Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модуль 2Экология общественного здоровья. 1 page
Тема 1.1. Критерии оценки общественного здоровья.
1. Оценка величины здоровья Анализ состояния здоровья населения области как важнейшего компонента качества жизни предполагает возможность количественной оценки величины здоровья. Существует два основных способа ее измерения. Первый, наиболее распространенный в практике диспансерных обследований, состоит в непосредственном измерении значимых показателей структуры, функций и адаптационных резервов человека, сравнении их с нормативами, субъективном оценочном их интегрировании и оценке в виде "здоров", "практически здоров", "относится к группе риска" и "нуждается в наблюдении и коррекции". Могут быть и другие градации и по числу, и по качественным характеристикам. Недостатки такого подхода состоят в трудности интеграции большого числа разноплановых показателей болезненности. По существу, речь идет об оценке величины отклонения от общепринятой нормы максимально хорошего состояния (уровня) здоровья. Между тем, этот уровень не является постоянным, имеет множество значений, обусловленных факторами времени и среды. Другой способ оценки величины здоровья состоит в использовании конечных социально значимых показателей, к которым относятся средняя продолжительность жизни (в Читинской области составляет для мужчин 57 лет, для женщин – 72 года), характеристика воспроизводства населения (репродукция) (в настоящее время в области смертность превышает рождаемость) и морально-психологический комфорт или самочувствие. В этих показателях интегрируются изменения многочисленных показателей структуры, функции и адаптационных возможностей человека. Следует заметить, что в настоящее время в разной мере изучены подходы к количественной оценке перечисленных показателей здоровья, что, конечно, объективно затрудняет решение конкретных вопросов анализа. Вместе с тем, такое суждение о величине здоровья создает предпосылки использования достаточно хорошо развитого аппарата квалиметрии для получения интегральных количественных оценок величины здоровья населения. В качестве индикаторов, характеризующих в обобщенном виде состояние здоровья населения, могут быть использованы такие, как средняя продолжительность жизни, смертность, в том числе детская и материнская и т.п. 2. Управление здоровьем Для того, чтобы управлять здоровьем населения, необходимо воздействовать на основные факторы, определяющие его уровень. Современная гигиеническая наука считает, что состояние здоровья населения определяется тремя основными факторами: генофондом популяции, состоянием окружающей среды и социально-экономическими факторами (жилищные условия, питание, доступность физической культуры, возможности для рекреации и проведения полноценного досуга, уровень здравоохранения). Из этого следуют основные направления оценки и анализа факторов, влияющих на здоровье населения. В настоящее время установлено, что средняя продолжительность жизни, другие показатели здоровья людей в значительной мере зависят от степени загрязнения окружающей среды, а показатели состояния здоровья населения могут выступать функцией состояния природной среды. Поэтому необходим исследование сложившейся экологической ситуации, включающий оценку и сравнение параметров качества отдельных компонентов природной среды с действующими нормативами, проведение специальных медико-экологических исследований, направленных на выявление негативно влияющих факторов окружающей среды на здоровье населения с учетом их комплексного воздействия, выделение зон с различной степенью напряженности экологической ситуации. 3. Оценка экологической ситуации Оценка экологической ситуации в городе должна включать сравнение параметров качества отдельных компонентов природной среды с действительными нормативами, определяющие тенденции и степени их изменения за ретроспективный период, расчет величин ущерба, вызываемого этими процессами, выявление и ранжировку значимости основных источников, ухудшающих качество окружающей среды. Входе экологического исследования рассматриваются основные природные и антропогенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды проводится анализ поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, рациональности использования земельных ресурсов, воздействия шумового, электромагнитного и радиационного фона на окружающую среду. Основные направления экологического исследования связанны с оценкой состояния поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова, воздействия шумового и радиационного фонов на окружающую среду. При оценке состояния поверхностных и подземных вод необходимо провести инвентаризацию основных источников загрязнения водной среды региона, установить концентрации вредных веществ в сточных водах и водоемах, сравнить их с ПДК. Оценка состояния атмосферного воздуха также предполагает инвентаризацию основных источников, загрязняющих атмосферу. Особое внимание необходимо уделить влиянию на загрязнение атмосферного воздуха транспорта, в первую очередь автомобильного. Для оценки его воздействия на состояние воздушного бассейна рекомендуется использовать показатели, характеризующие степень загрязнения атмосферы бензаниреном, угарным газом, окислами азота. Также следует дать оценку удельному весу вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу от стационарных источников, доля уловленных и обезвреженных загрязнителей в общем количестве вредных веществ (выбросы загрязняющих веществ в регионе в атмосферу составляю до 160 тыс. тон в год), затраты на охрану атмосферы и т.д. Оценка состояния почв и почвенного покрова связана с анализом процессов загрязнения его промышленными и бытовыми отходами, сравнением величин придельных количеств химических веществ в почве с их текущими значениями. Анализ вредных воздействий шума и радиации на население включает в себя выявление зон шумового и радиационного дискомфорта, где превышаются соответствующие санитарные нормы. В рамках исследования должна быть произведена оценка влияния сложившейся (прогнозной) экологической обстановки в городе, в его административных районах на основе характеристики здоровья населения, его заболеваемость, продолжительность жизни и т.д. При всей значимости влияния фактора состояния окружающей среды на здоровье населения необходимо отметить, что он далеко не единственный. Хорошо известно, что улучшение здоровья населения является прежде всего производным положительной динамики социальных и экономических условий. Эффективная экономика выступает важнейшим условием обеспечения высокого уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха и т.п. Поэтому в рамках исследования уровня общественного здоровья следует провести оценку состояния развития отмеченных сфер обслуживания населения. 4. Анализ уровня медицинского обслуживания Анализ уровня медицинского обслуживания предполагает оценку степени соответствия существующей сети лечебно-профилактических учреждений, обеспеченности их кадрами, медицинской техникой и оборудованием, медикаментами, структуры заболеваемости населения. При анализе основных закономерностей заболеваемости населения наряду с оценкой уровня и структуры общей заболеваемости следует рассмотреть особенности заболеваемости его отдельных возрастных и профессиональных групп, частоту и структуру заболеваемости с временной утратой трудоспособности, причины и уровень стойкой нетрудоспособности - инвалидности. Анализ уровня медицинского обслуживания населения предполагает также оценку его обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и больничной (стационарной) сетью, оборудованием совершенной техникой, соответствия численности и квалификации медперсонала принятым нормам, наличия и доступности лекарств и медикаментов. Для оценки медицинского обеспечения населения могут быть использованы следующие показатели: мощность амбулаторно – поликлинических учреждений в смену, тыс. посещений; общее число больничных коек (по видам), ед.; количество аптек, ед.; товарооборот аптек, млн. руб.; численность врачей (в разрезе специальностей), чел.; численность среднего медицинского персонала, чел.; численность фармацевтов и т.п. В целом состав сил и средств Комитета здравоохранения Читинской области (704 больничных учреждений, диспансеров и фельдшерско – акушерских пунктов на 15404 коек, врачебного и среднего персонала 5538 и 12446 соответственно) с состоянии выполнять поставленные перед ним задачи по медицинскому обслуживанию населения области. 5. Оценка качества питания На здоровье населения важное влияние оказывает качество питания. Обобщающей оценкой уровня и качества питания во всем мире приняты обеспеченные им среднесуточные количества на душу населения килокалорий и граммов белка, в том числе животного происхождения. В ходе аналитических работ необходимо провести оценку потребления населением основных продуктов питания по следующим группам: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо (в области на душу населения составляет 43 кг), молоко и молочные продукты в пересчете на молоко (208 кг.); картофель (114 кг); овощи и бахчевые (58 кг); хлебные продукты (107 кг), а также оценить насыщенность местного рынка продуктами питания по объему и ассортименту, качество реализуемых продовольственных товаров, выяснить влияние фактического потребления продуктов на здоровье различных групп населения региона. 6. Обеспеченность населения жильем Важным направлением исследования состояния общественного здоровья является оценка обеспеченности населения жильем с учетом уровня его благоустройства, характера заселения, соответствия современным планировочным и гигиеническим требованиям. Обобщающим показателем жилищной обеспеченности, в дополнение к жилой площади может выступать стоимость жилых фондов в сопоставимых ценах, на которой отражается и капитальность домов, и оборудование их всеми видами удобств (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газоснабжением, лифтами, мусоропроводами, электроплитами, телефоном, ваннами и душами). Жилищные условия населения определяются по размеру принадлежности жилища (частный, государственный и муниципальный фонды) и его благоустройство. В ходе исследования должна быть определена доля семей, проживающих в квартирах соответствующих правилам, нормам и требованиям, предъявляемым к уровню благоустройства и планировки жилья. 7. Оценка уровня физкультурной работы Среди основных социально-экономических факторов, определяющих состояние здоровья населения, значительное место занимает доступность физической культуры, возможность для рекреации и проведения полноценного досуга. Анализ состояния физкультурного движения связан с оценкой уровня физкультурной работы с населением по месту жительства, оценкой состояния спортивных сооружений, эффективности их эксплуатации. Оценивая состояние сферы рекреации и досуга, следует рассмотреть уровень и тенденции развития зон массового отдыха, доступность их для различных групп населения. Среди основных индикаторов, характеризующих уровень физкультурной работы и возможности рекреационной сферы в городе, можно указать число коллективов физкультурников, ед.; число физкультурников, тыс. чел.; объем реализации платных услуг населению млн. руб.; состояние материально – технической базы объектов физкультуры и спорта (стадионы с трибунами, ед./тыс. мест; футбольные поля, ед.; искусственные бассейны для плавания, ед.; гребные станции, ед. и т.п.); суммарная мощность / вместимость объектов оздоровительного отдыха. Тема 1.2. Изучение образа жизни населения. При анализе различных антропоэкосистем важное место принадлежит характеристике образа жизни, т. е. совокупности типичных видов жизнедеятельности человеческих общностей. Образ жизни всегда рассматривают в единстве с условиями жизни. В повседневном общении и в литературе понятие образ жизни используют применительно к отдельным людям, отдельным группам людей и обществу в целом. Например, применительно к определенному человеку говорят: «Он ведет замкнутый образ жизни». В пределах одной страны разные группы людей живут по-разному. Так, во Франции XVI—XVII вв. образ жизни гугенотов резко отличался от образа жизни католиков. В мире часто складывается специфическое представление об особенностях жизни в той или иной стране. Например, существует довольно устойчивое представление об американском образе жизни. Понятие «образ жизни» позволяет комплексно рассматривать основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную активность, политические пристрастия, культуру, отношение к своему и чужому здоровью, мотивы того или иного демографического поведения. При этом необходимо учитывать, что процессы жизнедеятельности направлены на благо самого человека и окружающих, но некоторые люди совершают действия и поступки, которые оказывают негативное влияние как на самого индивидуума, так и зачастую на близких ему лиц. К числу таких действий относятся: алкоголизм, наркомания, токсикомания, хулиганство. Кроме того, целый ряд действий, носящих антиобщественный характер, представляют опасность для общества. Таковы различные виды преступлений. Для того чтобы по-настоящему понять образ жизни той или иной человеческой общности, необходимо рассмотреть многие стороны ее повседневного существования, в первую очередь язык. Так, в XIX в. жившие рядом русские дворяне и крестьяне говорили на разных языках: одни — на французском, другие — на русском. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев. (А. С. Грибоедов) Огромный интерес в этом плане представляют социальные установки, отношение к религии, моральные ценности, манера поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, варианты использования свободного времени, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Образ жизни той или иной группы населения позволяет выявить устойчивые черты, признаки жизни и деятельности людей, обусловленные их социально-классовой принадлежностью, родом занятий, региональными, культурными или возрастными (поколенческими) особенностями. Иногда для характеристики индипидуальных (социально-психологических, нравственных и эстетических) особенностей личности или групп людей применяют понятие «стиль жизни». Яркий пример образа жизни дворянина находим в «Евгении Онегине»: Служив отлично благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. (А. С. Пушкин) Формирование образа жизни может быть результатом распространения определенного индивидуального или группового стиля поведения и общения. Этот стиль потом закрепляется традициями, обычаями и социальными институтами. Со временем образцы поведения и формы общения становятся традиционным образом жизни той или иной общественной группы, общества в целом. Образ жизни может быть рассмотрен как проявление и результат социально-преобразующей, творческой деятельности людей. В этой связи можно вспомнить мощные усилия Петра Великого, который добивался изменения боярского, домостроевского образа жизни на западноевропейский. Через сто лет после Петра герой Прохоров «Горя от ума» Чацкий сокрушался о том, что Россия утратила присущий ей стиль жизни: «Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад — И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу...» Образ жизни предполагает выявление реального содержания социального и культурного качества жизни, а именно: потребностей, интересов и стимулов деятельности людей, входящих в ту или иную общность. Огромную роль играют действующие традиции, нравы, обычаи, принятые обществом правила поведения, образцы общежития. Специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу обусловливают также системы социально-политических, познавательных, эстетических и других ценностей. Образ жизни отдельного человека, групп людей, или всего общества исследуется в различные социально-исторические эпохи. Короткие словосочетания: «эпоха “Слова о полку Игореве”», «имперский Рим», «средневековая Франция», «викторианская Англия» перед человеком, достаточно хорошо знакомым с историей и литературой, открывают галерею людей, живших в конкретных условиях, совершавших определенные поступки, обладавших присущими им кодексом чести, нравственными принципами. Достаточно вспомнить сложные взаимоотношения князя Игоря и хана Кончака из «Слова...». Историки подробно изучили жизнь патрициев, купцов, рабов, христиан, варваров эпохи расцвета и падения Римской империи, а Раффаэлло Джованьоли красочно описал эту жизнь в «Исторической повести из VII века Римской эры “Спартак”». С детства из романов Чарлза Диккенса и Редьярда Киплинга знакомы мы с жизнью бедняков, торговцев, чиновников, офицеров колониальных войск и английских аристократов эпохи королевы Виктории (годы правления 1837 — 1901). Светские щеголи, ростовщики, дамы полусвета возникают перед нами из романов Оноре де Бальзака со своими жизненными проблемами, поступками, со своими представлениями о добре и зле. Подробно исследуются социологами, демографами, экономистами и другими специалистами городской и сельский образ жизни, образ жизни молодежи, женщин, пенсионеров. Кроме того, категории образа жизни активно используются в сравнительном анализе различных, в основном замкнутых социальных структур. Можно говорить об образе жизни таежных охотников и степных земледельцев, рабочих крупных и мелких предприятий, предпринимателей и торговцев, горожан и фермеров как о чем-то разном, специфическом. В зарубежной социологии образ жизни — одно из определений культуры, которая считается более фундаментальным понятием. Уровень качества жизни. Потребление населением материальных и духовных благ, степень удовлетворения потребностей в этих благах в определенный момент развития общества характеризует его уровень жизни. Он отражает благосостояние населения, благополучие всего общества и каждого человека, ему присуща система количественных и качественных показателей. В их число входят объем реальных доходов на душу населения, структура потребления продовольствия, товаров и услуг, динамика цен на основные предметы потребления, размер квартплаты, коммунальных платежей, налоговых выплат, транспортных расходов. Уровень жизни учитывает величину социальных выплат, продолжительность рабочего времени, жилищно-бытовые условия, возможность пользоваться общедоступными благами (отдых, туризм, спорт и т.д.), качество образования, медицинского обслуживания, среднюю продолжительность жизни, удельный вес населения, находящегося за чертой бедности и др. Для его определения разработаны специальные методики и технологии, комплексно учитывающие перечисленные показатели. При получении реальной картины уровня жизни принято считать стоимость так называемой потребительской корзины, включающей набор основных благ и услуг, жизненно необходимых для удовлетворения потребностей человека. Понятие «уровень жизни» включено в более широкое понятие, получившее название качество жизни. Оно возникло в США и тесно связано с концепцией «американского образа жизни». В 1964 г. президент США Линдон Джонсон заявил, что цели американского общества «не могут быть измерены размером наших банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни наших людей». За последние тридцать пять лет понятие качество жизни заняло прочное место в словаре политологов, социологов, журналистов. Его связывают с вопросом о ценности жизни и смысле существования. Важное место при обсуждении проблем качества жизни занимают вопросы научно-технического прогресса и его влияния на образ жизни человека, уровень общественного здоровья, поведение людей. Качество жизни включает оценку состояния окружающей среды, свободу и права человека, демократизацию жизни, развитие коммуникаций. Результаты сопоставления реальных показателей условий жизни той или иной группы населения с уровнем или стандартом жизни всего населения страны или региона характеризуют качественную сторону удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, т.е. качество их жизни. С помощью этого понятия принято обозначать те стороны общественной и индивидуальной жизни, которые не поддаются только количественным характеристикам и измерениям. Качество жизни можно рассматривать как комплексную характеристику экономических, политических, социальных и идеологических факторов, определяющих положение человека в обществе (с особым вниманием к духовной стороне жизни человека). При оценке качества жизни учитывается совокупность факторов, обеспечивающих (или не обеспечивающих) комплекс условий жизнедеятельности населения и его здоровья. Соответствие среды жизни человека его потребностям определяют следующие параметры: социально-экономические (обеспеченность жильем, бытовым и медицинским обслуживанием, учреждениями культуры, образования и т.д.); медико-демографические (средняя продолжительность жизни людей и уровень их заболеваемости, стандартизированная для данной группы населения); наличие политических свобод; соблюдение прав человека и пр. Некоторое представление о социально-экономических условиях и качестве жизни городского и сельского населения в различных регионах России дают официальные материалы, которые публикует в своих сборниках Госкомстат России. Особое место в экологии человека занимают проблемы семьи, брака и разводов, а также сексуального поведения и миграции населения.
Тема 1.3. Историческая антропология. Все живые организмы самым тесным образом связаны с условиями существования. Но жизнедеятельность животных целиком зависит от природных процессов, к которым они длительное время адаптируются, и изменение хода этих процессов неизбежно водит или к быстрой гибели видов животных или к их перестройке и появлению новых видов. Только люди, сумевшие объединиться для коллективного труда, создав язык как средство общения, научившись изготовлять орудия труда, одежду и жилище, подчинив себе огонь, смогли не только выстоять в борьбе с природой, но и поставить себе на службу многие природные процессы и явления. В ходе взаимодействия общества с природой человек выступил только соавтором и сотворцом, но, иногда, и безжалостным победителем, не ведая того, что подобные победы обернутся жестоким поражением. Происхождение человека. Происхождение человека (антропогенез) — сложный эволюционно-исторический процесс. В.П.Алексеев (1961) писал: «Человек прошел длительный путь развития не только как общественное существо, но и как биологический вид, появление и эволюция связаны не только с развитием культуры, но и с длительным изменением и совершенствованием биологической организации, создающей предпосылки для любых функциональных проявлений, для деятельности любого уровня и направленности». В зоологической систематике вид человек разумный (Homo sapiens) относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид (Hominidae). Исследователи предполагают, что местом возникновения семейства гоминид была экваториальная полоса или, а рода Homo — Восточная Африка. Эволюция гоминид имела неравномерный, «мозаичный» характер. Принято считать, что собственно гоминидная ветвь эволюции сформировалась не ранее 14—15 и не позднее 6 млн. лет назад. Отмечаются основные тенденции гоминизации: прямохождение, сличение объема мозга, дифференциация его структуры, развитие руки как органа труда, удлинение периода роста и развития, освоение нового способа поведения, т. е. адаптации к трудовой деятельности. Примерно 5 млн. лет назад гоминиды были представлены двуногими человеко-обезьянами — австралопитеками, которые довольно широко распространились по Африке, а возможно и за ее пределами. Австралопитеки были в значительной степени хищниками и охотились на различных животных, применяя для этой цели простейшие орудия. Таким образом, характерное для современного человека употребление животной пищи имеет очень древнее происхождение. Австралопитеки существовали в интервале времени от нескольких миллионов до нескольких сотен тысяч лет до нашей эры. Становление семейства гоминид (включая австралопитеков), согласно мнению большинства антропологов, проходило в целом в условиях изменения климата в сторону его некоторого иссушения, результатом чего было сокращение (почти до полного исчезновения) тропических лесов и распространение степей и саванн на значительных пространствах. У человекообразных обезьян оказались нарушенными самые главные экологические связи. В результате этого в условиях открытых безлесных пространств у них вместо лазания начала вырабатываться новая система передвижения — на двух ногах, т. е. ходьба и бег. Они были вынуждены искать новые виды пищи, добывать их в степях и саваннах. Переход от сбора растительных плодов к охоте на диких животных определил необходимость изготовления каменных орудий. Исследования антропологов (особенно находки Луиса Лики в Олдовайском ущелье вблизи оз. Танганьика в Восточной Африке) позволяют оценить возраст наиболее древнего предшественника современного человека в 2—2,5 млн. лет. Он получил название человек умелый (Н. habilis). Длительное время он сосуществовал с австралопитеком. Около 1,5 млн. лет назад на смену человеку умелому пришел человек прямоходящий (Н. erectus). Примерно 1 млн. лет назад Н. erectus стал единственным представителем гоминид на Земле. 50—35 тыс. лет назад появился человек разумный (Н. sapiens). По мнению многих специалистов, Н. sapiens разделяется на два подвида — неандерталец (Н. sapiens neanderthalensis) и современный человек (Н. sapiens sapiens). По морфологическим чертам строения черепа неандертальцы отличались как от ранних палеоантропов, так и от людей современного типа. Люди древнего каменного века (палеолита). Период формирования современного человека в геохронологии Земли получил название антропогена (или четвертичного периода). Его длительность около 2—2,5 млн лет. В четвертичном периоде происходила неоднократная смена потеплений и похолоданий. Особенно резкие колебания климата были в последние 200— 250 тыс. лет, когда человек уже заселил значительную часть планеты. Похолодания в средних широтах Северного полушария сопровождались большими континентальными оледенениями. Южнее ледников наступало увлажнение климата, возникали крупные пресные и солоноватые водные бассейны. При развитии ледников в связи с большой затратой воды на их образование уровень Мирового океана понижался на 85 — 120 м и происходило соединение отдельных частей суши, благодаря чему мог проходить обмен фауной (например, на месте Берингова пролива образовался мост между Азией и Северной Америкой). В районах, близких к леднику, развилась тундровая растительность и возникла специфическая холодолюбивая фауна — мамонт, волосатый носорог, овцебык, северный олень, песец, лемминг, полярная куропатка, распространявшиеся иногда до Южной Европы. В степных и лесостепных районах обитали лошадь, сайгак, бизон и др. В удалении от ледников были леса из сосны, ели, пихты, березы, а еще южнее — из дуба, бука, граба, клена. В суровых экологических условиях успешная борьба людей с крупными и опасными животными, а также конкуренция с родственными приматами способствовали развитию их ума. Одновременно со становлением физического типа человека продолжалось формирование материальной культуры, о чем свидетельствуют прекрасные образцы изобразительного искусства позднего палеолита. Однако в зависимости от природных условий темпы этого процесса были различны. Результаты исследований палеоантропологов показывают, что более 2 млн лет назад человек начал изготовлять примитивные каменные орудия. Около 200 тыс. лет назад он начал использовать огонь, возникающий от молний и самовозгорания торфа, а около 50 тыс. лет назад люди научились сами получать огонь. За прошедшие двадцать тысячелетий человек стал активно преобразовывать природу. Он заселил все климатические зоны. Уже в конце палеолита истребил в Европе многие виды животных. В неолите люди начали сводить участки леса и засевать освобожденные площади злаками, а в пустынях создавали поливные плантации и, таким образом, резко меняли ландшафты, животный и растительный мир. Взаимодействуя с природной средой, человек в процессе хозяйственной деятельности формировал различные хозяйственно-культурные типы. Один из самых ранних хозяйственных типов складывался из охоты на медведя и крупных копытных (лось, дикая лошадь, благородный олень, косуля, тур и др.), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, семян, желудей, корневищ, лесных и водяных орехов и т.д.). Группы охотников-собирателей вели полуоседлый образ жизни и на одном месте задерживались на короткое время. Численность таких групп достигала 20—25 человек. Иногда несколько групп собиралось вместе. Каждая группа занимала обширную площадь, в пределах которой только и можно было вести экстенсивное хозяйство. Размер этой площади зависел от многих причин, но в первую очередь от наличия объектов охоты и съедобных растений. По мнению исследователей, чтобы люди палеолита могли существовать, они должны были добывать пропитание на площади не менее 16 км2 на одного человека, включая женщин и детей. Таким образом каждая группа людей каменного века занималась охотой, сбором съедобных растений и насекомых на территории порядка 400 км2. Date: 2016-02-19; view: 439; Нарушение авторских прав |