Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товарными позициями продукции





При организации любого нового предпринимательского дела предполагается изготовление одного или нескольких продуктов, оказание одной или нескольких услуг. Очень часто в предпри­нимательском проекте основу составляют две, три или более то­варных позиции, совокупность которых составляет суть буду­щего бизнеса, его экономическую надежность и безопасность.

Наряду с несомненными достоинствами многономенклатурного и многоассортиментного бизнеса возникает ряд организационно-экономических проблем, без разрешения которых невозможно обеспечить планирование деятельности фирмы и принятие рацио­нального планово-управленческого решения. Речь в данном случае идет, прежде всего, о распределении постоянных затрат между то­варными позициями, об определении на основе такого распределе­ния себестоимости каждой единицы продукции и установлении це­ны товара. Разумеется, бизнес может содержать только одну товар­ную позицию, тогда указанной проблемы не возникает.

Итак, вернемся к многоассортиментному бизнесу. Как из­вестно, затраты на производство складываются из двух состав­ляющих — переменных и постоянных затрат. Последняя вели­чина относится к данному бизнесу в целом и ее нельзя в равной степени однозначно расчленить на такие части, которые бы строго соответствовали каждой конкретной товарной позиции. Поэтому приходится искать искусственные приемы научно и практически обоснованного распределения постоянных затрат между выпускаемыми фирмой видами продукции. От того, ка­кая часть постоянных затрат окажется отнесенной на конкрет­ную товарную позицию, будет зависеть себестоимость единицы ее продукции. Очевидно также, что последняя величина будет зависеть еще и от того, на какой объем производимой продукции будет отнесена распределенная часть постоянных затрат. Поэтому данный вопрос является отправным в решении задачи об определении себестоимости продукции.

При обосновании производственной программы, относительно которой будет определяться величина постоянных затрат приходящихся на единицу продукции конкретной товарной позиции, трудности заключаются в том, что эта программа заранее не известна. Зато известно, что сама величина производственной программы обязательно будет находиться внутри производ­ственной мощности предприятия. Это единственный параметр, который в данном временном интервале при создании нового дела остается не только известным, но и постоянным.



Следовательно, именно этой постоянной величиной и нуж­но воспользоваться при расчете постоянных затрат по каждой товарной позиции. Другими словами, производственная мощ­ность предприятия по каждому виду продукции и будет тем самым основанием для определения части распределяемых по­стоянных затрат между товарными позициями осваиваемого нового предпринимательского дела.

Теперь попытаемся определить метод распределения посто­янных затрат между товарными позициями продукции. Здесь могут быть предложены два принципиально разных метода распределения постоянных затрат: по доходу и по затратам.

Распределение по доходу возможно при очень ограниченных условиях только тогда, когда заранее известна цена будущего товара по каждой позиции. Следовательно, этот метод можно применять в условиях стабильного рынка, когда с большой до­лей уверенности можно прогнозировать будущую цену товара после реализации фирмой инвестиционной части проекта. Именно когда цена товара заранее известна и величина прямых переменных затрат на единицу продукции определена, можно рассчитать маржинальный доход по каждой товарной позиции как на единицу продукции, так и на весь товарный выпуск в рамках производственной мощности предприятия.

Расчет доли постоянных затрат на конкретную товарную по­зицию можно выполнить по формуле:

 

(6.18)

где Спосi — величина постоянных затрат по i-ой товарной по­зиции, относимая на себестоимость этой продукции;

Спос — общая годовая величина постоянных затрат на весь бизнес в целом (т.е., на весь товарный выпуск продукции);

Nmiпроизводственная мощность предприятия по i –му виду продукции;

Ц — цена единицы продукции;

Cпep — переменные затраты на единицу продукции;

(Ц - Спер) i — маржинальный доход на единицу i -ой продукции;

N — количество различных видов продукции, намечае­мых к производству в новом предпринимательском деле;

Nmi · (Ц - Спер) i — годовой маржинальный доход фирмы по i - му виду продукции;

 

— годовой маржинальный доход фир­мы при реализации на рынке всех видов товаров.

Рассмотрим конкретный пример распределения постоянных затрат в новом предпринимательском деле при следующих ис­ходных данных:

• предприятие планирует к выпуску три вида продукции;

• годовые постоянные затраты на весь бизнес — 1 650 000. Остальные исходные данные представлены в следующей таблице.

 

Показатели   Производственная мощность Цена товара   Переменные затрат
Позиция 1 97,0 38,8
Позиция 2 94,2 31,4
Позиция 3 37,9 15,8

 



На основе исходных данных определим годовой маржиналь­ный доход фирмы от реализации всех видов товаров в объеме, соответствующем производственной мощности предприятия (см. знаменатель формулы 6.18).

 

= 2357(97,0 - 38,8) + 17560(94,2 - 31,4) + 56840 ·

· (37,9 - 15,8) = 137177 + 1102768 + 1256164 = 2496109

 

Таким образом, суммарный маржинальный доход фирмы по всем товарным позициям составляет около 2,5 млн.

Теперь по формуле 6.18 можно рассчитать, сколько от общей суммы постоянных затрат приходится на каждую товарную позицию:

на первую позицию продукции:

Спос = 1650000 · 2357(97,0 - 38,8) : 2496109 = 90678;

на вторую позицию продукции:

Спос = 1650000 · 17560(94,2 - 31,4) : 2496109 = 728962;

на третью позицию продукции:

Спос = 1650000 · 56840(37,9 - 15,8) : 2496109 = 830360.

Сумма всех распределенных между товарными позициями постоянных затрат точно соответствует исходным данным:

90678 + 728962 + 830360 = 1650000.

Получив информацию о постоянных затратах по видам продукции, можно рассчитать себестоимость каждой ее единицы при условии выпуска товаров в объеме, соответствующем производственной мощности предприятия. Такой расчет легко выполнить по формуле 6.3, в результате себестоимость единицы продукции составит:

первого вида:

С = 38,8 + (90678 : 2357) = 38,8 + 38,472 = 77,272;

второго вида:

С = 31,4 + (728962 : 17560) = 31,4 + 41,513 = 72,913;

третьего вида:

С = 15,8 + (830360 : 56840) = 15,8 + 14,609 = 30,409.

Поскольку фактическая производственная программа по ка­ждой товарной позиции будет меньше, чем производственная мощность предприятия, фактическая себестоимость окажется больше рассчитанной, ибо распределенная часть постоянных за­трат по товарным позициям остается постоянной независимо от того, сколько продукции на самом деле фирма произведет.

Теперь рассмотрим наиболее распространенный метод рас­пределения постоянных затрат — по затратам на производство продукции. За основу распределения принимаются какие-то пе­ременные затраты, какие именно — зависит от выбора конкрет­ной фирмы. Ведь бизнес чрезвычайно разнообразен, и для каж­дого вида по доле в общих затратах будут характерны либо опла­та труда, либо расходы на приобретение материальных ресурсов, либо топливно-энергетические затраты. Возможен и такой биз­нес, в котором все элементы общих затрат примерно одинаковы. Поэтому распределение постоянных затрат может происходить на разнообразной основе.

Укажем наиболее распространенные способы распределения постоянных затрат по товарным позициям выпускаемой продук­ции. К ним можно отнести способы распределения по:

• прямым переменным затратам на заработную плату;

• прямым переменным затратам на топливо;

• прямым переменным затратам на энергию;

• полным прямым переменным затратам.

Величину постоянных затрат, относимых на себестоимость товарной продукции по конкретной позиции, следует рассчиты­вать по формуле

 

(6.19)

 

где Спосi, Спос, Nmi ,n — показатели, имеющие тот же эко­номический смысл, что и для формулы 6.18;

Fiсуммарные прямые переменные затраты на единицу i-ой продукции, которые приняты за основу распределения по­стоянных затрат (заработная плата, материально-сырьевые ре­сурсы, топливо, энергия, полные переменные затраты);

Nmi · Fiсуммарные прямые переменные затраты, при­нятые за основу распределения, на весь товарный выпуск i -ой продукции;

суммарные прямые переменные затраты на весь товарный выпуск продукции по всем позициям, принятые за основу распределения постоянных затрат.

Используя исходные данные рассмотренного выше примера, определим величину распределяемых постоянных затрат между товарными позициями продукции. Дополнительно примем дан­ные о переменных затратах по товарным позициям, которые приводятся в следующей таблице.

 

Позиция   Мощность   Заработ­ная плата Материалы   Топливо   Энергия   Итого  
19,3 12,7 4,2 2,6 38,8
6,94 15,73 3,45 5,28 31,4
5,2 2,7 4,6 3,3 15,8

 

Выполним расчет распределения постоянных затрат между тре­мя товарными позициями по прямой переменной заработной плате.

Вначале определим суммарную прямую переменную зара­ботную плату на весь товарный выпуск продукции.

= 2357 x 19,3 + 17560 x 6,94 + 56840 x 5,2 = 45490 + 121866 +

+ 295568 = 462924.

Постоянные затраты:

на первую товарную позицию:

Спос = 1650000 x 2357 x 19,3 : 462924 = 162140;

на вторую товарную позицию:

Спос = 1650000 x 17560 x 6,94 : 462924 = 434368;

на третью товарную позицию:

Спос = 1650000 x 56840 x 5,2 : 462924 = 1053492.

Сумма всех распределенных между товарными позициями постоянных затрат точно соответствует исходным данным.

162140 + 434368 + 1053492 = 1650000.

По аналогии можно произвести необходимые расчеты по другим прямым переменным затратам, принятым за основу рас­пределения постоянных затрат между товарными позициями продукции. Такие расчеты представлены в следующей таблице.

На основе полученной расчетным путем информации о вели­чине постоянных затрат по товарным позициям можно определить себестоимость единицы продукции при их изготовлении в объеме, соответствующем производственной мощности предприятия.

 

Распределение постоянных затрат по: Постоянные затраты по товарным позициям Итого
Первой второй третьей
заработной плате 162 140 434 368 1 053 492 1650 000
Материалам 107 460 991 602 550 938 1 650 000
топливу 301 135 1 299 658 1 650000
энергии 534 125 1 080 570 1650 000
полным затратам 590 420 1 650 000

 

Расчет выполняется по формуле 6.3.

Себестоимость единицы продукции при распределении посто­янных затрат по прямой переменной заработной плате составит:

первого вида:

С = 38,8 + (162140 : 2357) = 38,8 + 68,79 = 107,59;

второго вида:

С = 31,4 + (434368 : 17560) = 31,4 + 24,736 = 56,136;

третьего вида:

С = 15,8 + (1053492 : 56840) = 15,8 + 18,534 = 34,334.

По аналогии рассчитывается себестоимость единицы про­дукции по каждой товарной позиции на основе распределения постоянных затрат по другим переменным затратам. Выполнен­ные расчеты сведены в следующую таблицу.

 

Распределение постоянных затрат по:   Себестоимость единицы продукции по товарным позициям:
Первой второй Третьей
заработной плате 107,59 56,136 34,334
Материалам 84,392 87,869 25,493
Топливу 59,677 48,549 38,665
Энергии 53,779 61,817 34,811
полным затратам 80,347 65,023 32,719

 

Полученные результаты весьма красноречивы и свидетель­ствуют о том, сколь ответственно решение о распределении постоянных затрат между товарными позициями, Ведь разница в расчетных значениях себестоимости по позициям в зависи­мости от принятой основы распределения постоянных затрат весьма значительна. Так, по первой товарной позиции разли­чие в себестоимости между наибольшей и наименьшей вели­чинами составляет 2,0 раза (107,59 : 53,779), по второй товар­ной позиции — 1,81 раза (87,869 : 48,549), по третьей пози­ции — 1,517 раза (38,665 : 25,493).

Такое большое различие в себестоимости одной и той же про­дукции в зависимости от характера распределения постоянных за­трат, естественно, вызовет при затратном ценообразовании значи­тельный разброс в окончательном обосновании уровня цен по каж­дой товарной позиции. Отсюда возможность манипулирования це­нами по отдельным товарам, искусственное занижение постоянных затрат по одним позициям и завышение их — по другим. Многие, особенно опытные, бухгалтеры этим пользуются, изменяя себестои­мость и цены по товарным группам продукции в интересах фирмы.

Если имеет место рыночное ценообразование, то возможно­сти манипулирования затратами и определения на этой основе себестоимости продукции в интересах фирмы возрастают мно­гократно, ибо в огромной степени рыночные цены и предложе­ние товаров на рынке зависят от величины эластичности спроса по цене и доходам потребителей.

Следовательно, можно так распределить постоянные затраты между товарными позициями, чтобы выровнять рентабельность ме­жду ними, скрыть от посторонних глаз (особенно от налоговых ор­ганов) истинные издержки по каждой товарной группе и в конеч­ном счете построить систему формирования себестоимости продук­ции с большей пользой для фирмы. Поэтому можно считать, что искусство распределения постоянных затрат между отдельными ви­дами продукции есть достаточно надежный и скрытный способ по­вышения эффективности производства фирмы, который позволяет улучшить конечный результат ее функционирования.






Date: 2015-05-18; view: 361; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию