Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выполнение заказа
Передача заказа на производство. После того как принят заказ, официант определяет последовательность его выполнения. Лучше всего процесс обслуживания осуществлять по следующей схеме. Вначале официант направляется в сервизную, для того чтобы подобрать посуду для холодных блюд и закусок. Получив, он приносит ее в холодный цех, где передает заказ на холодные закуски и блюда. Затем идет в горячий цех и заказывает горячие блюда. И только после этого пробивает чек на кассовой машине для получения буфетной продукции. Официант должен не отходить от раздачи до тех пор, пока учетчица не выпишет талоны с заказанными блюдами и не передаст их повару. В некоторых ресторанах существует более сложная система заказа. Если, например, требуется подать несколько различных закусок, вино и горячих блюд и обслужить группу посетителей в количестве 4—6 человек, то порядок выполнения заказа будет иной. Сначала официант получает в сервизной посуду и заказывает холодные закуски. Затем он выбивает чеки (или выписывает талоны) на все заказанные блюда, получает буфетную продукцию и ставит ее на подсобный стол. Воду или пиво подают прямо ил обеденный стол. К этому времени будут готовы заказанные холодные закуски. Их нужно получить и поставить на стол вместе с водкой или горькой настойкой, после чего необходимо заказать горячие блюда. Официант обязан получить их в точно назначенное время. При этом он должен знать, что, например, рассольник и свиная отбивная будут готовы через 10 мин после заказа. Если официант опоздает на несколько минут, то это скажется на качестве приготовленного блюда, оно остынет. Блюда подают сразу после их приготовления. Несколько иной характер носит процесс обслуживания группы клиентов по одному заказу. В этом случае несколько порции одноименных блюд, включенных в один заказ, готовят и подают на стол в многопорционной посуде — блюдах, салатниках, вазах, икорницах, которые официант расставляет на столе или раскладывает порции на тарелки каждому посетителю. Заказ на горячие блюда официант делает с таким расчетом, чтобы за это время для заказанных блюд повара подготовили необходимые продукты или полуфабрикаты. Тогда в нужный для по дачи момент приготовление их займет значительно меньше времени. Поэтому официант из холодного цеха направляется и горячий, где делает заказ на горячие закуски, супы, вторые горячие блюда и некоторые десертные, одновременно передавая учетчице посуду (для тех блюд, которые готовят непосредственно и этой посуде): кокотницы или кокильницы для горячих закусок, миски для заправочных супов, блюда, «баранчики», сковороды и горшочки для запеченных и тушеных блюд. Учетчице горячего цеха также сообщают пожелания посетителей об особенностях приготовления заказанных блюд. Теперь путь официанта лежит к кассе. Направляясь к ней, он может подойти к буфету, чтобы убедиться, вся ли заказанная продукция есть в ассортименте, и уточнить цены. При наличии кассовой машины он может пробить чек для оплаты сразу всего заказа. Однако опыт работы официантов показывает, что целесообразно пробивать чеки непосредственно перед получением тех или иных блюд. Получая блюда на раздаче, официант должен тщательно осмотреть каждое из них. Если при отпуске одинаковых блюд он обнаружит, что одно хорошо оформлено, а другое плохо или одно из них кажется меньше по объему или массе, официант имеет право не подавать их посетителю. В этом случае нужно вызвать метрдотеля или заведующего производством и внести изменения в оформление блюд. Принятое официантом от раздатчика небрежно оформленное, подгоревшее или остывшее блюдо — это всегда урон престижа данного ресторана.
С чеками на буфетную продукцию официант получает в сервизной посуду, в которой ему выдают продукцию из буфета. И здесь, получая напитки, винно-водочные изделия, фрукты, официант проверяет, нет ли в них дефекта, например осадка в бутылках. На самих бутылках должны быть этикетки, а фрукты хорошо вымыты и обсушены.
Сервировка стола в соответствии с заказом. Официант должен выполнять следующие правила сервировки: • столовые приборы размещают справа и слева от центральной (мелкой столовой, закусочной, десертной) тарелки, причем ножи кладут справа лезвием к ней, вилки — слева зубцами вверх; • сервировку стола всегда начинают с ножей, которые кладут с правой стороны от тарелки, размещая их в направлении слева направо (столовый, рыбный, закусочный); • вилки размещают в направлении справа налево (столовую, рыбную, закусочную); • стол сервируют не более чем на 3 комплекта приборов (4-й комплект может быть положен на закусочную тарелку под салфетку); • нож для масла кладут на правый борт пирожковой тарелки; • десертный прибор кладут перед мелкой столовой или закусочной тарелкой в направлении от тарелки к центру в следующем порядке: нож, вилка, ложка (возможны и другие варианты: при сервировке десертными тарелками вилку можно положить слева от нее, а справа — нож, ложку; нередко кладут только один прибор или в паре: ложку и вилку); • приборы кладут рядом таким образом, чтобы они не соприкасались. Правила сервировки предусматривают следующий набор стоповой посуды и приборов для каждого посетителя: вначале ставят мелкую столовую тарелку, на нее — закусочную, слева — пирожковую. Между пирожковой и малой столовой тарелкой должны находиться две вилки (закусочная и столовая) — обе зубцами вверх, а с правой стороны тарелки — два ножа (столовый и закусочный) — оба лезвием к тарелке. Этими приборами обычно ограничивается предварительная сервировка стола для завтрака и обеда. Во время обеда предварительная сервировка может дополняться ложкой. Число предметов сервировки по меню заказа (завтрак, обед, ужин, чай, кофе, банкет) зависит от ассортимента подаваемых блюд и напитков: для европейского завтрака (в качестве холодной закуски — ассорти из колбас) предусматривается: первый вариант — закусочная тарелка и закусочный прибор; второй вариант (горячее блюдо — омлет) — мелкая столовая тарелка и столовый прибор
если обслуживают группу туристов, то предварительно ставят на стол кофейные и чайные чашки, кофейники, молочники, сахарницы, розетки для варенья, лимоны и т.п.; в каждом из этих двух вариантов обязательная деталь! сервировки — нож для масла (рис. 8.1); для обеда, состоящего из четырех блюд, могут быть следующие варианты сервировки: к мясному или овощному блюдам подают столовый прибор (нож, вилка) (рис. 8.2, а), к рыбному блюду закуски может быть также уложен на закусочную тарелку под салфетку (рис. 8.2, б); в том случае, когда закуска перекладывается на подсобном столе, закусочная тарелка в сервировке может отсутствовать; для обеда из пяти блюд закусочный прибор для холодной закуски из рыбы 05 лучше уложить на тарелку под салфетку;
для ужина с холодной и горячей закусками прибор к горячей закуске подают одновременно с ней, поэтому предусмотрен только закусочный прибор для холодной закуски (рис. 8.3); для банкета, если предусмотрены два вида закусок, рыбное и мясное блюда, а также десерт, первый закусочный прибор кладут на тарелку под салфетку; для тематических мероприятий (свадьба, встреч, Нового года, юбилей) се рвировку стола выполняют так
Рис. 8.2. Варианты сервировки стола же, как и для банкета или по меню обеда из четырех блюд: традиционного обслуживания 1 - прибор закусочный; 2,з~ прибор сто- (официант может проявить и ловый; 4 — прибор десертный; 5 — фужер СВОЮ фантазию, выдумку).
Рис. 8.3. Вариант сервировки стола
Таким образом, в соответствии с конкретным Меню завтрака, обеда, ужинa официант дополняет сервировку стола. При этом Могут возникать самые разнообразные ситуации, требующие дополнительной сервировки. Приведем несколько примеров. По меню обеда кроме фарфоровой посуды и столовых приборов за тарелкой ставят дополнительно стеклянную или хрустальную посуду: фужеры, бокалы, рюмки, в то время как при минимальной сервировке должен стоять только фужер, поскольку подача алкогольных напитков заранее никогда не предусматривается. При более полной сервировке помимо фужера ставят рюмку для вина (мадерную или рейнвейную). В вечернее время в ресторанах класса люкс и высшего класса помимо фужера и рюмки для вина ставят еще и рюмку для крепких напитков. Полная сервировка стола хрустальной и стеклянной посудой зависит от наличия в меню тех или иных видов винно-водочных изделий. Учитывая это дополнительно ставят: бокал для шампанского (в первом ряду слева направо ставят фужер, рядом с ним — рюмку для вина (рейнвейную или мадерную), далее — рюмку для водки; во втором ряду — дополнительно бокал для шампанского); бокал для шампанского и рюмку для белого вина (в первом ряду в том же порядке ставят фужер, далее — рюмку для вина мадерную и рюмку для водки; во втором ряду — бокал для шампанского и рюмку для вина рейнвейную); бокал для шампанского, рюмку для белого вина и рюмку для красного вина (в первом ряду ставят фужер, рюмку для вина рейнвейную и рюмку для водки; во втором ряду — бокал для шампанского, рюмку для красного вина лафитную и рюмку мадерную. Указанное выше расположение рюмок, бокала и фужера при сервировке стола соответствует порядку подачи напитков: к закускам — водка или горькие настойки, крепленые виноградные вина, к горячим блюдам — столовые сухие или полусладкие вина, к сладким блюдам и фруктам — шампанское. В безалкогольных ресторанах, а также в тех случаях, когда в заказе отсутствуют винно-водочные изделия, на стол ставят только фужер.
Рис. 8.4. Схема сервировки стола десертными приборами: а, б, е — один из десертных приборов (нож, вилка, ложка); в, д — десертный прибор в паре (нож и вилка, вилка и ложка); г — полный десертный прибор (нож, вилка, ложка)
Довольно часто закуски ставят на стол не заранее, а подают в процессе обслуживания. В этом случае может быть положен десертный прибор: нож, вилка и ложка или только нож и вилка (рис. 8.4). Нож кладут лезвием к тарелке, ручкой вправо. Десертные приборы можно положить за хрустальной посудой. Если официант обслуживает шестиместные столы, то на них можно поставить ведерко с бутылкой шампанского или вазы с фруктами, а на середину столов — невысокие вазы с цветами. Не рекомендуется ставить на стол искусственные цветы или цветы в Горшках. Некоторые особенности имеет сервировка стола на веранде, Террасе или другом открытом месте. