Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг 4. Вознаграждение (этот шаг необязателен)





«Хочешь печенья, пока будешь смотреть фильм?»

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Иногда родители жалуются, что их похвалы никак не сказываются на поведении детей. Нередко при­чина кроется в том, что родители хвалят детей только по особым случаям, за какие-то выдающи­еся свершения. Мы рекомендуем выражать одобре­ние даже по поводу незначительных дел. Если вы будете внимательны к самым маленьким достиже­ниям своего ребенка, вы заметите в его поведении много положительных сдвигов. Кроме того, вы по­чувствуете, что ваши отношения с детьми стали лучше. И не стоит объяснять это простым совпаде­нием — одобрение всегда приносит свои плоды.

Нас нередко спрашивают: «Зачем хвалить ре­бенка за то, что он и так должен делать?» На это мы задаем встречный вопрос: «А вам нравится, когда вы получаете одобрение даже за то, что входит в ваши обязанности?» Наши дети ничем не отлича­ются от нас — им тоже приятно слышать, что они сделали что-то хорошее.

Бывает, что родители постоянно хвалят своих де­тей, но им кажется, что для тех это не имеет ника­кого значения. Эти мамы и папы готовы хвалить ре­бенка за все подряд. В этом случае похвала не связа­на с положительным поведением ребенка. Одобрение обесценивается, если звучит постоянно и не зависит от того, сделал ребенок что-то хорошее или нет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективная похвала должна быть частой и должна иметь прямое отношение к поведению ребенка. Тогда она работает! Родителям нужно хвалить и поощрять очень конкретные вещи, которые делают их дети. Внимание к конкретным поступкам повышает веро­ятность того, что это поведение повторится.

 

 

ГЛАВА 7: ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

В народе говорят: «Легче предупредить, чем ле­чить». Эта мудрость годится и для воспитания. Про­филактическое обучение — наша мера предосто­рожности. Вы наверняка уже прибегали к ней, ког­да показывали ребенку, как переходить дорогу, или просили запомнить, куда звонить в случае пожара. Профилактика предполагает обучение детей тому, что им может пригодиться в будущем.

Существует два типа ситуаций, в которых вы можете применить профилактическое обучение:

1. Когда ребенок узнает что-то новое.

2. Когда ребенку предстоит столкнуться с ситу­ацией, в которой у него уже были трудности.

В любом из случаев обращайтесь к профилакти­ческому обучению до того, как ребенок столкнется с новой ситуацией или трудностью. Если, напри­мер, ваша дочка часто начинает спорить, когда вы просите ее закончить телефонный разговор, вы можете прибегнуть к профилактическому обучению до того, как она начинает звонить, и научить ее правильно реагировать на вашу просьбу. Не стоит заниматься профилактическим обучением, когда ребенок расстроен или после того, как он совер­шил проступок. Лучше всего это делать, когда он спокоен и внимателен.

В профилактическом обучении нет ничего слож­ного, но большинство родителей прибегают к нему реже, чем могли бы. Вот несколько ситуаций, в которых ребенок еще никогда не бывал, и к кото­рым его не мешает подготовить:

· Ребенку предстоит конкурсный набор в школу.

· Ему необходимо извиниться за драку.

· Он впервые будет делать доклад в классе.

Ситуации, в которых ребенок уже оказывался раньше:

· Он должен прервать игру, когда его зовут родители.

· Он должен спокойно стоять и не просить кон­фет в магазине.

· Ему необходимо твердо сказать «нет», когда ему предлагают алкоголь или наркотики.

Обучая ребенка правильно вести себя в подобных ситуациях, вы должны четко показать, чего вы от него хотите, понятным языком объяснить, почему, и заранее потренировать новый способ поведения.

 

ШАГИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Давайте на примере рассмотрим все шаги профи­лактического обучения.

1. Опишите, что вы хотите.

«Оля, когда я зову тебя обедать, дай знать, что ты меня слышишь, скажи: „Хорошо" или „Иду", и сразу же приходи».

2. Объясните причину.

«Если ты придешь сразу, у тебя еще останется время поиграть после обеда».

3. Потренируйтесь.

«Давай попробуем, как будто я тебя только что позвала. Что ты должна сделать? (Оля говорит:„Иду", и направляется на кухню.) Замечатель­но! Ну, а теперь беги играть. Не забудь придти, когда я тебя позову».

Давайте внимательно рассмотрим все шаги, что­бы понять, почему каждый из них так важен.

1. Опишите, что вы хотите.

Прежде чем сделать то, о чем вы просите, де­тям нужно понять, что от них требуется. Укажите конкретно, чего вы от них ждете. Убедитесь, что дети вас понимают.


2. Объясните причину.

Ребенок должен понять, почему он должен де­лать так, а не иначе, чем правильное поведение лучше неправильного. Легче всего ребенку понять причины, имеющие непосредственное отношение к нему самому. Если вы просто скажете: «Делай это, потому что я так сказал», это будет не объяс­нением, а приказом, и ребенок не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, кото­рую они должны принести.

3. Потренируйтесь.

Между тем, что человек знает, и тем, что уме­ет — огромная разница. Любое новое знание требу­ет практики и тренировки. Вы можете рассказать сво­ему сыну, как кататься на велосипеде, но это не значит, что он сразу же сядет и поедет. Точно так же вы можете объяснить дочке, как отделаться от забияки в классе, но она быстрее добьется успеха, если у нее будет возможность поупражняться в том, что следует говорить и делать в подобной ситуации. Практика необходима в любом деле.

Детям не всегда хочется упражняться, особен­но, если речь идет о каком-то совсем незнакомом деле. Однако тренировка необходима, чтобы пре­одолеть неловкость в незнакомой ситуации и почувствовать уверенность в собственных силах. Под­бадривайте ребенка и побольше хвалите, когда он будет осваивать новые навыки.

Упражняясь в чем-то с маленькими детьми, старайтесь, чтобы это обучение было реалистич­ным и доставляло им радость. Малышам нравит­ся придумывать новые ситуации и играть в них разные роли. Если ваш ребенок постарше, при­влечь его к практике будет не так легко. Попро­буйте обратиться к нему с такими словами: «Ну-ка, покажи, как ты собираешься справиться с такой-то ситуацией...», или «Хорошо, а что ты скажешь, если...» Это позволит старшим детям показать свои способности, не чувствуя, что их считают маленькими.

После того, как ребенок попробовал свои силы в новом деле, похвалите его за то, что у него по­лучилось хорошо, и постарайтесь, чтобы он поупражнялся в том, что не совсем вышло. Не жди­те, что все получится с первого раза.

Если вы тренируете сложный навык или проиг­рываете непростую ситуацию, вроде того, как ска­зать «нет», когда ровесники подбивают ребенка по­пробовать наркотики, обратите его внимание на то, что вы рассматриваете возможные способы реак­ции на ситуацию. Объясните, что в реальной жиз­ни результат не всегда может быть таким, как вы ожидаете. Вы не можете обеспечить ребенку ре­шение всех проблем, вы можете лишь повысить его шансы на успех.

Поупражнявшись в новом навыке несколько раз, вам останется лишь время от времени напоминать о нем ребенку. Вы обучили дочь не выходить из себя во время конфликтов с друзьями. Теперь, пе­ред тем как она отправится играть, вы говорите: «Аня, помнишь, как мы с тобой тренировались? Держи себя в руках, ничего не говори, просто сде­лай несколько глубоких вдохов и выдохов, а по­том, если это будет необходимо, уйди».

 

ПРИМЕРЫ:

Давайте рассмотрим еще несколько примеров про­филактического обучения.

Каждый раз, когда четырехлетняя Маша быва­ет не согласна с решением родителей, она начина­ет кричать и закатывает настоящую истерику. Мама решает научить ее вести себя спокойно.

1. Опишите, что вы хотите.

«Маша, когда я тебе чего-то не разрешаю, ты начинаешь спорить, кричать, разбрасывать иг­рушки. Вместо того, чтобы ссориться со мной, когда ты сердишься, я хочу, чтобы ты играла со мной в такую игру: ты сделаешь вид, что задуваешь свечи, и будешь вот так дышать». (Мама показывает Маше, как делать глубокие вдохи и выдыхать воздух так, как будто заду­ваешь свечи.)







Date: 2015-06-06; view: 326; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию