Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет № 8. 1 Охарактеризуйте метод моделирования и наглядности в обучении младших школьников
Моделирование как наглядный метод обучения не просто дает возможность создать наглядный образ моделируемого объекта, а создать образ его наиболее существенных, значимых свойств, отраженных в модели. Все остальные свойства, в данном случае несущественные, отбрасываются. При реализации наглядного метода традиционная наглядность обеспечивает создание образа лишь внешней стороны изучаемого объекта, а внутренние отношения и свойства предметов она не раскрывает. Это принципиальное различие показывает превосходство метода моделирования перед методом наглядности при переходе от чувственной формы получения знания к понятийной В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах, но только при использовании наглядности существенное выделяется в плане восприятия, а при использовании моделирования оно выделяется в действии, преобразующем объект. На вопрос, что такое наглядное обучение, Ушинский отвечает так: «Это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» Тема «Дикорастущие и культурные растения» формирует понятия с точки зрения жизненных форм (деревья, кустарники, травы), а потом в связи с биологическими особенностями и назначением. Правда, дети сами не могут дать вразумительного объяснения, какие же растения называют овощными, фруктовыми и зерновыми. Овощные растения - травянистые, выращиваемые на грядах и используемые для питания людей (корм животных). Фруктовые - древесные растения (чаще деревья, реже высокие кустарники), имеющие сочные и съедобные плоды. Зерновые - травянистые растения, у которых семя называют зерном, используемые для получения продуктов питания (корм животных). Декоративные растения - древесные, кустарниковые, травянистые, применяемые для украшения. Детей повсюду окружают цветочные и древесно-лиственные растения, составляющие ассортимент культурной флоры нашей местности, поэтому активно используется возможность «раскрыть ребенку глаза» на то растительное богатство, которое с заботой подбирают и выращивают озеленители. «Какие бывают растения». Формируются понятия «деревья», «кустарники», «травы» (все это схематично отражается в рабочей тетради); древесные растения классифицируются на лиственные и хвойные. Практика показала: учащиеся хорошо знают один отличительный признак хвойных растений - узкий лист-хвоя. К хвойным они относят ель, пихту, сосну, а при виде можжевельника, туи, кипарисовика попадают в затруднительное положение. Методом наблюдения учитель помогает детям уточнить морфологию биоклассов. У лиственных растений листья имеют разную форму, окраску, размеры, чаще тонкие; у хвойных - листья игловидные или чешуйчатые, зеленые, плотные, блестящие. Зная эти отличительные признаки, ребята даже по гербарию быстро определяют принадлежность растений и легче разбираются в сезонных изменениях разных типов пород. Текст учебника этой темы начинается словами: «Растения очень разнообразны». Но разнообразны они не только по биологическим свойствам, но и по декоративным качествам. В.А. Сухомлинский писал: «Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства». Высокая эстетическая ценность растений позволяет обратить внимание детей на некоторые их декоративные характеристики (рост, форму кроны, цвет коры ствола, побегов, листьев, цветов, плодов). Для этой цели требуются: инструктаж по рассматриванию и описанию растений; список слов, обозначающих декоративные признаки растений. Естественно, что это занятие проводится не в классной комнате, а на пришкольном участке, в парке, сквере. В конце урока ребята не просто повторяют материал, а составляют связный рассказ о любимом дереве, кустарнике, травянистом растении с учетом приобретенных знаний. Такой способ повторения изученного больше будоражит мысль ребенка, чем память, будит в них желание высказываться точно, образно, учит слушать других. В III классе при изучении темы цветоводства практикуется в дополнение к учебнику знакомство ребят с двумя основными стилями планировки парков и скверов: природным (естественный ландшафт) и геометрическим (аллеи, прямоугольные дорожки, треугольные клумбы). Такие сведения расширяют кругозор учащихся, усиливают умения наблюдать и помогают оценить архитектуру зеленого строительства своего родного края - своей Родины. Тема «Комнатные растения». Учебный материал направлен в основном на привитие учащимся знаний о строении некоторых комнатных растений и практических навыков по уходу за ними. Но комнатные растения - самое эффективное средство для проведения опытов и экспериментов; в работе с комнатными растениями создаются условия для индивидуального подхода к учащимся. На их примере, кроме того, что предусмотрено учебником, дети знакомятся с различными экологическими группами, отразив в тетради паспорт растения с указанием названия, родины, места обитания; разбирают значение растений в жизни человека, выделив высоко декоративные и лекарственные растения. Впечатляет учащихся опыт, доказывающий помощь растений человеку в решении технических проблем. Обращая внимание ребят на гофрированные листья пальм, учитель предлагает подумать, чем обусловлена такая форма листьев. В качестве наглядного примера они берут лист машинописной бумаги и складывают его гармошкой по длине с таким расчетом, чтобы ширина каждой складки составляла 1 см. В итоге получается лист гофрированной бумаги. Лист обычной бумаги положенный на две опоры, под собственной тяжестью (6 г) прогибается. С гофрированным листом этого не происходит, даже если на него поместить стакан с водой. Опыт наглядно демонстрирует прочность гофрированного листа. Благодаря этому огромные листья тропических и субтропических пальм могут противостоять сильнейшим ливневым дождям и ураганным ветрам. Принцип гофрирования применяется в технике для повышения прочностных свойств конструкционных материалов: кровли, стенки металлических гаражей, фюзеляжи самолетов, картон. Результаты любых экспериментов или опытов с комнатными растениями фиксируются в тетради, иначе они превратятся в фокусы, вызывающие чаще эмоциональные реакции, а не мыслительные. Date: 2016-02-19; view: 461; Нарушение авторских прав |