Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг 3. Потренируйтесь





Мама: «Ну, а теперь давай немного поупражняемся. Представь себе, что я — Вера Иванов­на, и ты хочешь попросить у меня разрешения пересесть за другую парту...»

Мама с Павликом разыгрывают различные си­туации, с которыми он может столкнуться в школе. Павлик действует соответственно ее указаниям, а мама следит за тем, что у него получается, а что — не очень. Может быть, он отвечает слишком резко и неприязненно, а может быть, во время разгово­ра ерзает и крутится.

Обратите внимание, что для профилактическо­го обучения мама выбрала время, когда Павлик был свободен и хорошо настроен. Разговор она вела спо­койно и дружелюбно, постоянно спрашивая у Пав­лика, понял ли он. Старайтесь, чтобы все шаги обу­чения были понятны ребенку и соответствовали его уровню развития.

 

КАК ПРИВИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ

НАВЫКИ С ПОМОЩЬЮ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В некоторых случаях для того, чтобы привить ре­бенку социальные навыки, необходимо использовать корректирующее обучение. Представьте себе, что папа слышит, как десятилетняя Люба обзывает свою сестру «дурой» и «идиоткой». Вот как можно исполь­зовать корректирующее обучение для того, чтобы научить ребенка обращаться за помощью.

Шаг 1. Остановите неправильное поведение.

Папа: «Люба, входя в комнату, я услышал, что ты называла Тамару „дурой" и „идиоткой". Я уве­рен, что она на это обиделась. А ты как думаешь?» Люба: «Но пап, она мне надоела». Папа: «Может быть, это и так, но, обзывая че­ловека, невозможно решить проблему».

Шаг 2. Сообщите «последствие».

Папа: «Ты обзывала Тамару и теперь должна перед ней извиниться. А потом тебе придется помочь ей собрать игрушки».

Люба: «Ну, хорошо».

Шаг 3. Опишите, что вы хотите.

Папа: «Когда Тамара надоедает тебе, подумай, что именно тебе неприятно, и попроси ее этого не делать. Если же она будет продолжать, обра­тись за помощью к маме или ко мне. Понятно?»

Люба: «Понятно».

Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите.

Папа: «Прежде чем ты пойдешь извиняться, покажи, как ты обратишься за помощью, если Тамара будет тебе надоедать».

Люба: «Хорошо. Я скажу: „Папа, Тамара все время хватает мои игрушки и показывает язык. Я просила ее перестать, но она не хочет. Ты можешь мне помочь?"»

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Обучайте каждому навыку постепенно. Некоторые важные социальные навыки описаны на следующих страницах. Обратите внимание на то, что нужно подробно объяснить детям, когда они могут восполь­зоваться каждым из них и чем это им поможет.

Постарайтесь, чтобы это обучение доставляло детям удовольствие. В конце обязательно похвали­те ребенка или дайте какое-нибудь вознагражде­ние за учебу.

И, наконец, запаситесь терпением. После того как ребенок научится новому навыку, ему понадо­бится некоторое время, прежде чем этот навык войдет у него в привычку. Нельзя за один раз на­учиться кататься на коньках, точно так же, как, впервые сев за руль, нельзя научиться водить машину. Для того чтобы в чем-то преуспеть, нужна практика, практика и еще раз практика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Приобретя социальные навыки, ваш ребенок смо­жет не только легко общаться с окружающими, но и получит твердую опору для того, чтобы до­стичь успехов во многих областях жизни. Не те­ряйте времени и начинайте обучать своих детей принятым нормам поведения. Далее мы приводим некоторые примеры таких навыков и кое-какие мысли о том, как обучить им ребенка.

 

1. КАК ВЫПОЛНЯТЬ УКАЗАНИЯ:

 

Трудно переоценить то значение, которое играет для ребенка умение выполнять указания. Оно по­может ему добиться успеха в школе, дома, и в бу­дущем — на работе. Вот четыре последовательных щага, из которых состоит этот навык:

1. Посмотри на человека.

2. Скажи: «Хорошо».

3. Выполни то, что от тебя требуется.

4. Дай знать о том, что задание выполнено.

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

Выполнять указания важно, потому что таким об­разом вы демонстрируете свою способность к со­трудничеству и экономите время. Этот навык при­годится вам в школе и дома, в общении со взрос­лыми и со сверстниками.

  • Выяснив, что именно вас просят сделать, при­ступайте к выполнению задачи немедленно.
  • Если вы чувствуете, что то, что вас просят сделать, неправильно, посоветуйтесь со взрос­лым, которому вы доверяете, и спросите, как вам быть.
  • Говорите ясно и вежливо.
  • Постарайтесь выполнить указание как мож­но лучше. Если у вас возникнут трудности, обратитесь за советом.
  • Выполнив указание, спросите, правильно ли вы все сделали, и если понадобится, исправь­те ошибки.

2. КАК ПРИНИМАТЬ ОТКАЗ:


В течение жизни человеку не раз приходится стал­киваться с отказом. Если дети и подростки научат­ся соглашаться с отказом или вежливо проявлять несогласие, это поможет им в конце концов добить­ся желаемого. Вот как должен вести себя ребенок, получив отрицательный ответ:

1. Посмотри на человека.

2. Скажи: «Хорошо».

3. Спокойно попроси объяснить причину отказа, если ты ее не понял.

4. Если ты не согласен, обсуди это позже.

 

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

Много раз в своей жизни тебе предстоит услышать отказ. Если ты будешь злиться и скандалить, это только усложнит ситуацию. А вот если ты научишься принимать его достойно, люди увидят, что ты уже взрослый и с тобой можно иметь дело.

  • Если ты расстроен, постарайся расслабиться и сохранять спокойствие, тогда ты сможешь лучше понять, что тебе говорят.
  • Почувствовав, что сердишься, сделай глубокий вдох и выдох, а потом ответь на то, что тебе сказали. Старайся говорить ясно и вежливо.
  • Если ты спросишь о причине отказа спокой­ным голосом, все поймут, что ты действитель­но хочешь узнать причину. Не требуй объяс­нений каждый раз, когда тебе говорят «нет». Иначе создастся впечатление, что ты споришь.
  • Получив отрицательный ответ, лучше всего принять его, и только выждав определенное время, снова вернуться к этой проблеме, что­бы задать вопросы или высказать свое несогласие. Подумай заранее, как лучше подсту­питься к человеку, ответившему тебе отка­зом. Разговаривая с ним вторично, приготовь­ся к тому, что и на этот раз ты можешь полу­чить отрицательный ответ.

 

3. КАК ПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ:

Дети должны знать, что, прежде чем взять чужую вещь или воспользоваться чем-то, что им не при­надлежит, необходимо попросить разрешения. Вы­полняя это правило, они продемонстрируют свою воспитанность и скорее получат согласие владель­ца. Прося разрешения, нужно придерживаться сле­дующей схемы:

1. Посмотри на человека.

2. Вежливо попроси, но не требуй.

3. Объясни, почему ты это просишь.

4. Прими ответ.

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

 

  • Прежде чем взять чужую вещь, необходимо получить разрешение хозяина. Это полагает­ся делать всегда, вне зависимости от того, что ты просишь — яблоко или велосипед.
  • Тебе не всегда удастся получить желаемое. Но если ты попросишь вежливо и спокойно, это увеличит вероятность того, что в следу­ющий раз тебе не откажут.
  • Чтобы лучше понять, как это важно, пред­ставь себе, что кто-то без разрешения взял твою вещь. Ты не только подумаешь, что этот человек плохо воспитан и не уважает чужой собственности, ты еще будешь волноваться, что твою вещь могут потерять или сломать.

 

  1. КАК СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ:

Когда люди расстраиваются или сердятся, им труд­но сохранять спокойствие. В этом состоянии ребе­нок часто совершает необдуманные поступки, о которых потом жалеет. Следующие шаги помогут ему оставаться спокойным:

1. Научись распознавать ситуации, которые мо­гут вывести тебя из равновесия.

2. Сделай глубокий вдох и постарайся рассла­бить мышцы.

3. Скажи себе: «Успокойся» или сосчитай до десяти.

4. После того, как тебе удастся расслабиться, поделись своими чувствами с кем-то, кому ты доверяешь.


5. Постарайся разрешить ситуацию, которая тебя так расстроила.

 

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

 

  • Все люди время от времени на что-нибудь злятся, но если при этом тебе удается вести себя спокойно, окружающие будут больше доверять тебе. Они увидят, что ты взрослый человек и можешь справиться даже с самы­ми неприятными ситуациями. Учителя и на­чальство на работе будут относиться к тебе с большим уважением, потому что будут счи­тать тебя человеком, который умеет «держать себя в руках».
  • Можно, конечно, убедить себя, что «взорвать­ся» — это единственный выход в такой ситуа­ции, или что «они это заслужили». Не подда­вайся этим мыслям, иначе ты сделаешь все еще хуже и навлечешь на себя еще больше неприятных последствий.
  • Когда тебе удастся успокоиться, мысленно похвали себя. Даже взрослым не всегда легко держать себя в руках. Если у тебя это полу­чилось, значит, ты добился того, что не по плечу даже некоторым из них. Молодец! Здесь есть чем гордиться.

 

 

5. КАК ПРИНИМАТЬ КРИТИКУ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ «ПОСЛЕДСТВИЯ»:

Дети часто негативно реагируют на критику со стороны родителей и не хотят принимать «послед­ствий» своего поведения. Они начинают спорить, скандалить, бунтовать, одним словом, делать все, чтобы не слышать неприятных вещей. Как добить­ся того, чтобы критика и «последствия» привели к желаемым результатам? Попробуйте научить де­тей принимать критику следующим образом:

1. Смотри на человека.

2. Спокойно и молча слушай, пока он говорит.

3. Скажи: «Хорошо» или «Я понял», чтобы пока­зать, что ты понял.

4. Постарайся исправить проблему.

Очень важно, чтобы дети научились спокойно и без споров принимать «последствия» своего поведения или критику. Им может быть неприятно слышать о своих ошибках, но лучшее, что они могут сделать в данный момент — это учиться тому, как вести себя, чтобы избежать подобных проблем или ошибок в будущем.

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЕТЯМ:

  • Очень важно, чтобы ты сохранял спокойствие. Если нужно, сделай глубокий вдох и выдох.
  • Отвечая человеку, который высказывает крити­ку в твой адрес или сообщает тебе «последствие», говорить спокойно и вежливо. Люди стал­киваются с критикой и последствиями своих по­ступков всю жизнь, и тебе тоже придется на­учиться этому. От того, как ты при этом будешь себя вести, зависит отношение окружающих.
  • Большая часть критики предназначена для того, чтобы принести тебе пользу, но принять ее не всегда легко. Если ты не понимаешь или не согласен с критикой или «последствием» за твои поступки, попроси поговорить об этом в другой раз, однако не стоит хитрить и зада­вать вопросы просто из упрямства.

 

6. КАК ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ:

Когда ребенок обижает кого-то или делает что-то, что доставляет неприятности другому человеку, он дол­жен извиниться. Таким образом он покажет, что ему небезразличны чувства окружающих. Вот шаги, кото­рые помогут ребенку научиться просить прощения:


1. Посмотри на человека,

2. Скажи, за что ты извиняешься: «Прости, по­жалуйста, что я сказал...», «Извини, что я тебя дразнил...», «Прости, что я тебя стукнул».

3. Если человек тебе отвечает, добавь что-ни­будь вроде: «Могу я сейчас что-то сделать для тебя?» или «Этого больше не повторится».

4. Поблагодари человека, что он тебя выслушал (даже если он не принял извинений).

Хороший пример ребенку могут подать сами родители, извиняясь перед ним, когда совершают ошибку. Это лишний раз напомнит ему, что в са­мой ошибке нет ничего страшного. Важно то, ка­кой урок мы из нее извлекаем. Прося прощения, мы делаем первый шаг к тому, чтобы исправить ошибку, а кроме того, помогаем прийти в себя че­ловеку, которого мы обидели.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ:

  • Всегда можно найти предлог, чтобы не про­сить прощения, а вот для того, чтобы изви­ниться, требуется зрелость и мужество. Поста­райся убедить себя, что самым правильным будет попросить прощения, а потом сделай это.
  • Если человек, у которого ты просишь проще­ния, сильно обижен, его реакция на твое из­винение может быть не самой приятной. При­готовься принять все, что он тебе скажет. Главное — быть уверенным, что, извиняясь, ты поступаешь правильно.
  • Пройдет некоторое время, и, вспоминая, что ты извинился, люди оценят твою способность признавать ошибки и в будущем будут о тебе лучшего мнения.
  • Попросив прощения, ты не исправишь допущен­ной ошибки, но сможешь исправить то мнение, которое составит о тебе обиженный человек.

 

7. КАК ВЫРАЖАТЬ НЕСОГЛАСИЕ:

Случается, что наша точка зрения отличается от мнения окружающих. Это свойственно как взрос­лым, так и детям. Для того чтобы разногласия не привели к сложностям в отношениях, необходимо научить детей конструктивно выражать свое несо­гласие. Ниже приведены шаги, которые помогут им делать это в приемлемой форме:

1. Сохраняй спокойствие.

2. Посмотри на человека.

3. Начинай с чего-то положительного или нейт­рального, например: «Я знаю, что ты пыта­ешься быть справедливым...» или: «Я понимаю, что ты имеешь в виду, но мне кажется...»

4. Спокойным голосом объясни, почему ты не согласен.

5. Выслушай собеседника, не прерывая его.

6. Спокойно прими решение, каким бы оно ни было

7. Поблагодари собеседника за то, что он тебя выслушал, вне зависимости от того, принял ли он твою точку зрения.

 

ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОНЯЛ СЛЕДУЮЩИЕ ВЕЩИ:

  • У тебя не получится всегда выходить из спора победителем. Некоторые решения изменить не удастся, однако, спокойно выражая свое несо­гласие, ты сможешь иногда повлиять на решение.
  • Не стоит выражать несогласие крича, ругаясь и обзываясь. Это только усугубит возникшую про­блему — твои эмоции лишь помешают окружа­ющим увидеть смысл того, что ты говоришь.
  • Всему свое время и место и выражению несо­гласия тоже. Иногда, даже если ты не можешь сделать то, что хотел бы, стоит повременить и выбрать более подходящий момент, чтобы вы­разить свое несогласие с решением родителей.

 

8. КАК ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:

Время от времени мы сталкиваемся с трудностями, которые не в состоянии преодолеть самостоятельно. Бывает, что человеку не всегда легко признаться в том, что ему нужна помощь. Следующие шаги помо­гут вашим детям получить необходимую поддержку:

1. Когда просишь о помощи, смотри на человека.

2. Спроси, есть ли у него время помочь тебе (сейчас или позже).

3. Четко опиши проблему или объясни, в какой именно помощи ты нуждаешься.

4. Поблагодари человека за то, что он тебе помог.

 

ЧТО НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

  • Приятно все вопросы решать самостоятель­но, но иногда это не получается. В таком слу­чае хорошо обратиться за помощью к тому, кто уже сталкивался с подобными ситуация­ми и знает, что делать.
  • Если ты хочешь, чтобы тебе помогли, попро­си об этом вежливым и приятным голосом.
  • Бывает, что, когда у человека что-то долго не получается, он начинает раздражаться и злиться. Не доводи себя до такого состояния, обращайся за помощью вовремя, и тогда уда­ча будет сопутствовать тебе.
  • Поблагодари человека, который тебе помог. Скажи ему, как высоко ты ценишь его по­мощь, и предложи обращаться к тебе, когда ему тоже что-нибудь понадобится.

 

 

9. КАК ЛАДИТЬ С ОКРУЖАЮЩИМИ:

Если вы хотите, чтобы ваши дети добились успеха в общении с окружающими, научите их следую­щим вещам:

1. Слушай, что тебе говорят.

2. Если ты согласен с тем, что говорит другой человек, скажи ему что-нибудь хорошее. (Если ты не согласен, скажи что-то, что не приве­дет к спору.)

3. Покажи, что тебе интересно, что говорит твой собеседник. (Постарайся понять его точку зрения.)

 

 

ЧТО НАДО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

Люди общаются друг с другом в течение всей жиз­ни, поэтому, если ты научишься правильно вести себя с окружающими, ты, скорее всего, добьешься

успеха во всех своих начинаниях. Проявляй к людям внимание и уважение, иными словами, от­носись к ним так, как ты бы хотел, чтобы относи­лись к тебе.

  • Ладить с окружающими не всегда бывает лег­ко. Если твой друг (или брат, или сестра) де­лает или говорит что-то, что тебе не по вку­су, у тебя может возникнуть желание ска­зать в ответ что-нибудь неприятное. Не делай этого! Не давай волю словам, которые могут кого-то обидеть. Поддразнивание, подкалывание и оскорбления еще больше испортят дело. Лучше не обращать внимания на плохое по­ведение других, чем вести себя так же.
  • Для того чтобы быть в хороших отношениях с окружающими, от человека требуются оп­ределенные усилия. Иногда бывает трудно понять поведение других людей. Если попы­таться взглянуть на вещи с их точки зрения, тебе будет легче понять некоторые из их поступков.
  • Если тебе не нравится то, что делает или говорит другой человек, лучше промолчать, чем сказать что-то плохое.

 

10. КАК ПРЕДЛАГАТЬ СВОЮ ПОМОЩЬ:

Вызываясь помочь, мы не просто облегчаем задачу другого человека, мы значительно ускоряем все дело: чем больше участников, тем быстрее идет работа. Помогая окружающим, ребенок чув­ствует, что приносит пользу, и это повышает его самооценку. Кроме того, он видит благодарность тех, кому помог. Вот что нужно делать, предла­гая свою помощь:

1. Обрати внимание на то, что кому-то тяжело.

2. Посмотри на человека.

3. Спроси, не можешь ли ты ему чем-нибудь помочь. (В твоем голосе должны звучать ис­кренность и энтузиазм.)

4. Дай человеку знать, когда закончишь дело.

 

 

ОБЪЯСНИТЕ ДЕТЯМ, ЧТО:

  • Взявшись помогать, необходимо доводить дело до конца. Тогда окружающие увидят, что тебе можно доверять.
  • Даже в тех случаях, когда ты не уверен, до какой степени можешь быть полезен, не бой­ся предложить: «Может быть, я могу чем-ни­будь помочь?»
  • Помогая окружающим, делай это охотно и с радостью, тогда твоя помощь окажется полез­на для всех.

 

11. КАК РАССКАЗЫВАТЬ О СВОИХ УДАЧАХ И ДОСТИЖЕНИЯХ:

Как приятно, когда тебе что-нибудь удается! Так хочется порадоваться этому и рассказать о своих победах окружающим. Но как поделиться с людь­ми своими достижениями, чтобы они не подумали, что ты хвастаешься или задираешь нос? Для этого нужны деликатность и определенный опыт. Вот шаги, которые может предпринять ребенок, чтобы достойно рассказать о своих успехах:

1. Смотри на человека, с которым ты разгова­риваешь.

2. Опиши, что ты сделал и как ты этому рад. (Говори об этом радостным голосом.)

3. Старайся не хвастаться и не задирать нос.

 

ЧТО ВАЖНО СКАЗАТЬ ДЕТЯМ:

  • Нет ничего плохого в том, чтобы радоваться своим успехам и рассказывать о них другим.
  • Очень важно быть внимательным к чувствам других людей и не обижать их. Поэтому нель­зя стараться выглядеть лучше за счет уни­жения других.
  • Не забывай высказывать одобрение по пово­ду успехов других людей.

 

12. КАК СООБЩАТЬ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ, КУДА ТЫ ИДЕШЬ:

Сколько бы ни было лет ребенку, старшие долж­ны знать, где он находится и что делает. Это важ­но для того, чтобы защитить ребенка от неприят­ностей и обеспечить его безопасность.

1. Сообщи тем, кто в данный момент присмат­ривает за тобой, куда ты идешь. (Чаще всего это будет не сообщение, а просьба отпустить тебя куда-то.)

2. Иди именно туда, куда ты сказал.

3. Дай знать, если у тебя изменились планы, и ты идешь в другое место.

4. Когда вернешься, обязательно покажись тому, кто тебя отпускал.

 

 

О ЧЕМ НЕОБХОДИМО ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ:

  • Если взрослые будут знать, где ты находишь­ся, они смогут позвать тебя к телефону или обедать, быстро отыскать в случае необхо­димости или сообщить, что началась очень интересная телепередача. Так что, никогда не помешает сказать им, где ты будешь.
  • Если ты всегда будешь сообщать родителям или другим взрослым, где ты, находишься, они убе­дятся, что ты отвечаешь за свои поступки, и предоставят тебе больше самостоятельности. Чем больше люди могут на тебя положиться, тем больше они тебе доверяют, а доверие от­крывает более широкие возможности.
  • Если у тебя изменились планы, не забывай со­общать об этом взрослым. Позвонить и сказать, куда ты идешь, займет не больше минуты.

· Если родители, учителя или те, кто за тобой присматривает, не будут знать, где ты, они будут очень волноваться, поэтому всегда спра­шивай разрешение и сообщай, куда идешь.

 

13. КАК ВСТУПИТЬ В РАЗГОВОР:

Некоторым детям бывает трудно вступать в разго­вор, который ведут сверстники и друзья. Если ре­бенок умеет это делать, ему легче завести дру­зей, высказать свое мнение, он увереннее держится на уроках. Вот что можно посоветовать детям, ко­торые хотят научиться вступать в разговор:

1. Смотри на людей, принимающих участие в беседе.

2. Отвечай на обращенные к тебе вопросы.

3. Если никто не обращается к тебе напря­мую, подожди, пока в разговоре не возник­нет пауза.

4. Сделай короткое замечание, имеющее отно­шение к обсуждаемой теме. (Можно задать вопрос, рассказать о каком-то событии или спросить о том, что думают по этому поводу другие.)

5. Произнеся несколько слов, дай возможность высказаться другим.

 

 

ЧТО СЛЕДУЕТ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ:

· Избегай односложных ответов. Просто «да» или «нет» не дадут твоему собеседнику достаточ­но информации, чтобы поддержать разговор.

· Дай возможность собеседнику выразить свою точку зрения, иначе ваша беседа превратит­ся в монолог.

· Улыбайся и проявляй интерес к тому, что говорит собеседник, даже если ты не совсем согласен с его мыслями.

· Старайся быть в курсе происходящего, тогда тебе будет легко поддержать любую беседу. Люди, которые знают о том, что делается вокруг, и умеют об этом поговорить, обычно пользуются любовью и популярностью у окружающих.

 

14. КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» ДРУЗЬЯМ:

Друзья — это замечательно. Однако бывают слу­чаи, когда друзья просят ваших детей делать то, что они не должны делать, подбивают на неблаго­видные поступки. Научите вашего ребенка тому, что он может сделать в подобной ситуации:

1. Скажи «нет» и ясно объясни причину.

2. Будь непреклонен в своем «нет».

3. Попроси оставить тебя в покое.

4. Если необходимо, просто уйди.

 

 

ЧТО НУЖНО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

  • Друзья, которые не дают тебе возможности сказать «нет», на самом деле — плохие друзья.
  • Друзьям может не понравиться, что ты гово­ришь «нет», но, скорее всего, они с уважени­ем отнесутся к твоей смелости.
  • Если ты единственный, кто в данной ситуа­ции открыто говорит «нет», возможно, своим отказом ты облегчаешь жизнь кому-то еще, у кого на такой поступок не хватило мужества.
  • • Говоря «нет», ты, скорее всего, избежишь про­блем. Это значит, что у тебя, а возможно, и у твоих друзей, будет меньше неприятностей.

 

15. КАК РАСПОРЯЖАТЬСЯ ВРЕМЕНЕМ:

У большинства людей так много дел, что если они не научатся распоряжаться своим временем, их жизнь превратится в сущий ад. Дети — тоже заня­тый народ, и для них тоже очень важно научиться организовывать и заранее планировать свои заня­тия. Вот некоторые указания, которые помогут ребенку правильно распределить время:

1. Перечисли все, что тебе предстоит сделать в течение дня или недели.

2. Прикинь, сколько времени понадобится на каждое дело.

3. Учти возможные задержки, нестыковки и трудности.

4. Отметь в ежедневнике или блокноте время, когда ты будешь выполнять каждое из дел.

5. Выполняй все дела в отведенное для них время.

6. Каждый раз, заканчивая очередное дело, об­рати внимание, уложился ли ты в заплани­рованный график. Учитывай это, чтобы по­мочь себе спланировать будущие дела.

 

 

ЧТО ВАЖНО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

  • Потратив несколько минут на планирование, ты в будущем ^экономишь гораздо больше времени.
  • Старайся самые неприятные дела делать сра­зу. Если их откладывать под конец, они будут висеть над тобой и портить настроение. По­кончив с такими делами сразу, ты выкроишь лишнее время на удовольствия.
  • Правильно распределив время, можно боль­ше успеть.

 

ГЛАВА 17: ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ

«Перестань! Никто не узнает. Я тебе точно говорю»,

«Пошли! Туда все придут. Будет классно!»

«Слушай, наши все собираются у меня дома. Ну, прогуляем школу один разок, что тут такого?»

Давление со стороны сверстников — дело естест­венное. Это часть процесса взросления, и от него никуда не уйти. Однако вы можете помочь ребен­ку научиться справиться с этим.

Прежде всего надо понять, что друзья и при­нятие самостоятельных решений — непременная часть нормального развития ребенка. Несмотря на то, что выражение «влияние сверстников» чаще всего употребляется в негативном смысле, друзья вашего ребенка могут играть в его жизни самую положительную роль. Под влиянием друзей ребе­нок может лучше учиться, добиваться успеха во внешкольной деятельности, избегать дурных ком­паний и т. д. В этом смысле давление сверстников может быть очень полезно.

К сожалению, не всегда дело обстоит подобным образом. По мере того как дети подрастают и пре­вращаются в подростков, им часто приходится стал­киваться с ситуациями, чреватыми серьезными неприятностями. Доступность наркотиков и алкого­ля, внешняя привлекательность разнообразных группировок и сексуальная вседозволенность — вот

вещи, которые все больше и больше беспокоят родителей. Однако существуют способы, которые помогут ребенку противостоять отрицательному давлению со стороны сверстников.

Ниже мы будем говорить о том, как помочь ребен­ку избежать этого давления или справляться с ним.

 

ПРОВОДИТЕ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ВМЕСТЕ:

Многочисленные исследования показывают, что дети, у которых сложились близкие отношения с родителями, менее подвержены негативному вли­янию, больше уверены в собственных силах и спо­собны самостоятельно разрешать проблемы. Роди­тельская любовь и забота, энергия и время, вло­женные вами в воспитание, укрепят ваши отноше­ния с детьми и, помогут им сделать правильный выбор в трудной ситуации.

Чтобы быть уверенным, что у вас найдется до­статочно времени для ваших детей, сделайте это первостепенным для себя. Если нужно, спланируй­те время, подумайте, чем любит заниматься ваш ребенок, и делайте это вместе с ним. Чем больше времени вы проводите с ребенком, тем скорее он поделится с вами тем, что происходит в его жизни, и тем больше у вас появится возможностей оказы­вать на него влияние и помогать ему сопротивлять­ся отрицательному воздействию сверстников.

 

 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И СВОПР:

Общаясь с ребенком, уделите время тому, чтобы поговорить о его делах и о том, что его беспокоит. Предложите свой совет и лишний раз напомните о моральных нормах и ценностях вашей семьи — о том, во что вы верите. Представления ребенка о допустимом поведении основываются на том, чему вы его учите, что говорите и что делаете.

Профилактическое обучение поможет вам под­готовить детей к нелегким ситуациям, с которыми им придется сталкиваться. Научите их говорить «нет» и быть в этом последовательным, выражать несогласие и высказывать мнение, отличающееся от мнения остальных, научите его помогать дру­зьям, попавшим в беду. Все это пригодится ваше­му ребенку, чтобы избежать негативного влияния со стороны сверстников.

Научите ребенка коротким ответам, которые помогут ему выйти из затруднительных ситуа­ций. Если, например, подруги уговаривают вашу дочку прогулять школу, она может сказать; «Я не могу. Я не хочу получать плохие отметки». Если Это не помогает, ребенок может сослаться на вас, сказав: «Если я пропущу школу, родители целый месяц не разрешат мне никуда ходить». Покажи­те детям, что, подумав заранее, можно изобре­сти огромное количество разных способов гово­рить «нет».

Если сложности с друзьями будут продолжать­ся, попробуйте обратиться к методу СВОПР. Об­щаясь со сверстниками, ребенок может оказать­ся в самых разных ситуациях, и этот метод по­может ему найти верное решение для каждой из них. Бывает, что, стремясь уговорить кого-то, ребята пускают в ход все доступные способы — они готовы настаивать и дразнить, убеждать и уговаривать, пока человек, наконец, не сдастся. Поэтому необходимо научить ребенка, сохраняя выдержку и уверенность, стоять на своем. Заод­но можно поговорить и о том, стоит ли считать друзьями тех, кто без уважения относится к его решениям.

 

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ:

 

Прислушивайтесь к тому, что говорят вам дети. Найдите время, чтобы поговорить с ними по душам. Особенно подходят для этого вечерние часы, когда все дела закончены и ребенок уже в постели. Рас­спросите его, как прошел день, что происходит в его жизни. Можно поговорить за ужином, когда вся семья собирается за столом, или когда вы куда-то вместе едете или откуда-то возвращаетесь.

Важно и то, как вы будете разговаривать. Ста­райтесь, чтобы ваши глаза находились на одном уровне и во время беседы ребенка ничего не от­влекало. Задавайте вопросы, но не устраивайте допрос. Не превращайте разговор в длинную лек­цию. Сделайте так, чтобы ребенку было легко рассказывать вам о своих делах. Если он будет бояться вашей реакции, вряд ли вы о чем-ни­будь узнаете.

Иногда, рассказывая о своих проблемах с дру­зьями и одноклассниками, дети специально избе­гают подробностей — они не хотят ябедничать или опасаются вашей реакции. При этом, находясь в сложной ситуации, они испытывают замешатель­ство и в глубине души очень нуждаются в вашей помощи. Если вы будете спокойно и внимательно слушать, задавать короткие, проясняющие ситуа­цию вопросы и высказывать свое понимание, это поможет ребенку доверить вам свои проблемы.

Очень важно хвалить детей, когда они делятся своими мыслями, не поддаются дурному влиянию, рассказывают о своих сомнениях и трудностях. Одобрите сделанный ими выбор, поддержите их и дайте понять, что они приняли правильное ре­шение. Если что-то вышло не совсем так, как хо­телось, похвалите их за смелость и желание по­пробовать и помогите найти новые способы реше­ния проблемы.

 

КОНТРОЛИРУЙТЕ ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ВАШ РЕБЕНОК:

Говоря о контроле, мы имеем в виду то, что роди­тели должны следить за своими детьми. Конечно, это не значит, что вы должны «не спускать с него глаз» и наблюдать за каждым его шагом. Напри­мер, если ребенок большой, достаточно, чтобы он сообщал вам, где находится, с кем, что будет де­лать и когда вернется домой.

Мы работали с одной мамой, у которой было чет­веро детей. Вот какая памятка висела у нее на дверце холодильника: «Прежде чем вы попросите разре­шения куда-нибудь пойти, будьте готовы ответить на следующие вопросы: куда вы идете, как собира­етесь добираться туда и обратно, с кем будете, чем будете там заниматься и когда вернетесь?» Таким образом, эта мама всегда была в курсе того, что делали ее дети, когда находились вне дома. Кроме того, она не упускала случая похвалить детей, ког­да те выполняли то, о чем с ней договорились, и последовательно использовала отрицательные «по­следствия», если они нарушали договор.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сверстники всегда влияют на ваших детей. Време­нами положительно, а временами — отрицательно. Но не забывайте о том, какое большое влияние оказываете вы на вашего ребенка. Родители могут научить своих детей распознавать негативное дав­ление со стороны друзей и не поддаваться ему. Даже если вы чувствуете, что ваш ребенок уже попал под отрицательное влияние сверстников, никогда не поздно начать с этим бороться.

 

 

ГЛАВА 18: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

ДОБИТЬСЯ УСПЕХОВ В УЧЕБЕ:

Большая часть трудностей, с которыми дети стал­киваются в школе, связаны, скорее, с поведени­ем, чем со способностями к учебе. Например, мно­гие из тех, кто плохо учится, не выполняют до­машних заданий или плохо ведут себя во время уроков. И наоборот, большинство отличников — это те, кто ведет себя хорошо в школе: выполня­ют указания учителей, принимают критические замечания и ладят с одноклассниками. Ученики, обладающие хорошими навыками социального об­щения, чаще всего не имеют особых проблем с успеваемостью.

Мы опишем, что нужно делать родителям дома, чтобы помочь ребенку лучше учиться и вести себя в школе.

Во-первых, помогите вашему ребенку научить­ся тому, как следовать указаниям. В конце этой главы приводятся шесть навыков, которые помо­гут ребенку в школе.

Во-вторых, постоянно принимайте активное участие в их учебе. Исследования показали, что школьные успехи детей тесно связаны с тем, на­сколько родители вовлечены в их школьную жизнь. Если вы будете регулярно интересоваться, как прошел у вашего ребенка его школьный день, это уже положит хорошее начало вашему участию.

Однако будет еще лучше, если, расспрашивая де­тей, вы обратите внимание на следующие вещи:

Вместо того чтобы задавать общий вопрос, на который ребенок может дать краткий и однослож­ный ответ, попросите его рассказать или даже показать что-то конкретное. На такие просьбы как: «Покажи, что вы сегодня делали в школе» или «Расскажи, чем вы занимались на математике», ребенок сможет дать гораздо более подробный ответ, чем на общий вопрос: «Как дела в школе?» Интересуясь теми сторонами школьной жизни, ко­торые ему особенно по душе, вы завоюете дове­рие ребенка и откроете возможность обсуждать другие школьные темы. Спросите детей об их дру­зьях и одноклассниках, о том, какие предметы или учителя им больше всего нравятся, а какие — не нравятся.

Вот еще пять способов, которые помогут вам повлиять на школьные успехи ребенка:

 

ОТВЕДИТЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ:

  • У ребенка должно быть постоянное место для приготовления уроков. Необходимо, чтобы стол, за которым он будет делать уроки, был чистым, свободным от посторонних вещей (обеденный стол на кухне или письменный стол в детской).
  • Когда ребенок делает уроки, вокруг должно быть тихо. Выключите на это время телевизор и ра­дио. Если в доме есть младшие дети, проследи­те за тем, чтобы они не мешали старшему брату или сестре заниматься — почитайте им или вый­дите с ними погулять.
  • Установите определенное количество времени, которое ребенок должен посвящать приготовле­нию уроков каждый день. Для младших школь-
  • никое обычно рекомендуется час—полтора, для учащихся средних классов — полтора—два часа, для старшеклассников — два часа и больше.
  • Если вашему ребенку трудно долго сосредота­чивать внимание, разделите время приготовле­ния уроков на несколько частей. Некоторые дети, особенно те, кто учится в младших классах, зани­маются более эффективно, если каждые 15 ми­нут делают небольшой перерыв.
  • Выделите для приготовления уроков постоянное время. Оно должно быть удобно для ребенка и должно соответствовать вашему собственному расписанию. Некоторые дети предпочитают де­лать домашнее задание сразу после школы, но, если родители в это время на работе, они не смогут проследить, чтобы ребенок сел за уроки, и в случае необходимости помочь ему. Для мно­гих семей самым подходящим временем бывает 4—6 часов вечера. Родители, придя с работы, могут проследить, как ребенок делает уроки и, если нужно, помочь. В это время вы и ваш ребе­нок еще не очень устали, и, кроме того, есть достаточный запас времени, чтобы не слишком поздно засиживаться за уроками, если в школе зададут больше, чем обычно. Если приступать к урокам позже, ребенок может устать и, чувст­вуя, что не успевает все сделать, начать нерв­ничать и скандалить.
  • Ребенок должен сделать уроки до того, как по­лучит возможность смотреть телевизор, говорить по телефону или пойти навестить друга.
  • Если детям ничего не задано, или они все сде­лали еще в школе, можно использовать это вре­мя для того, чтобы подготовить какие-то уроки на будущее или почитать. Главное, чтобы они чему-то учились.

 

Вот что можно предложить ребенку в этом случае:

  • Почитать вслух младшему брату или сестре.
  • Прочитать газетную или журнальную статью о событиях в мире, о здоровье, о проблемах подростков и т. д.
  • Написать письмо бабушке с дедушкой, дру­зьям или родственникам.
  • Если ребенок ведет дневник, сделать в нем какую-нибудь запись.

ПОМОГАЙТЕ РЕБЕНКУ ГОТОВИТЬ УРОКИ:

Даже если вы не очень уверенно чувствуете себя с дробями, физикой или разбором предложения, есть вещи, в которых вы все-таки в состоянии по­мочь своему ребенку. Прежде всего, сделайте так, чтобы ребенок всегда мог обратиться к вам за сове­том, и при каждой удобной возможности хвалите его за то, что он делает уроки.

Во-вторых, вы можете показывать ребенку хо­роший пример. Пока он занимается, почитайте кни­гу, напишите письмо или составьте список того, что нужно сделать или купить. Если у ребенка воз­никнут вопросы, на которые вы не можете отве­тить, пусть он позвонит одноклассникам или кому-то, кто может в этом помочь. Затем попросите его объяснить вам то, что он узнает, чтобы вы оба по­няли, о чем идет речь.

Помогите ребенку организовать свое рабочее время и достать нужные для занятий материалы. Может быть, для этого необходимо составить от­дельный список всего, что предстоит сделать за этот вечер, и затем решить, в какой последова­тельности выполнять задание и сколько времени отводить на каждый из предметов.

И наконец, проследите за тем, чтобы ребенок садился за уроки в назначенное время. Регулярное расписание помогает детям учиться лучше.

 

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ СВЯЗЬ С УЧИТЕЛЯМИ:

Посещайте родительские собрания и дни откры­тых дверей. Познакомьтесь со всеми учителями и объясните им, что вы заинтересованы в том, что­бы знать, как идут дела у вашего ребенка. Попро­сите разрешения, если это возможно, иногда зво­нить учителю или заходить в школу. С периодично­стью в одну-две недели узнавайте у учителя об успеваемости вашего сына или дочери. Вы можете рассказать учителю, какие навыки вы пытаетесь привить ребенку, например, пытаетесь научить его выполнять указания и обращаться за помощью. Может быть, учитель сможет обращать внимание на эти вещи в школе. Держите учителя в курсе основных событий в жизни вашего ребенка — рож­дении брата или сестры, смерти родственника или других эмоциональных ситуациях. Не забудьте по­благодарить учителя за его работу и за то время, которое он уделяет вашему ребенку.

Чаще всего родители ждут, пока учитель сам обратится к ним. Однако, учитывая большое коли­чество детей в классах, у учителей обычно не хва­тает времени на регулярные контакты с родителя­ми. Как правило, учитель вызывает родителей в школу или звонит им, когда случается что-то пло­хое. Если ваш ребенок — не из самых прилежных учеников, разговор с учителем в начале года бу­дет лучшей возможностью услышать что-то хоро­шее о своем ребенке. Не упустите этот шанс. Уз­нав о ребенке что-то хорошее, обязательно пере­дайте ему это и дайте понять, насколько это важно. Когда вы узнаете о каких-то проблемах, исполь­зуйте корректирующее обучение, СВОПР или со­ставление договора.

 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДНЕВНИК И «ШКОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ», ЧТОБЫ СЛЕДИТЬ ЗА УСПЕХАМИ ВАШЕГО РЕБЕНКА В ШКОЛЕ:

В большинстве школ ученики ведут дневник, в кото­рый они записывают расписание уроков и домашние задания. Учителя ставят в дневник отметки, записы­вают свои замечания, хвалят ученика или пишут о том, на что родители должны обратить внимание.

Регулярный просмотр дневника вашего ребенка поможет вам следить за его успехами в школе и под­держивать контакт с учителем. Записи учителя в днев­нике обычно краткие и конкретные. Зайдите в шко­лу, чтобы встретиться с учителем, или созвонитесь с ним, чтобы получить более подробную информацию и обсудить школьные успехи вашего ребенка.

Для того чтобы помочь ребенку улучшить успе­ваемость и поведение в классе, некоторые родите­ли и учителя используют специальные «школьные карточки».

Карточки содержат краткую и конкретную ин­формацию о поведении вашего ребенка, которое вы хотите улучшить. Они помогают сконцентрировать­ся на каком-то конкретном проблемном поведении ребенка. Подготовив такую карточку самостоятель­но или вместе с учителем, родители помогут учи­телю легко и быстро отметить на ней положитель­ное или отрицательное поведение ребенка.

Учитель регулярно заполняет карточку и дает ученику, чтобы тот передал родителям. Не забудь­те попросить учителя подписывать эту карточку. Карточки могут заполняться ежедневно, еженедель­но или раз в месяц.

Ниже приведены примеры школьных карточек.

Многие родители считают полезным не только хвалить, но и как-то вознаграждать ребенка за успехи и хорошее поведение в школе. Можно со­ставить с ребенком договор, в котором указать кон­кретные вознаграждения, которые получит ребе­нок, если выполнит то, что в нем написано.

 

РЕШАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЯМИ:

Получив вызов в школу, родители обычно начина­ют волноваться. Если вы оказались в подобном по­ложении, попробуйте воспользоваться некоторы­ми из приведенных советов.

  • Постарайтесь успокоиться. Вы сможете гораз­до лучше помочь ребенку, если во время встречи с учителями и администрацией сохра­ните спокойствие и сможете сосредоточить­ся на возникшей проблеме.
  • Выясните, в чем именно состоит проблема. Если вам не удалось сразу уловить ее суть со слов учителя, не стесняйтесь задать конкрет­ные вопросы. Ваша задача не в том, чтобы подвергнуть сомнению наличие проблемы, а в том, чтобы составить о ней четкое пред­ставление.
  • Спросите учителей или администрацию, что они предлагают сделать, чтобы разрешить воз­никшую проблему или изменить ситуацию. Они обладают большим опытом работы с разными детьми и могут знать, что лучше предпри­нять в подобном случае.
  • Предложите свой способ разрешения пробле­мы или улучшения ситуации. Доверяйте сво­ему чутью — никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Прислушивайтесь к тому, что советуют учителя, но не стесняйтесь поде­литься своим мнением.
  • Не принимайте ничью сторону и не старай­тесь во что бы то ни стало оправдать своего ребенка. Помните, что цель вашей встречи с учителями в том, чтобы получить информа­цию, разрешить конкретную проблему и най­ти способ помочь ребенку избежать подобных сложностей в будущем. Вместе с ребенком
  • приложите все усилия, чтобы выполнить то, о чем вы договоритесь с учителями.
  • Поблагодарите учителей и администрацию за их заботу и уделенное вам время. Вызов ро­дителей в школу вызывает напряжение у всех участников ситуации. Покажите учителям, что вы высоко цените их усилия.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Школа связана с целым рядом перемен в жизни ва­ших детей. Они переходят из детского сада в началь­ную школу, затем в средние и старшие классы. Каж­дый год дети совершают переход от беззаботности летних каникул к строгости занятий в классе. Даже в течение дня дети переходят от одного предмета к другому и из одного класса в другой. Вот несколько советов, которые помогут родителям поддержать сво­их детей во время этих изменений и переходов:

  • Воспринимайте школу как благо и старайтесь пе­редать это отношение детям. Говорите с ними о том хорошем, что происходит в школе. Рассказы­вайте о собственном положительном школьном опыте.
  • Начинайте рассказывать ребенку о школе как мож­но раньше. Постарайтесь настроить его на то, что­бы он стремился получить хорошее образование.
  • Будьте готовы к тому, что в школе ребенок встре­тится с различными трудностями — с контрольны­ми, домашними заданиями, сложностями в отно­шениях с детьми. Старайтесь проявить понимание, когда он будет рассказывать вам о своих неудачах.
  • Внимательно слушайте то, что рассказывает вам ребенок. Иногда ему необходимо просто погово­рить о том, что происходит у него в школе, в его жизни. Поддерживайте его и будьте внима­тельны к его проблемам.
  • • Побывайте у ребенка в школе. Выясните его рас­писание, познакомьтесь с учителями и админис­трацией.
  • Хвалите ребенка за все хорошее, что он дела­ет, особенно в тех случаях, когда ему удается разрешить сложные ситуации.

Ниже приведены некоторые навыки, которым вы можете учить вашего ребенка, чтобы улучшить его успеваемость в школе.

1. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ:

Редко встретишь ребенка, который бы восприни­мал домашние задания как большое удовольствие. Однако умение быстро и хорошо готовить уроки понадобится ему на протяжении всей жизни. Вы­полняя домашнюю работу, ребенок должен придер­живаться следующих шагов:

1. Выяснить в школе, что задано по каждому предмету.

2- Не забыть взять книги и другие материалы, необходимые для выполнения уроков.

3. Сесть за уроки в отведенное для этого время.

4. Тщательно и старательно выполнить все до­машние задания.

5. Аккуратно сложить приготовленные на зав­тра уроки в портфель или сумку.

 

ЧТО НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ:

  • Если ты будешь делать уроки без нытья и сопротивления, у тебя останется больше вре­мени на игры.
  • Уроки лучше делать на свежую голову. Тогда ты выполнишь задания более точно и правиль­но, поэтому садиться за них надо пораньше.
  • Если тебе заранее дали большое задание по какому-то предмету, начинай выполнять его сразу, не откладывая. Подели задание на не­большие части, составь список и вычеркивай из него то, что сделал, по мере того, как будешь справляться с заданием. Обычно уче­ники, которые садятся за уроки не отклады­вая, получают лучшие оценки, чем те, кто откладывает это до последней минуты.
  • Будь готов к неожиданностям. Если ты начал делать уроки раньше, у тебя в запасе будет много времени и непредвиденная трудность или чрезвычайная ситуация не помешают тебе выполнить все задание.

 

2. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К УРОКУ:

Если ребенок научится правильно готовиться к уро­кам, он будет чувствовать себя более уверенно и сможет лучше учиться. Вот как следует готовиться к урокам:

1. Подготовь все необходимые книги, тетради, домашнюю работу, карандаши и ручки.







Date: 2015-06-06; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.081 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию