Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нового предпринимательского дела
При выработке тактических и особенно стратегических планово-управленческих решений приходится соизмерять затраты и результаты производства на протяжении длительного времени. Такая расчетная операция выполняется обычно либо на проектной стадии при организации нового предпринимательского дела, либо для действующих предприятий, с тем чтобы найти наиболее эффективный вариант технического или хозяйственного решения. В условиях, когда функционирование экономики проходит в нормальном режиме с оптимальной инфляцией порядка 5—6% в год (0,5% в месяц), соизмерение затрат и результатов производства особых затруднений не вызывает. Обычно в подобном случае инфляцией просто пренебрегают. Это дает при расчетах весьма надежный результат, обеспечивающий принятие достаточно точного планово-управленческого решения. Однако задача неимоверно усложняется, если инфляция в экономике достигает значительных размеров. Тогда если не применить особых расчетных приемов, уточняющих методики соизмерения затрат и результатов производства, то можно ожидать существенных ошибок. Оценка влияния инфляции на прибыль предприятия. Чтобы правильно учесть влияние инфляции при оценке эффективности рассматриваемых в динамике вариантов решений, надо достаточно точно уметь прогнозировать темпы инфляции на анализируемый период. Обычно такой прогноз основывается на решениях правительства, которое, как правило, предпринимает все необходимые и решительные меры по обузданию инфляции и ее регулированию. Кроме того, имеется богатый международный опыт, накоплена значительная статистическая информация о темпах инфляции во многих развитых странах. Одним словом, трудностей здесь не предвидится. Стало быть, будем исходить из того, что темпы инфляции по отдельным, следующим, друг за другом временным периодам нам известны. Приняв это положение за основу, рассмотрим, как оно влияет на точность расчетов эффективности нового предпринимательского дела. При выполнении традиционных расчетов по соизмерению затрат и результатов производства инфляция национальной валюты может сильно исказить истинное положение при анализе эффективности предпринимательских проектов, в организации нового дела, при анализе принимаемых планово-управленческих решений. Может случиться ситуация, когда неэффективный проект под влиянием искажений, вносимых инфляционными процессами, будет ошибочно признан вполне приемлемым и экономичным. Не приходится доказывать, какие огромные потери будут сопутствовать принятию и реализации такого недостоверного решения, как отрицательно все это скажется на судьбе предпринимательского дела. Возникает вопрос: как избежать возможных ошибок при расчетах эффективности вариантов планово-управленческих решений, которые особенно сильно могут проявиться в динамике? Здесь можно предложить два ответа. Первый заключается в том, что все расчеты затрат и результатов производства необходимо вести в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте, например в долларах США. Казалось бы, это и есть выход из имеющегося затруднительного положения при оценке эффективности рассматриваемых проектов. Однако такой вывод будет ошибочным, и вот почему. Хорошо известно, что в мире не существует какой-либо валюты, которая была бы свободна от инфляции. Не свободны от нее и доллары США. Так, по данным американской статистики, ежегодный уровень инфляции доллара за период 1965—1988 гг. колебался от 1,6 (1965 г.) до 13,5% (1980 г.). В среднем за указанный период уровень инфляции составил 5,8% в год, хотя по отдельным периодам внутри рассматриваемого отрезка времени инфляция была значительно выше. Так, если взять период 1974—1981 гг., то среднегодовой уровень инфляции был 9,4%[5]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что даже американские доллары не являются надежным инструментом для соизмерения затрат и результатов производства в динамике. Использование этой валюты в расчетах также может приводить к определенным ошибкам, тем более не следует забывать, что курс доллара по отношению к нашей национальной валюте несколько искажен под влиянием его регулирования Банком России. Действительно, с января 1992 г. по январь 1998 г. доллар в рублевом эквиваленте вырос примерно в 300 раз, а инфляция рубля за этот период составила около 10000 раз (без учета деноминации). В подобной ситуации ни о какой точности расчетов эффективности бизнеса на перспективу не может идти и речи. Однако есть другой путь решения проблемы соизмерения затрат и результатов производства в инфляционном режиме функционирования экономики. Он заключается в том, чтобы все расчеты и затрат, и результатов производства на протяжении прогнозируемого периода осуществлялись в постоянных ценах национальной валюты. При этом следует иметь в виду, что игнорировать инфляцию при таких расчетах тоже недопустимо. Ее обязательно надо учесть с помощью особого методического приема, который позволит в отдельные периоды скорректировать расчеты затрат и результатов путем применения инфляционного коэффициента. Последний будет учитывать разные темпы инфляции на используемые при производстве ресурсы и на производимую продукцию, а также соизмерять обе указанные величины со среднестатистической величиной темпа инфляции национальной валюты. Рассмотрим, как выполнить эту рекомендацию применительно к расчету показателя балансовой прибыли. Величину этого показателя следует исчислять по формуле П = J · (В - З), (6.20) где П — балансовая прибыль предприятия, которую оно получит в первом временном интервале после создания и освоения проектной производственной мощности; В — выручка предприятия в том же временном интервале; З — суммарные затраты на производство продукции в том же временном интервале; J — инфляционный коэффициент в том же временном интервале. Значения выручки В и затрат З определяются в соответствии с производственной программой выпуска продукции, ценами на нее и используемыми ресурсами, взятыми на начало реализации проекта, то есть цены принимаются постоянными, включая и период производства. Особая роль в таком расчете отводится инфляционному коэффициенту J. Он-то и должен учесть инфляцию и привести в сопоставимый вид затраты и результаты производства в динамике. Его величину следует определять по формуле (6.21) где Фц — коэффициент инфляции, учитывающий рост цен на выпускаемую продукцию в первом временном интервале после освоения производственной мощности предприятия по сравнению с моментом начала реализации проекта нового дела (за временной интервал может быть принята любая удобная для расчета единица времени, например месяц); (6.22) где Ц1, Ц2, Ц3 … Цп — прирост цены на продукцию в соответствующем временном интервале (в долях от единицы); Фр — коэффициент инфляции, учитывающий рост цен на используемые в производстве разнообразные ресурсы (сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и т.п.) за тот же временной интервал; (6.23) где Р1 Р2, Р3... Рn — средневзвешенный прирост цен на используемые ресурсы в соответствующем временном интервале (в долях единицы); Фв — коэффициент инфляции национальной валюты за тот же временной интервал; (6.24) где И1, И2, И3... Иn — темпы инфляции национальной валюты в соответствующем временном интервале (в долях единицы). Формулу 6.21 преобразуем следующим образом: (6.25) где x — соотношение коэффициентов ценовой и валютной инфляции: x = Фц :Фв, (6.26) у — соотношение коэффициентов инфляции на ресурсы и национальную валюту: у = Фр: Фв, (6.27) Р — коэффициент рентабельности производства в том же временном интервале: Р = В: З. (6.28) Как вытекает из формулы 6.25, если темпы инфляции на ресурсы, продукцию и на национальную валюту за рассматриваемый временной интервал совпадают, т.е. если коэффициенты x = у = 1, то все расчеты эффективности можно вести в постоянных ценах национальной валюты. Никаких погрешностей в расчетах, независимо от темпов инфляции, вообще ожидать не приходится. Если указанное ограничение не будет выдержано (т.е. x≠ у ≠ 1), то учитывать инфляцию при соизмерении затрат и результатов производства весьма желательно (при незначительных ее темпах), а то и просто необходимо (при высоких темпах инфляции). Рассмотрим конкретный пример влияния инфляции на величину прогнозируемой прибыли. Для этого примем следующие исходные данные. Проектом предусмотрено ввести предприятие на полную мощность в течение шести месяцев. За этот период прогноз инфляции составляет:
По формуле 6.22 определим величину инфляции национальной валюты за шесть предстоящих месяцев: Фв = 1,04 x 1,032 x 1,026 x 1,022 x 1,018 x 1,015 = 1,163. По формуле 6.23 рассчитаем предполагаемый рост цен на будущую продукцию: Фц = 1,045 x 1,038 x 1,029 x 1,021 x 1,019 x 1,016 = 1,18. По формуле 6.24 определим предполагаемый совокупный рост цен на используемые ресурсы: Фр = 1,036 x 1,03 x 1,028 x 1,024 x 1,016 x 1,013 = 1,156. По формуле 6.26 определим коэффициент х: x = 1,18: 1,163 = 1,0146. По формуле 6.27 определим коэффициент у: у = 1,156: 1,163 = 0,98. По формуле 6.25 определим величину инфляционного коэффициента: J = (1,0146 x 1,25 -0,98): 1,18 = 1,1535. Полученный результат говорит о том, что прибыль предприятия возрастет по сравнению с началом реализации проекта на 15,35% исключительно под влиянием инфляции. Это произойдет благодаря удачному стечению обстоятельств и благоприятному сочетанию изменения цен на ресурсы, готовую продукцию и темпов инфляции национальной валюты. Анализ формирования прибыльного бизнеса в условиях инфляции. Как можно судить на основании формулы 6.20, прибыль будет прямо пропорциональна инфляционному коэффициенту J и уровню рентабельности производства Р - 1. Первый из этих показателей — своеобразный инфляционный мультипликатор, и чем он больше, тем лучше для данного предприятия и организуемого дела. Можно так организовывать свой бизнес, чтобы превратить инфляцию из врага в своего союзника. Надо стремиться к тому, чтобы этот показатель был значительно больше единицы. При постоянном коэффициенте рентабельности производства (т.е. при Р = const) коэффициент инфляции, как вытекает из формулы 6.25, зависит от коэффициентов у и х. Чем меньше первый из них и чем больше второй (x > у), тем значительнее будет инфляционный коэффициент. Этот вывод необходимо использовать на практике. Только тогда можно быть абсолютно уверенным в том, что создаваемый новый бизнес окажется не только достаточно эффективным, но и надежным. Он не будет бояться инфляции, а, наоборот, станет использовать ее скрытые возможности для своего обогащения. Рассмотрим, как использовать полученные знания для организации высокодоходного бизнеса. Прежде всего обратим внимание на коэффициент у. Как следует из формулы 6.27, этот коэффициент учитывает соотношение ресурсного коэффициента инфляции и коэффициента инфляции национальной валюты. Для будущего бизнеса надо стремиться подобрать такой объект производства, на изготовление которого будут использоваться недефицитные ресурсы, т.е. ресурсы, цены на которые хоть и будут расти в результате инфляции, но все же этот рост будет отставать от темпов роста инфляции национальной валюты. Например, за определенный период соотношение темпов роста цен на используемые ресурсы и темпов инфляции национальной валюты будет 80: 100, или 70: 85, или 40: 45 и т.д. Тогда коэффициент у будет меньше единицы, и это есть первый весомый, хотя и недостаточный, фактор в организации безубыточного бизнеса. Второй фактор — значение коэффициента х. Надо стремиться к тому, чтобы этот коэффициент был как можно больше и желательно гораздо выше единицы. По экономическому смыслу данный коэффициент характеризует соотношение роста цен на производимую продукцию в сфере анализируемого бизнеса и темпов инфляции национальной валюты. При формировании будущего бизнеса следует подбирать такой объект производства, в результате изготовления которого появится возможность продавать свой товар по очень высоким ценам. И такая рекомендация в первую очередь относится к остродефицитным товарам, спрос на которые на рынке будет высоким и стабильным. Тогда окажется, что, судя по формуле 6.26, значение коэффициента х будет больше единицы. Примером такого соотношения между коэффициентами ценовой и валютной инфляции могут служить за определенный период такие цифры: 45: 35, или 68: 57, или 94: 75 и т.д., причем, при соблюдении указанных соотношений значение коэффициента x будет больше единицы. Когда одновременно действуют два указанных фактора в наиболее целесообразном соотношении (т.е., при у < 1 и x > 1), то можно создать исключительно высокодоходный бизнес. В подтверждение сказанного можно привести пример широкого распространения за короткий период на территории России высокодоходного производства жалюзи. Этот бизнес есть образец использования такой рыночной ниши, в которой затраты на ресурсы невелики, сами ресурсы вполне доступны и не являются дефицитными, а товар оказался чрезвычайно полезным. Спрос на него быстро сформировался на высоком уровне, что и позволило устанавливать относительно высокие цены, приносящие его производителям стабильный и значительный доход. Ярким примером высокодоходного бизнеса в России в условиях инфляции является книжный бизнес. Он характерен тем, что с момента либерализации цен (1 января 1992 г.) к 1 января 1998 г. цены на книжную продукцию возросли в 40—50 тыс. раз, а инфляция национальной валюты составила 10 тыс. раз. При этом рост цен на ресурсы, используемые в процессе книгоиздательства, существенно отставали от цен на готовую продукцию. Следствием этого стало чрезвычайно быстрое устранение острого дефицита книг как по объему, так и по ассортименту. Рынок оказался насыщенным за короткий срок огромным количеством разнообразной литературы. Приведем простейший расчеты величины инфляционного коэффициента по формуле 6.25, чтобы убедиться, сколь значительным он может оказаться при использовании двух указанных факторов в наиболее целесообразном направлении. Примем для расчета значение x = 1,2 и значение у = 0,9. Тогда при коэффициенте рентабельности Р = 1,25 будем иметь:
Нетрудно понять, за счет чего формируется столь высокий уровень инфляционного коэффициента. Это происходит за счет ножниц изменения цен на используемые ресурсы при производстве товара и его продаже в условиях инфляции. Рост цен на ресурсы отстает, а рост цен на готовый товар опережает уровень инфляции национальной валюты. В данном случае и производитель, и продавец товара оказываются в исключительно благоприятном положении на рынке, которое приносит им баснословные дивиденды. Чтобы лучше отследить возникающие пропорции между величиной инфляционного коэффициента и действующего на него фактора (при Р = const), построен график (рис. 6.3), на котором выделены особые зоны. Рис.6.3. Зоны изменения эффективности производства под влиянием инфляционных процессов
Первая зона характеризует значение инфляционного коэффициента на уровне больше единицы. Она расположена правее вертикальной линии для J = 1. Каждому предпринимателю всеми силами следует стремиться попасть именно в первую зону, поскольку это зона высокоэффективного бизнеса. На рис. 6.3 представлен ключевой пример, где у =1,2 и x = 1,4. Он дает результат инфляционного коэффициента J = 2,2, т.е. приводит в первую высокоэффективную зону. Если предприниматель столкнется именно с таким случаем, то его можно будет поздравить с исключительно высокодоходным бизнесом. Вторая зона расположена между значениями J = 1 и J = 0. Она характерна тем, что инфляция съедает тот уровень доходности бизнеса, который был ранее достигнут. Но некоторый доход в данной зоне будет все же существовать. Поэтому такую зону можно назвать зоной опасности, зоной предостережения функционирующего бизнеса. И надо по возможности избегать попадания в нее, хотя формально она и не является катастрофической. Многие предприятия в переходный период рыночных реформ и бурной инфляции оказались именно во второй зоне. Наиболее характерным примером здесь является агробизнес. Многие сельхозпродукты перешли в этот период в разряд низкорентабельных, приносящих очень малый доход, хотя ранее были достаточно прибыльными. Поэтому производство продуктов питания на конец 1997 г. в России едва теплилось и не покрывало продовольственных потребностей страны. Наконец, третья зона — убыточная, разорительная для бизнеса, попадание в которую быстро ведет предприятие к краху. Расположена эта зона левее значения J = 0. Инфляционные коэффициенты здесь имеют отрицательные значения, а бизнес, оказавшись в этой зоне, становится убыточным. Многие предприятия, попав в эту зону, не смогли приспособиться к возникшей инфляционной ситуации и оказались фактическими банкротами. Им надо было срочно начать перестраиваться с введением с 1 января 1992 г. либерализации цен, искать свою благоприятную нишу на рынке, изменить выбор производимого товара. Кроме того, они должны были пересмотреть свои действия в области организации и управления производством, маркетинговой стратегии и тактики. В качестве еще одного фактора, действующего в условиях инфляции и способного оказать серьезное влияние на эффективность будущего бизнеса, можно назвать уровень рентабельности производства избранного товара в начальный момент создания бизнеса. Этот фактор обязательно должен учитываться при поиске, обосновании и выборе рыночной ниши. Чем больше значение данного показателя, тем большей изначальной надежностью будет обладать избранный бизнес, тем выше у него запас прочности и в случае удачи — тем эффективнее окажется такой бизнес. Итак, в условиях инфляции можно и нужно так подбирать область своей предпринимательской деятельности, чтобы избранная рыночная ниша отвечала некоторым требованиям. К таким требованиям относятся: высокая изначальная рентабельность избранного бизнеса; отставание ресурсной инфляции от инфляции национальной валюты; опережение роста цен на производимый товар по сравнению с инфляцией национальной валюты и значительное отставание роста цен на используемые ресурсы по сравнению с ростом цен на производимый товар. Обеспечение малорискового бизнеса. Создание нового предпринимательского дела предполагает, как правило, долгое и многолетнее его последующее функционирование. Ни один футуролог не в состоянии предвидеть с достаточной точностью, что будет с конкретным бизнесом через два, три и более лет, насколько он окажется прибыльным, каков риск сокращения доходов или еще хуже — убыточности производства. Поэтому весьма актуальная задача при создании нового дела — так его организовать, чтобы максимально снизить риск предпринимательства и будущего производства. Оценка неопределенности будущей рыночной ситуации и индикатор риска производства. Сколь бы ни была стабильной экономика вообще и конкретная рыночная ниша в частности, никто не может дать гарантий надежности ситуации. Нельзя с точностью предугадать, не окажется ли в будущем вновь организуемый бизнес убыточным, не постигнет ли его банкротство. В большинстве случаев будущее любого производства непредсказуемо. Совершенно очевидно, что для снижения риска необходимо создавать бизнес, который бы обладал определенной надежностью и в некотором смысле — запасами прочности. Поэтому очень важно при формировании нового дела по возможности обезопасить его, предусмотрев определенные резервы производства. Предположим, что создается новое предпринимательское дело. Производственная мощность будущего предприятия составляет Nm. Это значит, что произвести продукцию предприятие сможет в объеме, не превышающем имеющуюся производственную мощность. У любого предприятия затраты подразделяются на переменные (пропорциональные) и условно-постоянные. Первые зависят от объема производства продукции, вторые — от времени работы предприятия. Пусть Спер — часть себестоимости, представляющая собой переменные затраты на единицу продукции; Спос — другая составляющая себестоимости, отражающая постоянные затраты предприятия за рассматриваемый период; N — объем производства продукции в натуральном выражении за тот же период. Представим зависимость суммарных переменных и постоянных затрат предприятия от объема производства продукции в виде графика (рис. 6.4). По оси абсцисс откладывается производственная программа предприятия и ее предельная величина — производственная мощность Nm. По оси ординат — затраты (переменные и постоянные) и результаты производства в виде выручки предприятия от реализации изготовленной продукции. Выразим уравнение затрат (себестоимости продукции) для объема производства продукции, которое будет иметь следующий вид: С = N · Спер + Спос, (6.34) где С — себестоимость годового товарного выпуска продукции в объеме N.
Рис. 6.4. Производственная программа самоокупаемости Аналогичное уравнение запишем для выручки предприятия, которое на графике представляет прямую, исходящую из начала координат. Такое уравнение будет иметь вид В = N · Ц, (6.35) где В — годовая выручка предприятия от реализации изготовленной продукции; Ц — цена реализации единицы продукции. Естественно, когда объем производства продукции незначителен (т.е. близок к началу координат), затраты производства превышают его результаты в форме выручки и предприятие несет убытки. И наоборот, при производственной программе, близкой к производственной мощности предприятия, у последнего выручка окажется больше понесенных затрат. В этом случае производство будет обеспечивать предприятию некоторую прибыль. Таким образом, в зависимости от объема производимой продукции предприятие может оказаться в одной из двух зон: левая — убыточная зона (при малой производственной программе) и правая — зона прибыльного, рентабельного производства (при значительном объеме производства продукции). Следовательно, должна быть такая производственная программа, при которой прибыль будет равняться нулю, а выручка от продажи произведенных товаров — точно соответствовать понесенным затратам на их изготовление. Такую программу можно назвать программой самоокупаемости, или критической, и обозначить ее через N c. Итак, при производственной программе самоокупаемости выручка предприятия будет равна затратам на производство, т.е. себестоимость продукции и выручка предприятия будут точно соответствовать друг другу. Поэтому уравнения 6.34 и 6.35 можно приравнять между собой. Тогда будем иметь N · Спер + Спос = N · Ц. Такое равенство, как было установлено, может быть только при производственной программе самоокупаемости. Поэтому в записанном равенстве величину N заменим на Nc и решим полученное уравнение относительно неизвестной и искомой программы самоокупаемости: (6.36) Программа самоокупаемости будет тем меньше, чем меньше окажутся постоянные затраты Спос, меньше переменные затраты Спер и больше цена единицы товара Ц. Очевидно, что лучшим вариантом является тот, при котором производственная программа самоокупаемости принимает как можно меньшее значение. Чем ближе она к началу координат тем выше у предприятия вероятность работать безубыточно, ибопри наличии неблагоприятной рыночной конъюнктуры, когда неизбежно сокращается спрос на продукцию и предприятие вынуждено снижать объем производства, незначительная программа самоокупаемости позволит ему оставаться рентабельным и получать, хоть и заметно пониженную, но все же некоторую прибыль. Этим существенно сглаживаются возможные неблагоприятные последствия неопределенности рыночной ситуации, которая как бы будет находиться под постоянным косвенным контролем данного предприятия. В случае падения спроса на продукцию оно может легко и безболезненно пережить трудные времена. У него будет некоторый запас прочности его стабильного положения, повысится надежность бизнеса и опосредованно понизится неопределенность будущей рыночной ситуации. В подтверждение этого вывода рассмотрим пример с двумя предприятиями, у которых одинаковая производственная мощность, изготавливается одинаковый товар, реализуемый по одинаковой цене, но разные издержки производства. Остальные исходные данные следующие.
Рассчитаем производственную программу самоокупаемости по рассматриваемым предприятиям. Первое предприятие Nc = 35000: (100 - 30) = 500 Второе предприятие Nc = 29250: (100 - 25) = 390. Итак, судя по полученным результатам, положение второго предприятия на рынке более благоприятное, надежное и стабильное. У него значительно меньше вероятность, а следовательно и риск, оказаться банкротом в будущем. Первому предприятию, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, надо производить не менее 500 ед. продукции, и если конъюнктура рынка позволяет продать столько товара, то все обстоит более или менее благополучно. Но если в силу каких-то причин спрос на продукцию упал и первое предприятие может продать в пределах, скажем, 450 ед. продукции, то оно будет нести убытки, при этом второе предприятие будет работать еще и с прибылью, ибо граница безубыточного производства у него существенно ниже — 390 ед. продукции. Приведенный пример убедительно показывает, что производственная программа самоокупаемости может опосредованно учитывать неопределенность рыночной ситуации в будущем и служить своеобразным индикатором предстоящего риска производства. Для этого производственную программу самоокупаемости необходимо соизмерить с производственной мощностью предприятия. Полученное соотношение нужно сравнить с заранее установленной шкалой, тогда можно будет охарактеризовать степень риска будущего производства и наметить пути его устранения или существенного смягчения. Риск будущего производства оценивается по формуле Х р = Nm: Nc, (6.37) где Х р — опосредованная оценка риска нового предпринимательского дела; Nm и N c — соответственно производственная мощность предприятия и производственная программа самоокупаемости производства. Под эту формулу разработана шкала риска и надежности бизнеса и приводятся рекомендуемые рисковые нормы эффективности капитальных вложений (табл. 6.2). Таблица 6.2 Надежность и риск бизнеса и капитальных вложений в новое предпринимательское дело
Рекомендации этой таблицы помогут бизнесменам правильно сориентироваться при формировании нового предпринимательского дела и принять заблаговременно все необходимые меры, чтобы будущий бизнес оказался достаточно надежным и заранее учитывал неопределенность возможной рыночной ситуации. Резервы и пути повышения надежности бизнеса. Создавая свой бизнес, предприниматель должен стремиться по возможности сократить производственную программу самоокупаемости, а для этого надо хорошо знать основные резервы такого сокращения и пути их реализации. Если судить по формуле 6.36, то сформулировать основные поэлементные резервы снижения производственной программы самоокупаемости особого труда не составляет. К ним относятся: • повышение продажной цены производимого товара; • сокращение постоянных затрат предприятия; • сокращение переменных затрат на производство. Рассмотрим влияние реализации указанных резервов на сокращение производственной программы самоокупаемости. Пусть при создании нового предпринимательского дела бизнес, производственная мощность которого составляет Nm ед. продукции, имел базовую производственную программу самоокупаемости N cб. Анализ показал, что эту программу можно понизить, добившись тем самым не только повышения прибыли, но и снижения риска убыточности производства. Из формулы видно, что повышение цены товара (при прочих постоянных факторах) уменьшает производственную программу самоокупаемости и существенно сдвигает ее величину к нулевой отметке, ибо N c < N cб. Тем самым повышается надежность бизнеса, создаются условия его стабильности. Но при этом возникает вопрос: как и за счет чего в рыночных условиях можно повысить цену производимого товара? Здесь четко надо представлять, что произвольно, только по желанию предпринимателя, цену товара повысить весьма проблематично. Она в огромной степени зависит от конъюнктуры рынка, которая зачастую не зависит от предпринимателя и не управляется им, хотя в определенных случаях такое воздействие имеет место на практике (например, в случае монопольного рынка). В основном повышение цены товара следует связывать с повышением качества производимой продукции с таким расчетом, чтобы она выгодно отличалась от аналогичной продукции, выпускаемой конкурентами. Это и есть единственный путь повышения цены товара, который зависит исключительно от самой фирмы. Все другие пути носят исключительно рыночный и конъюнктурный характер, а, следовательно, по сути дела отражают неопределенность будущей рыночной ситуации. А она может работать не только на повышение цены товара, но и на ее понижение. Поэтому заранее принимать этот путь и рассчитывать на него не представляется возможным. Следующий резерв сокращения программы самоокупаемости — это, по возможности, снижение постоянных затрат. Из анализируемой формулы видно, что если снизить величину постоянных затрат по сравнению с базисным их значением при прочих постоянных факторах, то производственная программа самоокупаемости, как и в случае с повышением цены товара, существенно уменьшится. Программа N c будет тогда меньше этой же программы в базовом периоде N cб. Во многих случаях при создании нового дела сокращение первоначально намеченных постоянных затрат есть серьезный резерв повышения надежности бизнеса. Использование такого резерва реализуется путем пересмотра проекта нового дела. Надо тщательно проверить состав инженерно-технического персонала, административно-управленческих кадров, численность прочих служащих и рабочих-повременщиков, которые не заняты непосредственно изготовлением выпускаемой продукции, а заняты обслуживанием основного производства или выполняют вспомогательные операции. В большинстве случаев тщательный анализ кадрового состава, рационализация приемов работы, совмещение профессий и прочие улучшения позволят существенно снизить расходы на постоянную часть заработной платы. Подобный анализ с аналогичными результатами может быть проведен с материальными затратами, расходами на топливо и энергию, которые не касаются основного производства, но используются на вспомогательных и обслуживающих процессах (например, расходы на отопление, освещение, вентиляцию и т.п.). Многие действующие предприятия при переходе к рынку испытывали серьезные трудности с содержанием социальной сферы производства (жилье, медицинское обслуживание, санатории-профилактории, образовательные учреждения и т.п.). Они стали освобождаться от этой сферы, передавая ее в муниципалитеты и снижая тем самым свои постоянные затраты. Создавая новое предпринимательское дело, об этом надо обязательно думать, не осложняя его бременем содержания социальной сферы. Наконец, последний из поэлементных резервов сокращения производственной программы самоокупаемости — это снижение переменных затрат. Здесь очень часто заложены значительные резервы возможной рационализации производства за счет сокращения таких затрат. В основном их реализация связана с использованием новейших научно-технических достижений: прогрессивной технологии изготовления продукции, высокопроизводительного оборудования и высоконадежного инструмента и пр. Все это должно снизить расход материальных ресурсов на каждую изготовленную единицу продукции, рост производительности труда, экономию топлива и энергии на технологические нужды. В конечном счете прогресс в области производства поможет существенно снизить производственную программу самоокупаемости. Разумеется, использование каждого из рассмотренных поэлементных резервов при создании нового предпринимательского дела — очень важное направление повышения надежности будущего бизнеса. Однако гораздо важнее обеспечить реализацию комплексных резервов, когда одновременно используются два или еще лучше три резерва сразу, благодаря чему можно получить весьма значительный эффект, т.е. отношение N m: N c Þ max. Тогда в соответствии с данными таблицы 6.2 можно добиться сверхнадежного бизнеса с низким уровнем производственного риска. Чтобы лучше ощутить влияние использования комплексных резервов сокращения производственной программы самоокупаемости, рассмотрим конкретный числовой пример. Пусть предприятие при его создании имело по проекту производственную мощность Nm = 1000. Остальные исходные данные следующие.
В соответствии с формулой 6.36 производственная программа самоокупаемости базового варианта составит N c = 35000: (100 - 30) = 500. При реализации резерва повышения цены товара N c = 35000: (120 - 30) = 388,9. При реализации резерва снижения постоянных затрат N c = 29250: (100 -30) = 421,4. При реализации резерва сокращения переменных затрат N c = 35000: (100 - 22) = 448,7. Таким образом, реализация каждого резерва в отдельности дает определенный эффект, но он в общем-то незначителен. Посмотрим, что произойдет, если комплексно использовать все резервы одновременно. В этом случае производственная программа самоокупаемости составит N c = 29250: (120 - 22) = 298,5. Полученный результат убедительно голосует за комплексное использование имеющихся резервов повышения надежности бизнеса. Есть еще один важный резерв для решения задачи формирования высоконадежного рыночного бизнеса с малым риском ― создание предприятия с определенной производственной мощностью, т.е. предприятия определенного размера. Хорошо известно, что крупные предприятия имеют много преимуществ перед мелкими, и главное из них заключается том, что на крупном предприятии можно получить относительно дешевую продукцию, обеспечить ее высокое качество и в случае полного использования производственной мощности и значительного спроса на выпускаемую продукцию успешно конкурировать с другими предприятиями и иметь высокодоходный бизнес. Однако есть и негативный момент. Он состоит в том, производственная программа самоокупаемости достаточно обширная и охватывает примерно 50% производственной мощности предприятия. А это значит, что в случае изменения конъюнктуры рынка и сокращения спроса на выпускаемую продукцию такое предприятие очень быстро и часто попадает в трудное положений и находится на грани фактического банкротства. В качестве примера можно сослаться на экономическое положение такого крупного предприятия, гиганта сельхозмашиностроения, как АО «Ростсельмаш», в каком оно оказалось в период 1992―1997 и в последующие годы. Производственная мощность его составляет примерно 80 тыс. высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов в год. Что касается спроса на комбайны, то из-за сложившейся ситуации в стране он упал весьма значительно и составлял в указанные годы всего несколько тысяч комбайнов в год. В результате предприятие оказалось фактическим банкротом, и если бы не государственная поддержка, то оно перестало бы существовать. Предприятия с небольшой производственной мощностью не имеют преимуществ крупного производства, но зато обладают, как правило, высокой рыночной надежностью. Падение спроса на продукцию не отразится на их экономическом и финансовом положении столь катастрофично, как это происходит с крупным бизнесом. Поэтому при организации нового предпринимательского дела очень важно правильно обосновать производственную мощность будущего предприятия, чтобы оно было достаточно надежным и конкурентоспособным в любой рыночной ситуации. Производственная программа самоокупаемости производства по критерию вновь созданной стоимости. В главе 5 был рассмотрен вопрос о принятии оптимального планово-управленческого решения по критерию максимума вновь созданной стоимости. Вопрос этот имеет не только чисто теоретическое значение, но и огромную прикладную направленность. Дело в том, что существует большое количество предприятий, которые по результатам производства не формируют фонда заработной платы и не определяют прибыль. Они создают у себя так называемый доход производства, из которого осуществляют оплату труда, производят, если это потребуется, необходимые инвестиции в развитие производства, вносят в бюджет налоговые платежи. Определяется этот доход как разница между выручкой и всеми понесенными в процессе производства затратами (исключая заработную плату со всеми сопутствующими ей начислениями в пенсионный фонд и в фонд социального страхования). К затратам относятся расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, на топливо и энергию, на быстроизнашивающиеся предметы, инструмент, а также амортизация, арендная плата, страховые платежи, затраты на рекламу и пр. Указанный доход есть по сути дела показатель вновь созданной стоимости. По физическому смыслу он представляет собой сумму заработной платы (со всеми начислениями) и балансовой прибыли. Однако по экономическому смыслу вновь созданная стоимость не представляет собой указанной суммы, ибо предприятие, работающее по критерию вновь созданной стоимости ни заработной платы, ни прибыли у себя не формирует. Вновь созданная стоимость — результат труда коллектива предприятия, прибавочный продукт, полученный в процессе производства сверх понесенных затрат и распределяемый между трудовым коллективом и обществом в целом. На величину вновь созданной стоимости в процессе производства общество в лице государства становится в данную единицу времени богаче. Поэтому критерий вновь созданной стоимости потенциально несет в себе пока что неиспользуемую в отечественной экономике возможность надежно отслеживать основные результаты производства на любом предприятии и, следовательно, направлять его деятельность в нужное обществу русло. К предприятиям, деятельность которых оценивается по критерию вновь созданной стоимости, относятся такие предприятия, средства производства которых полностью принадлежат трудовому коллективу. Это, например, предприятия частные (семейные), а также основанные на коллективно-долевой собственности. Положительно использовать этот критерий могут и государственные предприятия, и предприятия со смешанной собственностью. В последнем случае надо соответствующим образом реорганизовать производство и структуру, их производственных подразделений. Критерий вновь созданной стоимости обладает еще одним полезным свойством, суть которого сводится к следующему. Предположим, что конкретное предприятие осуществляет производство исходя из вновь созданной стоимости. У него имеется определенная выручка от реализации продукции, которая есть функция объема производства продукции в натуральном выражении и цены единицы продаваемого товара. Эта функция выглядит следующим образом: В = N · Ц, (6.38) где В — выручка от реализации произведенного товара в единицу времени. В процессе производства предприятие несет определенные затраты, перечень которых приведен выше. Это овеществленные затраты, или затраты прошлого труда. Разница между выручкой и затратами прошлого труда и будет составлять искомую вновь созданную стоимость. При этом, очевидно, имеется вполне определенная производственная программа, при которой указанная разница окажется равной нулю. Определим эту производственную программу, но прежде запишем функцию затрат прошлого труда: Зпт = N · Мn + Мпос, (6.39) где Зпт — затраты прошлого труда для производства продукции; Мn — переменные (пропорциональные) затраты прошлого труда на единицу производимой продукции; Мпос — постоянные затраты прошлого труда в единицу времени. Приравняем между собой правые части выражений 6.38 и 6.39. N · Ц = N · Мn + Мпос Данное равенство имеет место при обеспечении производственной программы самоокупаемости производства, но исчисленное не по прибыли, а по вновь созданной стоимости. Поэтому обозначим искомую производственную программу через N вс и введем это обозначение в рассматриваемое равенство вместо программы N. Тогда получим N вс · Ц = N вс · Мn + Мпос. Теперь, преобразовав записанное уравнение и разрешив его относительно искомой производственной программы, будем иметь: (6.40) Если сравнить полученную формулу для определения производственной программы самоокупаемости по критерию вновь созданной стоимости с формулой 6.36, которая позволяет решить ту же задачу, но по критерию прибыли предприятия, то можно обнаружить следующее. Во-первых, по своей конструкции и структуре обе формулы абсолютно одинаковы. Во-вторых, производственная программа самоокупаемости по критерию вновь созданной стоимости N вс всегда будет меньше аналогичной программы по критерию прибыли предприятия N c. Это объясняется тем, что числитель у первого критерия меньше, чем у второго, ибо постоянные затраты прошлого труда, естественно, представляют только какую-то часть полных постоянных затрат. Кроме того, знаменатель у первого критерия больше знаменателя второго критерия по той же причине. Разумеется, эти рассуждения будут справедливы, если цена товара по обоим критериям остается одинаковой. А другого и быть не должно, ибо тогда сравнение окажется невозможным. На графике (рис. 6.5) видно, что программа самоокупаемости N с, построенная на основе полных постоянных и переменных затрат (изображенных штриховыми линиями), значительно больше программы N вс, которая определяется по постоянным и переменным затратам прошлого труда. Причем смещение последней программы в сторону начала координат значительное.
Рис. 6.5. Изменение производственной программы самоокупаемости по критерию вновь созданной собственности
Следовательно, и надежность бизнеса в случае, когда предприятие работает по критерию вновь созданной стоимости, будет значительно выше, чем надежность аналогичного бизнеса, оцениваемого по критерию прибыли предприятия. Можно строго математически это доказать. Для этого возьмем отношение производственных программ самоокупаемости по двум рассматриваемым критериям и проанализируем полученный результат.
где К3 — коэффициент, учитывающий структуру постоянных затрат производства: К3 = Спос :Мпос > 1; Кд — коэффициент, учитывающий структуру маржинального дохода: Кд = (Ц -Мп): (Ц - Сп) > 1 Судя по полученным результатам, оба коэффициента всегда больше единицы, а их произведение больше каждого из сомножителей. Следовательно, коль скоро производственная программа N вс < N с, надежность бизнеса, построенного по критерию вновь созданной стоимости, всегда выше, а риск убыточности производства всегда меньше, чем аналогичные характеристики у бизнеса, который функционирует по критерию прибыли предприятия. Именно поэтому в переходный период, начиная с января 1992 г., агробизнес в России не прекратил своего существования, обеспечив свою живучесть в весьма тяжелых условиях производства за счет очень низкой производственной программы самоокупаемости. Это дало агробизнесу возможность обеспечить высокую надежность и малый риск своего функционирования, хотя ни о какой прибыли в нем речи не может быть. Была лишь небольшая оплата труда работников сельскохозяйственной сферы. Она и сохранила производство, рабочие места, обеспечила хоть и небольшой, но все же устойчивый доход людям, позволив им выжить в трудные времена и продолжить свое, нужное обществу, дело. В то же время многие промышленные предприятия почти полностью прекратили свое производство, задолжав своим рабочим огромные суммы начисленной заработной платы. Анализ позволяет сделать вывод о том, что не только новое предпринимательское дело, но и действующие предприятия надо смело и энергично переводить на работу по критерию вновь созданной стоимости. Это обеспечит им более высокую надежность и меньший риск производства, повысит ценовую конкурентоспособность в той рыночной нише, в которой они действуют. Для этого необходимо существенно изменить систему оплаты труда работников предприятия, построив ее на основе полученных конечных результатов производства, под которыми следует понимать вновь созданную стоимость, из которой уплачены платежи в федеральный и местный бюджеты в виде налогов. При такой системе оплаты труда работники предприятия за один и тот же труд будут получать по-разному, в зависимости от положения, какое предприятие будет занимать в рынке. Если предприятие успешно производит нужный обществу товар, реализует его по высоким ценам, то оплата труда работников предприятия будет высокой. Если предприятие будет испытывать трудности со сбытом своей продукции, она будет залеживаться на складе и продаваться по низким ценам, то оплата труда членов производственного коллектива окажется очень низкой. Работники предприятия должны предпринимать соответствующие меры, чтобы вывести свое производство на уровень высокой рентабельности и конкурентоспособности. Date: 2015-05-18; view: 697; Нарушение авторских прав |