Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели рынка и их признаки





Если попытаться проанализировать все рыночные ситуации, которые реально встречаются на практике, то легко можно об­наружить их бесчисленное разнообразие.

Все многообразие рыночных ситуаций определяется действием многих факторов, например таких, как характер выпускаемой продукции, количество поставщиков сырья, топлива и энергии, количество продавцов аналогичных товаров, транспортные связь между предприятиями и т.п.

Однако более глубокий анализ может показать, что все встречающиеся факторы носят лишь промежуточный характер. Так или иначе они реализуются через конкуренцию между предпринимателями. Тип конкуренции, ее количественные и качественные признаки окажут результирующее влияние на появление той или иной рыночной ситуации.

Основу рыночных отношений составляет конкретный товар, который становится предметом купли-продажи со стороны двух совокупных субъектов — продавца и покупателя. Совокупный продавец товара одного и того же назначения — это довольно распространенное понятие отрасли. Отрасль может формиро­ваться значительным количеством товаропроизводителей, а мо­жет состоять из одной крупной фирмы. Между этими двумя крайними полюсами могут иметь место любые варианты с различной численностью товаропроизводителей.

Можно ли все это многообразие как-то дифференцировать? Если отказаться от жесткого количественного подхода и постро­ить дифференциацию в чисто качественном плане, то сделать что можно.

Итак, первая ситуация — отрасль состоит из большого коли­чества мелких товаропроизводителей — сотен и даже тысяч. Между ними возникает конкуренция, которую называют чистой конкуренцией, или совершенно конкурентным рынком.

Вторая ситуация — отрасль состоит из нескольких десятков товаропроизводителей. Разумеется, между ними тоже существует довольно острая конкуренция, которая оказывает влияние на возникновение определенной рыночной ситуации. Этот тип рынка называют монополистической конкуренцией.

Третья ситуация — отрасль формируется из нескольких производителей, каждый из которых — довольно крупная фирма. Всего таких фирм 3—4, максимум пять. Такой тип рынка назы­вают олигополией.

Четвертая ситуация — отрасль представлена одним круп­ным товаропроизводителем-монополистом. У него нет конку­рентов, поэтому тип рынка, где он властвует, называют чистой монополией.

Итак, со стороны совокупного продавца на рынке можем быть четыре характерных ситуации, отражающих различные варианты рыночной конкуренции.

Теперь обратимся к совокупному покупателю. Какие варианты рыночных ситуаций возможны здесь? Оказывается, все те же четыре характерные ситуации.

Первая — значительное количество покупателей (тысячи и более).

Вторая — несколько десятков покупателей.

Третья — покупателей от двух до десятка.

Четвертая — один покупатель-монополист.

Различные сочетания рыночных типов со стороны продавцов и покупателей формируют все возможные рыночные ситуации (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Типы рыночных ситуаций

  Рыночные ситуации   Количество покупателей товара  
Значитель­ное множест­во Несколько десятков В пределах шести Один
       
    Количество продавцов товара   Значительное множество   1―1   1―2   1―3   1―4  
Несколько десятков   2―1   2―2   2―3   2―4  
В пределах шести   3―1   3―2   3―3   3―4  
Один   4―1 4―2 4―3 4-4

 

Как следует из таблицы, всего возможны 16 типовых рыноч­ных ситуаций. И для каждой из них можно глубоко проработать теорию и практику поведения фирмы, детализировать систему управления ею с тактических и стратегических позиций. Разуме­ется, это дело конкретных фирм. Такую работу многие из них выполняют, разрабатывая заранее все возможные сценарии воз­никающих на рынке ситуаций, а также заранее планируя дея­тельность фирмы, если развитие рыночных событий пойдет по одному из подобных сценариев.

Таким образом, понимание процессов всего многообразия рыночных ситуаций имеет большое практическое значение для деятельности конкретных фирм. Однако с позиций теории такое многообразие является излишним. Его можно упростить за счет замены четырех типов покупателей одним абстрактным сово­купным покупателем.


Пример. Имеется некоторая фирма, выступающая на рынке и как покупатель, и как продавец. Фирма покупает сырье, мате­риалы, топливо, энергию, комплектующие изделия, оборудова­ние, рабочую силу, финансовые ресурсы. Все приобретенные ресурсы формируют издержки фирмы, которые в зависимости in количества покупателей одного и того же ресурса будут меньше или больше. Следовательно, через издержки производства опосредованно будет учитываться рыночная ситуация со стороны покупателя ресурсов.

Учитывая эти издержки, принимая их за некоторую дан­ность, за постоянно действующий параметр производства, мож­но условно свести все многообразие покупательского рынка к одному абстрактному покупателю, которому и будут присущи именно те цены на ресурсы, по которым их будет покупать дей­ствующая на рынке фирма.

Итак, сформировав издержки производства и зная законо­мерность их изменений, можно обратить внимание на фирму как на продавца товара. Вот здесь и возникает ключевая для фирмы задача. Нужно знать, сколько товара надо произвести, и по какой цене его продать, чтобы достичь определенной цели. В качестве таковой может выступать максимум прибыли или максимум вы­ручки (в исключительных случаях фирма может изменить крите­рий принятия своего управленческого решения).

Сколько производить товара, и по какой цене его продавать — зависит от количества продавцов данного товара, от то­го, какая конкуренция существует между ними. Следовательно, выделенные четыре типа рыночных ситуаций продавцов товара будут по сути дела в теоретическом плане отражать четыре ры­ночные модели. Их характерные особенности и признаки пред­ставлены в табл. 5.3.

Таблица 5.3

Характерные черты моделей рынка

    Характерная черта МОДЕЛЬ РЫНКА
Чистая кон­куренция Монополистиче­ская конкурен­ция Олигополия Чистая монополия
         
Число фирм   Значительное   Несколько де­сятков   Несколько   Одна  
Тип продукта   Стандартизи­рованный   Дифференциро­ванный   Сложная стандарт­ная или дифференцированная Уникально сложная. Нет заменителей
Контроль над ценой   Отсутствует   В узком диапа­зоне   Ограниченный вза­имной зависимо­стью. Значительный при тайном сговоре Значительный  
Условия всту­пления в от­расль Очень лег­кие, препят­ствия отсут­ствуют   Сравнительно легкие   Существенные пре­пятствия   Блокировано  
Неценовая конкуренция Качество   Качество, ас­сортимент   Качество, ассорти­мент, сервис   Отсутствует  
  Примеры   Продукты сельского хо­зяйства   Сигареты, кон­феты, одежда, обувь   Электробытовая техника, сталь, ав­томобили, тракторы   Гидротурбины, электровозы, атомные реакторы, па­ровые котлы

 

Чистая конкуренция и чистая монополия в практике рынка встречаются довольно часто. Однако наибольший удельный вес в рыночной действительности занимают монополистическая конкуренция и олигополия, т.е. такие модели, которые принято относить к несовершенной конкуренции.







Date: 2015-05-18; view: 741; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию