Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объясните причину
«Когда ты сделаешь вид, что задуваешь свечи, я пойму, что ты сердишься, но у тебя не будет неприятностей, как если бы ты кричала и топала ногами. А потом, когда ты задуешь все свечи, мы поговорим о том, что тебя так расстроило, хорошо?» 3. Потренируйтесь. «Теперь давай поиграем, как будто ты сердишься, потому что я не дала тебе конфету. Покажи, как ты будешь задувать свечи, чтобы я поняла, как ты расстроена». (Маша три раза набирает воздух и дует на воображаемые свечи.) «Замечательно! Теперь, когда почувствуешь, что сердишься, сразу начинай задувать свечи. А после мы поговорим о том, что тебе не понравилось». Еще один пример: Максим первый раз в жизни идет с девочкой на дискотеку. Его папа хочет научить сына, как правильно себя вести и как, открыв дверь, пропускать даму вперед. 1. Опишите, что вы хотите. «Послушай, Максим, прежде чем ты пойдешь с Леной на дискотеку, мне нужно тебе кое-что сказать. Во-первых, мне бы хотелось, чтобы ты представился ее маме. Поздоровайся и скажи что-нибудь вроде: «„Здравствуйте, я Максим. Приятно познакомиться". А потом, открыв дверь, обязательно пропусти Лену вперед, хорошо?» Максим: «Да ладно, папа. Я не понимаю, почему ты так волнуешься. Все будет нормально». 2. Объясните причину. «Если ты понравишься Лениной маме, в следующий раз она снова отпустит Лену с тобой на танцы. А если будешь вежливо вести себя с Леной, она согласится пойти с тобой еще раз». 3. Потренируйтесь. «Давай, как будто я Ленина мама. Я открываю дверь, а ты поздоровайся и представься. Не забудь смотреть на меня». (Максим здоровается и представляется.) «Отлично! А теперь я — Лена. Покажи, как ты будешь держать для меня дверь». (Максим открывает и придерживает дверь.) «Замечательно, Максим! Уверен, ты произведешь впечатление на Лену и ее маму».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Профилактическое обучение принесет пользу и детям, и родителям. Дети почувствуют себя более уверенно, увидев, что они могут научиться изменять свое поведение и быть более успешными. И, что еще важнее, профилактическое обучение позволит вам и вашему ребенку вместе идти к намеченной цели.
ГЛАВА 8: ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Когда мы спрашиваем родителей, что привело их на наши курсы, они часто говорят о своем желании меньше конфликтовать с детьми. Они не хотят, к примеру, чтобы ребенок устраивал скандалы каждый раз, когда его просят убрать в комнате, а хотят, чтобы вместо этого он говорил «хорошо» и беспрекословно все выполнял. Ключевое выражение «чтобы он делал то и не делал этого» отражает чаянья большинства родителей. В этой главе мы поговорим о родительских надеждах и ожиданиях, о том, как их вырабатыватъ и прояснять, а также о том, что необходимо предпринять, чтобы ребенок им соответствовал. Вырабатывая четкие требования, необходимо прежде всего определить те из них, которые уже сформировались в вашей семье. Рассмотрев многообразные требования, о которых сообщали нам родители, мы разбили их на пять основных групп. Воспользуйтесь составленным нами списком и определите, чего ожидаете вы от своего ребенка.
Попробуйте на листе бумаги составить список ваших ожиданий и требований, которым должен удовлетворять ваш ребенок. Теперь, глядя на то, что у вас получилось, спросите себя: «Соответствуют ли эти требования возрасту, способностям и возможностям моего ребенка?»
РАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: Возраст ребенка накладывает ограничения на то, что мы можем ожидать от него. Совершенно естественно предположить, например, что шестилетний ребенок сможет накрыть на стол. Его, конечно, придется научить этому и иногда в чем-то помочь, но такое требование вполне соответствует возрасту. Однако было бы ошибкой надеяться, что этот же ребенок сможет сам приготовить еду. Как отличить оправданные ожидания от неоправданных? Если на все три приведенных ниже вопроса вы ответите утвердительно, скорее всего, ваши ожидания оправданы. 1. Обучали ли вы ребенка навыкам, необходимым для выполнения данного вида деятельности? В этой книге рассказывается, как использовать профилактическое обучение для того, чтобы ребенок смог успешно справиться с поставленными задачами. Было бы в высшей степени неразумно предполагать, что он сумеет сделать что-то, чему вы его не учили. 2 . В состоянии ли ваши дети понять, чего от них ждут? Проверить, понимает ли ребенок, в чем состоят ваши требования, можно, попросив его повторить собственными словами то, что вы ему объяснили. Вполне вероятно, к примеру, что ваш шестилетка сможет рассказать, как ставить на стол тарелки и раскладывать столовые приборы. Он не обязан повторять все слово в слово, но его описание покажет, насколько ребенку ясно, чего от него ждут. 3. Могут ли дети продемонстрировать то, что от них требуется? Попросите ребенка сделать то, чему вы его только что научили. Если у него это более или менее получится, значит, ваши ожидания правомочны и соответствуют детским возможностям. Вот некоторые требования, выполнение которых родители вправе ожидать от детей младшего возраста:
Вот несколько примеров требований для более старших детей:
КАК УСТАНОВИТЬ ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ: Предъявляя к детям требования, помните, что необходимо обращать внимание на то, что вы говорите, и на то, что делаете. Сначала о том, что вы говорите. Детям понятнее, когда им говорят не то, чего не следует делать, а то, что они должны делать. Если же все-таки вы начинаете с «не», обязательно добавьте, что, по вашему мнению, следует делать в описываемой ситуации. Тогда ребенку легче будет понять, чего именно от него хотят. Говоря своей четырехлетней дочке: «Не рисуй на стенах», непременно добавьте: «Если тебе захочется порисовать, попроси у меня бумагу и сядь рисовать за стол». Вот еще пара примеров того, как одно и то же требование можно выразить с помощью «чего не делать» и «что делать»: Не делать: «Когда я прошу тебя помочь с уборкой, пожалуйста, не препирайся и не закатывай глаза». Делать: «Когда я прошу тебя помочь с уборкой, скажи „Хорошо" и сразу берись за дело». Не делать: «Я не хочу, чтобы ты отбирал это у сестры». Делать: «Если тебе хочется чего-то, что есть у сестры, попроси ее с тобой поделиться». Теперь о том , что вы делаете. Хвалите за поведение, соответствующее вашим ожиданиям и исправляйте поведение, не отвечающее им. Будьте последовательны. Например, если дети начинают спорить с вами после того, как вы сказали «нет», поправляйте их каждый раз, как они это делают. Если вы будете делать это время от времени, им будет трудно понять суть ваших требований. Помните, что ваше поведение должно соответствовать тому, что вы требуете от детей. Если вы хотите, чтобы дети вели себя спокойно, когда у вас возникают разногласия, подайте им пример и тоже не выходите из себя. И еще одно замечание по поводу требований. В некоторых семьях родители придерживаются разных точек зрения относительно того, что должен делать ребенок. Кто-то из них считает, что другой или слишком строг, или слишком мягок. В этом случае родителям необходимо научиться приходить к согласию, и прежде всего, договориться о том, чтобы никогда не спорить на глазах у детей. В конце концов, выработка четких требований принесет пользу всей семье.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЖИМ ДНЯ: Трудно переоценить роль, которую играет в воспитании последовательность. Последовательность помогает детям понять, что от них требуют и что они могут ожидать от родителей и окружающих. Мы вовсе не считаем, что в каждой семье должно быть жесткое расписание того, что и когда следует делать, однако желательно, чтобы некоторые действия стали ежедневной привычкой. Так, в одной семье, состоящей из мамы и двоих детей, такой привычкой стало устраивать по воскресеньям большую стирку, а вечером всем вместе раскладывать чистое белье и смотреть телевизор. В другой семье родители взяли за правило укладывать своих маленьких детей спать в восемь вечера в определенной последовательности. Сначала выключается телевизор, затем дети переодеваются и чистят зубы, потом им читают одну-две истории, они последний раз бегут в туалет, забираются в кровать, и в самом конце их ждет колыбельная песня. Конечно, иногда в этом порядке что-то нарушается — звонит телефон, или происходит еще что-нибудь непредвиденное — но это скорее исключение. Как правило, дети знают, что вечером кто-нибудь из родителей обязательно побудет с ними, и такой порядок значительно облегчает укладывание в кровать. Дети любят порядок. Он помогает им учиться ответственности. Благодаря режиму дня ребенку легче понять, что и когда он должен делать. Последовательность и режим дня помогают детям и родителям предотвратить многие проблемы.
ГЛАВА 9: СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ
Большинство родителей считает, что самое трудное в воспитании детей — это умение оставаться спокойным. Дети могут пререкаться, вести себя вызывающе, бунтовать, а иногда даже драться — родители должны быть готовы ко всему и не выходить из себя. У многих это не получается. По собственному признанию некоторых родителей, рассердившись, они кричат и ругают своих детей. Некоторые даже стучат или швыряют вещи, полагая, что, демонстрируя свой гнев, они дают детям понять, что «рассердились не на шутку». Такая реакция со стороны родителей может на некоторое время прекратить нежелательное поведение ребенка, но чему это его научит? Скорее всего, тому, что, расстроившись, надо кричать, ругаться и швырять вещи. Курс воспитания на основе здравого смысла помогает родителям научиться сохранять спокойствие в таких напряженных ситуациях. Родители, прошедшие этот курс, обычно сообщают, что: 1) вспышки гнева и плохого поведения у их детей стали менее продолжительными; 2) эти вспышки стали не столь сильными; 3) родители чувствуют большее удовлетворение от того, как им удается справляться с подобными ситуациями. В этой главе мы познакомим вас с планом действий, который поможет вам оставаться спокойными в самых сложных ситуациях. Этот план предполагает три последовательных этапа. Во-первых, вы должны определить, что именно в поведении ваших детей заставляет вас сердиться. Во-вторых, попробуйте выяснить, что в вашем поведении или чувствах дает вам понять, что вы начинаете сердиться. В-третьих, решите для себя, что вы хотели бы делать иначе в следующий раз в подобной ситуации.
ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС СЕРДИТЬСЯ? Первый шаг на пути к тому, чтобы научиться спокойно реагировать на поведение детей, состоит в том, чтобы понять, что именно вас сердит. Обычно дети прекрасно знают, какими словами или поступками они могут вывести вас из равновесия. Возможно, вы начинаете сердиться, когда ребенок поворачивается к вам спиной и уходит в то время, как вы продолжаете ему что-то говорить. Или же, когда слышите, как ваш сын говорит сестре, чтобы та «заткнулась». Если вы сможете точно определить, что делал ребенок перед тем, как вы рассердились, вам будет легче смягчить вашу реакцию и помочь ребенку изменить поведение. Попробуйте на отдельном листе бумаги составить список тех поступков ваших детей, которые выводят вас из себя.
ЧТО ПРЕДВЕЩАЕТ ОПАСНОСТЬ? Второй шаг состоит в том, чтобы научиться узнавать первые сигналы того, что вы начинаете сердиться. Это поможет вам подумать, прежде чем что-то сделать и сохранить спокойствие. Что именно в вашем поведении или ощущениях может служить для вас первыми признаками опасности? Может быть, у вас начинает учащенно биться сердце или краснеет лицо? Может быть, сжимаются зубы, напрягаются кулаки или другие мышцы? Не повышаете ли вы голос, не начинаете ли говорить быстрее, указывать пальцем или жестикулировать? Попробуйте вспомнить первые сигналы того, что вы начинаете сердиться. На том же листе бумаги, где вы записали поступки ваших детей, запишите, что вы делаете, когда начинаете сердиться.
СОСТАВЬТЕ ПЛАН: Теперь давайте посмотрим, как, опираясь на эти сигналы, можно составить программу действий, которая поможет вам спокойно говорить с ребенком о его неправильном поведении. Для этого необходимо определить: 1. Поведение ребенка, вызывающее ваш гнев. 2. Первые сигналы, свидетельствующие о вашем нарастающем недовольстве. 3. Способ, который помогает вам оставаться спокойным. Вот как выглядел такой план, составленный отцом одного мальчика: «В следующий раз, когда Никита вместо того, чтобы ложиться спать, станет спорить и препираться, а я почувствую, что у меня начинает сильнее колотиться сердце, я не буду сразу исправлять его поведение, а сначала сделаю глубокий вдох и медленно выдохну воздух». Ниже приведены еще несколько примеров того, что предпринимают родители в подобных ситуациях:
На том же листе бумаге, где у вас описаны первый и второй шаги, запишите, что вы можете делать, чтобы остаться спокойным.
КАК СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ: Для того чтобы научиться управлять своими отрицательными реакциями, вам понадобится какое-то время. Не отчаивайтесь, если вам это не удастся сразу. Ниже приведены некоторые советы, оказавшиеся полезными для родителей. Прежде всего научитесь мыслить позитивно. Если вы замечаете, что в голову лезут отрицательные мысли, постарайтесь их отогнать. Скажите себе: «Ну-ка, перестань!» и постарайтесь сосредоточиться на чем-нибудь положительном. Вот некоторые примеры позитивного мышления, к которому прибегали родители: «Расслабься, не переживай». «Я должна помочь своему ребенку» «Я хороший отец и могу это сделать». «Все в конце концов переменится к лучшему. Нужно только время». Второе: не принимайте близко к сердцу то, что говорит ваш ребенок. Это бывает нелегко, особенно, когда он вас оскорбляет. Постарайтесь не обращать внимания на злые и грубые слова — просто пропускайте их мимо ушей, и тогда вам легче будет его чему-то научить. Если вас беспокоит то, что он сказал, подождите, пока ваш сын или дочь придет в себя, и используйте метод принятия решений, описанный в главе 12. Третье: используйте правило «пяти минут». Вместо того чтобы дать волю своему гневу, выйдите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и в течение пяти минут подумайте, что можно сделать в данной ситуации. Четвертое: сосредотачивайтесь на поведении вашего ребенка вместо того, чтобы думать о причинах его плохого поведения. Не ищите мотивы, вместо этого разбирайтесь с тем, как ваш ребенок ведет себя в данный момент. Только после того, как конфликт разрешится, поговорите с ним о том, что случилось и почему. Пятое: если, рассердившись, вы сказали или сделали что-то, о чем потом жалеете, признайтесь в этом ребенку и извинитесь. Это послужит хорошим примером того, как надо поступать, если совершил ошибку. Извинитесь и скажите, что именно вы сделали неправильно, обещайте, что в следующий раз постараетесь сделать иначе. Некоторые родители очень неохотно просят прощения у детей, полагая, что таким образом подрывают свой родительский авторитет. Однако наш опыт показывает, что это лишь помогает детям понять, что ошибаться могут все, независимо от возраста. Шестое: спокойствие не означает пассивность. Бывает, что повысить голос просто необходимо, но это должен быть твердый, уверенный голос. А используемые слова должны описывать конкретное поведение и ни в коем случае не оскорблять, не осуждать и не выражать отрицательных эмоций. Сохраняя равновесие, вы сможете отреагировать на неправильное поведение, не поддаваясь при этом злости и агрессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Сталкиваясь с плохим поведением ребенка, трудно оставаться спокойным, однако большинство родителей считает, что это один из самых важных моментов воспитания. Сохраняя душевное равновесие, вы сможете научить своих детей позитивным способам решения проблем. Определите, какое именно поведение вашего ребенка выводит вас из себя. Понаблюдайте за первыми признаками, которые свидетельствуют о том, что вы начинаете злиться, и составьте план того, как сохранять спокойствие. Примените ваш план, чтобы помочь себе сохранять спокойствие, когда окажетесь в эмоционально напряженной ситуации с вашим ребенком.
ГЛАВА 10: КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Многие родители хотят знать, что делать, когда ребенок не слушается и постоянно нарушает правила поведения. Мы предлагаем четырехступенчатый метод, который назвали корректирующим обучением. Корректирующее обучение можно применять, когда ваши дети спорят, дерутся, препираются и вообще ведут себя неподобающим образом. Вот несколько конкретных ситуаций, в которых может быть использован предлагаемый метод:
Корректирующее обучение можно применять во всех случаях, когда вы хотели бы что-то изменить в поведении детей. Этот метод предполагает четыре последовательных шага: ШАГ 1. Остановите неправильное поведение. ШАГ 2. Сообщите «последствие». ШАГ 3. Опишите, что вы хотите. ШАГ 4. Потренируйте то, что вы хотите. Давайте рассмотрим применение корректирующего обучения на конкретном примере. Ваша дочка пришла на полчаса позже, чем вы договаривались. Она не предупредила, что опоздает. Когда вы спросили, почему она пришла позже, чем следовало, она объяснила, что друзья не хотели уходить так рано. Вот как можно использовать корректирующее обучение в такой ситуации и вот что можно сказать: Date: 2015-06-06; view: 322; Нарушение авторских прав |