Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Штрихи к портрету





Беседы с Г.А. Писаренко Нина Львовна Дорлиак вошла в историю мировой художествен ной культуры как одна из самых выдающихся камерных певиц. Блис га тельный музыкант, она создала галерею незабываемых вокально-сис нических образов, ставших эталонными в исполнительском искусстве Не менее значителен вклад Н.Л. Дорлиак в развитие вокальной педагогики. Свыше 60 лет посвящены ею воспитанию молодого поко ления певцов. И все эти годы связаны с Московской консерваторией Класс профессора Н.Л. Дорлиак окончили многие талантливые испол нители, результативные педагоги, успешно продолжившие методичес кие принципы своей наставницы.

Настоящий раздел представляет собой диалоги с замечательной певицей, профессором кафедры сольного пения консерватории, учена цей Нины Львовны, Галиной Алексеевной Писаренко. Понимая мно гогранность таланта Н.Л. Дорлиак, автор не ставил целью его исчерпы вающее раскрытие. Задачей представленного материала было освеще ние лишь некоторых сторон творческого дарования большого мастера А.Я. Галина Алексеевна! Прошли годы после окончания вами консерватории по классу Нины Львовны Дорлиак. Как бы вы отозва лись о творческом и человеческом облике своей выдающейся наставнп цы?! Какие черты дороги вам в исполнительском искусстве Нины Львовны? Что являлось определяющим в успехе ее педагогического мастерства?

Г.П. Как певица Нина Львовна была совершенно уникальным ху дожественным явлением. В ее исполнительстве соединились замеча тельная вокальная школа, унаследованная от мамы, Ксении Николаев ны Дорлиак, воспринявшей традиции выдающихся мастеров вокала еще трех поколений — вплоть до Полины Виардо-Гарсиа. Она обладала необычайно образованностью в самом широком понимании, удиви тельно высокой общей культурой, умением жить в мире, не отрываясь от всех современных проблем, включая и политику. Я всегда поража ласьтому, насколько живо волновали Нину Львовну все политические события. Она всегда откликалась искренне и заинтересованно. Меня это удивляло! Ведь в то время пресса по содержанию информации была весьма однообразной. А Нина Львовна умела читать «между строк» и

ш верно, я бы сказала, с большой мудростью понимала мировой

•!.... el с. Ге все волновало. В творческой деятельности была необычай-
на! |" иовагельна к себе. Прошли годы, и у меня в памяти сохранились

....... оминания о концертах Нины Львовны. Вызывало восхищение

! п una старалась максимально понять композитора и выразить в

н..... i как можно полнее его замысел. Обладая блестящими актерскими

........... тетями, полетным темпераментом, искренностью, которые так

■ in ы вал и зал, Нина Львовна перенесла их и в педагогическую практи-
I' апотаи с учениками, она всегда стремилась выявить в них эмоцио-
пут отзывчивость, требуя художественной выразительности в ис-

Им пн11ш1.

11сдагогика была ее второй страстью. Вам известно, что Нина Ii пиана начала преподавать очень рано, вначале ассистируя в классе I 11 ним Николаевны? На занятиях всегда была необыкновенно после-•н пепьна и строга. Не забуду, как она говорила мне: «Не торопись в н I \ I е гнс. Ради бога не торопись!». Даже на подаренной фотографии hi I написала: «Маленькой Галюше. (Я тогда была в училище и часто нрипиеила в класс сложнейшие арии — так мне хотелось скорее петь

• Hi мы изопер.) Будь терпелива, бережна в искусстве». Это первое ее на-

| I вис, которое я получила. Нина Львовна считала, что постигать | ц и рано владения голосом надо шаг за шагом. При этом замечала: П\' и. шаги будут вначале маленькими. Это не страшно. Но по мере

.......... нения умений непременно откроется дорога, по которой, как по

Широкой реке, можно "плыть" уже свободно и уверенно». По воспоми-нишшм Нины Львовны, Ксения Николаевна была более смелой в ре-н ргуарной политике. Если студентка хорошо подготовлена, то уже на | 11 пнпх курсах она предлагала ей достаточно трудные произведения. Но 11 hi ia Львовна никогда на это не шла. У нее была строгая последова-- п посп, в развитии вокально-музыкальных способностей студентов. 11 а цумаю, что те ученики, которые вышли из ее класса и усвоили мето-NN \ педагога, надолго сохранили свои вокальные возможности и были

\i не........ | в артистической деятельности. К примеру, Т. Тугаринова —

И низка ГАБТа, народная артистка РСФСР. Она пела партию Ярос-

........ па гак, как мне бы хотелось, чтобы сейчас ее исполняли. Артистка

....... нала великолепным piano, изумительными верхними нотами.


t ми1 Л. Ильина (народная артистка Советского Союза; поет в Яку­нин Она блестящий интерпретатор заглавных меццо-сопрановых пар­ит н русских и зарубежных операх. Ильина поет до сих пор. И я часто

 

 

думала над тем, почему ученики Нины Львовны так долго сохраняю! певческую форму и способны соответствовать высоким критериям во кального искусства. Я могу привести пример из своей артистической практики. Конечно, в настоящее время я уже не пою в театре. Но кон церт я могу спеть так, что будет не стыдно. Меня приглашают к сотвор честву наши композиторы, предлагают концерты за рубежом. Почему это происходит, почему сохраняется голос и возможность управлении им, в отличие от многих моих сокурсниц, которые уже забыли, что т| кое пение?! Уверена, что это только благодаря полученной школе, стро гой постепенности, с которой Нина Львовна меня вела. Она привмпп мне понятие необходимости режима в певческой жизни. Я всегда знак», где надо остановиться, чтобы не было перегрузки, и назавтра опии, быть со свежими силами. Все это я твердо усвоила и сейчас стараюсь передавать своим ученикам. Конечно, я понимаю, что никакою сравнения не может быть моей практики с глубиной знаний и богатой педагогической интуицией Нины Львовны. Но то, что я получила 01 нее, стремлюсь передать дальше.

А.Я. Галина Алексеевна! Я неоднократно посещала класс Нины Львовны. Мы с ней много беседовали по разным педагогическим проблемам. В частности, говорили о специфике и сложности воспи тания голоса меццо-сопрано, затрагивая вопрос сглаживания груд ного и среднего регистров. Я имела возможность наблюдать за той a i мосферой, которая существовала в классе. Меня потрясало, что там царил какой-то покой с точки зрения комфортности атмосферы - с одной стороны. С другой, я замечала, когда приходили на занятия со всем еще несмышленые, начинающие певцы, то внутренняя интел лигентность Нины Львовны как-то окрыляла их, вселяла уверен ность в себе. Я помню уроки с Ирой Кабардинской, которая обладала большим голосом меццо-сопрано. На начальном этапе она никак не могла с ним справиться. Особенно проблемным был переход из сред него регистра в грудной. И Нина Львовна внутренней силой, благо родством, тактичностью, терпением призывала к сотворчеству свою ученицу. На уроках она использовала различные подходы в решении этой проблемы. В ее работе все привлекало: и мягкость, и манера об щения с учениками, и ровность настроения, и спокойная, но строгай требовательность, и твердость. Ученики боготворили своего педаго га. Но личность профессора никогда не подавляла их индивидуаль ности.

 

/'.//. Безусловно, вы правы! Нина Львовна была всегда нашим | ipimiM другом, старшим наставником. В общении с ней мы никогда М# ощущали ни малейшего прессинга. Она разговаривала с нами как бы • "и. гуясь, предлагала вместе решать возникающие проблемы, тем са­ мым активизируя и наше мышление, и как бы исподволь раскрывая

.... г'нский потенциал. Я бы сказала так: Нина Львовна в педагогике

Пыли «великим садовником». Вспомните А. Аблабердыеву! Когда она

......... i на в класс Нины Львовны, у нее был голосок «крошечный». Одна-

■ ■ • • iv 1ыкальность была яркая! Но ученица была настолько податлива и


·рупулезно следовала всем советам педагога, что по окончании кон-

·ри.нории стала великолепной певицей. На выпускном экзамене она III hi Манон! АЛена Брылева?! Виктория Федоровна Рождественская,

...... >рой она раньше занималась, просила Нину Львовну взять ее к

...... и класс. И в результате — Большой театр и исполнение труднейшей

Ивргии Шемаханской царицы в опере Римского-Корсакова «Золотой не i ушок». Над этой партией Нина Львовна работала долго, тщательно Империя каждый такт, как с вокальной позиции, так и точности музы-► пчыю-художественного интонирования. Ведь эта партия необычайно | южна не только технически, но и интонационно. Лена обладала более

| 1'импым голосом по сравнению с другими солистками Большого те-щ 1 >а. И тем не менее дирижер выбрал именно ее, так каконаединствен-п|| hi всех пела абсолютно чисто. Блестящей певицей стала Беатрис

I lappa, имеющая голос красивого тембра, великолепную технику и му-

II и альность. Так что вокальную школу Нина Львовна давала основа-
| иную. Ее педагогическая эрудиция была настолько обширна и глубо-
| i а i о позволяла одновременно работать и над вокалом, и над художест-
нностью образа. Следя за естественностью и красотой тембра, разви-

ii инструментальную ровность голоса, вместе с тем Нина Львовна не и I к i юсила «пустого» пения, как бы оно ни было привлекательным. Она

• читала, что в исполнении артиста всегда должны присутствовать и му-М п а п. пая, и образная стороны интерпретации. Подобный синтез по ее

• | нению и рождал певца-музыканта, певца-художника. И Нина 11 1 ,по н11а неукоснительно следовала этому принципу.

А.Я. Галина Алексеевна! Какие качества в ученике ценила Нина Иыювна? По всей вероятности, эти взгляды и вам передались?! Ведь

i ушесгиуют певцы, обладающие большими, красивыми голосами.

ii шако зачастую их профессиональная жизнь не складывается удач-
но 11 наоборот, нередко обладатели скромных вокальных данных ста-

 

 

новятся мастерами своего искусства. Как оценивала Нина Львовна ис полнительский потенциал будущего артиста?

Г.П. Главным для Нины Львовны было, прежде всего, наличие музыкальности и выразительности в пении. На втором месте — тембр голоса, его основные характеристики. Иногда слушаешь певицу и рае суждаешь: голос вроде бы не очень серебрится и тембр его не очень кра ' сивый, но выразительность исполнения такая, что чувствуешь — перед тобой художник, которому в музыке есть что сказать. Когда художест венные свойства музыкальности присущи исполнителю, то появляется надежда и сам голос украсить, сделать его тембр более привлекатель ным.

Большое внимание обращала Нина Львовна и на волевые качест ва личности. Она говорила, что при равных вокально-музыкальных возможностях всегда выйдет вперед тот, кто обладает волей, целеуса ремленностью, умением подчинить все достижению профессионал из ма в искусстве.


А.Я. Я думаю, Нина Львовна уникальна была еще и в другом... За частую можно слышать суждение: «Не следует читать много книг по пе­нию, чтобы не «забивать» себе голову наукой». Нина Львовна всегда с одобрением относилась к интересу студентов почерпнуть больше сведе­ний о вокальном искусстве. Да и сама очень живо откликалась на новое слово в методике. Я помню, как, вернувшись из очередной поездки за рубеж, Нина Львовна специально для меня привезла новую книгу о го­лосе. Ее все интересовало. И та мысль, которую вы провели, что для успеха в педагогике необходимо много знать, по всей вероятности, также унаследована вами из методики Нины Львовны?

Г.П. Безусловно! И я должна сказать следующее. Бывают случаи, когда мне не знакомо точное произношение иностранного текста и пол линный его перевод. Никогда не стесняюсь об этом сказать и обычно прошу студентов проконсультироваться у преподавателей иностранного языка. Я — сторонник знания абсолютно точного перевода каждого ело ва, представления его значения в произведении. Считаю, что это помога ет более достоверной интерпретации сочинения того или иного автора. По моему глубокому убеждению, педагог обязан сказать студенту, если он с чем-то не знаком, и, мне кажется, его авторитет при этом нисколько не пострадает. Честно относиться к своей профессии, добросовестно трудиться, всегда идти вперед, стремиться больше узнать — так меня учи ла Нина Львовна. Ведь сама она была замечательно образована.

 

В процессе работы с учеником Нина Львовна всегда старалась Принудить его творческую фантазию, художественное воображение,

......... in-обходимые в раскрытии музыкально-поэтического образа про-

И им нппя. Она совершенно отрицала «пустое» пение, не признавала

..... рака по красивых звуков. Согласно ее художественному кредо ис-

11н темпе всегда должно было осуществляться в образе. Вспоминаю,

....... а я пела романс Шумана «Миньона», Нина Львовна задала мне

Мжрос: «Галюша, а ты читала "Вильгельма Мейстера"?» Я ответила от-
нтельно. Тогда Нина Львовна посоветовала мне обязательно Позна-
ни ься с литературой, сказав при этом: «Ведь Миньона — это дикая
| н) шка, с распущенными черными волосами. Она находится в такой
| е..». Конечно,последовавсоветуНиныЛьвовны,япрочлаоМинь-
§И| о I крыв для себя много интересных граней в трактовке этого обра-
• | 1 1средо мною сразу возник этот необыкновенный облик. В результа-
е р< 1манс заиграл новыми красками. Его я часто пела и на конкурсах, и

· | ■ hi нертах, где он неизменно пользовался большим успехом. И вот так

· I Гижо Нина Львовна работала над каждым произведением, стараясь Hi pea учеником раскрыть его мир, истинное содержание. Особенно оно Иi I по в камерном исполнительстве.

А.Я. Галина Алексеевна! Отбор учеников в класс всегда является И 11 имм для каждого педагога. Как Нина Львовна решала этот вопрос?

/'. /7. Прежде чем дать согласие заниматься, Нина Львовна обяза- irai.no прослушивала желающих учиться в ее классе, как бы оценивая,

...... олько в перспективе будет плодотворно протекать весь процесс

I ■ |. ы.

А.Я. В случае положительного решения, как Нина Львовна начи-111 la снятия, в чем она видела главное на этом этапе?

Г.П. Надо сказать, что Нина Львовна всегда к началу педагоги-и i кого общения с учеником относилась с большой осторожностью, миимагсльно изучая его возможности. Много говорила о дыхании. По­мимо объяснений, показывала, подходила к ученице, проверяя, как она ■ i.i I и и а. Иногда предлагала начинающим проследить за процессом ды- •..iii и я у старших студентов. Она старалась возможно шире использовать in е пути в решении той или иной проблемы. И конечно, стержневой ли­ши- м педагогики Нины Львовны была строгая последовательность как в упражнениях и вокализах, так и художественном репертуаре.

А.Я. Слушая пение Нины Львовны, всегда отмечаешь огром­ную культуру звука, его благородство, мягкость, изумительную кан-

 

тилену, безукоризненное владение динамикой, эластичность подачи дыхания.

Г.П. Да-да, вы совершенно правы. Звук всегда должен идти не «впрямую», не «на материальной задержке». Ведь зачастую у учеником момент задержки дыхания сопровождается его мышечным зажатием Нина Львовна всегда старалась привить интерес к мягкости, кантилен ности звука, правильному контакту дыхания с голосовыми складками. Для нее всегда было важно качество начала звука, его эмиссии. С самых первых уроков Нина Львовна развивала вкус к красоте певческого тона, воспитывала слух, стремление петь красиво, кантиленно. Она старалась сформировать ощущение благородства звучания, не допускать появле ния неэстетических звуков. Произношение слова на пении было наполнено не только чувством содержания, но и носило с точки зрения эталонное™ звучания необходимый характер.

Ровность голоса вырабатывалась скрупулезно, постепенно, сле­дуя от красоты наилучше звучащей гласной. Исподволь, давая соответ ствующие слогосочетания, Нина Львовна как бы незаметно для нас приводила к удобству пения и «неудобные», некрасиво звучащие глас­ные постепенно исчезали. Особое внимание уделялось умению петь mezza voce. Она всегда говорила: «Если научитесь исполнять mezza voce, то многие технические моменты станут гораздо доступнее». Воспита­ние культуры звука было обязательным элементом в овладении вокаль­ным мастерством. Я хочу отметить еще один важный штрих методики Нины Львовны. Это — манера произношения слова в пении. Все дол­жно было быть необычайно естественным, простым, лишенным всякой нарочитости, изменения формы гласной в угоду вокальности. И в то же время — великолепно и благородно. К примеру: романс Глинки «Как сладко с тобою мне быть». Когда я начинала петь этот романс, то в моем исполнении было много горячности и откровенных эмоций. Нина Львовна послушала и дала мне совет: «Нет, Галя, в этом романсе нет та­кого открытого откровения. Он более светский. Не надо вкладывать столько чувственности, явной искренности. Представьте себе, что чело­век светского общества смотрит на обожаемую им женщину. Это должно звучать более отстранено». Мне кажется, исполнительский характер произведения описан настолько точно, что трудно подобрать другое сравнение. Романс для меня раскрылся совсем иначе. Я много его пела в концертах. И сейчас на занятиях с ученицами в классе стараюсь в интер претации замечательного творения Глинки следовать этому Принципу.

 

шлкпо представить образ Пушкина, глядящего на Натали, почу- 1И i mi nun, дух эпохи. Как правило, это очень помогает.

А.Я. Наблюдая за занятиями, я часто замечала, что Нина Львовна. Порой делала совсем немного замечаний. Я вспоминаю уроки ис И. Ка-| |рдинекой, и с А. Аблабердыевой, и с Е. Брылевой. Она как-то умела

hi..... о и естественно наставить на тот путь, по которому надо идти

Именно этой ученице. Это что: колоссальная педагогическая интуиция, in 'множенная на громадный опыт?

/'. П. Да! Главная забота Нины Львовны в работе с каждым учени-1 1 |М нахождение и сохранение ценнейшего его качества — индивиду-







Date: 2015-04-23; view: 986; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию