Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример из практики





Тренер проводит презентацию на тему, как работники в организациях чувствуют, что зашли в тупик, потому что им не хватает ресурсов для получения желаемого результата. Перед презентацией тренер раздал участникам по шесть зубочисток и попросил составить из них четыре треугольника. После нескольких минут тщетных усилий люди пожаловались на то, что результат не может быть достигнут, так как не хватает зубочисток. Тогда тренер показал им, что на самом деле у них «достаточно ресурсов». Решение заключалось в том, чтобы составить шесть зубочисток так, чтобы получилась трёхмерная пирамида. После этого упражнения тренер начал свою презентацию о важности творческого подхода к решению задач.

Пример тренинга на развитие вербальной компетентности

Тренинг «Падишах»

Инструкция.«Великий Падишах, уходя на войну, оставил жену свою, собиравшуюся родить. И повелел он своим подданным, если Аллаху будет угодно забрать его на небеса, разделить все достояние его между женою и приплодом. Если Аллах пошлет ему сына, то отдать сыну 2/3 достояния, а жене 1/3. Если Аллах пошлет ему дочь, то отдать дочери 1/3 достояния, а жене 2/3. И Аллаху было угодно забрать его на небеса. А жена его родила двойню: мальчика и девочку. Как должны поступить подданные, чтобы выполнить в точности волю падишаха?». Пожалуйста, решите задачу индивидуально, а затем скажите мне свой ответ.

Тренер записывает все ответы на доске, после чего формируются три партии. Партия матери, партия дочери и партия сына.

Партии, должны изложить предложения по разделу наследства в стиле Сократического диалога.

Каждую фразу участники должны начинать со слов «Согласны ли вы, что...»

Продолжать доказательство своего решения, участники могут, только в том случае, если другие партии ответили «да». Если другие партии не согласились с вами, вы говорите «Простите, что мы не совсем точно сформулировали вопрос» и формулируете его по-другому.

В партию сына включаются те участники, которые большую долю наследства выделили сыну, в партию матери и дочери, соответственно.

Необходимо обратить внимание участников на то, что задача упражнения не разделить наследство, а использовать метод «Сократического диалога».

К недостаткам метода Сократического диалога относится, прежде всего, возможность несколько противоречащих друг другу решений. При этом тот, кому доказывают, оказывается в положении человека, которого загоняют в угол. Человека приводят к решению, которое противоречит его собственному первоначальному решению, и при этом он не понимает, собственно, как это произошло. Таким образом, метод может быть логически правильным, но эмоционально не приемлемым, неприятным для партнера, а поэтому не совсем корректным.

 

«Интервью»

Цель: познакомиться со стереотипами существующими о России.

Задача: смоделировать интервью между иностранным корреспондентом и директором российской компании.

Правила игры:

1. Создать образ иностранного корреспондента желающего узнать истину успешности директора российской компании, провоцирующего своего собеседника.

2. Создать образ яркого представителя - директора российской компании.

3. Провести интервью.

Заключение. Игроки так сконцентрированы на формате интервью, вопросах и провокациях корреспондента, что даже не замечают какой образ российского бизнеса они выстраивают. Обсудить на чем базировались образы русских директоров. Что такое стереотипы и откуда они берутся?

 

 

Тренинг на переговоры «Начальник и подчиненный»

Игровая модель. В игре участвуют начальник отдела организации и его заместитель. Сегодня пятница 30 мая, начало рабочего дня. Примерно месяц назад заместитель начальника отдела обратился к начальнику отдела с просьбой перенести ему очередной отпуск с августа (как он был запланирован) на июнь, со 2 июня, по семейным обстоятельствам, как он выразился. Начальник отдела не стал выяснять, что это за семейные обстоятельства, но сказал, что решит этот вопрос с руководством организации, если заместитель качественно выполнит срочную и важную работу. Задание заместитель выполнил и несколько дней назад доложил о выполнении начальнику. Работа была одобрена. Сейчас подчиненный направляется в кабинет начальника. Начальник и его заместитель дружат семьями. Сегодня у начальника юбилей, и заместитель с супругой приглашены на празднование. Приглашение с благодарностью принято. Подарок юбиляру куплен.

Дополнительная инструкция начальнику. Вы с супругой давно собирались в многодневный круиз по необитаемым островам Тихого океана. Соответствующие документы заблаговременно оформлены, но поездку никак не удавалось осуществить. Но буквально вчера вашей супруге совершенно неожиданно предложили путевки именно на такой круиз, причем по льготным ценам со 2 июня. Естественно, она их приобрела, о чем с радостью сообщила вам.


Дополнительная инструкция подчиненному. Вы идете к начальнику с заявлением предоставить вам обещанный отпуск со 2 июня. В качестве причины переноса отпуска на июнь вы не имеете права приводить жизненно важные обстоятельства типа тяжелой болезни или смерти близких родственников. Обстоятельства переноса отпуска должны быть важными для вас, но совершенно необязательно окажутся таковыми для начальника.

Комментарий к модели. Члены тренинговой группы разбиваются на пары. Рекомендуемое число пар – не более 5-6. Исполнителям ролей предоставляется время 10-15 мин. для подготовки к переговорам. Переговоры каждой пары записываются на видеопленку. Участники каждой пары не видят, как проходят переговоры других пар. Перед просмотром видеоматериалов по очередному туру переговоров исполняющие ролей начальника и подчиненного поясняют, какую они ставили цель на переговорах, на каких совместных интересах предполагали строить переговоры, удалось ли реализовать свой замысел и если нет, то почему.

 

Принцип партнёрства проявляется и в том, что преподаватель не уклоняется от ответов на неудобные для него вопросы, оказывает помощь, когда его об этом просят, и не отказывается сам демонстрировать предлагаемые им «техники».

 

 

Ролевая игра «Донорское сердце»

Время проведения игры: 1-1,5 часа.

Цель: развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция. Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, муж которой недавно погиб в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая. Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому отдать единственное донорское сердце.

Этапы игры:

Деление группы на 4 команды.

Каждая группа выбирает одного из пациентов для дальнейшей защиты.

Подготовка в группах одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры:

· какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?

· каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?

· какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?

 

 

Групповое упражнение «Ошибочные цели»


Время: 20 мин.

Инструкция. Найдите ошибки в приведенных ниже формулировках целей:

· Хочу поехать повышать квалификацию за границу

· Чтобы в новом проекте учли все мои предложения

· Хочу использовать в своей работе современные информационные технологии

· Через месяц получить результаты от внедренного проекта

· Хочу, чтобы был разработан этический кодекс нашей организации

· Мне нужен новый компьютер для оформления отчетов

· Не хочу работать в немотивированном коллективе

· Научиться технологиям постановки цели подчиненному

· Хочу быть хорошим специалистом, и чтобы все меня уважали

· Мне нужна поддержка со стороны моей команды

· Не хочу делать чужую работу

· Мне срочно нужно сдать годовой отчет

Скорректируйте предложенные цели таким образом, чтобы они соответствовали всем пунктам SMART.

 

«Один день из жизни»

Количество игроков: от б-8 до 15-20 человек.

Упражнение проводится в кругу. Время: от 15 до 25. минут.

Основные этапы игры следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию «Менеджер».

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника – фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков много (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рас­сказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?).


Упражнение «Марионетка»

Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией "наркоман-наркотик", так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.

Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается "марионетка" и два "кукловода". Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где "кукловоды" управляют всеми движениями "марионеток". Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.
После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей.

После того как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах "марионетки", так и на чувствах "кукловодов", управлявших ее движениями.
Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.

«Ловушки-капканчики»

Количество игроков: от 6-8 до 12-15 человек.

Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего).

В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др.

Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человеке (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают. Желательно определить даже две-три таких трудности-ловушки на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз – знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели».

Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям).

Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

Игра «Беттабетта»

Цель: понять, что такое культурная ментальность.

Задача: спроецировать деловые отношения между двумя абсолютно противоположными культурами.

Правила игры:

  1. Участники игры разбиваются на две группы. Одна группа образует народ с культурой "альфа", другая становится народом с культурой "бета". Каждой группе сообщаются нормы и ценности ее культуры.
  2. Нормы и ценности:
  • В альфа-группе люди должны быть доброжелательны и разговорчивы. Ее народ имеет вождя, с которым каждый стремится хоть немного поговорить. Но при этом нельзя ни обратиться к вождю, пока он сам не заговорит с тобой, ни войти внутрь круга, который начерчен вокруг него и из которого он не имеет права выйти. Нравы царят патриархальные. При встрече обязательно нужно поговорить о родственниках-мужчинах. Женщина не должна первой заговаривать с мужчиной. Если женщине покажется, что кто-то говорит с ней грубо, она поднимает руку, и тогда все, кто это увидит, бросаются ее защищать. Чужаков альфа народ не любит, а если они попытаются заговорить с женщиной, то их немедленно изгоняют. У людей есть занятие: они обмениваются разноцветными фишками. Но приобретение фишек они не считают важным делом – важен сам процесс общения при обмене.
  • Бета-культура требует от людей деловитости и энергичности. Главная задача у каждого - заполучить как можно больше фишек одного цвета. Все ищут партнеров, с которыми можно вступить в торг с этой целью. Вступают в общение только ради торга и общаются только посредством жестов и искусственно составленных по особым правилам звукосочетаний. Таких средств обмена информацией вполне достаточно для торговли, а кроме этого ни о чем разговаривать и не нужно. Бета-культура демократична: в ней нет никакого вождя, все равны, женщины и мужчины равноправны, к чужим относятся так же, как к своим, лишь бы они могли предложить что-нибудь для торга. Те, кто добился успеха в подборе фишек, пользуются почетом, но никаких особых прав не получают.

Задание: из каждой группы отправить делегации в другую группу для заключения деловых отношений.

Заключение. Обсудить: какими представляются представители каждой команды. С какими трудностями столкнулись участники в процессе установления деловых отношений; какие можно сделать выводы.

Игра «Светская беседа»

Цель: научиться адаптировать свое поведение (вербальное и невербальное) в каждой индивидуальной ситуации.

Задача: провести беседу с человеком в соответствии с заведомо известной информацией о нем.

Правила игры:

  1. Студентам на спину прикрепляются таблички, на которых написано информация об этом человеке. Роли:

· Менеджер корейской компании проводит встречу и ест одновременно;

· Топ-менеджер российской компании приехал на переговоры в Америку, не знает английский, может разговаривать только при помощи жестов;

· Директор крупной японской компании, очень противный запах изо рта;

· Топ-менеджер без правой руки, приехал в Россию из Мексики 3 года назад. Плохо говорит по-русски;

· Топ-менеджер итальянской компании, у него огромная дырка на брюках;

· Слепой человек, директор автомобильной компании Тойота;

· Секретарь в американской компании, не знает американский гимн и историю;

· Уборщица из России работает в немецкой компании, не знает иностранных языков, решила провести уборку конференц-зала прямо во время совещания директоров;

  1. Студенты должны ходить по комнате и вести себя и разговаривать с окружающими его людьми в соответствии с его табличкой.
  2. В конце – обсудить: что и как студентам пришлось адаптировать и изменить в своем вербальном и невербальном общении в зависимости от ситуации, в которой они оказывались.

 

 

Групповое упражнение «Дрессировка»

Время: 20-30 мин.

Изучите в группах рисунок X. Бидструпа «Стиль руководства» (рис.16).

Вопросы:

1. Можно ли считать процесс дрессировки собаки абсолютно безуспешным?

2. Почему стиль руководства, который можно сформулировать следующим образом: «Делай, как я! Учись, глядя на начальника!», оказался малоэффективным?

3. На каком этапе обучения руководитель должен был от «показа» переключиться на «принуждение к выполнению», на необходимость «применить власть»?

 

4. Дайте психологическую характеристику дрессировщика.

5. В чем проявились «бюрократические» черты личности хозяина собаки?

6. Назовите причины неудачи дрессировки.







Date: 2015-05-22; view: 2727; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию