Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ
К 64 Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период. Пособие для логопедов. - 2-е изд. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 48 а (В помощь логопеду).
15ВМ 5-296-00080-3 15ВЫ 5-296-00079-Х
В пособии представлен подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий на I период в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В работе используются как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средства обучения.
Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного отношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память.
Материал данного пособия может быть гибко, выборочно использован в подготовительных логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи, а также для детей с задержкой психического развития.
ББК 74.3
Издатель - А. Казаков
Ответственный за выпуск - М. Вишневская
Редактор - Е. Алифанова,Е. Телышева
Оригинал-макет - Е. Капнулина
Обложка - В. Воскресенский
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская,д. 4, стр. 1.
Тел/факс: (095) 207-13-96,151-74-91,280-02-07
Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 05.05.99 г. Подписано в печать 05.07.2000 г. Формат 60x90/16. Объем - 3 п.л. Тираж 20000 (1-й завод 5000) экз. Заказ № 1046. Отпечатано в ДПК. г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1.
13ВМ 5-296-00080-3
15ВМ 5-296-00079-Х © Коноваленко В.В.,Коноваленко СВ., 1998
© Оформление. ООО "Издательство Гном и Д", 2000
ВВЕДЕНИЕ
Пособие, состоящее из 3 частей (I, II, III периоды) адресовано начинающим логопедам и воспитателям, работающим в подготовительных логопедических группах для детей с недоразвитием фонетического строя речи (фонетико-фонематическим недоразвитием) с элементами лексико-грамматического недоразвития, а зачастую и с задержкой темпа психического развития.
В нем представлены перспективный план коррекционной работы, а также планы фронтальных логопедических занятий на учебный год.
Основополагающими документами, используемыми в данной работе являются:
— Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). — М.: Просвеще ние, 1978.
— Проект программы воспитания и обучения детей с фонети ко-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни). — М.: Про свещение, 1986.
— Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фоне матическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Фили- чева Т.Б., Чиркина Г.В. — М, 1993.
Особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в
* нервно-психической сфере;
* познавательной деятельности;
* поведении детей;
* развитии общей и артикуляционной моторики;
* развитии лексики, формировании грамматического строя, зву- ко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звуко- произношения, с недоразвитием фонематического слуха —
привели к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.
Прежде всего усилена работа по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Это ежедневная физкультура и закаливание, утренняя гимнастика, самомассаж, корригирующая гимнастика после дневного сна, артикуляционная и пальчиковая гимнастика не менее трех раз в день.
Увеличились роль и место медицинских мероприятий (наблюдение психоневролога, медикаментозное лечение, лечебный массаж, кислородный коктейль).
Внесены изменения в режим дня и сетку занятий:
а) увеличен дневной сон;
б) сняты все фронтальные занятия со второй половины дня;
в) уменьшено общее количество фронтальных занятий (как вос питательских, так и логопедических) за счет увеличения удельно го веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых;
г) фронтальных логопедических занятий оставлено только два (три) в неделю, по периодам они распределяются следующим об разом:
I период (сентябрь, октябрь) — 16 занятий вместо 30 по про-
грамме;
II период (ноябрь, декабрь, январь, февраль) — 33 занятия вме-
сто 80;
III период (март, апрель, май, июнь) — 25 занятий вместо 60.
Все это требует большей эффективности занятий, более тщательного и экономного отбора материала, более серьезной и вдумчивой отработки методов и приемов коррекционной работы, некоторого изменения структуры и характера занятий (преобладающими стали комбинированные занятия).
Мы придерживаемся существующих в современной логопедии требований к фронтальным логопедическим занятиям по произношению и считаем, что эти требования полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логогруппе:
1. Цель и тема занятия пронизывают все его этапы, все виды работы.
2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексичес ким и грамматическим материалом.
3. Сочетание учебных и игровых форм.
4. Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа работы, содержания материала.
5. Систематическая работа по развитию внимания, памяти, мыш ления.
6. Постоянный звуко-слоговой анализ и синтез.
7. Повседневное закрепление навыков письма и чтения.
8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.
9. Недопустимость использования дефектных звуков.
В качестве наглядного материала в занятиях максимально использовалось пособие Т. Б. Филичевой, Г.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». — М.: Просвещение, 1989, а также «Приложение» к пособию В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР». — М.: Гном-Пресс, 1999.
СЕТКА ЗАНЯТИЙ '
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН
Дни недели
| I половина дня
| II половина дня
|
Занятия логопеда и воспитателя
| Занятия воспитателя
| Индивидуально-под-групповая работа воспитателя по программе д/с
| Работа по заданию логопеда
|
|
|
|
|
| Понедельник
| 1. Развитие речи, российская словесность 2.ФК
| Коррегирую-щая гимнастика
| Развитие графических навыков, подготовка к письму
| 30 мин.
| Вторник
| 1.Логопедическое 2. Музыкальное
| ФК/ритмика
| Развитие логического мышления, математика
| 30 мин.
| Среда
| 1. Математика, развитие логического мышления 2. Экскурсия, спортивные развлечения
| Корригирующая гимнастика
| Развитие речи, российская словесность
| 30 мин.
| Четверг
| 1.Логопедическое 2. Музыкальное
| ФК/ритмика
| Изобразительная деятельность
| 30 мин.
| Пятница
| 1. Изобразительная деятельность 2.ФК
| Коррегирую-щая гимнастика
| Эстетическое развитие: драматизации, театрализованная деятельность
| 30 мин.
| Общее количество фронтальных занятий:
Логопедические — 2 (3)
ФК -5
Музыкальные - 2
Развитие речи — 1
Математика - 1
Изодеятельность — 1
РЕЖИМ ДНЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПВДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН
1.
| Прием детей, наблюдение
| 7.00-8.10
| 2.
| Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика
| 8.10-8.30
| 3.
| Завтрак
| 8.35-8.55
| 4.
| Занятия
|
|
| I
| 9.00-9.30
|
| II
| 9.40-10.10
| 5.
| Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика
| 10.10-10.20
| 6.
| Прогулка
| 10.30-12.30
| 7.
| Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
| 12.30-12.40
| 8.
| Обед
| 12.45-13.10
| 9.
| Сон
| 13.10-15.20
| 10.
| Корригирующая гимнастика, закаливание, физкультура
| 15.00-15.45
| 11.
| Индивидуально-подгрупповая работа воспитателя по программе д/с
| 15.50-16.20
| 12.
| Полдник
| 16.20-16.30
| 13.
| Индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда (закрепление произношения)
| 16.30-17.00
| 14.
| Прогулка, игры, развлечения
| 17.00-19.00
| Недели
| Звуки, буквы
| Звуко-слоговой анализ, грамота
| Грамматический строй
| Лексика активная
| Лексика пассивная, темы
| Связная речь
| IV
| И П-1Г
| Анализ звукового ряда из трех гласных
Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа ап
| Именительный падеж множественного числа существительных на -и, -а
Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными
| Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нитки, книга, будильник, иней
Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья
| Семья. Дом
|
| Октябрь
| I
| Т П-Т
| Звуковой анализ обратного слога типа ут. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги)
Выделение последнего глухого согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога
| Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных
Притяжательные прилагательные на -ий-. Согласование количественных числительных 1,2,5 и существительных
| Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охотник, хобот, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, лифт, билет, конфета, батон
См. занятия 5, 6
| Детские игрушки (экскурсия в магазин)
| Рассказ по сюжетной картинке "Тома и Толя"
|
Недели
| Звуки, буквы
| Звуко-слоговой анализ, грамота
| Грамматический строй
| Лексика активная
| Лексика пассивная, темы
| Связная речь
| II
| К-К7
П-Т-КО
| Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка.Звуковой анализ прямого слога
Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного
| Родительный падеж единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов
Предлоги на, под
Родительный падеж множественного числа существительных. Составление предложений со словом много
| Конь, кот, коньки, книга, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, ботинки, конфета, будильник, паук
См. занятия 5, 6, 8
Конь, кот, дом, ком, лимон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова
| Ранняя осень
Цветы (экскурсии в парк)
| Рассказ по сюжетной картинке "Котенок"
Рассказ по сюжетной картинке "Каток"
| III
| Й-Л'
| Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги). Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога.
| Относительные прилагательные (от деревьев). Глаголы множественного числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от лить). Род существительных (соотнесение с местоимениями мой, моя, мое)
| Лимон, лев, лента, олень, лифт, тюлень, липа, альбом, клюв, клюква, калина, клетка, поляна, лебедь, павлин, пеликан, вафли, пальто, валенки, львенок, малина, олененок, копейка, юбка, яхта, ягоды, кофейник, майка, двойка, попугай, баян
| Ранняя осень. Деревья. Грибы
| Рассказ-по сюжетной картинке "Дети помогают маме"
| Недели
| Звуки, буквы
| Звуко-слоговой анализ, грамота
| Грамматический строй
| Лексика активная
| Лексика пассивная, темы
| Связная речь
|
| Х-Х? К-Х
| Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот
| Согласование количественных числительных 1, 2, 5, 9 и существительных
Согласование количественных числительных и существительных
| Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха
См. занятия 8, 12
|
|
| IV
| Ы Ы-И
м
| Выделение ударного гласного после согласного
Звуковой анализ слов типа кит, пыль
Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа мак, Тима
| Именительный падеж множественного числа существительных на -ы. Притяжательные прилагательные на -ин-. Именительный падеж множественного числа существительных на -ы, -и, -а Деформированная фраза. Большая буква (имена людей)
| Дым, дыня, тыква, ягоды, тюльпаны, панамы; существительные на -ы во множественном числе
См. занятия 4, 14. Дополнительно — существительные на -и, -а во множественном числе Мак, мох, майка, комната, муха, альбом, малина, мойка, маяк, лимон, атомоход, автомат, панама, дом, дым, мебель, медведь, пулемет
| Животные домашние и дикие (экскурсия на станцию юннатов)
| Рассказ по сюжетной картинке "Тут будет сад"
|
Date: 2015-05-19; view: 14617; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|