Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






При затратном ценообразовании





В условиях рынка цена товара играет ключевую роль в фор­мировании результатов деятельности фирмы и является одним из важнейших параметров, влияющих на величину прибыли, на рентабельность производства, выручку, вновь созданную стои­мость и прочие показатели.

Как же формируется цена товара в условиях рыночного хозяйствования? Как, опираясь на сиюминутную рыночную цену товара, спрогнозировать ее величину в будущем, когда новое предпринимательское дело начнет функционировать?

Рассматривая проблему ценообразования товара в рынке, можно указать на две методологические схемы: первая — затратное ценообразование, в основу которого заложены предстоящие затраты фирмы на производство и реализацию продукции, вторая — рыночное ценообразование, когда цена формируется под влиянием спроса и предложения товаров на рынке.

Методологически затратное ценообразование строится по схеме — «затраты плюс...». Под плюсом понимается некото­рая величина прибыли, которая закладывается фирмой при создании нового дела в виде определенной, заранее плани­руемой рентабельности производства. Такое ценообразование широко применяется фирмами при отсутствии сколь-нибудь ощутимой конкуренции со стороны других предприятий, производящих аналогичный товар. Перечислим те ниши рынка, в которых может успешно применяться затратное ценообразо­вание;

• производство и продажа товаров монополиями (моно­польный рынок);

• частичное производство и продажа товаров в условиях олигопольного рынка (особенно при сговоре действующих фирм между собой о проведении единой ценовой политики);

• производство товаров на базе заказов потребителей (фор­мирование портфеля заказов на основе договорных цен);

• производство продукции в условиях значительного ее дефицита и неудовлетворенности спроса;

• продажа товаров в условиях локально-изолированной ниши рынка (например, при отсутствии транспортных связей, из за неблагоприятных условий погоды и т.п.).

Учитывая изложенные обстоятельства, можно записать формулу для определения цены товара в следующем виде:

Ц = С + П = С + РС = С(1 + Р), (6.1)

где Ц — цена единицы товара, производство которого будет осуществляться в новом предпринимательском проекте;

С — себестоимость единицы продукции после освоения производственной мощности будущего предприятия;

П — планируемая прибыль на единицу продукции после освоения производственной мощности предприятия

П = Р · С, (6.2)

где Р — планируемая рентабельность производства продукции после освоения производственной мощности предприятия; (в долях от единицы).

Запишем формулу для определения себестоимости единицы продукции, составляющей основу затратного ценообразования:

(6.3)

где Cпер — переменные затраты на единицу товарной продукции (заработная плата со всеми начислениями основных производственных рабочих, выполняющих технологические операции по сдельным расценкам; затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, расходуемые непосредственно на изготовление готовой товарной продукции; затраты на топливо и энергию расходуемые на технологические операции, и пр.);

Cпoc — условно-постоянные затраты в абсолютном выражении за календарный год (заработная плата со все» начислениями всех прочих категорий работающих, находившихся на повременной оплате труда; затраты на сырье и материалы, расходуемые на вспомогательные и обслуживающие операции; затраты на запасные части к оборудованию транспортным средствам; затраты на топливо и энергию расходуемые на отопление, освещение, вентиляцию; арендная плата за используемые производственные площади, оборудование, амортизация основных производственных фондов, платежи за страхование имущества и хозяйственной деятельности, прочие платежи, не зависящие от объема выпускаемой продукции);

N — планируемый годовой объем производимой товар­ной продукции после освоения производственной мощности предприятия в натуральном выражении.

Следует отметить, что плановая величина объема продукции не должна превышать производственной мощности предприятия за вычетом резервной ее части. Это условие можно записать в виде неравенства

NNm (l — Mp), (6.4)

где N m — величина годовой производственной мощности предприятия в натуральном выражении;

Mp — резервируемая часть производственной мощно­сти предприятия в долях от единицы (устанавливается фир­мой для себя самостоятельно в зависимости от характера про­дукции, ее стоимости, договорных обязательств перед потре­бителями и штрафных санкций за задержку с поставкой готовой продукции; обычно эта величина принимается в пределах 0,1—0,4).

Приняв определенную величину годовой производствен­ной программы с учетом установленного в соответствии с формулой 6.4 ограничения, рассчитывается себестоимость единицы товарной продукции по формуле 6.3. Теперь, чтобы рассчитать цену единицы выпускаемого товара, надо опреде­лить уровень планируемой рентабельности производства. Его величина устанавливается фирмой исходя из следующих со­ображений. Во-первых, фирма стремится работать с рента­бельностью как можно более высокой. Ведь это, как прави­ло, монопольная фирма, не имеющая конкурентов или имеющая очень слабых конкурентов, не способных оказать влияние на рыночную цену товара. Во-вторых, маловероят­но, что фирма начнет создавать новое предпринимательское дело, если ей не будет обеспечена рентабельность производ­ства больше 20—25%. В-третьих, фирма должна учитывать, что чрезмерная рентабельность производства приведет к очень высокой цене товара, и спрос на него резко сократит­ся. Поэтому фирма будет хоть и стремиться работать с высокой рентабельностью, ограничивать свои аппетиты возмож­ностью продажи производимых ею товаров. И наконец, в-четвертых, в большинстве рыночных стран, включая и Рос­сию, функционируют антимонопольные комитеты, которые на основе действующего в стране антимонопольного законо­дательства регламентируют уровень рентабельности произ­водства монопольных предприятий. Так что монопольные фирмы не совсем свободны в установлении рентабельности собственного производства.

Обычно ограничения устанавливаются на рентабельность производства в пределах 50—100% в зависимости от характера продукции, ее дефицитности, спроса потребителей на нее и т.п. Однако, совершенствуя свое производство, фирма может обеспечить себе и более высокую рентабельность, чем уста­новлено антимонопольным комитетом при обосновании цены товара.

Приняв определенную величину годового объема производства продукции с учетом ее спроса на рынке, а также ориентировочный уровень рентабельности в пределах установленного антимонопольным комитетом ограничения, по формуле 6.1 рассчитывают цену будущего товара. Это дает возможность определить наиболее важные технико-экономические и финансовые показатели деятельности фирмы после освоения производственной мощности.

Приведем формулы для расчета и последующего анализа показателей деятельности фирмы от реализации нового предпринимательского дела.

Исходные данные и обозначения применяемых для расчета параметров:

— производственная мощность предприятия Nm;

резерв производственной мощности Мр;

— ограничение рентабельности производства Ро;

— переменные затраты на единицу продукции Спер;

— постоянные затраты за год Спос;

— переменная заработная плата на единицу продукции Зп;

— постоянная годовая заработная плата Зпос.

На основе исходных данных рассчитываются все остальные важнейшие показатели деятельности предприятий. Они определяются по формулам, представленным в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Формулы для расчета технико-экономических

и финансовых показателей нового предпринимательского дела

 

Показатели Вид формулы Номер формулы
Цена единицы товара, Ц Ц = С(1 + Р) 6.1
Прибыль предприятия за год, П П = Р · С 6.2
Себестоимость единицы товара, С С = Cпер +пос: N)) 6.3
Годовой объем производства, N Рентабельность производства, Р N < Nm (l — Мр) Р < Рo 6.4 —
Маржинальный доход, Дм Дм = Ц — Спер 6.5
Выручка, В B = NЦ 6.6
Себестоимость продукции за год, Ст Ст = N · С 6.7
Прибыль предприятия, П П = N (Ц — С) 6.8
Рентабельность производства Р Р = Ц: (С — 1) 6.9
Коэффициент переменных затрат, r R = Cпер: С 6.10
Коэффициент использования производст­венной мощности, Км Км = N: Nm   6.11  
Заработная плата на товарный выпуск, Зт Зт = N · Зп + Зпoc 6.12
Удельный вес зарплаты в себестоимости, S S = Зт: Cт 6.13
Вновь созданная стоимость, W W = П + Зт 6.14
Удельный вес вновь созданной стоимости и выручке предприятия, W, W = W: В   6.15  

 

Произведем расчеты основных показателей нового предпринимательского дела при следующих исходных данных.

Производственная мощность предприятия, — 18 000 изд./дет.

Резерв мощности, Мр — 0,12.

Максимально допустимый уровень рентабельности, Рo — 0,5.

Переменные затраты на единицу продукции, Спер —27,45.

Годовые постоянные затраты, Спос —398500.

Переменная заработная плата на единицу продукции, Зп — 8,3.

Годовая постоянная заработная плата, Зпос — 78350.

По представленным исходным данным определим предель­ное значение производственной программы предприятия по формуле 6.4:

N < 18 000(1 — 0,12) = 15 840 изд./дет.

По формуле 6.3 определим минимальную себестоимость единицы продукции:

С = 27,45 + (398500: 15840) = 27,45 + 25,158 = 52,608.

По формуле 6.1 рассчитаем цену единицы товара:

Ц = 52,608(1 + 0,5) = 78,912.

Предприятие принимает годовую производственную про­грамму на уровне N = 13 400 изд./дет.

При такой программе себестоимость единицы продукции, определяемая по формуле 6.3, составит:

С = 27,45 + (398500: 13400) = 27,45 + 29,739 = 57,189.

Зная цену товара (78,912) и себестоимость единицы продукции (57,189), по формуле 6.9 определим уровень рентабельности производства:

Р = (78,912: 57,189) — 1 = 0,3798.

Этот уровень меньше установленного антимонопольным комитетом уровня рентабельности по условию сформулированной задачи (Ро = 0,5) и, следовательно, претензий к предприятию поводу завышения цены товара быть не должно.

По формуле 6.6 определяем выручку предприятия:

В = 13400 × 78,92 = 1057421.

Себестоимость годовой товарной продукции определяется формуле 6.7:

Ст = 13400 × 57,189 = 766333.

Прибыль предприятия исчисляется по формуле 6.8:

П = 13400(78,912 — 57,189) = 291088.

Коэффициент переменных затрат определяется по формуле 6.10:

r = 27,45: 57,189 = 0,48.

Маржинальный доход на единицу Продукции определяется по формуле 6.5:

Дм = 78,912 — 27,45 = 51,462.

Коэффициент использования производственной мощности предприятия рассчитывается по формуле 6.11:

Км = 13400: 18000 = 0,744.

Определим по формуле 6.12 заработную плату предприятия на весь товарный выпуск продукции:

Зт = 13400 · 8,3 + 78350 = 189570.

Удельный вес заработной платы в себестоимости товарной продукции рассчитывается по формуле 6.13:

S = 189570: 766333 = 0,247.

По формуле 6.14 определим величину вновь созданной стоимости:

W = 291088 + 189570 = 480658.

Удельный вес вновь созданной стоимости в выручке пред­приятия определяется по формуле 6.15:

Wy = 480658: 1057421 = 0,454.

Полученные результаты говорят о том, что фирма собирается достаточно успешно функционировать в рынке, получая высо­кую прибыль и обеспечивая значительную рентабельность про­изводства. Однако, как следует из исходных данных, фирма не использует полностью имеющихся у нее резервов повышения эффективности производства, ведь установленное ограничение в рентабельности производства несколько выше того уровня, ко­торый фирма запланировала для своей текущей работы. Она может воспользоваться имеющимися у нее возможностями, по­высив свою рентабельность до 50%. Для этого фирма может пойти по любому пути, а именно:

а) повысить объем производства продукции до предельного значения;

б) повысить цену товара при сохранении принятой величины производственной программы;

в) внедряя достижения научно-технического прогресса в об­ласти техники, технологии, управления и организации произ­водства, снизить переменные и постоянные затраты на произ­водство продукции;

г) используя все перечисленные направления в определенной пропорции, т.е. повышая цену товара, увеличивая объем ее про­изводства и снижая себестоимость выпускаемой продукции.

Выбор направления совершенствования деятельности, разу­меется, полностью зависит от самой фирмы. Важно при этом, чтобы она использовала имеющиеся в новом для себя предпри­нимательском деле все предоставленные законом возможности.

Date: 2015-05-18; view: 458; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию