Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения деятельности предприятия





Большой интерес для любого предприятия, работающего в условиях цивилизованного рынка, представляет вопрос приня­тия оптимального планово-управленческого решения, создаю­щего ему при прочих равных условиях лучшие хозяйственные и экономические возможности благоприятной работы по сравне­нию с альтернативными вариантами. Однако это не означает, что подобное решение автоматически обеспечит предприятию безубыточность производства и устойчивое его положение на рынке, надежную и стабильную работу, экономическую безо­пасность. Просто такое решение будет лучшим для предприятия в условиях сложившихся рыночной конъюнктуры и затрат на производство, сформировавшихся цен на товары и т.п.

Информация о рыночных и производственных параметрах деятельности предприятия, реализующего оптимальное планово-управленческое решение, очень важна для высших менеджеров, формирующих политику фирмы, ее стратегию развития и такти­ку реализации. Пусть даже оптимальное решение не очень бла­гоприятно для фирмы, но оно все же дает ей чрезвычайно важ­ную информацию о том, как и за счет чего можно исправить трудное положение, как нужно управлять деятельностью, чтобы выйти из сложной ситуации и больше в нее не попадать. Во всяком случае знания о лучшем решении и его реализация позволяют избежать значительно худшего для фирмы положения, и в этом своем качестве оно будет очень полезным для предпри­ятия, откроет для него потенциальные резервы улучшения дея­тельности в будущем.

Надо отметить, что оптимизация планово-управленческого решения не может быть получена на пустом месте. Для этого нужна богатая информация, которую службам маркетинга пред­приятия необходимо постоянно собирать, накапливать, регуляр­но обновлять, перерабатывать, формировать ее на таком уровне, на каком она может быть использована с наибольшей пользой для предприятия.

В данном случае речь идет об информации:

• о произведенном и поставляемом на рынок готовом про­дукте, об аналогичных товарах-конкурентах;

• о затратах на производство продукции, об их структуре;



• касающейся сложившихся на рынке цен на товары, дохо­дов потребителей, товаров взаимозаменяемых и взаимодопол­няемых;

• относящейся к объемам производства конкурирующих фирм, к их ценовой и структурной политике, прогнозам их по­ведения в будущем.

Вместе с тем кроме этих знаний фирма должна выбрать для себя критерий оптимизации планово-управленческого решения. Важнейшим критерием в условиях рыночной экономики, безусловно, является прибыль предприятия, ибо именно она есть цель рыночного хозяйствования.

Разумеется, максимизация прибыли как критерия оптимизации деятельности предприятия является предпочтительной в условиях нормальной, стабильной экономики. Однако рынку присущи разные ситуации. При отклонениях от нормальной экономики цели и задачи предприятия могут существенно меняться, что выражается в изменении экономической политики предприятия. Чтобы новую политику отразить в плане, необходимо из­менить и критерий оптимизации управленческих решений.

В качестве альтернативного критерия, который при опреде­ленных условиях может оказаться лучше других, можно предло­жить, например, критерий максимума выручки от реализации товарной продукции и другие специфические критерии.

Выбор планово-управленческого решения по критерию максимума прибыли предприятия.Максимизация прибыли предпри­ятия — наиболее распространенный критерий выбора планово-управленческого решения. Его предпочитают предприятия, ра­ботающие в стабильной экономике, сами функционирующие стабильно и стремящиеся к постоянному развитию. В основе оптимизации деятельности предприятия по максимуму прибыли нежит построение такой многопараметрической модели, в кото­рой будет установлено наиболее предпочтительное соотношение между ценой продажи товара и объемом производства и реализации его на рынке. Причем надо учитывать, что цена товара на рынке складывается под влиянием совокупного спроса и предложения, а объем производства и реализации конкретного това­ра рассматривается и учитывается по вполне определенному предприятию — одному из некоторого числа конкурентов.

Построение математической модели для определения сово­купного спроса товара на рынке начнем с формулы 5.12:

 

Но коль скоро рассматривается рыночное равновесие, мож­но записать и использовать для искомой модели формулу сово­купного предложения товара 5.16:

 

 

Поскольку левые части выражений 5.12 и 5.16 равны между собой, то можно приравнять друг к другу их правые части, а за­тем из полученного равенства определить цену товара на рынке:

 

(5.18)

Чтобы определить цену товара на рынке, надо знать сле­дующие параметры:

• коэффициент эластичности спроса товара от цены на него (Kэц)

• совокупное числовое значение действия всех неценовых факторов (формула 5.13);

• цену товара в базисном периоде;

• прогноз изменения поставок товаров на рынок всеми кон­курентами данной фирмы в анализируемом периоде а;



• планируемую поставку товара на рынок данным предпри­ятием в анализируемом периоде b.

Всю информацию, представленную в формуле 5.18, можно разделить на три части. Первая часть — информация, которая должна быть известна из прошлого периода. Как правило, она довольно стабильна и остается неизменной на данном сегменте рынка длительное время. Такая информация включает все коэффициенты эластичности спроса товара (ценовая, по доходу потребителя, перекрестная эластичность, по качеству продукции). Сюда же можно отнести информацию о рыночной доле предприятия по конкретному товару.

Вторая часть информации относится к прогнозируемой величине. Ее нужно стараться предвидеть как можно точнее. Это прогноз об изменении доходов потребителей, об изменениях цен на взаимозаменяемую продукцию, об изменениях качества рыночной продукции в анализируемом периоде, об изменениях в объеме товарной массы, которую поставляют конкуренты дан­ного предприятия.

И наконец, третья часть информации — объем производства и поставок на рынок данным предприятием товара в анализируемом периоде. Такая информация всецело зависит от са­мого предприятия, пытающегося оптимизировать свою прибыль.

Очевидно, что по мере изменения объема производства реализации продукции общее количество товарной массы на рынке также будет изменяться, а следовательно, изменится цена на товар в анализируемом периоде, подсчитать которую можно по формуле 5.18.

Итак, зная планируемый объем производства и реализации товара конкретным предприятием и определяя соответствующую ему цену товара по формуле 5.18, можно подставить полученную информацию в формулу типа 4.5 или 4.6 и определить прибыль предприятия.

Решение, при котором достигается максимум прибыли, можно найти двумя методами.

Первый метод — пошаговый дискретный расчет прибыли с использованием заранее подготовленной информации для разных объемов производства и реализации продукции. Рассмотрим этот метод на конкретном примере.

Для определения цены товара примем следующие данные для расчета: Кэц = 0,8; Кэд = 1,0; Д = 1,1; dв = 1,0; dс = 1,0; Iк = 1; Uф = 0,4; а = 1,2.

На основе этих исходных данных можно сказать, что здесь присутствуют благоприятные и неблагоприятные для предприятия факторы. Благоприятным можно считать фактор по­вышения дохода потребителей товара на 10% (Д = 1,1), по­скольку действие его должно привести к повышению спроса на товары или к росту цены на него. Неблагоприятным фактором является прогноз о повышении поставки на рынок всеми конкурентами товарной массы на 20% (а = 1,2), что приведет к снижению цены товара. Посмотрим, как это отразится на поло­жении нашего предприятия. Предположим, что, учитывая увеличение дохода потребителей и рост поставок товаров конку­рентами, предприятие тоже запланирует прирост выпуска про­дукции, скажем на 5% (т.е. b = 1,05).

Подставив исходные данные в формулу 5.18, получим:

Итак, при запланированном увеличении объема производст­ва товара на 5% общее количество товарной массы значительно возрастет, что приведет к снижению равновесной цены товара па рынке тоже на 5% (d = 0,95).

Посмотрим, как это отразится на прибыли. Рассчитаем ее по модели типа 4.5. Для определения индекса прибыли примем:

р = 1,15; Кн = 1,0 r = 0,6; f = 0,0. Тогда будем иметь:

 

Итак, получен результат, который свидетельствует, что для нашего предприятия ситуация на рынке складывается весьма неблагоприятно: индекс прибыли снизится до 0,781, а сама при­быль сократится по сравнению с базовым периодом на 28%.

Вместе с тем отметим, что предприятие может изменить объ­ем производства и поставок товаров на рынок. Следовательно, при прочих принятых для расчетов параметрах можно принять такой алгоритм поиска оптимального решения.

Первый шаг.Принять для начала расчета какой-то реальный объем производства и поставок на рынок товара, т.е. принять величину b. Для этого объема определить по формуле 5.18 цену товара, как сделано по рассмотренному периоду. Зная объем по­ставок товара и его цену, можно определить индекс прибыли по модели типа 4.5 или 4.6.

