Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг 1. Опишите неправильное поведение





«Я знаю, что тебе хотелось погулять с ребята­ми, но ты ругаешься и кричишь».

Шаг 2. Дайте четкие указания.

«Пожалуйста, перестань кричать и постарайся ус­покоиться Иди посиди на диване или можешь пой­ти в свою комнату. Сделай несколько глубоких вдо­хов и выдохов, это поможет тебе прийти в себя».

Шаг 3. Предоставьте время, чтобы успокоиться.

Оставьте на несколько минут ребенка одного. Через какое-то время загляните к нему и спро­сите, может ли он говорить и готов ли к сотруд­ничеству: «Мы уже можем обсудить происходя­щее?» или «Я вижу, ты все еще расстроен. Я пока подожду и вернусь через несколько минут».

Как только вы заметите, что ребенок выполня­ет ваши указания и готов обсуждать возникшую Проблему, переходите ко второму этапу, направ­ленному на обучение.

ВТОРОЙ ЭТАП. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.

 

Шаг 4. Опишите, что ребенок может сде­лать иначе в следующий раз.

«Давай подумаем, что можно сделать в следу­ющий раз, когда ты расстроишься. Я бы хотела, чтобы ты мне дал об этом знать и попросил раз­решения пойти в свою комнату успокоиться».

Шаг 5. Потренируйте то, что ребенок мо­жет сделать иначе в следующий раз.

«Представь себе, что я не разрешила тебе идти играть. Что ты будешь делать? Давай попробуем».После этого прокомментируйте, как у него это получится.

«Хорошо, ты сказал, что разозлился и просишь дать тебе возможность пойти в свою комнату. И все это ты сказал нормальным тоном. Молодец».

Шаг 6. Сообщите «последствие».

«Запомни, крики и ругань не остаются без последствий. Поэтому сегодня после ужина тебе при­дется помыть посуду и подмести пол на кухне».

В реальной жизни вам, скорее всего, не удаст­ся разрешить ситуацию так быстро. Бывает, что ребенок сначала немного успокаивается, а потом снова начинает кричать и ругаться. Есть дети, ко­торым не так легко прийти в себя, и лучше все­го заранее приготовиться к тому, что разреше­ние подобной ситуации займет некоторое время. В этих случаях можно использовать навыки, опи­санные в главе «Сохраняйте спокойствие», и при­способить рекомендуемые там шаги и ваш собст­венный стиль к возникшей ситуации. Главное — говорить простым и четким языком, показывать ребенку, что вы понимаете его чувства, и не выходить из себя.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:

Обучая ребенка самоконтролю, придерживайтесь следующих правил:

  • Не забывайте о поставленной задаче. Помни­те, чему вы собирались научить ребенка. Дети будут пытаться спорить с вами, ругаться и об­зываться. Они могут говорить, что вы их не любите или поступаете несправедливо. К этому надо быть готовым, но на это не следует реа­гировать. Если вы заметите, что начинаете от­вечать на подобные обвинения, воспользуйтесь ключевой фразой: «Мы поговорим об этом, ког­да ты успокоишься».
  • Следите за своими физическими действия­ми. Эмоциональный накал подобных ситуаций на­столько велик, что может в любую минуту при­вести к взрыву. Для того чтобы не провоциро­вать физических действий со стороны ребенка, важно, чтобы он не воспринимал вас как физи­ческую угрозу. В некоторых случаях бывает до­статочно просто сесть, и ваше взаимодействие станет значительно менее напряженным. Когда родители, в особенности отцы, стоят, ребенок может воспринимать это как угрозу. Любые жесты, которые можно интерпретировать как агрессию, не разрешат ситуацию, а только усу­губят ее. Не следует указывать на ребенка паль­цем, наклоняться над ним, поднимать кулак.
  • Заранее продумайте, какое «последствие» вы будете использовать. Это особенно важно, если вашему ребенку трудно держать себя в руках. Когда ребенок будет находиться в спокойном со­стоянии, найдите подходящее время, чтобы объяснить ему, какие «последствия» его ожида­ют в том случае, если он будет снова ругаться и спорить с вами. «Настя, бывает, что, когда я говорю тебе „нет", ты начинаешь со мной пре­пираться, злиться и кричать. Я хочу тебя пре­дупредить, что отныне каждый раз, когда это будет происходить, ты будешь на два дня ли­шена возможности говорить по телефону». По­сле этого, для того чтобы Настя научилась при­нимать ваши решения без скандала, можно об­ратиться к профилактическому обучению.
  • Доводите дело до конца. Помогая ребенку успоко­иться и обучая его правильным способам поведе­ния, вы можете увидеть какие-то дополнитель­ные его трудности. Например, некоторые ситуа­ции требуют от ребенка умения разрешать пробле­мы. У вашего ребенка может не хватить знаний или опыта, чтобы разрешать их самостоятельно. Когда ребенок успокоится, и вы завершите все шаги обучения самоконтролю, уделите время тому, что­бы помочь ему найти правильное решение.

В других ситуациях необходимо закончить обу­чение достаточно твердо и резко. Вы можете пока­зать ребенку, что его поведение неприемлемо и вы не хотите продолжать взаимодействие. В подобной ситуации можно, например, сказать: «Хорошо. Мы поработали над тем, как ты должен вести себя, а теперь пойди к брату и извинись перед ним».


В других случаях лучше проявить понимание. Некоторым детям, столкнувшимся с эмоционально напряженной ситуацией, трудно перестать пла­кать, они не знают, как быть с возникшими чувствами. Можно поддержать их, предложив: «Давай сядем и поговорим о том, почему ты так рассер­дился. Может быть, я смогу тебе помочь. Во вся­ком случае, я тебя выслушаю». Зная своего ребен­ка и учитывая возникшую ситуацию, вы сами долж­ны выбрать подходящий подход. Главное — ста­райтесь действовать разумно.

Ранее мы говорили, что, обучая детей самоконт­ролю, не следует отвлекаться и разбирать все, что они в сердцах выкрикивают. Однако после того, как все успокоятся и процесс обучения будет завершен, стоит разобраться в тех словах ребенка, которые особенно задели или смутили вас. Может быть, вам удастся понять причину его эмоционального взры­ва. Поговорите с ребенком о доверии. Пригласите его поделиться своими чувствами и мыслями.

В ходе таких задушевных разговоров дети могут высказать свои пожелания. При каждом удобном случае постарайтесь использовать их. Это поможет вам наладить конструктивный диалог. Нередко, пе­режив подобную бурю, вы с ребенком становитесь ближе, а ваши эмоциональные связи — прочнее.

 

ГЛАВА 12: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Четырехлетний малыш не смог удержать мяч, и тот выкатился на проезжую часть улицы. Что делает ребенок?

Подружка вашей десятилетней дочки уговарива­ет ее без спроса пойти гулять. Что делает ваша дочь?

Ребята подначивают тринадцатилетнего мальчика стащить что-нибудь в магазине. Что он делает?

Дети нередко принимают решения под действием минуты. Им часто кажется, что ответы на вопросы основаны на двух противоположностях — да или нет, все или ничего, делать или не делать. Кроме того, они склонны рассматривать ситуацию с точки зрения Данного момента — им трудно предусмотреть все последствия, к которым может привести их решение.

Как же могут взрослые подготовить своего ре­бенка к принятию правильного решения?

Мы разработали пятиступенчатый метод разре­шения проблем, который называется СВОПР. Он помогает разрешить две задачи:

  • во-первых, дает возможность детям и родите­лям совместно подумать над проблемой и прий­ти к общему решению;
  • во-вторых, помогает родителям научить детей самостоятельно разрешать проблемы и прини­мать решения.

 

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ:

Слово «СВОПР» — сокращение, образованное по первым буквам шагов, из которых состоит процесс разрешения проблем:

«С» — «Ситуация»,

«В» — «Варианты»,

«О» — «Отрицательное»,

«П» — «Положительное»,







Date: 2015-06-06; view: 565; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию