Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сверхценных односторонних интересов и увлечений синдром
[Если описанный синдром наблюдается в рамках психопатоподобной шизофрении, то, согласно адаптированному для применения в РФ варианту МКБ–10, он должен шифроваться в разделе F21 “Шизотипическое расстройство” (где рекомендовано кодировать случаи психопатоподобной шизофрении). Если данный синдром диагностирован в рамках какого-либо вида психопатии, то он шифруется соответственно этому виду психопатии в рубриках F60–61. (Г. Скобло)] В литературе описывается под разными названиями — странные увлечения, синдром патологических увлечений, патологические хобби и т. п. Представляет собой аффективно заряженное стремление к той или иной конкретной деятельности, опирающееся на болезненно усиленное влечение. Общими особенностями сверхценных образований в подростковом возрасте являются: возможность их клинического оформления как в виде самостоятельного синдрома, так и в качестве элемента в структуре сложных пубертатных психопатологических синдромов; тесная спаянность их содержания с психологическими проявлениями пубертатной психики; личностный уровень расстройств; наличие в каждом из вариантов как патологических сверхценностей, так и их непатологических аналогов (доминирующие представления, оценки, суждения). В рассматриваемом варианте речь идет о сверхценных интересах и увлечениях, близких к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте. Имеются в виду усиленные занятия каким-либо делом, не имеющим практического смысла: например, изучением какого-то не используемого и забытого иностранного языка; односторонняя поглощенность каким-то одним видом физических упражнений; “запойное чтение” всего, что “попадет под руку”; “самообразование” путем последовательного переписывания томов энциклопедии; увлечение вегетарианством и способами “очистки организма”, выходящими за пределы разумного и наносящими очевидный вред организму; нелепое коллекционирование (пуговиц, гвоздей, фруктовых косточек, баночек из-под пива и т. п.); составление каталогов названий улиц, маршрутов транспорта; систематическое ведение дневников, в которых подробно регистрируется — что и сколько съедено; многочасовые, до изнеможения, в ущерб школьным занятиям игры с самим собой в “перышки”, “расшибалку”, “запойные” компьютерные игры и т. п. Если сравнить понятия “влечений” и “увлечений”, то разница между ними оказывается весьма существенной. Последние характеризуются осознанностью цели и мотива, их динамика преимущественно непрерывна, а не приступообразна, им не предшествуют аффективные расстройства по дистимическому типу и не свойственны импульсивность или борьба мотивов, они не связаны со сферой инстинктов. По своей психопатологической характеристике (если увлечения становятся патологическими) они ближе всего к доминирующим, сверхценным образованиям. Клиническое содержание рассматриваемого синдрома в известной мере зависит от переживаемого подростком этапа пубертатного периода. Так, в младшем подростковом возрасте в связи с неравномерностью интеллектуального созревания, незрелостью мышления и критики, повышенной эмоциональностью, несформированностью способности к волевой коррекции могут возникать чрезмерно аффективно заряженные увлечения в виде “запойного чтения”. В позитивной фазе пубертата на фоне постепенной гармонизации и одновременно противоречивости в психологическом и социальном аспектах отмечаются чрезмерная склонность к самоанализу, “самокопанию”, появление повышенного интереса к отвлеченным проблемам. В негативной фазе резко выявляется тенденция к возникновению различных сверхценных образований, принимающих форму идей, увлечений, занятий, ипохондрических и дисморфофобических переживаний. При возникновении описываемых расстройств в рамках пограничных состояний сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны, чем при шизофрении. Часто они имеют характер гиперкомпенсаторных образований, способствующих преодолению психотравмирующих переживаний и чувства неполноценности, имеющихся у многих подростков с психопатическими (преимущественно, шизоидными и психастеническими) чертами характера. Часто такие интересы и увлечения носят творческий, продуктивный характер и в большинстве случаев не сопровождаются выраженной социальной дизадаптацией. Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби состоит в: 1) крайней интенсивности увлечения, одержимости им (для удоволетворения своей страсти подросток, в целом не склонный к асоциальному поведению, готов пойти на совершение серьезных проступков и даже криминальных действий); 2) необычность и вычурность увлечений, выходящих далеко за рамки психологической понятности; 3) непродуктивность увлечений (затрачивается масса времени, но ничего не достигается и не приобретается). Если первый из этих признаков может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении, то следующие два более характерны именно для последней. Однако отдельные более или менее длительные эпизоды (до 1–2 лет) могут иметь место и при препсихопатических состояниях. Более раннее возникновение сверхценностей при шизофрении, почти сразу приобретающих патологический характер, значительно отличает их от таковых при пограничных состояниях. Появление в клинической картине сверхценных образований и особенно их усложнение за счет разных признаков, а также сочетание с другими возрастными синдромами свидетельствует не только о нарастании полиморфизма, но и об утяжелении состояния подростка в целом. В отличие от синдрома метафизической интоксикации, более часто встречающегося при шизофрении, в этих случаях речь идет об односторонних сверхценных увлечениях, но не о болезненно искаженном познании действительности в форме пустого, непродуктивного мудрствования; т. е. при патологических увлечениях на первый план выступает деятельность, а не мечтания, фантазирование и размышления. (В. Гурьева) Date: 2015-05-23; view: 1988; Нарушение авторских прав |