среди моделей интимных отношений явное преимущество имеет модель, соединяющая секс с любовью. Ее можно назвать универсальной моделью. Секс в современной культуре. Социологи различных стран, изучающие проблемы секса, отмечают, что в современную эпоху увеличивается число женщин, испытывающих оргазм, возрастает частота интимных отношений и продолжаются они до глубокой старости, расширяются сексуальные контакты, одобряются различные формы интимной жизни. Новые сексуальные обычаи обладают как положительными, так и отрицательными чертами. Положительными сторонами этого явления можно считать рост сексуальной просвещенности, позитивную оценку секса, обогащение сексуальной жизни, увеличение возможностей лечения сексуальных расстройств, рациональное планирование рождаемости и др. Отрицательные стороны современной сексуальной нравственности включают автономизацию секса, соперничество полов, определенную заданность в сексуальном поведении, погоню за оргазмом как единственным смыслом интимных отношений, дезориентацию в системе сексуальных ценностей. Позитивные установки относительно секса отражаются в науке, теологии, искусстве. В религиозной литературе наблюдается благосклонное отношение к сексу как ценности. Эта тенденция наметилась со II Ватиканского собора (1962—1965). Однако существует большая дифференциация установок относительно секса, что отражает многообразие ориентации и стилей воспитания в различных слоях общества. Документы, принятые Ватиканом по проблемам сексуальной этики раньше и сегодня, заметно различаются. Нормы, излагаемые в них, остались теми же (запрет мастурбации, добрачного и внебрачного сожительства, гомосексуализма, применения искусственных методов регулирования рождаемости, прерывания беременности), но стиль изложения сегодня уже совсем иной, менее сухой и менее категоричный. Секс в современной культуре стал иным, он на пороге новых изменений. Вопреки мнению пессимистов, предрекавших широкое распространение разного рода отклонений и извращений, нивелировку брака, исчезновение таких чувств, как верность, любовь, подавляющее большинство людей рассматривают любовь, брак, верность как высокую ценность. Массовая культура и секс. Обыденной темой массовой культуры становится секс, он открыто демонстрируется, в нем остается все меньше тайн. В различных течениях этой культуры сексуальные традиции трактуются неоднозначно. Одни представители культуры проповедуют свободу сексуальных отношений во всех их проявлениях как высшее достижение демократии, другие — рассматривают секс в системе человеческих ценностей, а не изолированно. Влияние секса на массовую культуру связано с вопросом о последствиях этого явления. Даже среди исследователей этой темы нет единой точки зрения. По мнению одних, эротизация массовой культуры ведет к дегуманизации секса. По мнению других, она не несет никаких негативных последствий, а наоборот, разрушая сексуальные стереотипы, способствует более полной сексуальной жизни. В современной массовой культуре в вопросах, посвященных сексу, можно выделить следующее: • популяризация секса массовой культурой изменяет к нему отношение почти у 25 % ее реципиентов; • различные публикации являются источником сексуальных знаний почти у 65 % молодых людей; • сексуальная информация, почерпнутая из массовой культуры, вызывает соответствующее воображение приблизительно у 35 % молодежи, а у 10 % — мастурбативное поведение; • фильмы с сексуальными мотивами формируют у 50 % молодежи сообразный опыт или его приобретение; • сексуальное содержание произведений массовой культуры нередко связано с актами жестокости, что стимулирует адекватную им преступность; • визуальные сексуальные стимулы этой культуры действуют главным образом на мужчин, а на женщин — весьма слабо при их неоднократном повторении. Таким образом, в определенной степени воздействующая на молодежь массовая культура должна рассматриваться как фактор, воспитывающий и формирующий отношение к сексу. Молодежь ищет в ней философию жизни, образцы и модели поведения. Сексуальные проблемы в России. За прошедшие 100 лет в сексуальном поведении россиян наблюдалось несколько этапов, в течение которых происходили принципиальные изменения этого поведения. На рубеже XX в. общество публично признало, что традиционные нормы сексуального поведения утратили былую, отчасти воображаемую эффективность. Это вызвало бурную полемику, в центре которой стояли религиозно-этические вопросы. Практически все круги общества отрицательно воспринимали эти сдвиги, рассматривали их как опасные и нежелательные. Речь шла главным образом о венерических заболеваниях, проституции и абортах. После 1917 г. традиционные системы моральных ценностей, брачно-семейных и сексуальных отношений были разрушены. Это сопровождалось ростом внебрачных связей, нежелательных беременностей, абортов, безотцовщины, изнасилований, венерических заболеваний и проституции. Хотя взгляды молодежи на сексуальную свободу были значительно радикальнее ее собственного поведения, в обществе возникла острая дискуссия и поднялась волна моральной паники. Советское государство провозгласило сексуальную свободу буржуазной и подрывающей новую идеологию. Не умея справиться с возникшими социальными трудностями, советская власть пыталась преодолеть их репрессивными мерами. По мере либерализации советского режима в 1960— 1970-х годах стало ясно, что главные тенденции сексуального поведения россиян были теми же, что и на Западе. Среди основных показателей сексуальной революции можно выделить главные: • более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков; • более раннее начало сексуальной жизни; • социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства; • ослабление двойного стандарта, разных норм и правил сексуального поведения для мужчин и для женщин; • рост значения сексуальной удовлетворенности как фактора успешности брака и его прочности; • признание сексуальности женщин, которых лживая и фальшивая мораль считала вообще асексуальными; • сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике; • снисходительное отношение к необычным, вариантным и девиантным формам сексуальности; • увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях и поведении. Судя по данным социологических опросов 1993, 1995 и 1997 гг., динамика и структура сексуального поведения российских юношей и девушек очень похожи на те, что существовали в США и в странах Западной Европы в конце 1960-х годов. Происходит дальнейшее быстрое снижение возраста начала половой жизни, превращение сексуальности в предмет массового потребления, ее отрыв от любовно-романтических ценностей, увеличение разрыва между сексуальными установками подростков и тем, что было принято в поколении их родителей, и т.д. Таким образом, можно отметить, что в 1990-е годы в России произошла сексуальная революция. Сексуальная революция — процесс радикальной ломки традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений, связанный преимущественно с молодежными бунтарскими выступлениями, движением хиппи.
Заметную роль в практике сексуальной революции сыграло появление надежных контрацептивов, а также распространение наркотиков среди молодежи. Опросы общественного мнения показывают, что сексуальные ценности и поведение россиян существенно варьируют в зависимости от пола, возраста, образования, социального происхождения, этнической принадлежности, религии и региона проживания. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России «омоложение» полового опыта сочеталось с «омоложением» брачности. Средний возраст вступления в первый брак снижался. Но в 1994 г. возникла новая тенденция. Средний возраст вступления в первый брак стал повышаться. Хотя он все еще оставался довольно низким: в 1996 г. он равнялся 24,4 года для мужчин и 22,2 для женщин. Россияне, по-видимому, все больше отходят от традиционной модели всеобщей ранней брачности, что соответствует и долговременной исторической тенденции. На протяжении нескольких десятилетий (с середины 1960-х до начала 1990-х годов) рост сексуальной активности среди подростков сопровождался устойчивым ростом уровня подростковой рождаемости. Рождаемость у матерей в возрасте 15—19 лет за два с половиной десятилетия (между 1965 и 1990 годами) выросла более чем вдвое — с 23 до 56 рождений на 1000 женщин этого регистрации. Гонорея, как известно, легче поддается лечению и самолечению по сравнению с сифилисом. Возможность избавиться от такой болезни, как гонорея, минуя систему государственного здравоохранения и соответственно регистрацию, в современных условиях несоизмеримо возросла в сравнении с советским периодом монопольного господства официального здравоохранения. Пик роста распространенности ЗППП, вероятно, пройден в 1997—1998 гг. Что за этим последует дальше, пока не ясно. Самым серьезным ЗППП является, конечно, СПИД. Еще недавно ситуация с заболеваемостью ВИЧ/СПИД в России была относительно благополучной. Первый случай инфицирования ВИЧ в России отмечен в 1987 г. В течение десяти лет Россия относилась к числу стран с низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. С середины 1996 г. вирус стал распространяться очень быстрыми темпами, хотя высокий рост показателя может быть отчасти связан и с улучшением выявления заболевших. Общее число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных на середину 2002 г. составило 204,9 тыс. человек, из них с диагнозом СПИД — 1901. На молодежь от 15 до 29 лет приходится 75 % новых случаев заражения. На протяжении 90-х годов среди молодежи до 20 лет снижалось как число рождений, так и число зарегистрированных абортов. Не смотря на то, что доля сексуально активных подростков росли, число беременностей уменьшалось. Все же число абортов у подростков в настоящее время очень велико, согласно официальным данным, аборты составляют 56 % исходов беременности у женщин в возрасте 15—19 лет. Иными словами, в указанном возрасте на 100 рождений приходится около 130 абортов. Кроме официально зарегистрированных, существуют еще не-легальные аборты, которые попадают в статистику только в том случае, если из-за осложнений требуют госпитализации. По сравнению с 1991 г., число выявленных нелегальных абортов в 1999 г. снизилось с 13493 до 4152, в том числе в возрасте 15 — 19 лет — с 1875 до 500, или почти в 4 раза. Аборты в возрасте до 20 лет составляют в настоящее время одну десятую всех производимых абортов. Основное число абортов приходится на возраст от 20 до 30 лет (50 %), около 20 % абортов делают женщины в возрасте 30—34 лет. Date: 2016-02-19; view: 448; Нарушение авторских прав |