Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Шаг 4. Вознаграждение (этот шаг необязателен)
«Хочешь печенья, пока будешь смотреть фильм?»
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Иногда родители жалуются, что их похвалы никак не сказываются на поведении детей. Нередко причина кроется в том, что родители хвалят детей только по особым случаям, за какие-то выдающиеся свершения. Мы рекомендуем выражать одобрение даже по поводу незначительных дел. Если вы будете внимательны к самым маленьким достижениям своего ребенка, вы заметите в его поведении много положительных сдвигов. Кроме того, вы почувствуете, что ваши отношения с детьми стали лучше. И не стоит объяснять это простым совпадением — одобрение всегда приносит свои плоды. Нас нередко спрашивают: «Зачем хвалить ребенка за то, что он и так должен делать?» На это мы задаем встречный вопрос: «А вам нравится, когда вы получаете одобрение даже за то, что входит в ваши обязанности?» Наши дети ничем не отличаются от нас — им тоже приятно слышать, что они сделали что-то хорошее. Бывает, что родители постоянно хвалят своих детей, но им кажется, что для тех это не имеет никакого значения. Эти мамы и папы готовы хвалить ребенка за все подряд. В этом случае похвала не связана с положительным поведением ребенка. Одобрение обесценивается, если звучит постоянно и не зависит от того, сделал ребенок что-то хорошее или нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эффективная похвала должна быть частой и должна иметь прямое отношение к поведению ребенка. Тогда она работает! Родителям нужно хвалить и поощрять очень конкретные вещи, которые делают их дети. Внимание к конкретным поступкам повышает вероятность того, что это поведение повторится.
ГЛАВА 7: ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В народе говорят: «Легче предупредить, чем лечить». Эта мудрость годится и для воспитания. Профилактическое обучение — наша мера предосторожности. Вы наверняка уже прибегали к ней, когда показывали ребенку, как переходить дорогу, или просили запомнить, куда звонить в случае пожара. Профилактика предполагает обучение детей тому, что им может пригодиться в будущем. Существует два типа ситуаций, в которых вы можете применить профилактическое обучение: 1. Когда ребенок узнает что-то новое. 2. Когда ребенку предстоит столкнуться с ситуацией, в которой у него уже были трудности. В любом из случаев обращайтесь к профилактическому обучению до того, как ребенок столкнется с новой ситуацией или трудностью. Если, например, ваша дочка часто начинает спорить, когда вы просите ее закончить телефонный разговор, вы можете прибегнуть к профилактическому обучению до того, как она начинает звонить, и научить ее правильно реагировать на вашу просьбу. Не стоит заниматься профилактическим обучением, когда ребенок расстроен или после того, как он совершил проступок. Лучше всего это делать, когда он спокоен и внимателен. В профилактическом обучении нет ничего сложного, но большинство родителей прибегают к нему реже, чем могли бы. Вот несколько ситуаций, в которых ребенок еще никогда не бывал, и к которым его не мешает подготовить: · Ребенку предстоит конкурсный набор в школу. · Ему необходимо извиниться за драку. · Он впервые будет делать доклад в классе. Ситуации, в которых ребенок уже оказывался раньше: · Он должен прервать игру, когда его зовут родители. · Он должен спокойно стоять и не просить конфет в магазине. · Ему необходимо твердо сказать «нет», когда ему предлагают алкоголь или наркотики. Обучая ребенка правильно вести себя в подобных ситуациях, вы должны четко показать, чего вы от него хотите, понятным языком объяснить, почему, и заранее потренировать новый способ поведения.
ШАГИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Давайте на примере рассмотрим все шаги профилактического обучения. 1. Опишите, что вы хотите. «Оля, когда я зову тебя обедать, дай знать, что ты меня слышишь, скажи: „Хорошо" или „Иду", и сразу же приходи». 2. Объясните причину. «Если ты придешь сразу, у тебя еще останется время поиграть после обеда». 3. Потренируйтесь. «Давай попробуем, как будто я тебя только что позвала. Что ты должна сделать? (Оля говорит:„Иду", и направляется на кухню.) Замечательно! Ну, а теперь беги играть. Не забудь придти, когда я тебя позову». Давайте внимательно рассмотрим все шаги, чтобы понять, почему каждый из них так важен. 1. Опишите, что вы хотите. Прежде чем сделать то, о чем вы просите, детям нужно понять, что от них требуется. Укажите конкретно, чего вы от них ждете. Убедитесь, что дети вас понимают. 2. Объясните причину. Ребенок должен понять, почему он должен делать так, а не иначе, чем правильное поведение лучше неправильного. Легче всего ребенку понять причины, имеющие непосредственное отношение к нему самому. Если вы просто скажете: «Делай это, потому что я так сказал», это будет не объяснением, а приказом, и ребенок не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, которую они должны принести. 3. Потренируйтесь. Между тем, что человек знает, и тем, что умеет — огромная разница. Любое новое знание требует практики и тренировки. Вы можете рассказать своему сыну, как кататься на велосипеде, но это не значит, что он сразу же сядет и поедет. Точно так же вы можете объяснить дочке, как отделаться от забияки в классе, но она быстрее добьется успеха, если у нее будет возможность поупражняться в том, что следует говорить и делать в подобной ситуации. Практика необходима в любом деле. Детям не всегда хочется упражняться, особенно, если речь идет о каком-то совсем незнакомом деле. Однако тренировка необходима, чтобы преодолеть неловкость в незнакомой ситуации и почувствовать уверенность в собственных силах. Подбадривайте ребенка и побольше хвалите, когда он будет осваивать новые навыки. Упражняясь в чем-то с маленькими детьми, старайтесь, чтобы это обучение было реалистичным и доставляло им радость. Малышам нравится придумывать новые ситуации и играть в них разные роли. Если ваш ребенок постарше, привлечь его к практике будет не так легко. Попробуйте обратиться к нему с такими словами: «Ну-ка, покажи, как ты собираешься справиться с такой-то ситуацией...», или «Хорошо, а что ты скажешь, если...» Это позволит старшим детям показать свои способности, не чувствуя, что их считают маленькими. После того, как ребенок попробовал свои силы в новом деле, похвалите его за то, что у него получилось хорошо, и постарайтесь, чтобы он поупражнялся в том, что не совсем вышло. Не ждите, что все получится с первого раза. Если вы тренируете сложный навык или проигрываете непростую ситуацию, вроде того, как сказать «нет», когда ровесники подбивают ребенка попробовать наркотики, обратите его внимание на то, что вы рассматриваете возможные способы реакции на ситуацию. Объясните, что в реальной жизни результат не всегда может быть таким, как вы ожидаете. Вы не можете обеспечить ребенку решение всех проблем, вы можете лишь повысить его шансы на успех. Поупражнявшись в новом навыке несколько раз, вам останется лишь время от времени напоминать о нем ребенку. Вы обучили дочь не выходить из себя во время конфликтов с друзьями. Теперь, перед тем как она отправится играть, вы говорите: «Аня, помнишь, как мы с тобой тренировались? Держи себя в руках, ничего не говори, просто сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, а потом, если это будет необходимо, уйди».
ПРИМЕРЫ: Давайте рассмотрим еще несколько примеров профилактического обучения. Каждый раз, когда четырехлетняя Маша бывает не согласна с решением родителей, она начинает кричать и закатывает настоящую истерику. Мама решает научить ее вести себя спокойно. 1. Опишите, что вы хотите. «Маша, когда я тебе чего-то не разрешаю, ты начинаешь спорить, кричать, разбрасывать игрушки. Вместо того, чтобы ссориться со мной, когда ты сердишься, я хочу, чтобы ты играла со мной в такую игру: ты сделаешь вид, что задуваешь свечи, и будешь вот так дышать». (Мама показывает Маше, как делать глубокие вдохи и выдыхать воздух так, как будто задуваешь свечи.) Date: 2015-06-06; view: 326; Нарушение авторских прав |