Второй шаг.Уменьшим по сравнению с первым шагом объ­ем планируемых поставок товара на 0,01. Весь расчет повторим (т.е. определим цену, а затем — индекс прибыли).

Третий шаг.Увеличим по сравнению с первым шагом объем планируемых поставок товара на 0,01. Весь расчет повторим.

Четвертый шаг.Определим направление: изменения индекса прибыли с уменьшением и увеличением объема производств поставок товара, а также объем, при котором прибыль растет. В этом направлении и следует вести поиск лучшего решения, меняя в каждом решении объем поставок товара на 0,01.

Пятый шаг.Определим, при каком объеме поставок товара наступает максимум прибыли. Это решение и будет оптимальным.

Подтвердим справедливость такого алгоритма, продолжив решение начатого примера. Результаты расчета представлены в рабочей таблице.

 

№ п/п Объем производства Цена товара Индекс прибыли № п/п Объем производства Цена Товара Индекс прибыли
b d I b d I
1,05 0,95 0,781 0,94 1,005 0,816
1,04 0,955 0,788 0,93 1,01 0,814
1,03 0,96 0,794 0,92 1,015 0,812
1,02 0,965 0,8 0,91 1,02 0,809
1,01 0,97 0,804 0,90 1,025 0,806
1,0 0,975 0,808 0,89 1,03 0,801
0,99 0,98 0,812 0,88 1,035 0,796
0,98 0,985 0,814 0,87 1,04 0,79
0,97 0,99 0,816 0,86 1,045 0,783
0,96 0,995 0,816 0,85 1,05 0,775
0,95 1,00 0,817 0,84 1,055 0,767

 

Как показывают данные, максимум прибыли достигается при снижении объема производства и поставок товаров до b = 0,95 (т.е. снижение на 5%). Тогда цена товара в сравнении с базовым периодом не изменится (d = 1,0), а прибыль в этих ус­ловиях будет самой большой. Ее индекс составит I = 0,817. Это значит, что даже самый лучший результат деятельности пред­приятия окажется хуже результата базового периода.

Второй метод нахождения оптимального решения заключа­ется в том, чтобы выразить индекс прибыли в виде функции, которая будет зависеть от всех действующих параметров. Если затем взять первую производную этой функции и приравнять ее к нулю, то, разрешив полученное уравнение относительно неиз­вестного, можно определить оптимальную цену товара. Ей будет соответствовать оптимальный объем производства и поставок товара на рынок. По полученным оптимальным значениям цены и объема продаж легко определяется индекс прибыли.

Для реализации этого метода выразим объем производства и поставок товара по формуле

(5.19)

Полученное выражение подставим в формулу индекса при­были типа 4.5 вместо параметра объема производства продукции и возьмем первую производную относительно цены товара. Приравняв ее затем к нулю, определим величину оптимальной цены товара:

(5.20)

После этого определим оптимальный объем производства по формуле

 

(5.21)

И наконец, определим оптимальный индекс прибыли:

 

(5.22)

Рассчитаем оптимальные параметры цены, объема произ­водства товаров и оптимальный индекс прибыли предприятия для рассматриваемого примера.

Оптимальная цена товара:

Оптимальный объем производства:

Оптимальный индекс прибыли:

Таким образом, получен результат, который практически точно совпадает с одиннадцатой строчкой пошагового решения. То есть сразу же, без многочисленных расчетов получен искомый результат оптимального планово-управленческого решения при данных фиксированных условиях, отражающих рыночную ситуацию и производственные параметры затрат предприятия.

Выбор метода оптимизации остается за фирмой и определяется стоящими перед ней задачами. Отметим лишь, что первый из рассмотренных методов при всей своей трудоемкости дает возможность получить богатую информацию о зависимости ин­декса прибыли от установленного объема производства, а вто­рой метод позволяет найти готовое оптимальное решение кратчайшим путем.

Выбор планово-управленческого решения по критерию максимума выручки предприятия.В отдельных случаях, а именно когда предприятие испытывает острую нужду в денежных средствах, выбор планово-управленческого решения может быть произведен по критерию максимизации выручки. В основе такого решения лежат те же мотивы, что и при выборе в качестве критерия максимума прибыли, а кроме того, здесь может быть при­менен один из двух рассмотренных методов оптимизации.

Для начала поиска лучшего решения по указанному крите­рию необходимо построить многопараметрическую модель зави­симости индекса выручки предприятия от влияющих на нее всех рыночных факторов. В общем виде такая зависимость может быть представлена в виде следующего выражения:

Iв = b · d, (5.23)

Где Iв — индекс выручки предприятия, отражающий измене­ние абсолютной выручки в анализируемом периоде по сравне­нию с базовым;

b — коэффициент изменения объема производства и реа­лизации продукции в анализируемом и базовом периодах, кото­рый для целей оптимизации принимается по формуле 5.19;

d — коэффициент изменения цены товара в тех же пе­риодах, учитывающий конъюнктуру рынка и все действующие факторы, обеспечивающий равновесие спроса и предложения товара (формула 5.18).

Подставим в формулу 5.23 вместо коэффициента b равное ему выражение из формулы 5.19. Тогда получим:

 

(5.24)

Возьмем первую производную полученного выражения, при­равняем ее к нулю, а затем из записанного равенства определим оптимальную цену товара (т.е. воспользуемся вторым методом).

 

После необходимых преобразований полученного выражения получим:

(5.25)

Оптимальной цене будет соответствовать оптимальный объ­ем производства и реализации продукции. Его можно опреде­лить по формуле

(5.26)

И, наконец, оптимальная выручка будет равна

(5.27)

По выведенным формулам произведен расчет оптимальной выручки для фиксированного выше примера:

Воспользуемся первым методом оптимизации. Для этого за­дается объем производства и реализации продукции и определя­ется соответствующая ему цена товара по формуле

 

(5.28)

Затем полученные значения объема производства b и цены товара d подставляются в формулу 5.23, в результате чего полу­чается выручка предприятия. Просчитав ее для разных значений объема производства и цены товара, можно получить законо­мерность изменения индекса выручки предприятия. Из полу­ченной закономерности определяется максимум выручки. Рас­считаем индекс выручки для разных сочетаний объема производства и цены товара и покажем результаты в следующей рабо­чей таблице.

 

№ п/п   Объем про­изводства, b Цена товара, d Индекс вы­ручки, В № п/п   Объем производства, b Цена товара, d Индекс выручки, В
1,6 0,675 1,08 1,3 0,825 1,0725
1,5 0,725 1,0875 1,2 0,875 1,05
1,475 0,7375 1,0878 1,1 0,925 1,0175
1,4 0,775 1,085 1,0 0,975 0,975

 

Как видно из таблицы, максимум выручки отличается при b = 1,475 и d = 0,737, т.е. соответствует результату, полученному по второму методу оптимизации.

Обращает на себя внимание тот факт, что оптимизация вы­ручки предприятия сопровождается резким снижением цены то­вара (может быть даже себе в убыток) и значительным увеличе­нием объема производства и продаж товара потребителям.

Выбор планово-управленческого решения по критерию максимума рентабельности производства.По своей экономической су­ти этот критерий означает максимизацию покрытия выручкой затрат на производство продукции в анализируемом периоде. Особенно большое значение данный критерий приобретает в условиях инфляции.

Чтобы выразить искомый критерий, необходимо учесть изме­нения базовой рентабельности производства под влиянием изме­нения выручки и затрат в анализируемом периоде. Коэффициент рентабельности можно определить по формуле:

(5.29)

 

где p — коэффициент рентабельности производства в базо­вом периоде;

b — коэффициент изменения объема производства про­дукции в натуральном выражении;

d — коэффициент изменения цены реализации единицы товара;

Kп ― коэффициент изменения переменных затрат;

f — коэффициент изменения постоянных затрат.

Итак, многопараметрическая модель рентабельности произ­водства имеется. Теперь надо оптимизировать управленческое решение. Оно может быть получено теми же двумя методами, рассмотренными ранее.

Начнем со второго метода. Для этого вначале выразим цену товара через объем производства (формула 5.28) и подставим это выражение в формулу 5.29. В результате получим

Теперь возьмем первую производную этого выражения по объему производства и приравняем ее к нулю. Это можно запи­сать так:

Поскольку дальнейшие преобразования полученного выра­жения выглядят очень громоздко, приведем окончательную формулу для определения оптимального объема производства и реализации продукции:

 

(5.30)

 

Затем определим соответствующую этому объему оптимальную цену товара по формуле

 

(5.31)

Полученные значения оптимального объема производства и оптимальной цены подставим в формулу 5.29:

(5.32)

По этой формуле и с использованием данных предыдущего примера найдем оптимальное планово-управленческое решение по критерию максимума рентабельности производства, опреде­лив оптимальные значения объема производства и цены товара по формулам 5.30 и 5.31.

 

 

Теперь можно воспользоваться формулой 5.32, предвари­тельно приняв p = 1,15. После подстановки найденных парамет­ров получим:

 

Таким образом, оптимальная рентабельность производства при bоп = 0,886 и doп = 1,031 составит 12,86%. Это значит, что в силу рыночной конъюнктуры предприятие снизит рентабельность своей деятельности с 15% до указанной величины. Любые другие решения, связанные с изменением объема производства и цены товара, приведут к ухудшению результатов деятельности предпри­ятия в большей степени, чем это получено при оптимизации.

Теперь проведем расчеты по первому методу оптимизации. Для этого будем задавать значения коэффициента b и определять цену товара d по формуле 5.28. Найденные значения параметров подставим в формулу 5.29 и получим некоторую совокупность различных решений, из которых устанавливается оптимальное. Результаты расчета представлены в следующей рабочей таблице

 

№ п/п   Объем производства, b Цена товара, d Коэффициент рентабельности работы предприятия № п/п Объем производства, b Цена товара, d Коэффициент рентабельности работы предприятия
1,5 0,725 0,962 1,0 0,975 1,121
1,4 0,775 1,006 0,9 1,025 1,128
1,3 0,825 1,045 0,8861 1,0319 1,128
1,2 0,875 1,078 0,8 1,075 1,123
1,1 0,925 1,104 0,7 1,125 1,104

 

Как видим, наибольшая рентабельность производства дости­гается при объеме производства b = 0,886. Это точно согласуется с расчетом по второму методу оптимизации, причем четко про­слеживается тенденция снижения рентабельности производства как в точке оптимизации, так и при отклонениях от нее в обе стороны по сравнению с базовой рентабельностью.

Сравнение планово-управленческих решений при разных критериях оптимизации.Результаты оптимизации планово-управленческих решений, как это вытекает из многопарамет­рических моделей и было подтверждено на сквозном число­вом примере, различаются между собой в зависимости от принятого критерия оптимизации.

Выбор решения по каждому критерию приводит к различным объемам производства и ценам на выпускаемую продукцию.

Для лучшего обозрения и сравнения полученных результатов оптимизации планово-управленческих решений представим их в сводной табл. 5.8.

Из таблицы видно, что оптимальные решения об объеме про­изводства и цене продукции по разным критериям не совпадают. Так, чтобы получить оптимальное решение по максимуму прибы­ли, необходимо произвести и поставить на рынок продукции в объеме b = 0,95. При этом равновесная цена товара будет d = 1,0 (т.е. не изменится по сравнению с базовым периодом). Это обес­печит предприятию индекс прибыли I = 0,817. Причем при сло­жившейся конъюнктуре рынка такая прибыль для предприятия будет максимально возможной.

Таблица 5.8

Оптимальные решения по разным критериям оптимизации

 

Критерий оптимизации Объема произ­водства, b Цена товара, d Индекс критериального показателя
Максимум прибыли 0,95 1,0 0,817
Максимум выручки 1,475 0,737 1,087
Максимум рентабельности 0,886 1 ,03 1 0,981

 

Близкий результат может быть достигнут, если предприятие примет планово-управленческое решение по максимуму рента­бельности. Тогда надо будет объем производства принять на уров­не b = 0,886, а цену товара — d = 1,031. Тогда коэффициент рента­бельности производства несколько понизится и составит 98,16% от базовой величины (т.е. окажется равным 1,15 · 0,981 = 1,128).

Резко будут отличаться результаты планово-управленческого решения, принятого по максимуму выручки. В данном случае на­до будет значительно снижать цены товара и существенно увели­чивать объем производства и продаж. Так, расчеты рекомендуют увеличить объем товара, поставляемого на рынок, до b = 1,475, а цену установить на уровне всего d= 0,7375 (т.е. резко снизить). Тогда индекс выручки составит наибольшую величину— 1,087. При принятии подобного управленческого решения для ускоре­ния продажи товара резко снижается цена на него.

При принятии решений по разным критериям важно знать, какие значения будут принимать другие критериальные показа­тели. Приведем их значения для рассмотренного сквозного примера. Так, при работе по максимуму прибыли показатель выручки составит 0,95, а показатель рентабельности — 0,979. При работе по максимуму рентабельности показатель прибыли окажется 0,799, а показатель выручки — 0,914. При работе по максимуму выручки прибыль окажется даже отрицательной и составит (-0,226), а показатель рентабельности — (-0,84).

Особенно хорошо видны смещения значений критериальных показателей, когда в качестве критерия принят другой показатель, представленный на рис. 5.10.

На рисунке по оси ординат располагается шкала индексов рассматриваемых критериальных показателей — прибыли, рен­табельности и выручки. По оси абсцисс — значения показателей объема производства b и цены товара d. Максимум каждого критерия отражается на соответствующей кривой при фиксиро­ванных координатах объема производства и цены товара. Точки, отражающие максимум каждого критерия, изображены в виде крестиков. Точки в виде кружков — значения других критери­альных показателей при достижении максимума исследуемого критерия.

Очень хорошо видно, что и критерии, и значения показате­лей прибыли и рентабельности отличаются друг от друга незна­чительно.

Особняком стоит критерий максимума выручки. При его достижении значительно снижается рентабельность производст­ва (ниже нулевой рентабельности), а прибыль имеет отрица­тельное значение и на графике не показана (ее координата вы­ходит далеко вниз за пределы графика).

 

Рис. 5.10. Выбор решения по разным критериям оптимизации

 

Надо подчеркнуть, что рассматриваемый график построен для условий конкретного примера, для других условий он изменится. Однако одно несомненно: максимальные значения прибыли и рентабельности по своим управленческим решениям будут близки между собой (координаты объемов производства и цен товаров соседствуют друг с другом) и достаточно далеко будут находиться от максимума выручки. Это как бы два полярно противополож­ных критерия, достижения каждого из которых будет исключать возможность нормальной работы по другому критерию.

Вопрос о выборе критерия оптимальности при выработке луч­шего планово-управленческого решения в условиях функциониро­вания конкретной фирмы приобретает важнейшее значение. Ошибка в выборе может нанести предприятию огромный эконо­мический ущерб, поэтому требуется тщательное экономическое обоснование принимаемого решения с позиций конкретных задач, стоящих перед фирмой в тактическом и стратегическом планах.

Обоснование планово-управленческого решения по максимуму вновь созданной стоимости.Рассмотренные выше критерии оп­тимизации планово-управленческих решений (максимум прибы­ли, выручки и рентабельности производства) определяют выбор такого варианта плана, который отвечает интересам предпри­ятия в тот или иной период деловой рыночной активности.

Для решения той же задачи можно предложить и другие критерии оптимизации, например минимум издержек производ­ства, максимум производительности труда, максимум фондоотдачи и др. Однако все они не соответствуют показателю конеч­ного экономического результата деятельности предприятия, а отражают лишь какие-то частные стороны его функционирова­ния. И в этом смысле подобные критерии особого научного и хозяйственного интереса не представляют.

Но можно ли считать, что все рассмотренные и указанные дополнительные критерии в совокупности полностью исчерпали другие возможные предложения и особенно в части, характери­зующей конечный производственно-экономический и народно­хозяйственный результат деятельности предприятия?

Со всей ответственностью можно утверждать, что это далеко не так, хотя решение задачи о получении критерия, отражаю­щего одновременно интересы как государства, так и предпри­ятий, которые полностью совпадают, не является очевидным. В плановой экономике многие отечественные ученые-экономисты пытались на протяжении многих десятилетий решить эту задачу. Предлагалось множество различных критериев, но все они не выдерживали научной критики или испытания хозяйственной практикой. Поэтому плановая экономика пошла по пути использования для оценки деятельности социалистических пред­приятий многих производственных, экономических и финансо­вых показателей, которые были весьма противоречивы и не от­ражали конечных результатов деятельности и предприятия, и народного хозяйства. Можно с уверенностью констатировать, что плановая экономика именно поэтому проиграла соревнова­ние с капиталистическим миром, для которого показатель прибыли был достаточно надежным компасом для принятия управ­ленческих решений на уровне предприятия.

Справедливости ради следует отметить, что «под занавес» существования СССР такой критериальный показатель был обоснован и получил название народнохозяйственная прибыль[4]. Однако применять его было уже поздно. С 1 января 1992 г. Россия и другие страны бывшего СССР взяли курс на формирование рыночной экономики.

Но вернемся к рынку. Для частного бизнеса главным показателем и основным критерием деятельности фирмы являете прибыль. Ее увеличение есть основной экономический закон капиталистического хозяйствования. Каждый частник, каждым хозяин или трудовой коллектив — собственник средств произ­водства будут стремиться нарастить получаемую прибыль.

Вместе с тем возникает вопрос: а отражает ли прибыль на все 100% конечный результат производства? Ответ на этот во­прос однозначен: нет, прибыль конечного результата производ­ства не характеризует, а является лишь частью этого результата. Другую его часть составляет оплата труда всех участников про­изводственного процесса.

Таким образом, совокупность или простая сумма фонда оп­латы труда членов трудового коллектива, включая оплату труда хозяина фирмы и прибыли предприятия, составляет конечный результат его деятельности, то, что создано трудовым коллекти­вом за определенный период. И чем эта сумма больше, тем лучше сработало предприятие, тем больший конечный продукт оно создало. Такой показатель известен экономической науке и получил название вновь созданная стоимость, суммарная вели­чина которой по всем функционирующим предприятиям и со­ставит конечный народнохозяйственный (национальный) результат.

Следовательно, в рыночной экономике именно вновь соз­данная стоимость и есть тот искомый критерий, который полностью отражает конечный результат производства на уровне предприятия. Каждой фирме надо научиться определять такое планово-управленческое решение, которое позволит максимизировать вновь созданную стоимость.

В обоснование высказанной мысли о необходимости смены критерия оптимальности деятельности предприятий в условиях рынка можно рассмотреть следующую ситуацию (рис.5.11).

 

Рис. 5.11. Оптимизация национального результата

 

В верхней части рисунка условно представлены результаты деятельности трех предприятий, которые в совокупности отра­жают как бы весь конечный национальный результат. В качест­ве такового в рамках рыночного хозяйства выступает показатель валового внутреннего (национального) продукта (ВВП). Естест­венно стремление любого государства максимизировать величину этого важного национального критерия, но для этого необхо­димо, чтобы все работающие предприятия использовали для оценки своей деятельности такой критерий, который был бы производным от национального критерия, т.е. ВВП.

Однако на самом деле они применяют в качестве критерия максимум прибыли, нарушает согласованность интересов на­циональной экономики в целом и интересов действующих предприятий.

Как видно из верхней части рисунка, сумма оптимальных значений результатов деятельности предприятий не обеспечит максимизации ВВП, произойдет его недобор только потому, что экономические интересы государства и предприятий частично не совпадают. Чтобы эти интересы полностью совместить, надо из­менить критерий оценки функционирующих предприятий, т.е. перейти к показателю вновь созданной стоимости. Это единст­венный критерий, способный совместить интересы всех хозяйствующих субъектов, включая интересы национальной экономики (нижняя часть рис. 5.10). Работая по такому критерию, все дейст­вующие фирмы будут автоматически обеспечивать лучший ко­нечный национальный результат. Необходимо всячески разъяс­нять и пропагандировать введение в хозяйственный механизм рыночной экономики в качестве основного критерия деятельно­сти предприятий максимума вновь созданной стоимости. Разуме­ется, большая роль в этом процессе принадлежит государству.

Если использовать модель типа 4.5 для исчисления индек­са прибыли и несколько ее преобразовать, то можно получить формулу для определения индекса вновь созданной стоимо­сти. Она будет выглядеть следующим образом:

(5.33)

где R — индекс показателя вновь созданной стоимости;

b, p, d, Kн, r, f — те же параметры по своему экономиче­скому смыслу, которые использовались в модели типа 4.5;

s — удельный вес заработной платы (со всеми начис­лениями) в себестоимости продукции базового периода;

Кз — коэффициент изменения удельного веса заработной платы в себестоимости продукции в анализируемом периоде.

Для того чтобы оптимизировать планово-управленческое решение по максимуму показателя вновь созданной стоимо­сти, известным методом определим оптимальную цену товара и оптимальный объем его производства. Формулы для их ис­числения имеют следующий вид:

(5.34)

 

(5.35)

 

 

(5.36)

В этих формулах Hф — коэффициент совокупного дейст­вия всех неценовых факторов, определяемый по формуле 5.13. Если сравнить между собой формулы для определения оп­тимальной цены товара при различных критериях, а именно формулы 5.20, 5.34 и 5.25, то легко установить, что самая большая цена товара имеет место при использовании крите­рия максимума прибыли (5.20), самая малая цена — при кри­терии максимума выручки (5.25), а при максимизации вновь созданной стоимости (5.34) цена товара будет иметь промежу­точное значение между двумя указанными критериями — максимумом прибыли и максимумом выручки.

Если использовать исходные данные сквозного примера, используемого при оптимизации решения, то можно наблю­дать закономерность изменения важнейших оптимизационных параметров при различных критериях. Напомним эти исходные данные: p = 1,15; r = 0,6; f = 0,0; Кэц = 0,8; Кэд = 1,0; Д = 1,1; Uф = 0,4; a = 1,2; Кн = 1,0. Кроме того, дополнительно примем Кз = 1,0 и s = 0,3.

Расчеты, произведенные по исходным данным, по соответст­вующим для каждого критерия формулам позволили составить для сравнения результатов табл. 5.9.

Таблица 5.9

Значения оптимизационных параметров при использовании различных критериев оптимизации

 

Критерий оптимизации Максимум прибыли Максимум стоимости Максимум выручки
Оптимальная цена, dоп 0,998 0,920 0,737
Оптимальный объем производства, bоп 0,953   1,109   1,475  
Индекс прибыли Ip 0,817 0,722 − 0,226
Индекс вновь созданной стоимости IR 0,92   0,951   0,781  
Индекс выручки IB 0,951 1,021 1,087

 

Из табл. 5.9 видно, что важнейшие показатели деятельности (выручка, прибыль, объем производства, цена товара) по крите­рию максимума вновь созданной стоимости занимают как бы промежуточное положение между критериями по максимуму прибыли и выручки. И хотя положение фирмы в рыночной си­туации не очень благоприятное, ибо снижаются и прибыль, и вновь созданная стоимость, все же можно по приведенным циф­рам отдать предпочтение работе фирмы по критерию максимума вновь созданной стоимости. Конечный результат деятельности фирмы здесь самый высокий, и чтобы лучше это понять, переве­дем относительные цифровые показатели деятельности фирмы в абсолютные. При этом будем использовать данные все того же сквозного примера, но с учетом условных денежных единиц.

Допустим, что выручка в базовом периоде составляет 1150; суммарные затраты — 1000; прибыль — 150; заработная плата (со всеми начислениями) — 300; прочие затраты — 700; вновь созданная стоимость (прибыль + заработная плата) — 450.

Тогда данные табл. 5.9 можно пересчитать в абсолютные цифры и привести их в табл. 5.10.

Нам представляется, что цифры, приведенные в табл. 5.10, в комментариях не нуждаются. Они подтверждают, что решение, принятое по критерию максимума вновь созданной стоимости, действительно наилучшее. Но чтобы предприятия на практике принимали свои планово-управленческие решения по данному критерию, необходимо пересмотреть налоговое законодательство. Оно должно быть построено с таким расчетом, чтобы предприятия были заинтересованы в максимизации вновь созданной стоимости. В этом видится существенное совершенствование государственного регулирования деятельности предприятий и налоговой политики.

Таблица 5.10

Значения результатов деятельности предприятия при работе по различным критериям оптимизации

Важнейшие показатели дея­тельности предприятия Максимум прибыли Максимум вновь созданной стоимости Максимум выручки
Выручка 1094,45 1174,26 1250,97
Суммарные затраты 971,92 1065,84 1284,99
Прибыль 122,55 108,42 − 34,02
Заработная плата 291,58 319,75 385,49
Прочие затраты 680,34 746,09 899,49
Вновь созданная стоимость 414,13 428,17 351,48
Индекс прибыли 0,817 0,722 − 0,226
Индекс заработной платы 0,971 1,065 1,285
Индекс вновь созданной стоимости 0,92   0,951   0,781  

Выработка планово-управленческого решения






Date: 2015-05-18; view: 287; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию