Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Р» — «Решение»
Давайте подробно рассмотрим каждый шаг этого процесса. Шаг 1. «С» — определите ситуацию. Описывая ситуацию, дети часто используют эмоциональные, неопределенные выражения, поэтому для того, чтобы точно определить ситуацию, им может потребоваться много времени. Кроме того, дети не всегда понимают, что некоторые ситуации могут привести к проблемам. Вот несколько приемов, полезных для определения ситуации:
Шаг 2. «В» — обсудите варианты. Составив представление о ситуации, вы можете начать обсуждать возможности или варианты, которые есть у ребенка. У каждой проблемы обычно есть несколько таких вариантов. К сожалению, дети нередко представляют решение проблем в терминах «все или ничего». Так, после первой неудачи в спортивной секции ребенок может бросить занятия спортом. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку думать. Попробуйте задать ему такие вопросы: «Мог бы ты сделать еще что-нибудь?», «Что еще могло бы разрешить ситуацию?». Последовательно задавая подобные вопросы, вы поможете вашему ребенку научиться принимать решения самостоятельно, без вашего постоянного руководства. Вот некоторые приемы, которые помогут ребенку увидеть различные варианты решений проблемы:
Шаг 3. «О» и «П» — обсудите отрицательное и положительное. На этом этапе вы с ребенком обсуждаете отрицательное и положительное, все «за» и «против» каждой из возможностей. Это поможет ребенку увидеть связь между вариантом и тем, что произойдет, если он его выберет. Спросите ребенка, что он думает по поводу каждого варианта. Что хорошего он в нем видит? Что плохого? Помогите ребенку увидеть хорошие и плохие стороны каждого из вариантов. У вашего сына или дочери может не хватить опыта и знаний для того, чтобы представить себе, к чему они могут привести. Шаг 4. «Р» — выберите решение. На этом этапе необходимо выбрать лучший вариант решения. После того как вы определите плюсы и минусы всех возможных решений, попросите ребенка выбрать лучшее.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Используя СВОПР, стоит обратить внимание на следующее: Иногда дети выбирают решения, с которыми вы не вполне согласны. Если это решение не может никому повредить, соответствует правовым нормам не противоречит вашим нравственным убеждениям, не мешайте ребенку сделать собственный выбор- Пусть он сам увидит, что из этого получится Если, например, ваш сын хочет потратить все накопленные им деньги на очень дорогие джинсы, дайте ему возможность сделать это и увидеть, к чему это приведет. Может быть, джинсы так понравятся ему, что он не будет переживать из-за отсутствия денег на другие расходы. С другой стороны, если, потратив все свои сбережения, он будет просить денег у вас, не давайте. Пусть ваш сын сам заработает или начнет копить на будущие покупки. Это единственный способ научить его правильно распоряжаться деньгами. Бывает, что какие-то из возможных решений являются противозаконными, безнравственными или вредными для самих детей или окружающих. В этом случае родители должны ясно и твердо выразить свое неодобрение, подчеркнуть отрицательные стороны и возможные последствия такого решения. Если, например, ваша дочь собирается выпить с друзьями, вы можете сказать ей, что не потерпите этого, описать все опасности такого решения и сообщить, какое «последствие» вы назначите ей в качестве наказания за выпивку. Иногда, несмотря на все наши усилия, дети принимают неправильные решения. Если это случится, будьте последовательны и примените «последствие», о котором вы предупреждали. Затем помогите ребенку использовать СВОПР, чтобы найти более приемлемое решение. Поощряя вашего ребенка самостоятельно принимать решения, всегда показывайте, что вы в любое время готовы помочь ему. Это прежде всего касается выполнения принятых решений. Если окажется, что ребенок в чем-то просчитался и получилось не совсем так, как он запланировал, ваше Участие поможет ему пережить эту неудачу, а затем вы можете вновь обратиться к СВОПР и постараться вместе найти другое решение. И наконец, не забудьте поинтересоваться у ребенка, как все получилось. Отведите на это несколько минут и не упустите прекрасной возможности похвалить ребенка за то, что он довел дело до конца и выполнил принятое решение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Если вы впервые обращаетесь к описанному способу принятия решений, начните с какой-нибудь незначительной проблемы. Дайте ребенку привыкнуть к этому способу и почувствовать себя уверенно. У многих детей не хватает терпения на тщательное обдумывание — нередко они просто хотят поскорее со всем покончить. Предостерегайте детей от поспешных решений и учите их сознательному выбору. СВОПР — прекрасный способ научить ребенка принимать решения. Он отличается практичностью и подходит к самым разнообразным ситуациям. Освоив его, вы можете не сомневаться, что дали детям в руки эффективный и полезный подход к разрешению проблем.
ГЛАВА 13: ГРАФИКИ И ДОГОВОРЫ Графики и договоры — это нечто вроде соглашения между вами и вашими детьми, в которых оговаривается, что дети получат от вас, если будут вести себя определенным образом. Например, если вы запишите такое соглашение: «Как только ты закончишь уборку в своей комнате, можешь пойти погулять с ребятами», то это будет договором. Заключая договоры или делая графики, не забудьте отразить в них следующие три момента: 1) какое поведение должен изменить ребенок; 2) какие поощрения или привилегии он за это получит; 3) на какой период времени распространяется ваш договор. Договоры и графики можно использовать в следующих ситуациях:
* Когда вы хотите, чтобы ребенок достиг какой-то конкретной цели — занимался спортом, был более активен в школе, устроился на работу. Вот как может выглядеть договор, заключенный между родителями и их двенадцатилетней дочкой Ксюшей. Ксюша хочет, чтобы в выходные дни ее отпускали гулять с друзьями, а родители заинтересованы, чтобы она как следует готовила домашние задания. Договор Ксюши с родителями о ее вечернем распорядке «Я, Ксения, обязуюсь каждый вечер с понедельника по пятницу делать уроки и показывать маме или папе готовое домашнее задание. Если я буду выполнять это условие в течение всех пяти дней, я могу провести субботний вечер с друзьями. Если я не выполню домашнее задание в какой-то день, на следующий день я теряю право пользоваться телефоном, а счет пяти дням, в течение которых я должна делать уроки, чтобы иметь возможность провести вечер с друзьями, начинается снова со следующего дня. Мы, папа и мама, обязуемся разрешать Ксении проводить субботний вечер с друзьями, если она делает уроки в течение пяти дней подряд. Каждый вечер, после того как Ксения будет показывать нам приготовленные задания, мы будем отмечать этот день в календаре. Так будет продолжаться в течение месяца или пока мы не изменим нашей договоренности.» ________________________ (Подпись родителей)
____________________ (дата)
(Подпись Ксении)
А теперь давайте посмотрим, как можно использовать в воспитании график. Десятилетний Женя хотел ложиться спать позже, особенно по выходным. Его родителям надоело силой загонять сына каждый вечер в кровать, и для того, чтобы Женя сам вовремя ложился спать, они решили использовать график (см. Приложение 1).
В будние дни Женя должен был отправляться спать ровно в 9 часов вечера Если он ложился вовремя и без споров, то отмечал это на графике. От того сколько раз ему удавалось это сделать, зависело, как поздно он сможет лечь в пятницу и субботу. Например, если в течение недели он вовремя укладывался спать три дня из пяти (с воскресенья по четверг), то получал лишних 45 минут в пятницу и субботу. Если же Женя оказывался в кровати вовремя все пять дней, то в конце недели мог ложиться еще позже. Тот же самый метод можно использовать для достижения самых разнообразных целей, например, для того чтобы вовремя вставать по утрам в школу, помогать по дому, соблюдать чистоту и порядок у себя в комнате и т. д. Ниже приведены неко--торые из таких графиков. Обычно дети и родители с удовольствием придумывают подобные графики. Особенно это нравится малышам, которые с увлечением раскрашивают их цветными карандашами. Это позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка и дает возможность родителям лишний раз похвалить его за сотрудничество.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Вот несколько советов, которые подскажут вам, как лучше применять договоры и графики.
Графики и договоры — отличный способ помочь детям увидеть их достижения. Это также открывает дополнительные возможности для общения, Для совместного достижения родителями и детьми поставленных целей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Определение целей и планирование требуют тесного сотрудничества родителей с детьми. Для того чтобы обе стороны остались в выигрыше, необходимы переговоры. Время, которое вы проведете за Разработкой графиков и составлением договоров, т потрачено не зря — оно лишний раз покажет детям, как вы их любите и насколько заинтересованы в их успехе. (см. Приложение №2;№3;№4;№5). ГЛАВА 14: СЕМЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ Нам всем не хватает времени. Мы очень заняты и редко можем выкроить время, чтобы провести его в кругу семьи. Работа, школа, кружки, разные дела и обязанности — все это отнимает драгоценное время, которое можно было бы посвятить друг другу- Семейные собрания могут помочь организовывать время, обмениваться информацией и принимать решения. ЧТО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ СЕМЕЙНОГО СОБРАНИЯ: Вот несколько примеров того, как можно использовать это время:
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ: Проводя семейные собрания, постарайтесь учитывать следующее:
* Если, услышав легкую критику в свой адрес, кто-то из детей начинает спорить и оправдываться, обратитесь к корректирующему обучению. * Если ребенок не реагирует на корректирующее обучение, примените обучение самоконтролю. * Прежде чем вынести на обсуждение достаточно болезненный вопрос, воспользуйтесь профилактическим обучением. То же самое можно посоветовать и в том случае, когда ребенку трудно при всех выражать свое мнение. * Разрешая проблемы, используйте СВОПР. * Используйте каждую подходящую возможность для эффективной похвалы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Подобные собрания могут стать одним из самых важных моментов в жизни вашей семьи. Время, проведенное вместе, укрепит взаимопонимание между ее членами, а ваши дети научатся с большей уверенностью выражать собственное мнение, воспринимать критику и похвалу, участвовать в принятии решений.
ГЛАВА 15: СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ? Наши дети имеют гораздо больше возможностей узнавать о том, что происходит в окружающем мире, чем когда-то было у нас. Благодаря радио и телевидению, компьютерам и Интернету они в курсе всего, что делается в мире. Что-то из этой информации приносит огромную пользу. Некоторые телевизионные программы и кинофильмы развивают любознательность и воображение, приносят радость и расширяют кругозор. Они помогают эмоциональному развитию, прививают любовь и уважение к ближним, учат общению с окружающими. Существуют хорошие фильмы, которые в увлекательной форме учат детей добру и вызывают улыбку. Спортивные программы вносят в нашу жизнь азарт и возможность поболеть за любимую команду. Программы, посвященные природе, позволяют соприкоснуться с окружающим миром и внимательнее рассмотреть его. Все это приносит огромную пользу. А теперь о том, что наносит вред.
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ: Стоит ребенку нажать кнопку телевизора или видеомагнитофона, или научиться входить в Интернет, как он тут же получает доступ к огромному количеству «взрослых» развлечений, пропагандирующих секс, насилие, наркотики и все, что с этим связано. Вряд ли стоит сомневаться, что все, что дети видят и слышат с экранов телевизоров и компьютеров, оказывает на них огромное влияние. Существуют сотни исследований, описывающих влияние телевидения на детей. Они, в частности, свидетельствуют, что насилие, показанное на телеэкране, вызывает у детей три основных реакции: дети становятся менее чувствительны к боли и страданию других, окружающий мир начинает казаться им более враждебным, у них самих может вырабатываться склонность к более враждебному и агрессивному поведению. Эта агрессивность выражается в том, что дети чаще дерутся и ссорятся со сверстниками, не подчиняются существующим правилам и неуважительно относятся к окружающим. Иногда у детей вырабатывается телевизионная или компьютерная зависимость. Вот несколько признаков такой зависимости, которые означают, что ваш ребенок слишком много смотрит телевизор или слишком долго сидит перед компьютером: телевизор или компьютер находится в постоянно включенном состоянии, ребенок предпочитает телевизор или компьютер играм с детьми, говорит почти исключительно о программах ТВ и их персонажах, «забывает» из-за ТВ или компьютера об уроках и домашних обязанностях, смотрит ТВ «от нечего делать». В погоне за зрителем многие средства массовой информации, в том числе и ТВ, стремятся воздействовать на наши ощущения и используют ужасающие по своей натуральности сцены секса и насилия. Постоянно наблюдая такие сцены в кино и по телевизору, дети начинают думать, что это и есть жизнь. Стараясь разобраться в окружающем мире, подростки обращаются к средствам массовой информации и составляют свое представление о том, что хорошо, а что — плохо, на основании продуктов массовой культуры — телевизионных шоу, фильмов, рок-концертов, рекламы, Интернета, журналов, компакт-дисков и кассет. Они постоянно подвергаются влиянию средств массовой информации, которые то скрыто, то откровенно пытаются воздействовать на представления и поведение детей и подростков.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ: Родители вполне способны противостоять вредному влиянию средств массовой информации. Приведенные ниже указания помогут вам разработать план того, как оградить от него своих детей. Поскольку самым мощным из всех этих средств является телевидение, многие из наших советов направлены на то, чтобы ограничить именно его воздействие на детей.
Многочисленные исследования показывают, что если человек непосредственно не знаком с тем, что видит на экране, он склонен принимать это на веру. Так, например, показывая какие-то группы людей, телевидение способствует формированию у зрителя определенных стереотипов относительно этих людей. Если вы будете смотреть телевизор с ребенком, вы сможете объяснить ему, что жизнь отличается от того, что мы видим на экране. А попросив его рассказать, что он вынес из передачи или фильма, вы сможете понять, насколько он усвоил их содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Некоторые из родителей, посещавших наши занятия, боялись, что как только они попытаются ограничить телевизионное время своих детей или запретят им смотреть некоторые программы, это приведет к бунту. Тем не менее, они были решительно настроены на то, чтобы изменить положение дел с телевизором в своей семье, и, последовательно используя методы воспитания на основе здравого смысла, справились со всеми трудностями. Вначале дети жаловались и выражали свое недовольство. Но скоро родители заметили, что успевают делать гораздо больше интересных вещей вместе с детьми, чем раньше. Они вместе играли, ходили за покупками, делали какую-то работу по дому и, что самое важное, гораздо больше общались. Удивительно, не правда ли? Дети значительно повеселели и начали понимать, что до сих пор теряли огромное количество времени, которое можно было посвятить более интересным делам. Позже дети признавались, что вообще не скучают по телевизору.
ГЛАВА 16: СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ До сих пор мы обсуждали в основном, как научить чему-то ваших детей, и только вскользь замечали, чему именно их стоит учить. В настоящей главе мы постараемся восполнить этот пробел и коснемся социальных навыков, т. е. поговорим об определенном поведении, которое помогает людям общаться и принимать правильные решения в разнообразных ситуациях. Представьте, что происходит, когда люди впервые встречаются друг с другом. Скорее всего, они стоят лицом к лицу, улыбаются, пожимают руки, называют свои имена и говорят что-то вроде: «Приятно познакомиться». Это пример того, как последовательность поступков составляет социальный навык, применяемый при знакомстве. ЧЕМУ ДОЛЖНЫ УЧИТЬ РОДИТЕЛИ? Социальным навыкам детей надо учить. Давайте рассмотрим несколько примеров того, как родители могут применить методы воспитания на основе здравого смысла, чтобы учить детей социальным навыкам или поощрять за их использование. Мама просит Настю вынести мусор и в ответ слышит: «Почему я всегда должна это делать?» В данном случае можно применить метод корректирующего обучения, чтобы научить Настю социальному навыку, который заключается в выполнении указаний старших. Илья вбегает на кухню и сообщает отцу, что уходит к другу. Отец говорит, чтобы он никуда не уходил, потому что обед почти готов. Илья начинает возмущаться. Отец может прибегнуть к корректирующему обучению, чтобы привить сыну умение принимать отрицательный ответ. КАК ПРИВИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Давайте посмотрим, как мама восьмилетнего Павлика использует профилактическое обучение, для того чтобы научить сына соглашаться с отрицательным ответом. До сих пор, когда Павлик слышал «нет», он обычно спорил, хныкал и дулся, причем это происходило не только дома, но и в школе. Профилактическое обучение применяется в тот момент, когда ребенок не демонстрирует неправильного поведения. Мама собирается познакомить Павлика с четырьмя шагами, которые он должен сделать, когда слышит отрицательный ответ: 1. Посмотри на человека. 2. Скажи: «Хорошо». 3. Спокойно попроси объяснить причину, если ты ее не понял. 4. Если ты не согласен, обсуди это позже. Вот как будет выглядеть профилактическое обучение в данном случае: Шаг 1. Опишите, что вы хотите. Мама: «Павлик, скоро ты снова пойдешь в школу, и я хотела бы с тобой кое о чем поговорить». Павлик: «Хорошо». Мама: «Ты знаешь, может случиться, что ты захочешь что-нибудь сделать, а твоя учительница скажет «Нет»». Павлик: «Да, так бывало и раньше, особенно с Верой Ивановной». Мама: «Вот-вот. Я как раз и хотела попрактиковаться с тобой, как вести себя, когда тебе говорят „Нет". Давай представим себе, что только что Вера Ивановна сказала тебе „Нет". Первое, что ты должен сделать — это посмотреть на нее. Не отворачивайся и не смотри себе под ноги, хорошо?» Павлик: «Угу». Мама: «После того, как ты на нее посмотришь, надо вежливым голосом сказать: „Хорошо"». Павлик: «Хорошо». Мама: «Молодец. Если ты не понимаешь, почему тебе сказали „нет", спокойно попроси это объяснить. Но только, если тебе действительно непонятно. Ладно?» Павлик: «Да, хорошо». Мама: «Замечательно. Если ты не согласен с ответом учительницы, можно поговорить с ней об этом позже». Шаг 2. Объясните причину. Мама: «Если ты научишься не спорить, когда тебе говорят „Нет", то, скорее всего учительница согласится тебя выслушать. Понимаешь?» Павлик: «Да, мам, понимаю». Date: 2015-06-06; view: 430; Нарушение авторских прав |