Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Артикуляционная гимнастика





«Покусать нижнюю губу». «Заборчик на нижней губе».

3. Знакомство со звуками [ф], [фь] (с. 3).

- Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.

Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это вре­мя незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, лен­ту. Затем показывает пустой стакан в первоначальном положении.

- Вам понравился фокус? Как называют артиста, кото­рый показывает фокусы? Посмотрите на фокусника в левом верхнем углу страницы. Фокусник из шляпы достал живо­
го ежика. Ежик фыркает: Ф- ф- ф!

Фь- фъ- фь!

4. Характеристика звуков [ф], [фь].

- Произнесите звук [ф] ([фь]), наблюдая за артикуля­цией в зеркале.

Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает пре­граду. Голос не работает.

- Расскажите, какие это звуки? Какие фишки показыва­ет Юпик? Почему?

5. Упражнение в произношении звуков [ф],[фь].

- Ежик фыркает а) протяжно: ф ________________;

б) прерывисто: ф-ф-ф...

 

* Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие СП. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы (далее обозначен как «альбом 3»). (М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.)

- Послушайте песенку ежика и произнесите так же:

фа- фо- фу - фы - фи фа - фа - фа фа - фа — фа фа - фа - фа

- Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы по­казывает фокусник?

Логопед объясняет: фрак - это парадный мужской пиджак; фа­кел — это переносной светильник с пылающим огнем.

- Послушайте стихотворение:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет,

Фея выскочит оттуда,

Фокус это или чудо?

- Юпик упражняется в отчетливом произношении зву­ков [ф]-[фъ] в словах стихотворения. Произнесите и вы от­четливо это стихотворение.

6. Дифференциация звуков [ф]-[фь].

а) Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.

- По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф]([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник; филин, конфеты, салфетка, фиалки.) В каких
из них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине сло­ва, в конце слова)?

б) Игра «Сигнальщики».

фокус фильм фыркает телефон

финик буфет фруктовый шкаф

фиолетовый фантазировать

7. Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

«Превращение» пальчиковых фигур: «рыбка» —► «2 флажка» —► «ворота» —► «пароход» —► «филин» —► «ежик».

б) Имитация движений. «Ежик»

 

По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ - топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Дети стоят, слегка согнув­шись. Руки согнуты в локтях -перед грудью, кисти рук опу­щены вниз. Ноги слегка согну­ты в коленях, делают мелкие частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срыва­ют» ягоды.

8. Звуковой анализ.

- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашиф­руйте» их с помощью фишек.

а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по по­рядку. На каждый звук дети показывают соответствую­щую фишку

б) «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предло­женных схем.

в) «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».

г) «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуаль­ных схемах.

9. Формирование лексико-грамматического строя речи.

- Отгадайте, что в «Черном ящике»?

Логопед демонстрирует «Черный ящик», в котором лежит фо­тоаппарат и др. предметы.

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

- Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом вспомнить их. Из каких двух слов об­разовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова об­разованы от слова фото?

Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобу­мага, фотовспышка).

10. Итог занятия.

- С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?

 

ЗАНЯТИЕ № 104

Тема: буквы Ф, ф.

Цель: закрепить звуки [ф], [фь]; познакомить с их графи­ческим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зритель­ное восприятие.

Оборудование: кассы букв, «рассыпанные» буквы, картин­ка «фиалка», альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сложите слова. К слову фото прибавьте слово, которое я скажу. Какое сложное слово получится?

фото + аппарат =___

пленка альбом карточка

бумага репортер лаборатория

ружье вспышка лампа

выставка снимок модель

2. Повторение характеристики звуков [ф], [фъ].

- Какой первый звук в этих словах? Расскажите о звуках [ф1, [фъ].

3. Знакомство с буквами (с. 4).

- Посмотрите на буквы Ф, ф в голубой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ф? Какие это эле­менты?

- Прочитайте буквы. Посмотрите, как построена буква Ф с помощью рук. Постройте ее так же. Посмотрите в левый верхний угол.

Стоит фонтан, как пальма водяная,

Букву Ф изображая.

- На фонтане пальчиком «напишите» букву Ф. Найдите букву Ф в нарисованных предметах. В каком домике живет буква Ф? Почему?

4. Звуко-буквенный анализ.

- Составьте слово. Возьмите последнюю букву из слова шарф. Возьмите первую букву из слова ель. Возьмите ударную гласную букву из слова маяк. Прочитайте составленное слово.

- Кто такая Фея? (Добрал волшебница.) Помогал Фее де­лать людям добрые дела Мудрый филин. Составьте слово филин. В саду у Феи разгуливали птицы с ярким оперением - фазаны. Составьте слово фазаны. Фея очень любила цве­ты - фиалки. Составьте слово фиалки.

- Что росло у Феи в саду, узнаете, собрав слово из «рассы­панных» букв: Т, Ы, Ф, К, У, Р? Составьте слово фрукты.

5. Физминутка.

 

В саду у Феи были деревья высокие, Дети поднимаются на носочки, руки вверх, потя­гиваются.
Аллеи широкие. Руки в стороны.
Крутящиеся карусели, Руки на пояс, кружатся.
Вверх и вниз летящие качели. Приседают - встают.

6. Чтение.

а) Чтение слогов.

- Найдите Фею на странице книги. Взмахнула Фея си­ним рукавом - появились слоги со звуком [ф]. Прочитайте их. Какой звук [ф] в этих слогах? Придумайте слова с эти­ми слогами.

- Взмахнула Фея зеленым рукавом - появились слоги со звуком [фь]. Прочитайте их. Какой звук [фь] в этих сло­гах? Придумайте слова с этими слогами.

б) Чтение слов.

- Фея дала задание: прочитайте слова и скажите, чем по­хожи слова каждого столбика.

Дети читают слова. Объясняют, чем они похожи: 1-й столбик — двухсложные слова, с ударением на первом слоге, начинаются с бу­квы Ф и т.д.

7. Ребусы «жираф», «филин», «фазан».

- Злая волшебница заколдовала животных Феи. Подска­жите Фее, как их расколдовать.

8. Итог занятия. Игра «Аукцион»

А сейчас аукцион,

Подведет итоги он.

Кто слов со звуками [ф], [фь]

Всех больше называет,

Тот награду получает.

Победителю вручается «фиалка» от Феи.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие зву­ки она обозначает?

 

ЗАНЯТИЕ № 105

Тема: буквы Ф, ф (закрепление).

Цель: закрепить звуки [ф], [фь] и буквы Ф, ф; формиро­вать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в согласовании существи­тельного и прилагательного и в составлении деформиро­ванного предложения; развивать мышление.

Оборудование: игральный кубик, ворота, мячи, тетради, ручки, карточки со словами для работы с деформирован­ным предложением, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

«Гимнастика для ума» (на звуки [ф], [фь]).

- Парадный мужской пиджак. (Фрак.)

- Человек, показывающий фокусы. (Фокусник.)

- Переносной светильник с пылающим огнем. (Факел.)

- Головной убор с козырьком. (Фуражка.)

- Яблоки, груши, апельсины - это... (Фрукты.)

- У каждого человека есть имя и... (Фамилия.)

- Если смешать красную и синюю краски, какой цвет получится? (Фиолетовый.)

- Цветок фиолетового цвета. (Фиалка.)

- Треугольник, круг, квадрат - это геометрические... (Фигуры.)

- Начало эстафеты - старт, а конец -... (Финиш.)

- Ночная птица. (Филин.)

- Добрая волшебница. (Фея.)

2. Закрепление звуков [ф], [фь].

а) - Отгадайте название спортивной игры с мячом из шести букв: (Футбол.) Бросьте игральный кубик. Он покажет, которую по счету букву мне открыть.

- Какой первый звук в слове футбол? Расскажите о зву­ках [ф], [фь].

- Сейчас вы сыграете в футбол. В футбол играют две ко­манды. Одна называется «Факел», а другая - «Фортуна» (удача). Вот двое ворот. За правильный ответ команда полу­чает мяч. Побеждает та команда, которая забьет больше мя­чей.

б) Игра «Будь внимательным»

- футболисты обладают точной и быстрой реакцией. По­ложите голову на руки и закройте глаза. Команда «Факел» поднимает голову, если услышит в слове звук [ф], а коман­да «Фортуна» - звук [фь].

футболисты штрафное очко

афиша эстафета

футболка физкультура

финиш форма

Логопед оценивает работу команд и устанавливает мячи в ворота.

2. Письмо.

а) Письмо букв.

У детей в тетрадях изображены ворота. После объяснения ло­гопедом письма букв Ф, ф, дети пишут буквы в тетрадях.

- В большие ворота «поставьте» четыре большие буквы Ф, а в малые - четыре маленькие буквы ф.

б) Письмо слов в кроссворде «Футбольное поле».

Кроссворд помещен в тетрадях детей. Логопед читает вопросы.

По вертикали:

1. Плод пальмы. (Финик.)

2.Объявление о соревновании. (Афиша.)
По горизонтали:

1. На футболистах надета спортивная... (Форма.)

3.Предмет женской одежды. (Кофта.)

 

в) Письмо предложения»

- Предложение «рассыпалось».

Логопед демонстрирует карточки со словами предложения. Де­ти составляют предложение «Федя идет на футбол» и списывают его в тетрадь. Логопед оценивает ответы детей, письмо и ставит в ворота мячи.

 

Date: 2015-05-19; view: 1686; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию