Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология модерации





(по материалам Г. Ткаченко, Академия тренеров)

Модерация (от итал. «moderare» – «смягчение», «сдерживание», «умеренность») в современном значении – техника организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной, что ведет к достижению эффективного уровня деловой коммуникации.

В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей. Функция модератора — помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Модерация требует от ведущего сохранения нейтральной позиции, особенно недопустимы оценка и эмоциональная характеристика участников и результатов групповой работы, потому что они нарушают доверительную атмосферу процесса коммуникации.

Модератор

  • поощряет участников к сотрудничеству средствами визуальной риторики (например, заполняя и вывешивая на видное место модераторские карточки);
  • задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана.

Для этого совсем не обязательно быть высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение. Модератор – авторитет процесса, а не содержания. Поэтому он также

  • должен обладать высоким уровнем социальной компетенции:

ü легко устанавливать социальные контакты,

ü учитывать распределение социальных ролей в группе,

ü понимать групповую динамику,

ü управлять процессом межличностного взаимодействия.

Организуя разумное целенаправленное поведение в группе, модератор придерживается общих правил коммуникации, которые выражаются в следующих требованиях к участникам:

  • используй «Я-послание»;
  • соблюдай гармоничность в себе;
  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель;
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику.

Также необходимо, чтобы участники группы четко представляли себе цель совместной деятельности – это позволит им избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. Поэтому важным моментом работы модератора является составление протокола групповой работы, в котором визуально отражаются процесс решения проблемы и наиболее значимые результаты.

 

Процесс модерации можно разделить на следующие этапы:

Этапы Фазы Краткая характеристика
Подготовительный 1. Получение заказа на модерацию. 2. Изучение ситуации. 3. Решение организационных вопросов. 4. Построение сценария события. Модератор должен понимать:
  • Что произойдет после модерации?
  • Что знают участники?
  • Каковы их намерения, ожидания и цели?
  • Как расположить группу в помещении?
  • Какие ограничения уже имеются?
  • Знакомы ли участники заседания?
  • Знакомы ли участники заседания с методами модерации?
Затем разработать сценарий предстоящего события (заседания, мозгового штурма, ролевой или деловой игры).
Технологический 1. Ориентация в проблеме. 2. Определение сути проблемы. 3. Образование групп. 4. Организация расположения малых групп. 5. Организация позиционной динамики, сотрудничества, соревнования, конструктивных конфликтов. 6. Разработка темы. 7. Презентация. 8. Утверждение плана дальнейшей работы. На этапе ориентирования в ситуации люди знакомятся друг с другом и, как правило, не стремятся сразу же личностно раскрыть себя. Основные задачи здесь: 1) установление эмоционально благоприятного микроклимата, 2) выяснение потребностей группы, 3) установление проблемного поля, 4) определение цели мероприятия.   Далее следуетуточнение проблемного поля и ее формулировка в конкретную тему. Тему заседания «создают» на «рабочей стене». «Рабочая стена» представляет собой открытое поле различных аспектов, которые группа хотела бы обсудить. При этом используются методы вызова, карточного опроса, «Clustem» и др.   Формирование группы – фундаментальный этап работы, в ходе которогозакладываются первичные основы действий разных участников. На этой фазе своего развития группа делает первые шаги по превращению в коллективного субъекта деятельности. Модератор должен позаботиться и о расположение малых группв помещении. Классической модерации соответствуют те условия, когда группа, находясь одна в помещении, создает свою атмосферу общения. Работа двух и более групп в одном помещении дестабилизирует обстановку и быстро приводит к снижению работоспособности участников.   Для организации позиционной динамики в процессе модерации групповой работы необходимо исходить из выбора и приоритетов трех видов позиций:
  1. Организация сотрудничества реализуется во взаимной поддержке, развитии идей друг друга, помощи, взаимовыручке, взаимной ответственности и сопровождается положительными эмоциями. В основе группового сотрудничества лежит процесс кооперации.
  2. Организация соревнования повышает продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий, концентрации сил в ходе реализации соревновательного напряжения.
  3. Организация конфликта - самое сильное средство и самая острая форма организации групповой работы, использовать которую нужно с осторожностью. Ущерб социальный, моральный, физический недопустим. Конфликт используется для активизации участников групповой работы, выявления и уточнения позиций, точек зрения, для мобилизации усилий и концентрации сил.
  Тема формулируется на видном для всех участников групповой работы месте (стенде, листе ватмана, доске), и к ней подбираются все ранее разработанные карточки. Разработка темы в малой группе происходит в режиме обсуждения, для которого, как правило, требуется достаточное количество времени. Итоговый вариант должен содержать в себе ответы на вопросы: Что должно быть сделано? С какой целью должно быть сделано? Кто должен делать? Кто партнеры? Каков выигрыш? Когда должно быть сделано?   Наконец, главная часть процесса модерации групповой работы –презентация(пленарное обсуждение). Презентация не должна превращаться в доклады и конференцию и не должна тезисно дублировать содержание уже состоявшихся методов и техник модерации.   Любая групповая работа должна завершаться понятным, конкретным результатом. Например, планированием дальнейших мероприятийили перспективных направлений деятельности группы. В качестве возможного варианта планирования может быть использована план-сетка.  
Тема мероприятия Что? Кто? Когда? Зачем?
         

По окончании групповой работы план-сетка должна висеть на обозримом месте для всех участников и не вызывать вопросов по своему содержанию.


Аналитический 1. Организация групповой рефлексии. 2. Оценка заседания. 3. Подготовка отчетной документации. Заседание завершается рефлексивной фазой и подведением итогов. Один из важных вопросов, который должен задать модератор группе, покидающей рабочую аудиторию: «Как участники оценивают прошедшее заседание?» Ответы должны быть очень краткими и представлены в визуализированном виде.

 







Date: 2015-05-22; view: 1330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию