Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткое описание дисциплины. В «Экологии человека» представлена информация по устройству антропоэкосистем и основным требованиям
В «Экологии человека» представлена информация по устройству антропоэкосистем и основным требованиям, предъявляемым к условиям, обеспечивающим здоровье человека и способствующим предупреждению воздействия негативных факторов и профилактику связанных с этим заболеваний.
Курс «экологии человека» предназначен для чтения студентам, уже ознакомленным с основными экологическими дисциплины – «Общая экология», «Учение об атмосфере», «Учение о гидросфере», «Современное учение о биосфере» «Экологический мониторинг».
Основная цель курса – познакомить учащегося с основными законами взаимодействия человека и окружающей среды.
13. Календарно-тематический план и сетка часов дисциплины по модульному обучению
| №
п/п
| Название модуля и темы лекции
| Лекции
(час)
| Практич./ семинар
занятия
(час)
| Самост.
работа
(час)
| Формы текущего контроля
| Форма рубежного контроля
| |
| Модуль 1Формирование взглядов на проблему «экология человека»
|
|
|
|
|
| |
| 1.Введение.
|
|
|
|
Рефераты,тестовые вопросы
|
| |
| 2.Место экологии человека в системе наук.
|
|
|
|
Рефераты,тестовые вопросы
|
| |
| 03 Аксиомы экологии человека.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 4.Антропоэкосистемы – объект исследований экологии человека.
|
|
|
| Рефераты,тестовые вопросы
|
| |
| 5.Демографическая информация в исследованиях по экологии человека.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| Модуль 2 Экология общественного здоровья.
|
|
|
|
| Тестовый контроль
| |
| 1.Критерии оценки общественного здоровья.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 2.Изучение образа жизни населения.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 3.Историческая антропология.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 4.Проблемы урбанизации в экологии человека.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 5.Экология жилища.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 6.Семья в антропоэкологических исследованиях.
|
|
|
| Рефераты,тестовые вопросы
|
| |
| 7.Сексуальная революция и ее последствия.
|
|
|
| Рефераты,тестовые вопросы
|
| |
| Модуль 3 Нормирование качества окружающей среды.
|
|
|
|
| Тестовый контроль
| |
| 1.ОВОС.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 2.Законодательная база нормирования качества ОС.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 3.Проблемы безопасности при стихийных и экологических бедствиях.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
| |
| 4.Техногенные катастрофы и военная безопасность.
|
|
|
| Устный, письменный, рефераты
|
|
14. Учебно-методическая карта дисциплины
Лекции
| №
п/п
| Название темы
| План лекции,
основные дидактические единицы
| Формы текущего
контроля
| |
|
| Модуль 1 Формирование взглядов на проблему «экология человека»
|
| |
| Введение.
| 1.Цель дисциплины
2.Задачи экологии человека
| Устный и письменный контроль
| |
| Место экологии человека в системе наук.
| 1.Место макроэкологии среди других дисциплин
2.Особенности биоэкологии
3.Социология и медицина.
| Коллоквиум
| |
| Аксиомы экологии человека.
| 1.Концептуальный подход к экологии человека.
2.Культурная и биологическая эволюция. НТР.
| Устный и письменный контроль
| |
| Антропоэкосистемы – объект исследований экологии человека.
| 1.Понятие экосистема.
2.Виды экосистем.
3.Антропоэкосистема
| Устный и письменный контроль
| |
| Демографическая информация в исследованиях по экологии человека.
| 1.Основные демографические критерии.
2.Численность населения.
3.Плотность и возрастной состав населения.
| Устный и письменный контроль
| |
|
| Модуль 2 Экология общественного здоровья.
|
| |
| Критерии оценки общественного здоровья.
| 1.Заболеваемость и ее характеристики.
2. Показатели смертности и их анализ.
3.Продолжительность жизни.
| Устный и письменный контроль, рефераты
| |
| Изучение образа жизни населения.
| 1.Культурное наследие этносов.
2.Анкетирование населения.
3.Проведение валеологического мониторинга.
| Рефераты
| |
| Историческая антропология.
| 1.Филогенетические особенности эволюции.
2.Теория Дарвина и историческая антропология.
| Устный и письменный контроль
| |
| Проблемы урбанизации в экологии человека.
| 1. Урбанизация-объективный процесс.
2. Причины урбанизации.
3. Последствия урбанизации.
| Устный и письменный контроль
| |
| Экология жилища.
| 1. Требования СНИП к площади.
2. Требования к микроклимату.
3. Требования к освещенности.
| Рефераты
| |
| Семья в антропоэкологических исследованиях.
| 1.Семья-ячейка социума.
2.Этнические особенности семейного уклада.
3.Социальная роль семьи.
| Устный и письменный контроль
| |
| Сексуальная революция и ее последствия.
| 1.Особенности сексуального поведения в разных социальных условиях
2. Особенности сексуального поведения в СССР.
3.Сексуальная революция и ее содержание.
| Рефераты
| |
|
| Модуль 3. Нормирование качества окружающей среды.
|
| |
| ОВОС.
| 1. Основные показатели ОВОС.
2. ПДК.
3. ПДВ
| Составление таблиц метаболических путей, устный и письменный контроль
| |
| Законодательная база нормирования качества ОС.
| 1. СНИПы и ГОСТы.
2. Техническая сертификация.
3. Экологическое право и нормирование.
| Устный и письменный контроль
| |
| Проблемы безопасности при стихийных и экологических бедствиях.
| 1.Структура организации безопасности жизнедеятельности в РК.
2.Роль международных организаций.
3.Значение подразделений ООН.
| Устный и письменный контроль
| |
| Техногенные катастрофы и военная безопасность.
| 1.Классификация техногенных катастроф.
2. Основные положения теории катастроф.
3.Военная безопасность и антитерроризм.
| Устный и письменный контроль
| Практические занятия
| №
п/п
| Название темы
| План занятия,
основные дидактические единицы
| Формы текущего
контроля
| |
|
| Модуль 1 Формирование взглядов на проблему «экология человека»
|
| |
| 1.Этапы формирования и развития современной экологии человека.
| 1. Взаимоотношения человека и природы.
2. Научные концепции исследователей, как предпосылки современной экологии человека.
3. Начальный этап формирования и развития современной экологии человека.
4. Экология человека на современном этапе.
| Конспекты
| |
| 2.Экология человека и смежные науки.
| 1. Экология человека и пограничные науки.
2. Рольдемограических исследований
3. Принцип формирования системы методов, используемых в экологии человека
4. Цели задачи экологии человека
| Конспекты, письменная работа
| |
| 3.Аксиомы экологии человека.
| 1. Человек –существо биосоциальное;
2. Главный биологический фактор физического выживания человека в меняющихся условия х – адаптация;
3. Люди могут существовать только благодаря совместному труду
| Конспекты, рефераты
| |
|
| Модуль 2 Экология общественного здоровья.
|
| |
| 1.Уровни и факторы, определяющие общественное здоровье.
| 1.Социальные факторы, влияющие на здоровье.
2.Биологические факторы.
3.Образ жизни как фактор здоровья.
4.Иммунитет
| Конспекты, устный опрос
| |
| 2.Основные составляющие здорового образа жизни.
| 1. Режим дня.
2.Личная гигиена.
3.Физическая культура.
4.Рациональное питание.
5.Рациональное питание.
| Рефераты, конспекты
| |
| 3.Экологические проблемы 20-21 века.
| 1. Загрязнение окружающей среды.
2. Урбанизация..
3. Интернет-зависимость.
4. Проблема терроризма.
| Рефераты, конспекты
| |
| 4.Основнные экологические проблемы городов и мегаполисов
| 1. Загрязнение городской среды.
2. Перенаселенность отдельных районов и проблема транспорта.
3. Недостаточность озеленения..
4. Демографический дисбаланс.
| Конспекты, устный контроль
| |
|
| Модуль 3. Нормирование качества окружающей среды.
|
| |
| 1.Критерии ОВОС
| 1. СНИП..
2. Оценка воздействия на окружающую среду.
3. ПДК.
4. ПДВ.
| Конспекты, устный контроль
| |
| 2.Экологическое законодательство РК
| 1. Экологический кодекс РК.
2. Закон об ООПТ.
3. Красная книга РК - законодательный акт.
| Конспекты, устный контроль
| |
| 3.Меры защиты от возможных опасностей
| 1. Законодательные меры защиты.
2. Общественные организации по ОС.
3. Международные фонды защиты ОС.
| Конспекты, устный контроль
| ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Прохоров Б.Б. Экология человека. М.Академия 2007г.
2. Габов Ю.А., Кист В.Э, Аполлонский С.М. и др. Экология человека. Монография Алматы 2012
3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. – М.: Наука, 1977
4. Проблемы экологии человека / Под ред. В.П.Казначеева. – М.: Наука, 1986
5. Вишневский А.Г. Демографическая революция. – М.: статистика, 1976
6. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. – М.: Наука, 1983
7. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХІ века: Социально- педагогический анализ. – Дубна: Феникс+, 2001
8. Методологические проблемы экологии человека/ под ред. В.П.Казначеева
9. Данило Ж. Социальная экология. 1991,176б.
10. Өндірістік экология негіздері. Оқу құралы. Ақтөбе 2003, 72б
11. Экология и безопасность жизнидеятельности. Уч.пособие. ЮНИТИ. Дана, 2000-447б
12. Ғ.Сағымбаев Экология негіздері. Алматы 1995
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., МНЭПУ, 1998.
2. Алексеева Т.И. Географическая среда и биология человека. М., 1977.
3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.,2002.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. Изд-во ЛГУ, 1989.
5. Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997.
6. Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. Введение а эколого-философскую антропологию: Материалы по курсу. М., МНЭПУ, 1998.
7. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.
8. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск, Наука, 1991.
9. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л., 1974.
10.Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., Наука, 1988.
Наше общее будущее. Доклад МКОСР. М., 1989.
11.Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. Учебное пособие. СПб, Химиздат, 1998.
12.Петров К.М. Экология человека и культура. Учебное пособие. СПб, Химиздат, 1999.
13.Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.
14.Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. М., МНЭПУ, 1999.
15.Прохоров Б.Б. Экология человека: социально-демографические
16. Программа экзамена
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
| №
| Содержание вопроса
| |
| Что изучает антропоэкология?
| |
| Особенности экологии человека на современном этапе
| |
| Классификация пограничных наук по отношению к экологии человека
| |
| Медицинские науки, связанные с экологией человека
| |
| Социальные науки, связанные с экологией человека
| |
| Технические науки, связанные с экологией человека
| |
| Методы исследования экологии человека
| |
| Роль таксонирования
| |
| Значение моделирования
| |
| Значение прогнозирования
| |
| Дистанционная информация в работах по экологии человека
| |
| Живые организмы, встречающиеся лишь в одном из регионов Земли, часто изолированно от других регионов и больше нигде не встречающиеся, называются
| |
| Первая аксиома экологии человека
| |
| Уровни антропоэкосистем
| |
| Характеристика общности людей.
| |
| Характеристика элементов антропоэкосистем
| |
| Вторая аксиома экологии человека
| |
| Характеристика элементов антропоэкосистем
| |
| Особенности уровня здоровья населения
| |
| Третья аксиома экологии человека
| |
| Демографическое поведение
| |
| Экологическое сознание
| |
| Четвертая аксиома экологии человека
| |
| Типы воспроизводства населения
| |
| Пятая аксиома экологии человека
| |
| Какие факторы влияют на общность людей?
| |
| Репродуктивное поведение - это
| |
| Шестая аксиома экологии человека
| |
| Важным показателем жизнеспособности популяции и качества ее здоровья служит
| |
| Виды миграции населения
| |
| Состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои специфические функции - это
| |
| Общественное здоровье населения - это
| |
| Седьмая аксиома экологии человека
| |
| Урбоэкология - это
| |
| Что составляет основную массу выбросов автотранспорта
| |
| Какой из нижеперечисленных ионов тяжелых металлов скапливается в значительной степени на почве и растениях вдоль улиц и дорог
| |
| Восьмая аксиома экологии человека
| |
| Девятая аксиома экологии человека
| |
| Среди загрязнений воздушной среды городов особое место принадлежит…
| |
| Дайте определение понятию «жилищный комфорт»
| |
| Что такое смог?
| |
| Десятая аксиома экологии человека
| |
| Какие сооружения могут иметь повышенный радиоактивный фон
| |
| Одиннадцатая аксиома экологии человека
| |
| Какой мониторинг осуществляет слежение за общебиосферными природными явлениями без наложения региональных антропогенных явлений
| |
| Какой мониторинг осуществляет слежение за появлением случайных интродуцентов
| |
| Двенадцатая аксиома экологии человека
| |
| Какое влияние оказывают сернистые газы на почвы
| |
| Какой загрязнитель воды является наиболее экологически опасным
| |
| Характеристика ОВОС
| |
| Любой экологический фактор может быть лимитирующим, какие из них оказываются наиболее важными для организмов суши
| |
| Одним из характерных признаков для агросистемы является
| |
| Что является основной причиной гибели древних цивилизаций, экономическое процветание которых было связано с сельским хозяйством
| |
| В каком году была принята Рамочная конвенция по изменению климата и Конвенция по биоразнообразии
| |
| Повышение температуры атмосферы из-за увеличения в ней содержания углекислого газа и некоторых других газов получило название
| |
| Наибольшее воздействие на организмы оказывает такой вид деятельности человека, как
| |
| Реакция живых организмов на смену дня и ночи называется
| |
| Главный экологический фактор, на который реагируют организмы в своих годовых циклах
| |
| Биосферная функция человечества заключается в том, чтобы поддерживать и целенаправленно развивать биосферу
| |
| Наибольшая доля загрязнений, особенно в городах, приходится на такие отрасли хозяйства, как
| |
| Самыми опасными с точки зрения влияния на экологическую обстановку производствами являются
| |
| Как называется фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма
| |
| Как называется совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающих экологический баланс в биосфере и ее подразделениях
| |
| Основным потребителем продукции, получаемой при переработке нефти, является
| |
| К антропогенным источникам загрязнения окружающей среды не относятся
| |
| Как называют организмы с высоким диапазоном толерантности (выносливости)?
| |
| Раздел экологии, который изучает экологию человека, называется
| |
| В отношении каждого экологического фактора существует
| |
| Явление, при котором скорость прироста населения превышает скорость экономического роста настолько, что все большее число людей нищает, называется
| |
| Один из антропогенных кризисов был вызван
| |
| Программа ООН по окружающей среде
| |
| В задачи антропоэкологии не входит
| |
| Первый экологический кризис был связан
| |
| Какое влияние на здоровье человека оказывает сернистый газ
| |
| Какой загрязнитель воды является наиболее экологически опасным
| |
| Как называется группа особей одного вида, по наличию или состоянию которого, а также их поведению судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей
| |
| Какой мониторинг осуществляет слежение за появлением случайных интродуцентов
| |
| Какой мониторинг осуществляет слежение за общебиосферными природными явлениями без наложения региональных антропогенных явлений
| |
| Какие сооружения могут иметь повышенный радиоактивный фон
| |
| Какого газа больше всего содержится в воздухе
| |
| В каждую антропоэкосистему для ее успешного функционирования обязательно должны входить
| |
| К наиболее опасным загрязнителям относят такие предприятия, как
| |
| Одним из основоположников экологии как науки, давшим ей название науки о взаимоотношениях живых организмов и условий среды, был
| |
| Наиболее быстро в крупных промышленных городах из-за загрязнения среды идет рост таких заболеваний, как
| |
| Предмет антропоэкологии и ее место в системе наук.
| |
| Какие разделы выделяют в антропоэкологии.
| |
| Тринадцатая аксиома экологии человека
| |
| Какие можно выделить уровни антропоэкосистем
| |
| Что относится к точечному уровню а/экосистем?
| |
| Какие можно выделить элементы антропоэкосистем?
| |
| Что такое «уровень здоровья населения»?
| |
| Что называют демографическим кризисом?
| |
| Как называется процесс деконцентрации населения и расселения его вне городов, в определённой мере?
| |
| Типы воспроизводства населения
| |
| Что не относится к основным принципам ОВОС?
| |
| Какие факторы влияют на здоровье человека?
| |
| В каком году была создана всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения (ВОЗ)?
| |
| Что относится к основным критериям ОВОС?
| |
| Назовите основные составляющие ЗОЖ
| |
| Какие мероприятия могут производиться в случае возникновения ЧС?
|
ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Date: 2016-02-19; view: 720; Нарушение авторских прав | Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|