Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коноваленко В.В., Коноваленко СВ





К 64 Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период. Пособие для логопедов. - 2-е изд. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 48 а (В помощь логопеду).

15ВМ 5-296-00080-3 15ВЫ 5-296-00079-Х

В пособии представлен подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий на I период в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В работе использу­ются как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средст­ва обучения.

Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного от­ношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память.

Материал данного пособия может быть гибко, выборочно использован в подготовительных логопедических группах для детей с общим недоразвити­ем речи, а также для детей с задержкой психического развития.

ББК 74.3

Издатель - А. Казаков

Ответственный за выпуск - М. Вишневская

Редактор - Е. Алифанова,Е. Телышева

Оригинал-макет - Е. Капнулина

Обложка - В. Воскресенский

ООО «Издательство ГНОМ и Д»

103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская,д. 4, стр. 1.

Тел/факс: (095) 207-13-96,151-74-91,280-02-07

Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 05.05.99 г. Подписано в печать 05.07.2000 г. Формат 60x90/16. Объем - 3 п.л. Тираж 20000 (1-й завод 5000) экз. Заказ № 1046. Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.

13ВМ 5-296-00080-3

15ВМ 5-296-00079-Х © Коноваленко В.В.,Коноваленко СВ., 1998

© Оформление. ООО "Издательство Гном и Д", 2000


ВВЕДЕНИЕ

Пособие, состоящее из 3 частей (I, II, III периоды) адресовано начинающим логопедам и воспитателям, работающим в подготови­тельных логопедических группах для детей с недоразвитием фонети­ческого строя речи (фонетико-фонематическим недоразвитием) с эле­ментами лексико-грамматического недоразвития, а зачастую и с за­держкой темпа психического развития.

В нем представлены перспективный план коррекционной рабо­ты, а также планы фронтальных логопедических занятий на учеб­ный год.

Основополагающими документами, используемыми в данной ра­боте являются:

— Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи (в подготовительной к школе группе). — М.: Просвеще­
ние, 1978.

— Проект программы воспитания и обучения детей с фонети­
ко-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни). — М.: Про­
свещение, 1986.

— Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фоне­
матическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Фили-
чева Т.Б., Чиркина Г.В.
— М, 1993.

Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в

* нервно-психической сфере;

* познавательной деятельности;

* поведении детей;

* развитии общей и артикуляционной моторики;

* развитии лексики, формировании грамматического строя, зву-
ко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звуко-
произношения, с недоразвитием фонематического слуха —

привели к необходимости логопедизации всего педагогического про­цесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому сме­щению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.

Прежде всего усилена работа по физическому развитию и укреп­лению здоровья детей. Это ежедневная физкультура и закаливание, утренняя гимнастика, самомассаж, корригирующая гимнастика пос­ле дневного сна, артикуляционная и пальчиковая гимнастика не ме­нее трех раз в день.

Увеличились роль и место медицинских мероприятий (наблюде­ние психоневролога, медикаментозное лечение, лечебный массаж, кислородный коктейль).


Внесены изменения в режим дня и сетку занятий:

а) увеличен дневной сон;

б) сняты все фронтальные занятия со второй половины дня;

в) уменьшено общее количество фронтальных занятий (как вос­
питательских, так и логопедических) за счет увеличения удельно­
го веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых;

г) фронтальных логопедических занятий оставлено только два
(три) в неделю, по периодам они распределяются следующим об­
разом:

I период (сентябрь, октябрь) — 16 занятий вместо 30 по про-

грамме;

II период (ноябрь, декабрь, январь, февраль) — 33 занятия вме-

сто 80;

III период (март, апрель, май, июнь) — 25 занятий вместо 60.

Все это требует большей эффективности занятий, более тща­тельного и экономного отбора материала, более серьезной и вдум­чивой отработки методов и приемов коррекционной работы, не­которого изменения структуры и характера занятий (преобладаю­щими стали комбинированные занятия).


Мы придерживаемся существующих в современной логопедии тре­бований к фронтальным логопедическим занятиям по произноше­нию и считаем, что эти требования полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логогруппе:

1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды
работы.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексичес­
ким и грамматическим материалом.

3. Сочетание учебных и игровых форм.

4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы,
содержания материала.

5. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мыш­
ления.

6. Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.

7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

9. Недопустимость использования дефектных звуков.

В качестве наглядного материала в занятиях максимально использо­валось пособие Т. Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного воз­раста». — М.: Просвещение, 1989, а также «Приложение» к пособию В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». — М.: Гном-Пресс, 1999.


СЕТКА ЗАНЯТИЙ '

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

 

 

Дни недели I половина дня II половина дня
Занятия логопеда и воспитателя Занятия воспитателя Индивидуально-под-групповая работа воспитателя по программе д/с Работа по заданию логопеда
         
Поне­дельник 1. Развитие речи, российская словесность 2.ФК Коррегирую-щая гимнас­тика Развитие графичес­ких навыков, подготовка к письму 30 мин.
Втор­ник 1.Логопедическое 2. Музыкальное ФК/ритмика Развитие логичес­кого мышления, математика 30 мин.
Среда 1. Математика, развитие логичес­кого мышления 2. Экскурсия, спортивные развлечения Корригирую­щая гимнас­тика Развитие речи, российская словесность 30 мин.
Четверг 1.Логопедическое 2. Музыкальное ФК/ритмика Изобразительная деятельность 30 мин.
Пятни­ца 1. Изобразитель­ная деятельность 2.ФК Коррегирую-щая гимнас­тика Эстетическое разви­тие: драматизации, театрализованная деятельность 30 мин.

Общее количество фронтальных занятий:

Логопедические — 2 (3)

ФК -5

Музыкальные - 2

Развитие речи — 1

Математика - 1

Изодеятельность — 1


 
 


РЕЖИМ ДНЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПВДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН

 

1. Прием детей, наблюдение 7.00-8.10
2. Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика 8.10-8.30
3. Завтрак 8.35-8.55
4. Занятия  
  I 9.00-9.30
  II 9.40-10.10
5. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика 10.10-10.20
6. Прогулка 10.30-12.30
7. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика 12.30-12.40
8. Обед 12.45-13.10
9. Сон 13.10-15.20
10. Корригирующая гимнастика, закаливание, физкультура 15.00-15.45
11. Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя по программе д/с 15.50-16.20
12. Полдник 16.20-16.30
13. Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда (закрепление произношения) 16.30-17.00
14. Прогулка, игры, развлечения 17.00-19.00

Не­дели Звуки, буквы Звуко-слоговой анализ, грамота Грамматический строй Лексика активная Лексика пассивная, темы Связная речь
IV И П-1Г Анализ звуко­вого ряда из трех гласных Выделение по­следнего глухого согласного. Зву­ковой анализ и синтез обратно­го слога типа ап Именительный падеж множественного числа су­ществительных на -и, -а Составление предложе­ний по сюжетным кар­тинкам по образцу. Согла­сование глаголов настоя­щего времени с сущест­вительными Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нит­ки, книга, будильник, иней Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, по­пугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, пе­тунья Семья. Дом  
Октябрь
I Т П-Т Звуковой ана­лиз обратного слога типа ут. Воспроизведе­ние слоговых рядов (обратные слоги) Выделение по­следнего глухо­го согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога Составление предложе­ний по сюжетным кар­тинкам с помощью воп­росов. Согласование ко­личественных числи­тельных 1, 2, 5 и суще­ствительных Притяжательные при­лагательные на -ий-. Согласование количе­ственных числительных 1,2,5 и существительных Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охот­ник, хобот, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, лифт, билет, конфета, батон См. занятия 5, 6 Детские игруш­ки (экскурсия в магазин) Рассказ по сюжетной картинке "Тома и Толя"

 


Не­дели Звуки, буквы Звуко-слоговой анализ, грамота Грамматический строй Лексика активная Лексика пассивная, темы Связная речь
II К-К7 П-Т-КО Преобразование обратных слогов в прямые. Вос­произведение слоговых рядов (обратные и пря­мые слоги) Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка.Звуковой анализ прямого слога Воспроизведе­ние слоговых рядов (прямые слоги). Выделе­ние ударного гласного после согласного Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов Предлоги на, под Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложе­ний со словом много Конь, кот, коньки, кни­га, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охот­ник, кубики, клюква, ко­пейка, юбка, ботинки, конфета, будильник, паук См. занятия 5, 6, 8 Конь, кот, дом, ком, ли­мон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова Ранняя осень Цветы (экскур­сии в парк) Рассказ по сюжетной картинке "Котенок" Рассказ по сюжетной картинке "Каток"
III Й-Л' Воспроизведе­ние слоговых ря­дов (обратные и прямые слоги). Мягкие соглас­ные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. Относительные прилага­тельные (от деревьев). Глаголы множественно­го числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от лить). Род существительных (соот­несение с местоимения­ми мой, моя, мое) Лимон, лев, лента, олень, лифт, тюлень, липа, аль­бом, клюв, клюква, кали­на, клетка, поляна, ле­бедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, львенок, малина, олене­нок, копейка, юбка, яхта, ягоды, кофейник, майка, двойка, попугай, баян Ранняя осень. Деревья. Грибы Рассказ-по сюжетной картинке "Дети по­могают маме"

Не­дели Звуки, буквы Звуко-слоговой анализ, грамота Грамматический строй Лексика активная Лексика пассивная, темы Связная речь
  Х-Х? К-Х Мягкие соглас­ные. Выделение начального сог­ласного перед гласным. Звуко­вой анализ и синтез прямого слога Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот Согласование количе­ственных числительных 1, 2, 5, 9 и существи­тельных Согласование количе­ственных числительных и существительных Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха См. занятия 8, 12    
IV Ы Ы-И м Выделение удар­ного гласного после согласного Звуковой анализ слов типа кит, пыль Выделение на­чального соглас­ного. Звуковой анализ слов типа мак, Тима Именительный падеж множественного числа существительных на -ы. Притяжательные прилагательные на -ин-. Именительный падеж множественного числа существительных на -ы, -и, -а Деформированная фраза. Большая буква (имена людей) Дым, дыня, тыква, ягоды, тюльпаны, панамы; сущест­вительные на во множе­ственном числе См. занятия 4, 14. Дополни­тельно — существительные на -и, -а во множественном числе Мак, мох, майка, комната, муха, альбом, малина, мой­ка, маяк, лимон, атомоход, автомат, панама, дом, дым, мебель, медведь, пулемет Животные домаш­ние и дикие (экс­курсия на стан­цию юннатов) Рассказ по сюжетной картинке "Тут будет сад"








Date: 2015-05-19; view: 14617; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию