Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Товарными позициями продукции
При организации любого нового предпринимательского дела предполагается изготовление одного или нескольких продуктов, оказание одной или нескольких услуг. Очень часто в предпринимательском проекте основу составляют две, три или более товарных позиции, совокупность которых составляет суть будущего бизнеса, его экономическую надежность и безопасность. Наряду с несомненными достоинствами многономенклатурного и многоассортиментного бизнеса возникает ряд организационно-экономических проблем, без разрешения которых невозможно обеспечить планирование деятельности фирмы и принятие рационального планово-управленческого решения. Речь в данном случае идет, прежде всего, о распределении постоянных затрат между товарными позициями, об определении на основе такого распределения себестоимости каждой единицы продукции и установлении цены товара. Разумеется, бизнес может содержать только одну товарную позицию, тогда указанной проблемы не возникает. Итак, вернемся к многоассортиментному бизнесу. Как известно, затраты на производство складываются из двух составляющих — переменных и постоянных затрат. Последняя величина относится к данному бизнесу в целом и ее нельзя в равной степени однозначно расчленить на такие части, которые бы строго соответствовали каждой конкретной товарной позиции. Поэтому приходится искать искусственные приемы научно и практически обоснованного распределения постоянных затрат между выпускаемыми фирмой видами продукции. От того, какая часть постоянных затрат окажется отнесенной на конкретную товарную позицию, будет зависеть себестоимость единицы ее продукции. Очевидно также, что последняя величина будет зависеть еще и от того, на какой объем производимой продукции будет отнесена распределенная часть постоянных затрат. Поэтому данный вопрос является отправным в решении задачи об определении себестоимости продукции. При обосновании производственной программы, относительно которой будет определяться величина постоянных затрат приходящихся на единицу продукции конкретной товарной позиции, трудности заключаются в том, что эта программа заранее не известна. Зато известно, что сама величина производственной программы обязательно будет находиться внутри производственной мощности предприятия. Это единственный параметр, который в данном временном интервале при создании нового дела остается не только известным, но и постоянным. Следовательно, именно этой постоянной величиной и нужно воспользоваться при расчете постоянных затрат по каждой товарной позиции. Другими словами, производственная мощность предприятия по каждому виду продукции и будет тем самым основанием для определения части распределяемых постоянных затрат между товарными позициями осваиваемого нового предпринимательского дела. Теперь попытаемся определить метод распределения постоянных затрат между товарными позициями продукции. Здесь могут быть предложены два принципиально разных метода распределения постоянных затрат: по доходу и по затратам. Распределение по доходу возможно при очень ограниченных условиях только тогда, когда заранее известна цена будущего товара по каждой позиции. Следовательно, этот метод можно применять в условиях стабильного рынка, когда с большой долей уверенности можно прогнозировать будущую цену товара после реализации фирмой инвестиционной части проекта. Именно когда цена товара заранее известна и величина прямых переменных затрат на единицу продукции определена, можно рассчитать маржинальный доход по каждой товарной позиции как на единицу продукции, так и на весь товарный выпуск в рамках производственной мощности предприятия. Расчет доли постоянных затрат на конкретную товарную позицию можно выполнить по формуле:
(6.18) где Спосi — величина постоянных затрат по i -ой товарной позиции, относимая на себестоимость этой продукции; Спос — общая годовая величина постоянных затрат на весь бизнес в целом (т.е., на весь товарный выпуск продукции); Nmi — производственная мощность предприятия по i –му виду продукции; Ц — цена единицы продукции; Cпep — переменные затраты на единицу продукции; (Ц - Спер) i — маржинальный доход на единицу i -ой продукции; N — количество различных видов продукции, намечаемых к производству в новом предпринимательском деле; Nmi · (Ц - Спер) i — годовой маржинальный доход фирмы по i - му виду продукции;
— годовой маржинальный доход фирмы при реализации на рынке всех видов товаров. Рассмотрим конкретный пример распределения постоянных затрат в новом предпринимательском деле при следующих исходных данных: • предприятие планирует к выпуску три вида продукции; • годовые постоянные затраты на весь бизнес — 1 650 000. Остальные исходные данные представлены в следующей таблице.
На основе исходных данных определим годовой маржинальный доход фирмы от реализации всех видов товаров в объеме, соответствующем производственной мощности предприятия (см. знаменатель формулы 6.18).
= 2357(97,0 - 38,8) + 17560(94,2 - 31,4) + 56840 · · (37,9 - 15,8) = 137177 + 1102768 + 1256164 = 2496109
Таким образом, суммарный маржинальный доход фирмы по всем товарным позициям составляет около 2,5 млн. Теперь по формуле 6.18 можно рассчитать, сколько от общей суммы постоянных затрат приходится на каждую товарную позицию: на первую позицию продукции: Спос = 1650000 · 2357(97,0 - 38,8): 2496109 = 90678; на вторую позицию продукции: Спос = 1650000 · 17560(94,2 - 31,4): 2496109 = 728962; на третью позицию продукции: Спос = 1650000 · 56840(37,9 - 15,8): 2496109 = 830360. Сумма всех распределенных между товарными позициями постоянных затрат точно соответствует исходным данным: 90678 + 728962 + 830360 = 1650000. Получив информацию о постоянных затратах по видам продукции, можно рассчитать себестоимость каждой ее единицы при условии выпуска товаров в объеме, соответствующем производственной мощности предприятия. Такой расчет легко выполнить по формуле 6.3, в результате себестоимость единицы продукции составит: первого вида: С = 38,8 + (90678: 2357) = 38,8 + 38,472 = 77,272; второго вида: С = 31,4 + (728962: 17560) = 31,4 + 41,513 = 72,913; третьего вида: С = 15,8 + (830360: 56840) = 15,8 + 14,609 = 30,409. Поскольку фактическая производственная программа по каждой товарной позиции будет меньше, чем производственная мощность предприятия, фактическая себестоимость окажется больше рассчитанной, ибо распределенная часть постоянных затрат по товарным позициям остается постоянной независимо от того, сколько продукции на самом деле фирма произведет. Теперь рассмотрим наиболее распространенный метод распределения постоянных затрат — по затратам на производство продукции. За основу распределения принимаются какие-то переменные затраты, какие именно — зависит от выбора конкретной фирмы. Ведь бизнес чрезвычайно разнообразен, и для каждого вида по доле в общих затратах будут характерны либо оплата труда, либо расходы на приобретение материальных ресурсов, либо топливно-энергетические затраты. Возможен и такой бизнес, в котором все элементы общих затрат примерно одинаковы. Поэтому распределение постоянных затрат может происходить на разнообразной основе. Укажем наиболее распространенные способы распределения постоянных затрат по товарным позициям выпускаемой продукции. К ним можно отнести способы распределения по: • прямым переменным затратам на заработную плату; • прямым переменным затратам на топливо; • прямым переменным затратам на энергию; • полным прямым переменным затратам. Величину постоянных затрат, относимых на себестоимость товарной продукции по конкретной позиции, следует рассчитывать по формуле
(6.19)
где Спос i, Спос, Nmi,n — показатели, имеющие тот же экономический смысл, что и для формулы 6.18; Fi — суммарные прямые переменные затраты на единицу i -ой продукции, которые приняты за основу распределения постоянных затрат (заработная плата, материально-сырьевые ресурсы, топливо, энергия, полные переменные затраты); Nmi · Fi — суммарные прямые переменные затраты, принятые за основу распределения, на весь товарный выпуск i -ой продукции; — суммарные прямые переменные затраты на весь товарный выпуск продукции по всем позициям, принятые за основу распределения постоянных затрат. Используя исходные данные рассмотренного выше примера, определим величину распределяемых постоянных затрат между товарными позициями продукции. Дополнительно примем данные о переменных затратах по товарным позициям, которые приводятся в следующей таблице.
Выполним расчет распределения постоянных затрат между тремя товарными позициями по прямой переменной заработной плате. Вначале определим суммарную прямую переменную заработную плату на весь товарный выпуск продукции. = 2357 x 19,3 + 17560 x 6,94 + 56840 x 5,2 = 45490 + 121866 + + 295568 = 462924. Постоянные затраты: на первую товарную позицию: Спос = 1650000 x 2357 x 19,3: 462924 = 162140; на вторую товарную позицию: Спос = 1650000 x 17560 x 6,94: 462924 = 434368; на третью товарную позицию: Спос = 1650000 x 56840 x 5,2: 462924 = 1053492. Сумма всех распределенных между товарными позициями постоянных затрат точно соответствует исходным данным. 162140 + 434368 + 1053492 = 1650000. По аналогии можно произвести необходимые расчеты по другим прямым переменным затратам, принятым за основу распределения постоянных затрат между товарными позициями продукции. Такие расчеты представлены в следующей таблице. На основе полученной расчетным путем информации о величине постоянных затрат по товарным позициям можно определить себестоимость единицы продукции при их изготовлении в объеме, соответствующем производственной мощности предприятия.
Расчет выполняется по формуле 6.3. Себестоимость единицы продукции при распределении постоянных затрат по прямой переменной заработной плате составит: первого вида: С = 38,8 + (162140: 2357) = 38,8 + 68,79 = 107,59; второго вида: С = 31,4 + (434368: 17560) = 31,4 + 24,736 = 56,136; третьего вида: С = 15,8 + (1053492: 56840) = 15,8 + 18,534 = 34,334. По аналогии рассчитывается себестоимость единицы продукции по каждой товарной позиции на основе распределения постоянных затрат по другим переменным затратам. Выполненные расчеты сведены в следующую таблицу.
Полученные результаты весьма красноречивы и свидетельствуют о том, сколь ответственно решение о распределении постоянных затрат между товарными позициями, Ведь разница в расчетных значениях себестоимости по позициям в зависимости от принятой основы распределения постоянных затрат весьма значительна. Так, по первой товарной позиции различие в себестоимости между наибольшей и наименьшей величинами составляет 2,0 раза (107,59: 53,779), по второй товарной позиции — 1,81 раза (87,869: 48,549), по третьей позиции — 1,517 раза (38,665: 25,493). Такое большое различие в себестоимости одной и той же продукции в зависимости от характера распределения постоянных затрат, естественно, вызовет при затратном ценообразовании значительный разброс в окончательном обосновании уровня цен по каждой товарной позиции. Отсюда возможность манипулирования ценами по отдельным товарам, искусственное занижение постоянных затрат по одним позициям и завышение их — по другим. Многие, особенно опытные, бухгалтеры этим пользуются, изменяя себестоимость и цены по товарным группам продукции в интересах фирмы. Если имеет место рыночное ценообразование, то возможности манипулирования затратами и определения на этой основе себестоимости продукции в интересах фирмы возрастают многократно, ибо в огромной степени рыночные цены и предложение товаров на рынке зависят от величины эластичности спроса по цене и доходам потребителей. Следовательно, можно так распределить постоянные затраты между товарными позициями, чтобы выровнять рентабельность между ними, скрыть от посторонних глаз (особенно от налоговых органов) истинные издержки по каждой товарной группе и в конечном счете построить систему формирования себестоимости продукции с большей пользой для фирмы. Поэтому можно считать, что искусство распределения постоянных затрат между отдельными видами продукции есть достаточно надежный и скрытный способ повышения эффективности производства фирмы, который позволяет улучшить конечный результат ее функционирования. Date: 2015-05-18; view: 701; Нарушение авторских прав |