Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса и предложения товара





Опыт существования рыночных отношений свидетельствует о том, что спрос на отдельные товары не остается постоянным, а подвержен изменениям. Это связано в основном с действием ценовых и неценовых факторов, из которых наибольшая роль принадлежит доходам и платежеспособности потребителей. Ес­тественно, чем ниже цена товара и выше доходы потребителей, тем больше спрос на товар (при прочих равных условиях).

Таблица 5.1

Причины сдвига кривых спроса и предложения

 

Причина сдвига Направление сдвига
левый правый
Кривые спроса
Рост цен замещающего товара   +
Понижение цены замещающего товара +  
Рост цены дополняющего товара +  
Понижение цены дополняющего товара   +
Рост дохода потребителя (низкий товар) +  
Снижение дохода потребителя (низкий товар)   +
Рост дохода потребителя (нормальный товар)   +
Снижение дохода потребителя (нормальный товар) +  
Предпочтение товара покупателями растет   +
Предпочтение товара покупателями падает +  
Изменен Изменение потребительских ожиданий по поводу бу­дущего состояния рынка. Наприме Например: усиление инфляционных процессов, появление более качественного продукта     +  
+      
Кривые предложения
Рост цен на ресурсы (рабочая сила, сырье и т.п.) +  
Понижение цен на ресурсы   +
Появление новой техники, сокращающей затраты на производство     +  
Рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар +      
Понижение цены товара, производимого из тех же ре­сурсов, что и данный товар     +  
Изменение ожиданий производителя по поводу буду­щего состояния рынка. Например: усиление инфляционных процессов, повышение деловой активности +      
    +  
       

 

Исследуя спрос и потребление различных товаров в семьях рабочих и служащих, крупный немецкий ученый-социолог Э. Энгель в середине XIX в. установил, что в принципе спрос на товары в зависимости от цен на них и доходов потребителей подчиняется строго определенной закономерности (рис. 5.6).

Первая группа товаров — это в основном продукты питания (кроме деликатесов) и товары первой необходимости (верхняя часть рисунка). Спрос на них по мере снижения цен и повы­шения доходов потребителей вначале очень быстро растет, но постепенно замедляется по мере насыщения рынка этими то­варами и повышения уровня благосостояния потребителей. Наступает момент, когда спрос на них стабилизируется. Зако­номерность изменения спроса характеризуется для этих това­ров кривой А.

 

 

Рис. 5.6. Закономерность измерения эластичности спроса товаров

 

Иначе ведет себя спрос на товары длительного пользования (электробытовые приборы, радиоприемники, телевизоры, мото­циклы, автомобили и т.п.), деликатесные продовольственные товары и недвижимость. Здесь прямо противоположная законо­мерность: вначале спрос очень незначителен, а затем быстро на­растает по мере повышения благосостояния потребителей (кри­вая В в нижней части рисунка).

Таким образом, спрос на товары — категория не только рыночно-экономическая, но и историческая. В каждый историче­ский момент изменяются и спрос, и темпы его изменения под влиянием снижения цен на товары и роста доходов потребите­лей. Изменение темпов величины спроса определяется углом наклона касательной в точке кривой спроса к оси дохода или цены. В количественном выражении этот показатель измеряется коэффициентом эластичности спроса соответственно либо от цены, либо от дохода.

Коэффициент эластичности спроса от цены, или ценовая эластичность, показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении его цены на 1%. Исчисляется этот коэффициент по формуле

 

(5.1)

где Кэц — коэффициент эластичности спроса от цены товара;

Y — спрос на товар в единицу времени;

Y — изменение спроса под влиянием изменения цены;

X — цена товара (до ее изменения);

X — изменение цены товара.

Если ценовая эластичность больше единицы, то такой товар принято называть высокоэластичным; если меньше единицы — низкоэластичным; если равен единице — товар с единичной эла­стичностью (рис. 5.7).


1 — 1 совершенно эластичный спрос

2 — 2 высокоэластичный спрос

3 — 3 низкоэластичный спрос

4 — 4 совершенно неэластичный спрос

 

Рис. 5.7. Ценовая эластичность спроса товаров

 

Например, коэффициент эластичности спроса от цены Кэц = 3. Такой коэффициент присущ высокоэластичным това­рам. Если продавец на 2% снизит цену на такой товар, то спрос на него возрастет на 6%.

Следует иметь в виду, что эластичность спроса товаров есть величина в силу своей историчности довольно консервативная и не может изменяться по несколько раз в течение дня. Она будет изменяться постепенно, по мере повышения уровня жизни на­рода. Поэтому показатели эластичности спроса для одной стра­ны не будут соответствовать этим же показателям для других стран. Более того, даже внутри одной страны различные регио­нальные рынки могут иметь разные значения коэффициентов эластичности спроса товаров в силу того, что регионы могут развиваться неравномерно, у них могут отсутствовать необходи­мые транспортные связи и т.п.

Теория эластичности применима не только к изучению спроса продукции, но и к предложению товаров. Последнее из­меряется коэффициентом эластичности предложения от цены. Его расчет выполняется по формуле:

(5.2)

где Кпр — коэффициент эластичности предложения от цены;

∆Yp — изменение предложения под влиянием изменения цен;

Yp предложение товара в единицу времени.

Следует отметить, что эластичность предложения в огромной степени зависит от времени, которое имеется в распоряжении производителей, чтобы отреагировать на данное изменение це­ны продукта. Чем продолжительнее время, которым располагают производители, тем большей будет эластичность предложе­ния товара (при прочих равных условиях).

Используя теорию эластичности, можно сознательно управлять спросом товаров и ценами на них. Этим неоднократно пользовались и продолжают пользоваться многие товаропроизводители и продавцы продукции.

Зная коэффициент эластичности спроса от цены, можно, например, определить изменение спроса товара при планируе­мом изменении цены или определить изменение цены товара при планируемом изменении спроса на него.

Определить искомые значения этих параметров можно по формулам

(5.3)

(5.4)

Например, если спрос на конкретный товар на рынке со­ставлял y = 100 ед. при цене x = 1000 долл. в единицу времени, то, изменив цену на величину ∆ X = 50 долл., можно изменить спрос на этот товар (при коэффициенте эластичности спроса Ed = 3) следующим образом:

 

Это значит, что при снижении цены товара спрос на него на рынке увеличится и составит 115 ед., а при повышении цены — понизится и будет 85 ед.

Другой пример. Если использовать исходные данные, то можно установить величину изменения цены товара.

Примем: у = 100 ед., x = 1000 долл., Кэц = 3, ∆ y = 15 ед. Тогда изменение цены составит:

 

Значит, если цена товара будет 1050 долл., то спрос упадет (его величина составит 85 ед.), а если цена снизится и будет 950 долл., то спрос увеличится до 115 ед.).

Большее значение для рыночной экономики имеет связь между спросом товара и доходом потребителей. Она измеряется путем расчета коэффициента эластичности спроса от дохода по формуле


 

(5.5)

где Кэд — коэффициент эластичности спроса товара по дохо­ду потребителей;

Д0 — доход потребителей;

∆Д — изменение дохода потребителей.

Для большинства товаров величина этого коэффициента является положительной (к ним прежде всего относятся нормаль­ные товары). Но есть и такие товары, для которых этот коэф­фициент может принимать отрицательное значение (низшие то­вары). Спрос на них сокращается (при определенных условиях) по мере роста доходов потребителей. Например, при общих вы­соких доходах потребители при дальнейшем росте доходов начинают сокращать потребление многих пищевых продуктов — хлеба, картофеля, маргарина и пр.

Для нормальных товаров положительная величина эластич­ности по доходу имеет довольно значительный разброс: от вели­чин, близких к нулю, до величин в несколько единиц. Напри­мер, по данным некоторых американских экономистов, в на­стоящее время в развитых странах коэффициент эластичного спроса по доходу для многих продуктов сельского хозяйства со­ставляет +0,2, а для автомобилей +3,0. Разница, как видим, весьма существенная.

Информация о коэффициентах эластичности спроса по до­ходу имеет большое практическое значение. Она позволяет прогнозировать будущее развитие и процветание тех произ­водств, товары которых имеют значительную величину этого ко­эффициента, и, наоборот, застой и сокращение производства тех товаров, для которых эластичность спроса по доходу есть ве­личина незначительная.

Теория эластичности спроса предусматривает также прак­тическое применение так называемой перекрестной эластично­сти. Ее суть заключается в том, что спрос на один конкретный продукт очень часто зависит от изменения цены на другой продукт. Например, спрос на маргарин в огромной степени бу­дет зависеть от изменения цен на сливочное масло (взаимоза­меняемые товары), а спрос на автомобили разного класса — от изменения цен на бензин (взаимодополняющие товары).

Коэффициент перекрестной эластичности спроса определя­ется по формуле

 

(5.6)

где Кэп — коэффициент перекрестной эластичности спроса товара Y изменения цены товара X;

Xx цена товара x;

Xx — изменение цены товара.

Если коэффициент перекрестной эластичности есть величи­на положительная, т.е. спрос на товар Y изменяется пропорцио­нально изменению цены на товар X, то товары X и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Если коэффициент перекрестной эластичности — величина отрицательная, т.е. спрос на товар Y изменяется обратно пропорционально изменению цены на товар X, то товары X и Y являются взаимодополняющими.

Нулевой коэффициент перекрестной эластичности спроса означает, что между двумя анализируемыми товарами нет ника­кой связи. Например, повышение цен на сливочное масло прак­тически не скажется на изменении спроса на такие товары, как фотоаппараты, автомобили, мебель и т.п.


Теория эластичности спроса очень многогранна. Она охва­тывает практически все действующие на спрос факторы, в том числе уровень качества продукции. Действительно, если какой-то товар пользуется определенным спросом, то повышение уровня его качества (без изменения цены) наверняка несколько увеличит спрос на него. Поэтому можно и нужно говорить об эластичности спроса на товар по уровню его качества. Его можно исчислить по формуле

 

(5.7)

 

где Кэк — коэффициент эластичности спроса по качеству то­вара;

Кк — уровень качества товара, исчисленный в объектив­ных, абсолютных или относительных показателях;

∆Кк — прирост уровня качества товара.

Используя данную формулу и формулу ценовой эластично­сти, можно записать:

 

Отсюда можно получить формулу

(5.8)

 

Она означает, что относительное изменение цены товара при сохранении спроса на него прямо пропорционально изменению уровня его качества и соотношению коэффициентов эластично­сти спроса по качеству и по цене.

Например, если уровень качества товара повысился на 20% (т.е. ), а соотношение коэффициентов эластичности спроса , то цена на такой товар может быть повышена на 30% ( ). При этом спрос на данный товар сохранится в прежнем объеме.

Если цена на данный товар останется без изменения, то произойдет прирост спроса, который можно определить по формуле

(5.9)

Для условий предыдущего примера, если принять дополнительно Кэк = = 1,65, то получим:

Это значит, что под влиянием повышения качества товара спрос на него при сохранении цены возрастет на 33%.

Все рассмотренные ситуации изменения цен и спроса на различные товары могут быть проиллюстрированы графически (рис. 5.8).

 

 

Спрос

 

Рис. 5.8. Сочетание цен и спроса товаров

под действием различных факторов

Предположим, что кривая спроса на конкретный товар име­ет орбиту 0—0 и точку равновесия спроса и предложения с ко­ординатой Ц0 — С0. Допустим далее, что под влиянием роста до­ходов потребителей или повышения качества товара (а также возможного изменения цен на взаимозаменяемые или взаимо­дополняемые товары) точка равновесия переместится на другую орбиту (например, орбиту 1—1 или орбиту 2—2). Тогда цена рав­новесия на товар изменится и будет иметь координату Ц1 —C0. При этом спрос на товар не изменится и составит C0.

Но фирмы, производящие этот товар, могут пойти другим путем — оставить цену равновесия на прежнем уровне, т.е. на уровне Ц0. Тогда им придется изменить объем поставки данного товара на рынок с таким расчетом, чтобы удовлетворить изме­нившейся спрос. А это будет спрос на уровне C1 или C2.

Таким образом, познания в области эластичности спроса и предложения товаров позволяют фирмам более точно планиро­вать свою хозяйственную деятельность, принимать обоснован­ные планово-управленческие решения.







Date: 2015-05-18; view: 759; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию