Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р» — «Решение»





Давайте подробно рассмотрим каждый шаг этого процесса.

Шаг 1. «С» — определите ситуацию.

Описывая ситуацию, дети часто используют эмо­циональные, неопределенные выражения, поэто­му для того, чтобы точно определить ситуацию, им может потребоваться много времени. Кроме того, дети не всегда понимают, что некоторые ситуа­ции могут привести к проблемам.

Вот несколько приемов, полезных для опреде­ления ситуации:

  • Задавайте ребенку так называемые «откры­тые» вопросы, на которые он может дать раз­вернутый ответ, а не просто «да» или «нет»: «А что ты сделал потом?», «Что произошло после того, как ты это сказала?». Эти вопро­сы помогут вам составить представление о том, что в действительности произошло.
  • Научите ребенка сосредотачивать внимание на всей ситуации в целом, а не на какой-то ее отдельной части. Такие вопросы, как «кто?», «что?», «когда?», «где?», помогут вам ясно увидеть всю картину.
  • Обобщите информацию. Иногда эмоции, вызван­ные ситуацией, настолько переполняют детей, что от них ускользает суть самой проблемы. Сформулируйте проблему в ее самой простой, конкретной форме. Спросите ребенка, правиль­но ли вы представили суть проблемы.

Шаг 2. «В» — обсудите варианты.

Составив представление о ситуации, вы може­те начать обсуждать возможности или варианты, которые есть у ребенка. У каждой проблемы обыч­но есть несколько таких вариантов.

К сожалению, дети нередко представляют ре­шение проблем в терминах «все или ничего». Так, после первой неудачи в спортивной секции ребе­нок может бросить занятия спортом.

Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку думать. Попробуйте задать ему такие во­просы: «Мог бы ты сделать еще что-нибудь?», «Что еще могло бы разрешить ситуацию?». Последова­тельно задавая подобные вопросы, вы поможете вашему ребенку научиться принимать решения са­мостоятельно, без вашего постоянного руководства.

Вот некоторые приемы, которые помогут ребен­ку увидеть различные варианты решений проблемы:

  • Позвольте ребенку самому перечислить хо­рошие и плохие варианты. Родители неред­ко проявляют нетерпение и сами говорят, что надо делать. Однако ваша задача не в этом. Вы должны дать ребенку возможность прочувствовать самостоятельные пути при­нятия решений.
  • Отберите не более трех вариантов. Если их будет больше, ребенок может запутаться. (Кроме того, постарайтесь, чтобы хотя бы один вариант опирался на здравый смысл и имел шансы на успех.)
  • Если ребенок испытывает затруднения в вы­боре возможностей, предложите несколько своих.

 

Шаг 3. «О» и «П» — обсудите отрицательное и положительное.

На этом этапе вы с ребенком обсуждаете отри­цательное и положительное, все «за» и «против» каждой из возможностей. Это поможет ребенку увидеть связь между вариантом и тем, что про­изойдет, если он его выберет.

Спросите ребенка, что он думает по поводу каждого варианта. Что хорошего он в нем видит? Что плохого?

Помогите ребенку увидеть хорошие и плохие стороны каждого из вариантов. У вашего сына или дочери может не хватить опыта и знаний для того, чтобы представить себе, к чему они могут привести.

Шаг 4. «Р» — выберите решение.

На этом этапе необходимо выбрать лучший ва­риант решения. После того как вы определите плю­сы и минусы всех возможных решений, попросите ребенка выбрать лучшее.

  • Убедитесь, что ребенку известны все вари­анты и вероятные результаты каждого из них. Вы помогаете ему принимать разумное ре­шение на основе всей имеющейся информа­ции и обучаете тому, как разрешать пробле­мы в дальнейшем.
  • Бывает, что ребенку нелегко сразу на что-то решиться. Если дело не срочное, и нет необ­ходимости принимать решение тотчас же, дай­те ему дополнительное время на обдумывание.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Используя СВОПР, стоит обратить внимание на следующее:

Иногда дети выбирают решения, с которыми вы не вполне согласны. Если это решение не может никому повредить, соответствует правовым нормам не противоречит вашим нравственным убежде­ниям, не мешайте ребенку сделать собственный выбор- Пусть он сам увидит, что из этого получит­ся Если, например, ваш сын хочет потратить все накопленные им деньги на очень дорогие джинсы, дайте ему возможность сделать это и увидеть, к чему это приведет. Может быть, джинсы так по­нравятся ему, что он не будет переживать из-за отсутствия денег на другие расходы. С другой сто­роны, если, потратив все свои сбережения, он бу­дет просить денег у вас, не давайте. Пусть ваш сын сам заработает или начнет копить на будущие по­купки. Это единственный способ научить его пра­вильно распоряжаться деньгами.


Бывает, что какие-то из возможных решений являются противозаконными, безнравственными или вредными для самих детей или окружающих. В этом случае родители должны ясно и твердо вы­разить свое неодобрение, подчеркнуть отрицатель­ные стороны и возможные последствия такого ре­шения. Если, например, ваша дочь собирается вы­пить с друзьями, вы можете сказать ей, что не потерпите этого, описать все опасности такого ре­шения и сообщить, какое «последствие» вы назначите ей в качестве наказания за выпивку. Иногда, несмотря на все наши усилия, дети принимают неправильные решения. Если это случится, будь­те последовательны и примените «последствие», о котором вы предупреждали. Затем помогите ре­бенку использовать СВОПР, чтобы найти более приемлемое решение.

Поощряя вашего ребенка самостоятельно при­нимать решения, всегда показывайте, что вы в любое время готовы помочь ему. Это прежде всего касается выполнения принятых решений. Если окажется, что ребенок в чем-то просчитался и получилось не совсем так, как он запланировал, ваше Участие поможет ему пережить эту неудачу, а затем вы можете вновь обратиться к СВОПР и поста­раться вместе найти другое решение.

И наконец, не забудьте поинтересоваться у ре­бенка, как все получилось. Отведите на это не­сколько минут и не упустите прекрасной возмож­ности похвалить ребенка за то, что он довел дело до конца и выполнил принятое решение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Если вы впервые обращаетесь к описанному способу принятия решений, начните с какой-нибудь незна­чительной проблемы. Дайте ребенку привыкнуть к этому способу и почувствовать себя уверенно. У мно­гих детей не хватает терпения на тщательное обду­мывание — нередко они просто хотят поскорее со всем покончить. Предостерегайте детей от поспеш­ных решений и учите их сознательному выбору.

СВОПР — прекрасный способ научить ребенка принимать решения. Он отличается практичностью и подходит к самым разнообразным ситуациям. Ос­воив его, вы можете не сомневаться, что дали де­тям в руки эффективный и полезный подход к раз­решению проблем.

 

 

ГЛАВА 13: ГРАФИКИ И ДОГОВОРЫ

Графики и договоры — это нечто вроде соглаше­ния между вами и вашими детьми, в которых ого­варивается, что дети получат от вас, если будут вести себя определенным образом. Например, если вы запишите такое соглашение: «Как только ты закончишь уборку в своей комнате, можешь пойти погулять с ребятами», то это будет договором.

Заключая договоры или делая графики, не за­будьте отразить в них следующие три момента:

1) какое поведение должен изменить ребенок;

2) какие поощрения или привилегии он за это получит;

3) на какой период времени распространяется ваш договор.

Договоры и графики можно использовать в сле­дующих ситуациях:

  • Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой-то конкретной проблеме в поведении вашего ребенка. Например, в ответ на ваши просьбы ребенок выражает недовольство, ча­сто устраивает скандалы или опаздывает по утрам в школу.
  • Когда ребенок стремится к определенной цели. Например, хочет заработать денег на велоси­пед или добиться возможности позже ложить­ся спать.

* Когда вы хотите, чтобы ребенок достиг ка­кой-то конкретной цели — занимался спор­том, был более активен в школе, устроился на работу.


Вот как может выглядеть договор, заключенный между родителями и их двенадцатилетней дочкой Ксюшей. Ксюша хочет, чтобы в выходные дни ее отпускали гулять с друзьями, а родители заинте­ресованы, чтобы она как следует готовила домаш­ние задания.

Договор Ксюши с родителями о ее вечернем распорядке

«Я, Ксения, обязуюсь каждый вечер с поне­дельника по пятницу делать уроки и показы­вать маме или папе готовое домашнее задание. Если я буду выполнять это условие в течение всех пяти дней, я могу провести субботний ве­чер с друзьями. Если я не выполню домашнее за­дание в какой-то день, на следующий день я те­ряю право пользоваться телефоном, а счет пяти дням, в течение которых я должна делать уро­ки, чтобы иметь возможность провести вечер с друзьями, начинается снова со следующего дня.

Мы, папа и мама, обязуемся разрешать Ксе­нии проводить субботний вечер с друзьями, если она делает уроки в течение пяти дней подряд.

Каждый вечер, после того как Ксения будет показывать нам приготовленные задания, мы будем отмечать этот день в календаре. Так будет продолжаться в течение месяца или пока мы не изменим нашей договоренности.»

________________________

(Подпись родителей)

 

____________________

(дата)

 

 

(Подпись Ксении)


 

А теперь давайте посмотрим, как можно исполь­зовать в воспитании график. Десятилетний Женя хо­тел ложиться спать позже, особенно по выходным. Его родителям надоело силой загонять сына каждый вечер в кровать, и для того, чтобы Женя сам вовре­мя ложился спать, они решили использовать график (см. Приложение 1).

 

В будние дни Женя должен был отправляться спать ровно в 9 часов вечера Если он ложился вовре­мя и без споров, то отмечал это на графике. От того сколько раз ему удавалось это сделать, зависело, как поздно он сможет лечь в пятницу и субботу. Напри­мер, если в течение недели он вовремя укладывался спать три дня из пяти (с воскресенья по четверг), то получал лишних 45 минут в пятницу и субботу. Если же Женя оказывался в кровати вовремя все пять дней, то в конце недели мог ложиться еще позже.

Тот же самый метод можно использовать для достижения самых разнообразных целей, например, для того чтобы вовремя вставать по утрам в шко­лу, помогать по дому, соблюдать чистоту и поря­док у себя в комнате и т. д. Ниже приведены неко--торые из таких графиков.

Обычно дети и родители с удовольствием при­думывают подобные графики. Особенно это нра­вится малышам, которые с увлечением раскраши­вают их цветными карандашами. Это позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка и дает возможность родителям лишний раз похва­лить его за сотрудничество.

 

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:


Вот несколько советов, которые подскажут вам, как лучше применять договоры и графики.

  • Выбранная цель должна быть положитель­ной, поэтому в ее формулировке лучше исполь­зовать утвердительные, а не отрицательные предложения. Например: «Когда сделаешь уро­ки, можешь посмотреть телевизор». Эта фраза предпочтительней, чем: «Пока не сделаешь уро­ков, не сможешь смотреть телевизор».
  • Соблюдайте договор. Каждый день отмечайте, как идут у ребенка дела. Если ему удалось до биться желаемого результата, он должен непре­менно получить обещанное вознаграждение. И не забывайте побольше хвалить!
  • Поставленные задачи должны быть конкретны и должны поддаваться проверке. К примеру, го­раздо легче проверить, «выполняет ли ребенок каждый день домашнюю работу», чем «стал ли он лучше учиться». Точно так же легче определить, «предлагает ли он ежедневно свою помощь маме», чем «стал ли он более ответственным».
  • Задачи должны быть выполнимы. Это особен­но важно, когда вы только начинаете исполь­зовать графики и договоры.
  • Сделайте этот процесс интересным. Графики и договоры нужны для того, чтобы помочь детям добиваться поставленных целей и чувствовать ус­пех. Пусть это будет в радость и вам и детям. Отмечайте малейший шаг вашего ребенка к ус­пеху, хвалите за любое продвижение к цели.

Графики и договоры — отличный способ помочь детям увидеть их достижения. Это также откры­вает дополнительные возможности для общения, Для совместного достижения родителями и детьми поставленных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Определение целей и планирование требуют тесного сотрудничества родителей с детьми. Для того чтобы обе стороны остались в выигрыше, необхо­димы переговоры. Время, которое вы проведете за Разработкой графиков и составлением договоров, т потрачено не зря — оно лишний раз покажет детям, как вы их любите и насколько заинтересованы в их успехе. (см. Приложение №2;№3;№4;№5).

ГЛАВА 14: СЕМЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ

Нам всем не хватает времени. Мы очень заняты и ред­ко можем выкроить время, чтобы провести его в кру­гу семьи. Работа, школа, кружки, разные дела и обя­занности — все это отнимает драгоценное время, ко­торое можно было бы посвятить друг другу- Семей­ные собрания могут помочь организовывать время, обмениваться информацией и принимать решения.

ЧТО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ СЕМЕЙНОГО СОБРАНИЯ:

Вот несколько примеров того, как можно исполь­зовать это время:

  • Координировать жизнь семьи. Дети могут рассказать вам о предстоящих событиях в школе и об их планах с друзьями. Вы можете выяснить важные вопросы, например, кому что нужно купить, что необходимо для школы, какая по­мощь понадобится детям на следующей неделе и т. п. Дома будет больше порядка, и ваша жизнь станет легче, если вы будете обсуждать эти вещи и строить планы заранее.
  • Хвалить. Семейное собрание — прекрасная воз­можность для того, чтобы похвалить каждого из ваших детей и рассказать всем присутствую­щим об их достижениях и успехах. Похвалите их за успехи в школе, готовность помочь в до машних делах, за то, что они ладят друг с дру­гом и стараются разрешать трудные ситуации. Подумайте, как можно научить их высказывать одобрение друг другу. Например, в одной семье такие собрания начинаются с того, что каждый из присутствующих говорит что-то хорошее о человеке, сидящем справа от него. Это отлич­ный способ начать семейное собрание.
  • Обсуждать. Собрание дает возможность поделить­ся тем, что происходит в вашей жизни. Дайте воз­можность детям рассказать о школе и о том, ка­кие новости о событиях в вашем городе, стране или мире они обсуждали в классе, как у них дела с друзьями, какие проблемы. В свою очередь, по­делитесь своим мнением и расскажите о том, что делается в вашей жизни, у вас на работе, в жизни ваших родственников. Семейные собрания — вре­мя говорить и слушать, делиться мыслями и пере­живаниями, обсуждать. Узнавая мнение окружа­ющих, дети будут формировать свою точку зрения и свои представления, и все это будет способство­вать сплоченности вашей семьи.
  • Принимать семейные решения. Семейные со­брания — это хорошая возможность для ребен­ка участвовать в принятии повседневных реше­ний. Решайте, что будете делать в выходные, куда отправитесь всей семьей, что приготовите на ужин, какие телепередачи будете смотреть, как разделите обязанности по дому. Дети будут рады, если смогут участвовать в принятии ре­шений. При этом взрослые устанавливают оп­ределенные ограничения. Если, например, вы собираетесь пойти всей семьей в кино, можно сказать: «Ребята, вы можете решить, когда мы пойдем в кино, а потом мы вместе выберем фильм, который будет интересен нам всем». Та­ким образом вы позволите детям решить, когда идти в кино, но установите ограничения на выбор фильма, чтобы быть уверенным, что фильм подходит для детей, а не только для взрослых. Наиболее важные решения, особенно связан­ные с моральными, нравственными вопросами или законом, должны приниматься родителями.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Проводя семейные собрания, постарайтесь учиты­вать следующее:

  • Собрания должны быть краткими, не более десяти — пятнадцати минут. Не пытайтесь раз­решить на них слишком сложные или слишком запутанные вопросы.
  • Постарайтесь устраивать их в удобное для всей семьи время. Это можно делать в субботу или в воскресенье. В некоторых семьях подоб­ные собрания проводятся во время или сразу же после ужина.
  • Семейные собрания должны приносить радость, и хотя иногда вам придется обсуждать на них се­рьезные темы и принимать важные решения, в основном, они должны быть посвящены приятным вещам — рассказу о чем-то интересном, обсуж­дению достижений, выражению одобрения.
  • Используйте профилактическое обучение еще до начала собрания объясните детям, как выносить на обсуждение какую-нибудь тему. Пусть они учатся выражать собственное мне­ние, говорить приятные вещи и при этом не казаться искусственным или неискренним, доб­рожелательно высказывать критику и не оби­жаться, когда это делают другие.
  • Записывайте то, о чем вы говорили на своих собраниях и какие принимали решения. Это можно делать в блокноте, а можно на отдельных листах бумаги, которые затем вывешиваются на видном месте. Во многих семьях своеобразной «до­ской объявлений» является дверца холодильника.
  • Предоставляйте слово всем желающим. Давая право голоса всем, от самых младших до самых старших, вы будете учить детей сотрудничест­ву, вниманию и уважению друг к другу.
  • Используйте положительные «последствия». Хвалите детей за то, что они внимательно и не перебивая слушают других, за хорошие пред­ложения и готовность придти на помощь.
  • Во время семейных собраний используйте все навыки обучения на основе здравого смысла, например:

* Если, услышав легкую критику в свой адрес, кто-то из детей начинает спорить и оправдываться, обратитесь к корректирующему обучению.

* Если ребенок не реагирует на корректирующее обучение, примените обучение самоконтролю.

* Прежде чем вынести на обсуждение достаточ­но болезненный вопрос, воспользуйтесь про­филактическим обучением. То же самое мож­но посоветовать и в том случае, когда ребенку трудно при всех выражать свое мнение.

* Разрешая проблемы, используйте СВОПР.

* Используйте каждую подходящую возмож­ность для эффективной похвалы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Подобные собрания могут стать одним из самых важ­ных моментов в жизни вашей семьи. Время, проведен­ное вместе, укрепит взаимопонимание между ее чле­нами, а ваши дети научатся с большей уверенностью выражать собственное мнение, воспринимать крити­ку и похвалу, участвовать в принятии решений.

 

ГЛАВА 15: СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ –

ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ?

Наши дети имеют гораздо больше возможностей узнавать о том, что происходит в окружающем мире, чем когда-то было у нас. Благодаря радио и телевидению, компьютерам и Интернету они в кур­се всего, что делается в мире.

Что-то из этой информации приносит огромную пользу. Некоторые телевизионные программы и кинофильмы развивают любознательность и вооб­ражение, приносят радость и расширяют кругозор. Они помогают эмоциональному развитию, приви­вают любовь и уважение к ближним, учат обще­нию с окружающими. Существуют хорошие филь­мы, которые в увлекательной форме учат детей добру и вызывают улыбку. Спортивные программы вносят в нашу жизнь азарт и возможность побо­леть за любимую команду. Программы, посвящен­ные природе, позволяют соприкоснуться с окру­жающим миром и внимательнее рассмотреть его.

Все это приносит огромную пользу. А теперь о том, что наносит вред.

 

 

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ:

Стоит ребенку нажать кнопку телевизора или ви­деомагнитофона, или научиться входить в Интер­нет, как он тут же получает доступ к огромному количеству «взрослых» развлечений, пропаганди­рующих секс, насилие, наркотики и все, что с этим связано. Вряд ли стоит сомневаться, что все, что дети видят и слышат с экранов телевизоров и ком­пьютеров, оказывает на них огромное влияние.

Существуют сотни исследований, описывающих влияние телевидения на детей. Они, в частности, свидетельствуют, что насилие, показанное на те­леэкране, вызывает у детей три основных реакции: дети становятся менее чувствительны к боли и стра­данию других, окружающий мир начинает казать­ся им более враждебным, у них самих может выра­батываться склонность к более враждебному и аг­рессивному поведению. Эта агрессивность выража­ется в том, что дети чаще дерутся и ссорятся со сверстниками, не подчиняются существующим пра­вилам и неуважительно относятся к окружающим.

Иногда у детей вырабатывается телевизионная или компьютерная зависимость. Вот несколько признаков такой зависимости, которые означают, что ваш ре­бенок слишком много смотрит телевизор или слиш­ком долго сидит перед компьютером: телевизор или компьютер находится в постоянно включенном со­стоянии, ребенок предпочитает телевизор или ком­пьютер играм с детьми, говорит почти исключитель­но о программах ТВ и их персонажах, «забывает» из-за ТВ или компьютера об уроках и домашних обя­занностях, смотрит ТВ «от нечего делать».

В погоне за зрителем многие средства массовой информации, в том числе и ТВ, стремятся воздей­ствовать на наши ощущения и используют ужасаю­щие по своей натуральности сцены секса и насилия. Постоянно наблюдая такие сцены в кино и по теле­визору, дети начинают думать, что это и есть жизнь.

Стараясь разобраться в окружающем мире, под­ростки обращаются к средствам массовой информа­ции и составляют свое представление о том, что хорошо, а что — плохо, на основании продуктов мас­совой культуры — телевизионных шоу, фильмов, рок-концертов, рекламы, Интернета, журналов, компакт-дисков и кассет. Они постоянно подвергаются влия­нию средств массовой информации, которые то скры­то, то откровенно пытаются воздействовать на пред­ставления и поведение детей и подростков.

 

 

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ:

Родители вполне способны противостоять вредно­му влиянию средств массовой информации. Приве­денные ниже указания помогут вам разработать план того, как оградить от него своих детей. По­скольку самым мощным из всех этих средств явля­ется телевидение, многие из наших советов направ­лены на то, чтобы ограничить именно его воздей­ствие на детей.

  • Показывайте детям хороший пример. От вас во многом зависит то, какие привычки сформи­руются у ваших детей. Если вы сами часами про­сиживаете у телевизора, не стоит удивляться, что ваш ребенок делает то же самое. Обратите внимание на свой выбор программ. Если вас ве­селят сексуальные похождения героев телеко­медий, и вы смеетесь их сомнительным шуткам, ваш семи- или восьмилетний ребенок будет вос­принимать этот юмор и язык как должное. По­этому, может быть, стоит чаще выключать те­левизор или строже относиться к выбору про­грамм, особенно в присутствии ребенка.
  • Ограничьте время, которое ваш ребенок про­водит перед телевизором. Телевизор — это не право, а привилегия ребенка, и она должна контролироваться старшими. Некоторые специали­сты считают, что дошкольники могут проводить перед телевизором не более часа в день, а школьники — не более двух часов. Это время может постепенно увеличиваться для подрост­ков. Есть и другое мнение, согласно которому дети могут смотреть телевизор не дольше двух часов и только по выходным. Если время, кото­рое ваш ребенок проводит перед телевизором, будет ограничено, он с большим вниманием от­несется к выбору программ.
  • Предоставьте детям другие возможности. Най­дите другие, заменяющие телевизор, занятия для ребенка. Дети должны понять, что смотреть телевизор вовсе не обязательно, что кроме ТВ в мире есть масса интересных вещей. Помогите детям составить список того, что они могли бы делать в свободное время. Когда вас нет дома и вы не можете контролировать, сколько време­ни ваш ребенок проводит у телевизора, старай­тесь, чтобы он был занят другими делами: де­лал что-то по дому, готовил уроки или играл с соседскими детьми. Если у ребенка слишком много свободного времени, которое он прово­дит без надзора родителей, более вероятно, что он проведет это время перед телевизором.
  • Свяжите возможность смотреть телевизор с тем, сделал ли ребенок уроки и прочитал ли то, что ему положено. Если вы разрешаете смотреть ТВ по будним дням, скажите, чтобы вначале он сде­лал уроки и выполнил свои обязанности по дому. «Когда ты сделаешь домашнюю работу и прове­ришь ее, можешь посмотреть телевизор».
  • Обращайте внимание на то, что смотрят или слушают ваши дети. Задайте себе вопрос: «Чему учится мой ребенок, смотря эту программу? Действительно ли это то, чему я хотел бы его учить?» Если передача не наносит вреда, есть ли в ней что-то интересное или познавательное?
  • Помогайте детям выбрать подходящие пере­дачи. Постарайтесь найти программы, которые соответствуют их возрасту. Прислушивайтесь к мнению специалистов. Для того чтобы лучше представлять себе качество и содержание того, что будут смотреть и слушать ваши дети, про­смотрите программу передач, загляните в те­левизионные или. музыкальные обозрения. Не­которые телепрограммы заранее предупрежда­ют, что в них может быть что-то неподходя­щее для детей. Обращайте внимание на такие предупреждения.
  • Смотрите программы и фильмы вместе с ва­шими детьми. Таким образом вы сможете ком­ментировать и объяснять некоторые вещи, для того чтобы дети их правильно воспринимали.

Многочисленные исследования показывают, что если человек непосредственно не знаком с тем, что видит на экране, он склонен принимать это на веру. Так, например, показывая какие-то груп­пы людей, телевидение способствует формиро­ванию у зрителя определенных стереотипов от­носительно этих людей. Если вы будете смотреть телевизор с ребенком, вы сможете объяснить ему, что жизнь отличается от того, что мы ви­дим на экране. А попросив его рассказать, что он вынес из передачи или фильма, вы сможете по­нять, насколько он усвоил их содержание.

  • Учите вашего ребенка критически относить­ся к средствам массовой информации. Мно­гие дети и подростки не задумываются о том, что смотрят. Вы можете научить их отличать хорошее качество от плохого, правду от лжи. Поговорите о том, как удалось актерам изобра­зить отношения между людьми, что в фильме было похоже на правду, а что — нет, что хо­рошего или плохого хотели сказать авторы. Об­ратите их внимание на несчастья, которые мо­гут принести алкоголь, насилие и наркотики. Объясните, что в рекламе все выглядит при­влекательно, чтобы заставить зрителя купить продукт, но на самом деле это не всегда соот­ветствует действительности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Некоторые из родителей, посещавших наши заня­тия, боялись, что как только они попытаются огра­ничить телевизионное время своих детей или за­претят им смотреть некоторые программы, это при­ведет к бунту. Тем не менее, они были решительно настроены на то, чтобы изменить положение дел с телевизором в своей семье, и, последовательно ис­пользуя методы воспитания на основе здравого смыс­ла, справились со всеми трудностями. Вначале дети жаловались и выражали свое недовольство. Но ско­ро родители заметили, что успевают делать гораз­до больше интересных вещей вместе с детьми, чем раньше. Они вместе играли, ходили за покупками, делали какую-то работу по дому и, что самое важ­ное, гораздо больше общались. Удивительно, не правда ли? Дети значительно повеселели и начали понимать, что до сих пор теряли огромное количе­ство времени, которое можно было посвятить бо­лее интересным делам. Позже дети признавались, что вообще не скучают по телевизору.

 

ГЛАВА 16: СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

До сих пор мы обсуждали в основном, как научить чему-то ваших детей, и только вскользь замечали, чему именно их стоит учить. В настоящей главе мы постараемся восполнить этот пробел и коснемся со­циальных навыков, т. е. поговорим об определенном поведении, которое помогает людям общаться и при­нимать правильные решения в разнообразных си­туациях. Представьте, что происходит, когда люди впервые встречаются друг с другом. Скорее всего, они стоят лицом к лицу, улыбаются, пожимают руки, называют свои имена и говорят что-то вроде: «Приятно познакомиться». Это пример того, как последовательность поступков составляет социаль­ный навык, применяемый при знакомстве.

ЧЕМУ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ РОДИТЕЛИ?

Социальным навыкам детей надо учить. Давайте рассмотрим несколько примеров того, как родите­ли могут применить методы воспитания на основе здравого смысла, чтобы учить детей социальным навыкам или поощрять за их использование.

Мама просит Настю вынести мусор и в ответ слы­шит: «Почему я всегда должна это делать?» В данном случае можно применить метод корректирующего обучения, чтобы научить Настю социальному навыку, который заключается в выполнении указаний старших.

Илья вбегает на кухню и сообщает отцу, что уходит к другу. Отец говорит, чтобы он никуда не уходил, потому что обед почти готов. Илья начина­ет возмущаться. Отец может прибегнуть к коррек­тирующему обучению, чтобы привить сыну уме­ние принимать отрицательный ответ.

КАК ПРИВИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

С ПОМОЩЬЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Давайте посмотрим, как мама восьмилетнего Пав­лика использует профилактическое обучение, для того чтобы научить сына соглашаться с отрицатель­ным ответом. До сих пор, когда Павлик слышал «нет», он обычно спорил, хныкал и дулся, причем это происходило не только дома, но и в школе.

Профилактическое обучение применяется в тот момент, когда ребенок не демонстрирует непра­вильного поведения. Мама собирается познакомить Павлика с четырьмя шагами, которые он должен сделать, когда слышит отрицательный ответ:

1. Посмотри на человека.

2. Скажи: «Хорошо».

3. Спокойно попроси объяснить причину, если ты ее не понял.

4. Если ты не согласен, обсуди это позже.

Вот как будет выглядеть профилактическое обу­чение в данном случае:

Шаг 1. Опишите, что вы хотите.

Мама: «Павлик, скоро ты снова пойдешь в шко­лу, и я хотела бы с тобой кое о чем поговорить». Павлик: «Хорошо».

Мама: «Ты знаешь, может случиться, что ты захочешь что-нибудь сделать, а твоя учитель­ница скажет «Нет»».

Павлик: «Да, так бывало и раньше, особенно с Верой Ивановной».

Мама: «Вот-вот. Я как раз и хотела попрактико­ваться с тобой, как вести себя, когда тебе гово­рят „Нет". Давай представим себе, что только что Вера Ивановна сказала тебе „Нет". Первое, что ты должен сделать — это посмотреть на нее. Не отворачивайся и не смотри себе под ноги, хорошо?» Павлик: «Угу».

Мама: «После того, как ты на нее посмотришь, надо вежливым голосом сказать: „Хорошо"». Павлик: «Хорошо».

Мама: «Молодец. Если ты не понимаешь, поче­му тебе сказали „нет", спокойно попроси это объяснить. Но только, если тебе действительно непонятно. Ладно?» Павлик: «Да, хорошо».

Мама: «Замечательно. Если ты не согласен с от­ветом учительницы, можно поговорить с ней об этом позже».

Шаг 2. Объясните причину.

Мама: «Если ты научишься не спорить, когда тебе говорят „Нет", то, скорее всего учитель­ница согласится тебя выслушать. Понимаешь?» Павлик: «Да, мам, понимаю».







Date: 2015-06-06; view: 430; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию