Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Охарактеризуйте домашнюю работу как одну из форм организации учебной деятельности учащихся
Существует два вида домашней работы: домашняя самостоятельная и домашняя учебная. Домашняя самостоятельная работа – это индивидуальная или коллективная учебная деятельность. Она осуществляется без непосредственного руководства учителя. Распространенными видами самостоятельной домашней работы являются: работа с учебником, справочной литературой, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения и др., она закрепляет знания и умения, полученные на уроках; расширяет, углубляет учебный материал; формирует умения и навыки самостоятельного выполнения упражнений; развивает самостоятельность мышления. Если классная работа протекает под руководством учителя, то домашняя осуществляется без его непосредственного руководства, вне школы. Домашняя учебная работа помогает организовать свободное время младших школьников реализуя связь обучения и жизни, помогает развивать и укреплять познавательные и волевые способности, содействует воспитанию трудолюбия, дисциплинированности, ответственности. В домашней учебной работе имеются недостатки: учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части, не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний; не умеют организовать свое рабочее время; выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала; отдельные учителя дают слишком объемные или чрезмерно сложные задания. Указанные недостатки говорят о необходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы, более пристального внимания учителей к проверке домашнего задания. 2. Проанализируйте разноуровневые домашние задания по математике для учащихся 3-х групп (задания будут указаны в билете ). К каждому уроку были подготовлены задания I и II уровней, а также «задания для любознательных». Задания I уровня – самые простые. Они включают в себя необходимый для усвоения темы материал, и выполнять эти задания ученик должен самостоятельно по заданному алгоритму. Задания II уровня – более сложные, предполагающие как работу по алгоритму, так и более сложную, для выполнения которой нужно найти нестандартный подход. «Задания для любознательных» требуют творческого подхода к их вы- полнению. Такая организация закрепления учебного материала способствует индивидуализации обучения. Обучающийся просматривает материал для выполнения домашнего задания, представленный в двух уровнях, и выбирает тот, который на данный момент ему по силам. Практика показывает, что нередко учениками выполняется работа обоих уровней, так как у них появляется своего рода азарт: «Смогу ли я и это сделать?». Продуманная система стимулирования учащихся и оценивания их работы также дает посыл к выполнению заданий более сложного уровня. Все это обеспечивает требуемый уровень качества обучения математике. Применение технологии разноуровневого обучения способствует по- вышению мотивации к успешному изучению математики, формированию психологически комфортной для учащегося среды, чувства уважения к себе и окружающим, дает возможность ученику выбирать тот уровень усвоения знаний, который соответствует его способностям.
4) Раскройте особенности изучения учебного материала в соответствии с существующими учебниками математики в дидактической системе JI.B. Занкова (конкретный учебный материал будет указан в билете) Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова. Главными задачами изучения математики в системе являются: - достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ума, воли, чувств, нравственной сферы; - формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений; - овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Известно, Л.В. Занков уделял математике большое внимание и указывал учителям на то, что, работая по учебнику, учитель должен всегда помнить, что этот учебник нацелен не только на приобретение школьником знаний и навыков по математике но, прежде всего на достижение возможно более высоких результатов в общем развитии детей. В процессе выполнения соответствующих заданий дети производят те или иные действия, операции, в тоже время упражняются в сложении, вычитании, умножении и делении, отрабатывая вычислительные навыки. Таким образом, приобретение таких навыков происходит принципиально другим путем, чем по традиционной методике. Если учитель по этому учебнику пытается работать так, как он привык по традиционной системе, то, естественно, успеха не будет, а будет крупная неудача. По системе Л.В. Занкова, по методике И.И. Аргинской выполнение одного задания требует интенсивной умственной деятельности, в процессе которой работа мысли, и возвращение к тому, что уже было изучено. Соединение письменного выполнения задания с устным счетом постепенно приводит к твердому знанию таблицы сложения и умножения. В связи с формированием вычислительных навыков необходимо остановиться и на вопросе об особом виде работы - устном счете. Специальных заданий для него в учебниках нет. Однако во многих заданиях есть части, которые требуют устной работы класса. В настоящее время устный счет в начальных классах служит в основном цели совершенствования навыков выполнения определенных математических операций. Не отрицая использования устного счета для этой цели, мы в соответствии с установками системы Л.В. Занкова считаем, что эта работа должна занимать значительно более скромное место. Основным направлением должно стать развитие таких свойств мыслительной деятельности, как гибкость, быстрота реакции. Творческий учитель при проведении устного счета избегает обычных для него заданий вида: найти значение 3 + 5, 6 + 2 и т. д. На основе этих выражений, как ориентирует учебник И.И. Аргинской, могут быть предложены различные творческие задания. Например: назови выражения, значение которых равно 8. Дети называют выражения сами. Обсуждая эти выражения, дети могут вспомнить такие математические выводы, как: выражение 7+1 свидетельствует о том, что последующее число больше предыдущего на единицу; что нужно, выполняя задание, например, с выражением 6+2, 2+6 вспомнить переместительное свойство сложения. Можно использовать и такого рода задание: 12, 15, 18, 21 - что это? «Просто ряд чисел», - ответят ученики. Или: «Эти числа можно назвать двузначными, т. к. для записи потребовалось две цифры». Эти числа могут быть значениями суммы. Учитель предлагает назвать всевозможные выражения данных сумм. К этому же ряду двузначных чисел учитель может дать другое задание, чтобы ученик нашел следующее или предыдущее число. Такой прием можно использовать и при изучении таблицы умножения. Представить, что эти числа - значения произведений. И опять назовется много выражений. Таким образом, в системе Л.В. Занкова формирование вычислительных навыков происходит не путем нагромождения однородных повторений, а в теснейшей связи с работой мысли ребенка, с усвоением теоретических знаний. В учебнике И.И. Аргинской раскрываются перед школьниками процессы анализа, сопоставления, рассуждения, которые дают возможность постигнуть то или иное математическое выражение. Соответственно можно сделать такое заключение, что форма изложения материала в учебнике математики по системе Л.В. Занкова приближается к беседе с учеником. Одной из особенностей рассматриваемого учебника является то, что он нацеливает учителя на активную работу в классе. Но это не значит, что в нем отсутствует основа для домашних заданий. Однако они носят специфический характер, поскольку не направлены на прямое закрепление пройденного на уроке. Нередко они задаются в том случае, когда трудное задание в основном выполнено в классе, т. е. выработано правильное направление для получения верного ответа, но решение может быть продолжено дома, если ученики захотят. Этот прием, направленный на формирование математических знаний, в то же время способствует развитию способности принимать самостоятельное решение, т.е. имеет и общеразвивающее значение. Конечно, такой прием допустим в таких условиях, когда за домашнюю работу не ставится отметка, а работа подвергается содержательному анализу, что и происходит в системе Л.В. Занкова. Методика работы по математике в системе Л.В. Занкова при правильной ее реализации зарекомендовала себя и доказала высокую эффективность для усвоения математических знаний и развития мышления. Охарактеризуйте этапы формирования приемов критического мышления, которые целесообразно использовать в процессе формирования математических представлений и понятий (тема будет дана на экзамене). Вспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий. Воспроизведение: следование образцу или алгоритму. Обоснование: подведение частного случая под общий принцип или понятие. Реорганизация: преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение. Соотнесение: связывание вновь приобретенных знаний с усвоением ранее или с личным опытом. Рефлексия: исследование самой мысли и причин её появления. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики. Например при изучении единиц времени на стадии вызова ученикам на листах предлагается таблица и дается задание Записать какие единицы времени они знают. Затем ставится вопросЧто бы вы хотели узнать о единицах времени? На этапе осмысления учитель предлагает учащимся прочитать текст (Приложение 1). При работе с текстом использовать маркировочные значки: «V»- то, что знаю «+» - новая информация «-» - думал иначе «?» - есть вопросы
После прочтения детям предлагается заполнить таблицу и дополнить фразу, в которой дети описывали сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. Закрепляю знания учеников, составляя предложения по опорным словам. Прием развития критического мышления «Рассказ-активизация по ключевым словам». Задание По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 2 марта, вторник, зима, 2010 год, ХХI век, 9 часов" и т.п.) Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении остальных величин (массы, длины, площади) числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т.д. В единицах времени совсем другие числа. Часто дети путают и 1ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии критического мышления обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут. На стадии вызова наиболее часто используются следующие приёмы: «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На карточка таблица «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»
2.Дайте сравнительную характеристику пособий по обучению грамоте на основе программ JI.B. Занкова, Р.Н. Бунеева. В современной начальной школе функциональная стилистика не рассматривается как предмет изучения, поэтому особенно остро встает вопрос о своевременном развитии речи младших школьников, развития чувства стиля, на основе которого в дальнейшем будут формироваться стилистические умения и навыки. Для этого необходимо систематическое, регулярное использование заданий, в которых обращается внимание на стилистические особенности речи. И делать это следует не только на уроках русского языка и чтения, но и на материале всех других изучаемых в начальной школе дисциплин. Теоретический минимум знаний по стилистике в младшей школе должен подаваться в рамках изучения курса русского языка. Нами проведен анализ учебников русского языка Рамзаевой Т. Г. (традиционная программа), Бунеева Р. Н., Бунеевой С. В., Прониной О. В. («Школа - 2100») и Поляковой А. В. (система Л. В. Занкова). И ни в одном из них не было обнаружено упражнений, направленных на работу над стилем. Следует отметить, что все учебники включают в себя тексты, написанные в следующих функциональных стилях: художественном, научном, публицистическом и разговорном. Отсутствует в текстах и упражнениях учебников официально-деловой стиль. С целью объективного представления данной проблемы приведем подробный сравнительно-сопоставительный анализ данных учебников.В качестве дидактического материала в учебниках для начальной школы широко представлен художественный стиль. Здесь следует заметить, что основу учебного материала по русскому языку составляют высокохудожественные тексты. Научный стиль представлен двумя своими подстилями: учебно-научным и научно-популярным (собственно научная речь недоступна учащимся младшего школьного возраста). Задача учителя на уроках русского языка в том, чтобы научить школьников владеть языком своего предмета, создать благоприятные условия для развития речи при изучении других дисциплин. Учебно-научный подстиль представлен в разделах учебников, где объясняется новый учебный материал, вводятся новые термины, правила и определения. В научно-популярном подстиле используется множество упражнений, направленных на развитие навыков чтения и письма, на умение работать с текстом, на закрепление пройденных орфограмм и правил. Тексты и упражнения в разговорно-бытовом стиле направлены на развитие речи учащихся и их коммуникативных способностей. Например, в учебниках Рамзаевой Т. Е. и Поляковой А. В. особое внимание уделяется вежливому обращению друг с другом, в учебниках Р. Н. и Е. В. Бунеевых отводится место тому, как правильно вести разговор по телефону. Полякова А. В. особое внимание разговорной речи уделяет при изучении прямой речи в третьем классе. Публицистический стиль в учебниках также выступает не в «чистом» своем виде – это упражнения, имеющие форму заметок и очерков. Упражнения во всех представленных функциональных стилях направлены на лексическую, каллиграфическую, орфографическую, грамматическую, морфологическую, синтаксическую, пунктуационную и другую работу, но никак не на стилистическую, хотя и встречаются упражнения на усвоение выразительных средств языка. Но учащихся начальных классов следует знакомить с особенностями некоторых жанров и стилей и формировать у них представление о речи как стилистической системе. Младшим школьникам не обязательно знать термины, достаточно обрисовать им сферу деятельности, специфику употребления языковых средств, что ведет за собой в дальнейшем более легкое усвоение стилистических понятий (так, тексты учебников, справочников, энциклопедий представляют собой «научный стиль»; разговор по телефону – бытовую сферу общения; объявление, заявление – «деловой стиль»; стихотворения, сказки, повести – художественный стиль и т. п.). Как показывают современные исследования педагогов и психологов, знания формируются одновременно с умениями в процессе выполнения определенных упражнений на уроках. Упражнения по стилистике могут быть разнообразными. Важно выделить среди них основные типы в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем на том или ином этапе обучения. Можно выделить следующие виды упражнений по стилистике. I. Упражнения, направленные на распознавание, нахождение стилистических средств в специально отобранном для наблюдений материале. Желательно, чтобы это был собой связный текст, позволяющий школьникам легче определить сферу функционирования языковых средств. С помощью таких упражнений формируются знания и умения определять, находить, «видеть» и «узнавать», осмысливать языковые средства на готовом, предложенном учителем материале, соотносить их со сферой преимущественного использования. Выделяя упражнения указанного типа, исходим из того, что ученики должны систематически знакомиться с толковым словарем и со словарем синонимов. II. Упражнения, которые преследуют цель определить сферу использования языковых средств, объяснить, какую стилистическую функцию они выполняют, насколько они здесь уместны, необходимы. Такие задания способствуют формированию умений выявлять, объяснять использование стилистических средств в зависимости от выполняемой ими функции. Ученики не просто указывают встретившиеся в тексте слова, подбирают синонимичные формы и конструкции, а вникают в суть стилистического явления, осознают их роль и назначение. Именно упражнения подобного вида должны преобладать в практике начальной школы. Особое внимание учащихся должно обращаться на осознание тонких, но весьма существенных различий и оттенков в слове, на сферу их употребления. В процессе выполнения заданий у детей развивается особая способность «чутья языка», стремление к наилучшему выбору подходящего для данной ситуации слова. III. Упражнения, в которых детям требуется из газет, книг, журналов и так далее подобрать тексты различной стилевой принадлежности, охарактеризовать их и попытаться объяснить целесообразность состава и функций используемых в них средств. IV. Упражнения, предусматривающие употребление учащимися стилистических средств в собственной речи, в различных ее жанрах и разновидностях. В процессе выполнения упражнений этого вида можно проследить, в какой степени оказались эффективными упражнения других типов, насколько они помогли сформировать у детей те или иные стилистические умения. Задания упражнений здесь могут быть различными: от составления словосочетаний и предложений, преследующих определенную цель до написания сочинений того или иного жанра. V. Упражнения на редактирование, где необходимым условием успешной работы является рассмотрение наблюдаемых явлений в контексте. Исходя из того, что на уроках рус яз в нач шк выделяется минимальное количество времени на изучение основ стилистики, мы предлагаем углубить стилистическую работу на уроках рус яз и чтения, а также использовать в работе над стилистикой материал всех других изучаемых в начальной школе учебных предметов. Т. о, вести работу над усвоением мл шк элементарных основ функциональных стилей речи необходимо на всех занятиях, тем более что материал учебных предметов позволяет это делать. Включать подобные упражнения необходимо грамотно, чтобы не превратить все преподаваемые дисциплины в один урок по развитию речи. Рез-ты изучения функциональных стилей в нач шк определяются системой методически продуманных, разнообразных по своему хар-ру, виду, целям, формам исполнения упражнений; тем, насколько целесообразно, регулярно и в какой последовательности проводит учитель эти упражнения в соответствии с психолого-педагогическими требованиями, что, несомненно, поможет развитию речи мл шк, воспитанию языковой личности, способной широко использовать стилистические ресурсы рус яз в различных ситуациях общения. Date: 2016-02-19; view: 782; Нарушение авторских прав |