Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы практических (семинарских) занятий





Неделя Темы практических (семинарских) занятий часы
  Модуль 1  
  Этапы формирования и развития современной экологии человека.  
  Эколология человека и смежные науки.  
  Антропоэкосистемы. Аксиомы экологии человека Демография как важный метод экологии человека.  
  Модуль 2  
  Уровни и факторы, определяющие общественное здоровье.  
  Основные составляющие здорового образа жизни.  
  Экологические проблемы 20-21 века.  
  Основнные экологические проблемы городов и мегаполисов  
  Жилище- экологическая ниша горожанина.    
  Модуль 3  
  Критерии ОВОС  
  Экологическое законодательство РК  
  Меры защиты от возможных опасностей  

Задания для СРС:

 
  История развития экологии человека.
  Экология человека и пограничные науки.
  Антропоэкологическое таксонирование.
  Правило демографического насыщения.
  Структура антропоэкосистемы.
  Уровень здоровья населения.
  Демографическое поведение.
  Исторические типы воспроизводства населения.
  Питание населения.
  Жилищные и коммунально-бытовые условия.
  Условия труда.
  Загрязнение ОС.
  Критерии оценки здоровья населения.
  Личная безопасность и проблемы преступности.
  Происхождение человека.
  Первый экологический кризис.
  Человек и аграрная культура.
  Типы квартир и их оборудование.
  Состояние воздушной среды жилых помещений.
  Нормативы качества продуктов питания.
  Гигиеническое нормирование качества атмосферного воздуха.

Тестовые задания

Вариант 1

1.Любой экологический фактор может быть лимитирующим, но наиболее важными для организмов суши чаще оказываются:

a) Температура,вода,пища,для растений –наличие в почве биогенных элементов

b) Влажность и пища

c) Температура, для растений – наличие минерального питания

d) Радиация

e) Свет и радиация

2.Организмы с высоким диапазоном толерантности (выносливости) называют:

a) Эврибионтами, они редко встречаются в природе

b) Эврибионтами, они широко распространены в природе

c) Стенобионтами, они практически не встречаются в природе

d) Мезопотентными

e) Полипотентными

3.Правило Шелфорда, закон толерантности – один из важнейших принципов экологии, согласно которому присутствие или процветание популяции каких-либо организмов зависит от:

a) Одного фактора, который для организма является максимальным

b) Комплекса экологических факторов, к каждому из которых у организма существует определенный диапазон выносливости

c) Группы экологических факторов, которые для данной популяции безразличны

d) Наличие конкурентов

e) Присутствие пищи

4.Углекислый газ используют как один из компонентов питания:

a) Растения и микроорганизмы

b) Растения и животные

c) Животные и микроорганизмы

d) Серобактерии

e) Железобактерии

5.Группа особей одного вида, занимающая определенное пространство, объединенная общим генофондом и функционирующая как единое целое называется:

a) Популяцией

b) Подвидом

c) Поколением

d) Экосистемой

e) Расой

6.Раздел экологии, который изучает экологию популяций, называется:

a) Демэкологией

b) Аутэкологией

c) Автоэкологией

d) Синэкологией

e) Системной экологией

7.По индексу экологической устойчивости Казахстан занимает место в мире:

a) 70 – ое

b) 60 – ое

c) 50 – ое

d) 40- ое

e) 30- ое

8.Доклады Римского клуба

a) «Человечество на перепутье»

b) «Нет пределов росту»

c) «Физиологический доклад»

d) «Глобальная политика»

e) «Юридический доклад»

 

9.Перенос питательных веществ и энергии в экосистеме характеризуют три термина:

a) Пищевая цепь, пищевая сеть, трофический уровень

b) Трофический уровень, пищевая сеть, консументы

c) Пищевая цепь, продуценты, трофический уровень

d) Редуценты, консументы, органические вещества

e) Депонирование, синтез, расщепление

 

10.В отношении каждого экологического фактора существует:

a) Оптимум, зоны угнетения, пределы устойчивости

b) Зоны пределов устойчивости, процветания, оптимума

c) Оптимум, зоны разрушения, зоны запустения

d) Зоны процветания

e) Зоны запустения

Вариант 2

1.Человек нарушает и третий принцип функционирования экосистем. В последние 250 лет стали использовать ископаемое топливо, его сжигание породило многочисленные проблемы:

a) Загрязнение окружающей среды, включая возможность катастрофического изменения климата

b) Загрязнение водной среды, которое приводит к потере окружающей средой своих свойств

c) Обогащение окружающей среды биогенами, что опасно для живых существ

d) Кислотных дождей

e) Озоновых дыр

2.Любые компоненты природы, входящие в контакт с объектом изучения (организмом, популяцией, сообществом, экосистемой) и влияющие на его состояние и свойства называются

a) Экологическими факторами

b) Биотическими факторами

c) Факторами

d) Абиотическими факторами

e) Объективными факторами

3. Выберите подходящее для характеристики толерантности:

a) Толерантность отражает интенсивность экологического фактора

b) Толерантность организма оценивается по его активности

c) Минимум,оптимум,максимум – эти понятия относят к оценке толерантности

d) Толерантность оценивается по силе воздействия на организм

e) нет правильного ответа

4.Экологический фактор, который при определенном наборе условий окружающей среды ограничивает какое-либо проявление жизнедеятельности организмов называют:

a) Лимитирующим

b) Критическим

c) Толерантным

d) Минимальным

e) Пессимальным

6.На суше наиболее экологически важными факторами являются:

a) Свет, температура, вода

b) Свет, концентрация кислорода, атмосферное давление

c) Температура, ветренность, атмосферное давление

d) Содержание кислорода, температура, ветренность

e) Содержание кислорода, температура, вода

7.Основной адаптацией к свету у животных является:

a) Зрение

b) Возникновение сна

c) Дневная активность

d) Возникновение сезонности

e) Положительный фототаксис

8.Животных, способных поддерживать температуру тела на относительно постоянном уровне называют:

a) Гомойотермными

b) Гомеостатными

c) Термостатичными

d) Гомотермными

e) Пойкилотермными

9.К биогенным элементам относятся:

a) С,О,N, Р, S, Н

b) С, Са,Fe, Р

c) О, N, К, Na, Cl

d) N, Р, Na, Cl

e) J, Na, Cl, K, Fe

10.Почему зеленые растения существуют только на глубине до 100 м

a) На такую глубину проникает солнечный свет

b) На большой глубине нет кислорода

c) На большой глубине нет углекислого газа

d) На большой глубине слишком низкая температура

e) На большой глубине несовместимое с жизнью давление

 

Вариант 3

1.Явление, при котором скорость прироста населения превышает скорость экономического роста настолько, что все большее число людей нищает, называется:

a) Перенаселением

b) Диспропорциональностью развития

c) Бедностью

d) Деградацией

e) Социальной диспропорцией

2.Высокая доля использования природных ресурсов и, как следствие, высокий уровень загрязнения окружающей среды являются ключевыми факторами, характеризующими:

a) Перепотребление

b) Благосостояние населения

c) Уровень развития производства

d) Демографический взрыв

e) Уровень развития сельского хозяйства

3.Рамочная конвенция по изменению климата и Конвенция по биоразнообразии принята на конференции в:

a) Рио – де – Жанейро

b) На конференции в Йоханнесбурге

c) На конференции в Нью - Йорке

d) На конференции в Севилье

e) На конференции в Рамсаре

4.Лесам Северной Европы угрожает опасность исчезновения по причине:

a) Выпадения кислотных дождей

b) Иссушения почв

c) Похолодание климата

d) Увеличения экспорта древесины

e) Потепление климата

5.Основной причиной гибели древних цивилизаций, экономическое процветание которых было связано с сельским хозяйством:

a) Хищническая эксплуатация земельных ресурсов

b) Захватнические войны

c) Климатические изменения

d) Периодически повторяющиеся засухи

e) Потепление климата

6.Одним из характерных признаков для агросистемы является:

a) Потребность в дополнительном вложении энергии со стороны человека

b) Способность саморегуляции и длительному устойчивому развитию

c) Преобладание естественного отбора в развитии агро- и экосистемы

d) Многообразие видов живых существ различных экологических групп, совместно обитающих на определенной территории

e) Децентрализация регуляции

7.Программа ООН по окружающей среде, это:

a) ЮНЕП

b) МСОП

c) ВСОП

d) ВОЗ

e) КОСР

8.Исключите “лишнее” слово следующей группе понятий:

a) Инсектециды

b) Продуценты

c) Консументы первого разряда

d) Редуценты

e) Консументы второго разряда

9.Наиболее важной причиной сокращения видового многообразия в глобальном масштабе является:

a) Разрушение местообитания в результате деятельности человека

b) Чрезмерная эксплуатация биологических ресурсов

c) Загрязнение воздуха

d) Интродукция новых видов

e) Загрязнение водоемов

10.К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды не относятся:

a) Вулканы и гейзеры

b) Сельское хозяйство

c) Транспорт

d) Промышленные предприятия

e) Энергетическая промышленность

Темы (реферата, презентации, эссе расчетно-графических работ и т.п.)

1.История развития экологии человека.

2.Начальный этап формирования и развития современной экологии человека. разновидности синапсов.

3.Дистанционная информация в работах по экологии человека.

4.Взгляды Н.Ф.Реймерса на современнуюэкологию человека.

5.Уровни антропоэкологических систем.

6.Принципы формирования экологического сознания.

7.Общественное развитие и типы здоровья.

8.Оценка уровня качества жизни населения.

9.Человечество и индустриализация.

10.Проблемы урбанизации.

11.Социально-культурная идентификация и проблемы общения горожан

Перечень вопросов коллоквиума:

Содержание вопроса
  Предмет антропоэкологии и ее место в системе наук.
  Основные разделы антропоэкологии.
  Аксиомы экологии человека
  Уровни антропоэкосистем
  Характеристика общности людей.
  Характеристика элементов антропоэкосистем
  Особенности уровня здоровья населения
  Демографическое поведение
  Экологическое сознание
  Типы воспроизводства населения

Программа экзамена:

Содержание вопроса
  Что изучает антропоэкология?
  Особенности экологии человека на современном этапе
  Классификация пограничных наук по отношению к экологии человека
  Медицинские науки, связанные с экологией человека
  Социальные науки, связанные с экологией человека
  Технические науки, связанные с экологией человека
  Методы исследования экологии человека
  Роль таксонирования
  Значение моделирования
  Значение прогнозирования
  Дистанционная информация в работах по экологии человека
  Живые организмы, встречающиеся лишь в одном из регионов Земли, часто изолированно от других регионов и больше нигде не встречающиеся, называются
  Первая аксиома экологии человека
  Уровни антропоэкосистем
  Характеристика общности людей.
  Характеристика элементов антропоэкосистем
  Вторая аксиома экологии человека
  Характеристика элементов антропоэкосистем
  Особенности уровня здоровья населения
  Третья аксиома экологии человека
  Демографическое поведение
  Экологическое сознание
  Четвертая аксиома экологии человека
  Типы воспроизводства населения
  Пятая аксиома экологии человека
  Какие факторы влияют на общность людей?
  Репродуктивное поведение - это
  Шестая аксиома экологии человека
  Важным показателем жизнеспособности популяции и качества ее здоровья служит
  Виды миграции населения
  Состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои специфические функции - это
  Общественное здоровье населения - это
  Седьмая аксиома экологии человека
  Урбоэкология - это
  Что составляет основную массу выбросов автотранспорта
  Какой из нижеперечисленных ионов тяжелых металлов скапливается в значительной степени на почве и растениях вдоль улиц и дорог
  Восьмая аксиома экологии человека
  Девятая аксиома экологии человека
  Среди загрязнений воздушной среды городов особое место принадлежит…
  Дайте определение понятию «жилищный комфорт»
  Что такое смог?
  Десятая аксиома экологии человека
  Какие сооружения могут иметь повышенный радиоактивный фон
  Одиннадцатая аксиома экологии человека
  Какой мониторинг осуществляет слежение за общебиосферными природными явлениями без наложения региональных антропогенных явлений
  Какой мониторинг осуществляет слежение за появлением случайных интродуцентов
  Двенадцатая аксиома экологии человека
  Какое влияние оказывают сернистые газы на почвы
  Какой загрязнитель воды является наиболее экологически опасным
  Характеристика ОВОС

ПОЛИТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Этот курс будет преподаваться с использованием традиционного метода обсуждения лекций. Обучающимся предлагается активное участие в обсуждениях в аудиториях так, чтобы они могли учиться друг у друга и извлекать выгоду из взаимодействия группы.

Аудиторное время включает лекции, семинарские (практические), лабораторные занятия, где проходят обсуждение материала, выполнение различных заданий и упражнений, решение задач.

На каждой лекции будут представлены и объяснены основные понятия и определения. Запись этих понятий обязательна для каждого обучающегося, т.к. преподаватель не будет предоставлять лекционный материал каждому отдельному обучающемуся.

На семинарских (практических), лабораторныхзанятиях обучающимся будут предлагаться задания для самостоятельного выполнения по темам и опрос лекционного материала. Сдача индивидуальных заданий осуществляется на СРСП.

Если обучающемуся что-либо не понятно, необходимо обратиться за разъяснениями, консультацией к преподавателю дополнительно.

К каждому занятию обучающийся должен готовиться по основной и дополнительной литературе.

Обязанность студентов посещать все занятия и приходить в аудиторию вовремя. Посещение будет проверяться в течении семестра. Освоение пропущенного материала является обязанностью студента.

Студенты своим несоответсвующим поведением не должны мешать преподавателю вести занятие,студентам усваивать учебную программу. Любое поведение, которое мешает выполнению нормальных академических функций, считается неуместным.

· На занятия студенты должны являться вовремя. В случаае опоздания студента более чем на 10 минут, преподаватель имеет право не допускать его к занятию.

· Сотовые телефоны и другие электронные устройства, которые отвлекают и создают помехи в работе аудиторий, должны быть выключены при входе в аудиторию.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КУРСА:

 

Вид контроля                                 Итого баллов
  Посещаемость * * * * * * * * * * * * * * *    
  Домашняя работа * * * * * * * * * * * * * * *    
  Практ. занятия * * * * * * * * * * * * * * *    
  Тестовый опрос на лекциях         *                 *      
  Тестовые задания             *             *      
  Письменный опрос       *                 *        
  Рубежный контроль:             *               *    
  Реферат, эссе …     *     *       *   *          
  Презентация                         *        
  Экзамен                               *  

Примечание: * - количество заданий.

 

ШКАЛА ОЦЕНОК:

оценка коэффициент %
А 4,0 95-100%
А- 3,67 90-94%
В+ 3,33 85-89%
В 3,0 80-84%
В- 2,67 75-79%
С+ 2,33 70-74%
С 2,00 65-69%
С- 1,67 60-64%
Д+ 1,33 55-59%
Д 1,0 50-54%
F   0-49%

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М.: Наука, 1977

2. Вишневский А.Г. Демографическая революция. – М.: статистика, 1976

3. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. – М.: Наука, 1983

4. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХІ века: Социально- педагогический анализ. – Дубна: Феникс+, 2001

5. Методологические проблемы экологии человека/ под ред. В.П.Казначеева

6. Прохоров Б.Б. Экология человека. М.Академия 2007г.

7. Данило Ж. Социальная экология. 1991,176б.

8. Өндірістік экология негіздері. Оқу құралы. Ақтөье 2003, 72б

9. Экология и безопасность жизнидеятельности. Уч.пособие. ЮНИТИ. Дана, 2000-447б

10. Ғ.Сағымбаев Экология негіздері. Алматы 1995

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

· Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., МНЭПУ, 1998.

· Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М., 1977.

· Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.,2002.

· Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. Изд-во ЛГУ, 1989.

· Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997.

· Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. Введение а эколого-философскую антропологию: Материалы по курсу. М., МНЭПУ, 1998.

· Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.

· Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск, Наука, 1991.

· Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л., 1974.

· Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., Наука, 1988.

· Наше общее будущее. Доклад МКОСР. М., 1989.

· Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. Учебное пособие. СПб, Химиздат, 1998.

· Петров К.М. Экология человека и культура. Учебное пособие. СПб, Химиздат, 1999.

· Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

· Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. М., МНЭПУ, 1999.

· Прохоров Б.Б. Экология человека: социально-демографические


Date: 2016-02-19; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию