Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология модерации
(по материалам Г. Ткаченко, Академия тренеров)
Модерация (от итал. «moderare» – «смягчение», «сдерживание», «умеренность») в современном значении – техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной, что ведет к достижению эффективного уровня деловой коммуникации.
В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей. Функция модератора — помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения.
Модерация требует от ведущего сохранения нейтральной позиции, особенно недопустимы оценка и эмоциональная характеристика участников и результатов групповой работы, потому что они нарушают доверительную атмосферу процесса коммуникации.
Модератор
- поощряет участников к сотрудничеству средствами визуальной риторики (например, заполняя и вывешивая на видное место модераторские карточки);
- задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана.
Для этого совсем не обязательно быть высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение. Модератор – авторитет процесса, а не содержания. Поэтому он также
- должен обладать высоким уровнем социальной компетенции:
ü легко устанавливать социальные контакты,
ü учитывать распределение социальных ролей в группе,
ü понимать групповую динамику,
ü управлять процессом межличностного взаимодействия.
Организуя разумное целенаправленное поведение в группе, модератор придерживается общих правил коммуникации, которые выражаются в следующих требованиях к участникам:
- используй «Я-послание»;
- соблюдай гармоничность в себе;
- избегай общих фраз;
- ориентируйся на цель;
- умей слушать;
- будь активен в беседе;
- будь краток;
- осуществляй конструктивную критику.
Также необходимо, чтобы участники группы четко представляли себе цель совместной деятельности – это позволит им избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. Поэтому важным моментом работы модератора является составление протокола групповой работы, в котором визуально отражаются процесс решения проблемы и наиболее значимые результаты.
Процесс модерации можно разделить на следующие этапы:
Этапы
| Фазы
| Краткая характеристика
| Подготовительный
| 1. Получение заказа на модерацию.
2. Изучение ситуации.
3. Решение организационных вопросов.
4. Построение сценария события.
| Модератор должен понимать:
- Что произойдет после модерации?
- Что знают участники?
- Каковы их намерения, ожидания и цели?
- Как расположить группу в помещении?
- Какие ограничения уже имеются?
- Знакомы ли участники заседания?
- Знакомы ли участники заседания с методами модерации?
Затем разработать сценарий предстоящего события (заседания, мозгового штурма, ролевой или деловой игры).
| Технологический
| 1. Ориентация в проблеме.
2. Определение сути проблемы.
3. Образование групп.
4. Организация расположения малых групп.
5. Организация позиционной динамики, сотрудничества, соревнования, конструктивных конфликтов.
6. Разработка темы.
7. Презентация.
8. Утверждение плана дальнейшей работы.
| На этапе ориентирования в ситуации люди знакомятся друг с другом и, как правило, не стремятся сразу же личностно раскрыть себя. Основные задачи здесь:
1) установление эмоционально благоприятного микроклимата,
2) выяснение потребностей группы,
3) установление проблемного поля,
4) определение цели мероприятия.
Далее следуетуточнение проблемного поля и ее формулировка в конкретную тему. Тему заседания «создают» на «рабочей стене». «Рабочая стена» представляет собой открытое поле различных аспектов, которые группа хотела бы обсудить. При этом используются методы вызова, карточного опроса, «Clustem» и др.
Формирование группы – фундаментальный этап работы, в ходе которогозакладываются первичные основы действий разных участников. На этой фазе своего развития группа делает первые шаги по превращению в коллективного субъекта деятельности.
Модератор должен позаботиться и о расположение малых группв помещении. Классической модерации соответствуют те условия, когда группа, находясь одна в помещении, создает свою атмосферу общения. Работа двух и более групп в одном помещении дестабилизирует обстановку и быстро приводит к снижению работоспособности участников.
Для организации позиционной динамики в процессе модерации групповой работы необходимо исходить из выбора и приоритетов трех видов позиций:
- Организация сотрудничества реализуется во взаимной поддержке, развитии идей друг друга, помощи, взаимовыручке, взаимной ответственности и сопровождается положительными эмоциями. В основе группового сотрудничества лежит процесс кооперации.
- Организация соревнования повышает продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий, концентрации сил в ходе реализации соревновательного напряжения.
- Организация конфликта - самое сильное средство и самая острая форма организации групповой работы, использовать которую нужно с осторожностью. Ущерб социальный, моральный, физический недопустим. Конфликт используется для активизации участников групповой работы, выявления и уточнения позиций, точек зрения, для мобилизации усилий и концентрации сил.
Тема формулируется на видном для всех участников групповой работы месте (стенде, листе ватмана, доске), и к ней подбираются все ранее разработанные карточки. Разработка темы в малой группе происходит в режиме обсуждения, для которого, как правило, требуется достаточное количество времени.
Итоговый вариант должен содержать в себе ответы на вопросы:
Что должно быть сделано? С какой целью должно быть сделано? Кто должен делать? Кто партнеры? Каков выигрыш? Когда должно быть сделано?
Наконец, главная часть процесса модерации групповой работы –презентация(пленарное обсуждение).
Презентация не должна превращаться в доклады и конференцию и не должна тезисно дублировать содержание уже состоявшихся методов и техник модерации.
Любая групповая работа должна завершаться понятным, конкретным результатом. Например, планированием дальнейших мероприятийили перспективных направлений деятельности группы. В качестве возможного варианта планирования может быть использована план-сетка.
Тема мероприятия
| Что?
| Кто?
| Когда?
| Зачем?
|
|
|
|
|
| По окончании групповой работы план-сетка должна висеть на обозримом месте для всех участников и не вызывать вопросов по своему содержанию.
| Аналитический
| 1. Организация групповой рефлексии.
2. Оценка заседания.
3. Подготовка отчетной документации.
| Заседание завершается рефлексивной фазой и подведением итогов. Один из важных вопросов, который должен задать модератор группе, покидающей рабочую аудиторию: «Как участники оценивают прошедшее заседание?» Ответы должны быть очень краткими и представлены в визуализированном виде.
|
Date: 2015-05-22; view: 1330; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|