Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакции протеста





[Большинство из описанных в данной статье патологических Р. п., особенно активного, при кодировке в рамках МКБ–10 следует относить к рубрикам F91 “Расстройства поведения” или F92 “Смешанные расстройства поведения и эмоций”. Однако при этом надо учитывать определенные диагностические указания, приведенные в МКБ–10 для этих рубрик, а именно:

1) заключение о наличии патологического расстройства поведения должно принимать в расчет уровень развития ребенка;

2) единичные акты даже резких поведенческих расстройств “не являются основой для диагноза ”;

3) не рекомендуется ставить диагноз поведенческих расстройств, пока продолжительность нарушений поведения не составит 6 месяцев.

Что касается патологических реакций пассивного протеста, таких как энурез и энкопрез, то они кодируются в рамках поведенческих расстройств (F91) тогда, когда нарушения поведения составляют “главную проблему”. Когда “главная проблема” проявляется в расстройстве эмоций, то эти нарушения шифруются в разделе F93 “Эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста”. В случае моносимптоматических проявлений (без выраженных поведенческих и эмоциональных расстройств) энурез и энкопрез кодируются самостоятельными шифрами: F98.0 и F98.1 соответственно. Такая реакция пассивного протеста, как мутизм, кодируется всегда самостоятельно под шифром F94.0. Отдельно может кодироваться такая реакция пассивного протеста, как рвота, — F50.5 “Рвота, сочетающаяся с другими психологическими нарушениями”, однако этот симптом, как отмечено в МКБ–10, может быть и частью диссоциативного расстройства (F44) или ипохондрического (F45.2). Описанные в статье острые аффективные реакции протеста могут быть кодированы шифром F43 “Острая реакция на стресс” или шифрами F43.24 “Расстройства адаптации с преобладанием нарушений поведения” или F43.25 “Расстройства адаптации со смешанным нарушением поведения и эмоций”. (Г. Скобло)]

Этим термином в детской и подростковой психиатрии обозначают широкий спектр поведенческих проявлений в ситуациях, когда действия окружающих являются для ребенка/подростка фрустрирующими — действительно таковыми или так воспринимаемыми. Р. п. принято разделять на реакции активного (сопротивления, борьбы, преодоления) и пассивного (уход, избегание) протеста. Зависимость сложных форм поведения от особенностей возрастного развития психики и личности обусловливает выделение детских и подростковых поведенческих реакций вообще и Р. п. в частности.

Содержание понятия Р. п. раскрывается, прежде всего, в психологических, а не психопатологических категориях. Детские и подростковые Р. п. представляют собой неотъемлемую часть развития и формирования личности в ее отношениях со средой. Вместе с тем, они могут принимать патологические формы, критериями которых, по В. В. Ковалеву и А. Е. Личко, являются:

1) склонность к генерализации — распространению за пределы ситуации, в которой они возникли, и в ответ на неадекватно широкий круг стимулов;

2) склонность к стереотипизации, когда реакция повторяется по разным поводам в одной и той же клишированной форме;

3) склонность превышать “потолок нормы”, т. е. выходить за пределы, не переступаемые в норме даже в маргинальных детских/подростковых группах;

4) склонность раньше или позже приводить к нарушениям социальной адаптации.

Само по себе проявление Р. п. у детей/подростков с психическими расстройствами еще не свидетельствует об их патологическом характере. Корректный подход к квалификации Р. п. и построению помощи предполагает: беспристрастное, свободное от “взрослоцентризма” и патернализма изучение объективной ситуации жизни ребенка/подростка и его индивидуальной, внутренней “картины жизни”; содержательный анализ Р. п.; выявление и сопоставление “звучания” в картине Р. п. предполагаемых психологических и психопатологических факторов. Односторонняя психиатризация Р. п., создавая комплекс предпосылок для невротизации и патологических формирований личности, является по существу своему патогенной и дизадаптирующей. (В. Каган)

Р. п. активного. Наиболее часто встречающаяся форма преходящих отклонений поведения. Р. п. а. проявляются в виде реакций оппозиции, непослушания, грубости, вызывающего, а иногда и агрессивного поведения. Обычно они кратковременны, связаны с психотравмирующей ситуацией, имеют четкую направленность против определенных лиц, явившихся источником фрустрации. Р. п. а. встречаются у детей и, особенно, подростков сравнительно часто. К наиболее распространенным относятся эксплозивные реакции с гневными вспышками и агрессивными поступками на фоне кратковременной дисфорической депрессии, во время которых могут совершаться разрушительные действия, направленные против обидчика, телесные повреждения. У детей младшего возраста это часто выражается в выбрасывании или порче вещей обидчика, разрезании и сжигании их. Повторяющиеся реакции протеста обычно наблюдаются при хронической психогенной ситуации в семье, отражая возникновение и фиксацию психогенных личностных нарушений.

Патологические (патохарактерологические) Р. п. а. отличаются значительно большей интенсивностью проявлений, обязательным наличием агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, с выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия), большей длительностью периода измененного аффективного состояния ребенка, склонностью к повторению и фиксации нарушенного поведения, которое приобретает привычный характер. У некоторых детей при большой силе аффективного разряда патологические Р. п. а. могут сопровождаться общим двигательным возбуждением (“двигательная буря”) и аффективным сужением сознания.

Появление в семье мачехи или отчима нередко сопровождается столь бурными длительными и патологическими реакциями протеста, что ребенок буквально заставляет супругов расстаться. При этом в одних случаях, при наличии у ребенка изначальной раздражительности и капризности, реакции на появление мачехи выражаются непрекращающимися агрессивными актами, разрушительными действиями, в других, при преобладании у ребенка истероастенических особенностей (эгоцентризм, собственническое отношение к родителям), — карикатурно патологическими проявлениями (например, частые истерические припадки, демонстративные попытки самоубийства).

Р. п. а. могут также выражаться в жестоких поступках, в стремлении делать назло, причинять определенным лицам вред не только прямым, но и косвенным путем, т. е. посредством краж, лжи, наговоров, мучительства животных, принадлежащих этим лицам; их проявления напоминают поведение детей с нарушением влечений. Однако, в отличие от проявлений истинной патологии влечений, в этих случаях неправильное поведение всегда имеет определенную направленность и осознанную установку, этим поведением ребенок или подросток как бы мстит обидчику. Оно легко подвергается обратному развитию при благоприятном для ребенка изменении ситуации. Вместе с тем, ввиду относительной легкости фиксации различных форм реагирования в детском возрасте Р. п. а. при их многократном повторении могут закрепляться и постепенно приобретать характер истинных расстройств влечений. Развитию последних на основе Р. п. а. способствуют резидуальная церебрально-органическая недостаточность и дисгармонически протекающий пубертатный период при ускоренном половом созревании.

Р. п. пассивного. Речь идет о психологических или характерологических (отказы от еды без первичного изменения аппетита, эпизодические уходы из дома, суицидальные попытки) и патохарактерологических или патологических (соматовегетативные нарушения — рвота, энурез, энкопрез и элективный мутизм) реакциях. Значительная часть Р. п. п. должна быть расценена не как истинные реакции протеста, основанные на сверхценных переживаниях (обида, ущемленное самолюбие, страх, желание отомстить), а как примитивные истерические реакции, закрепившиеся в связи с их “условной желательностью” как средство освобождения от трудной для ребенка ситуации (повторные рвоты, энурез, аффективно-респираторные приступы и др., включая суицидальные попытки с элементом демонстративности). В группу Р. п. п. нередко также неправильно включаются психологические реакции негативизма у детей в периоде первого возрастного криза, а также соматовегетативные нарушения (например, отказы от еды) при депрессивных состояниях разного генеза.

Проявления истинной Р. п. п. никогда не ограничиваются перечисленными выше нарушениями, а всегда включают и изменения поведения, а главное — характера отношения ребенка или подростка к окружающим (недовольство, обида, замаскированная враждебность по отношению к кому-то из близких, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, нередко появление необщительности, капризности). Р. п. п. чаще всего выражаются в частичном мутизме, уходах из дома, отказе от школы, нарушениях навыков опрятности (психогенное недержание мочи и кала), суицидальном поведении. Клиническим проявлением Р. п. п. могут являться и невротические реакции с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, насильственный кашель, рвота, запоры). Распознавание природы таких реакций бывает очень трудным. Помогает правильной диагностике выявление депрессивного аффекта и связи этих расстройств с психогенной травмой. Анорексия, являющаяся психогенной реакцией протеста, исчезает при перемене обстановки чаще, чем анорексия при депрессивной реакции. В первом случае дети с анорексией отличаются такими личностными особенностями, как раздражительность, вспыльчивость, обидчивость; настроение у них обычно хмурое, угрюмое. При депрессивной анорексии дети вялые, подавленные, плаксивые, астеничные.

Одна из основных причин реакций протеста — это нарушение отношений в семье. Без своевременных (ранних) лечебно-педагогических мероприятий реакции протеста постепенно превращаются в устойчивое неправильное поведение и являются основой для формирования патологического характера. (В. Гурьева)

Р. п. аффективные острые. Состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психическими травмами или кризисными ситуациями. Их возникновению способствует употребление алкоголя, предиспонирующую роль играют также недосыпание, переутомление, соматогенная астения. Они являются наиболее распространенной формой психогенного реагирования в возрасте развития. Чаще развиваются у детей и подростков с нерезко выраженными аномальными качествами психики в виде личностных акцентуаций и психопатических особенностей, нередко на фоне психогенных развитий личности. Среди Р. п. а. о. выделяют экстрапунитивные (агрессивные), интрапунитивные (аутоагрессивные), импунитивные (аффект разряжается путем бегства) и демонстративные. Для таких реакций считается характерным возникновение по механизму “короткого замыкания”. В случае психогенных развитий им непосредственно предшествует очередной конфликт, действующий по типу “последней капли”. В обобщенном виде демонстративные аффективные острые реакции характеризуются рядом общих признаков: внезапностью возникновения, четкой клинической очерченностью, кратковременностью и яркостью внешних проявлений, возможностью протекания на невротическом или психотическом уровнях.

Р. п. а. о. невротического уровня чаще развивается в рамках патохарактерологического развития, обычно возникает повторно, клинически оформляется в виде аффективных вспышек, сопровождается заострением личностных особенностей по истеровозбудимому типу и принимает характер привычного однотипного способа реагирования. После ее завершения отсутствуют очерченные глубокие депрессивные расстройства, и состояние подростков характеризуется лишь ситуационной подавленностью, некоторой декомпенсацией личностной патологии или неглубокой дисфорической депрессией.

Психотические Р. п. а. о. представляют собой исключительные состояния у несовершеннолетних с психогенными (депрессивными) развитиями личности и в дальнейшем не повторяются. Здесь в качестве отдельных клинических вариантов выделяют: острые депрессивные реакции, острые депрессивно-параноидные реакции, острые паранойяльные реакции.

После психотических Р. п. а. о., во время которых совершаются общественно опасные действия, у несовершеннолетних развивается реактивное состояние (в большинстве случаев на невротическом уровне) с депрессивным содержанием, отражающим личностную реакцию на судебно-следственную ситуацию.

Для купирования реакций данного вида рекомендуются внутримышечные инъекции седуксена, тизерцина, в крайнем случае — аминазина. При склонности к повторению реакций — психотерапия и психологическая коррекция, а из лекарственных средств — “поведенческие” нейролептики (хлорпротиксен, сонапакс, неулептил) и — с осторожностью в связи с необходимостью превенции привыкания — транквилизаторы бензодиазепинового ряда. (В. Гиндикин)

Date: 2015-05-23; view: 1152; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию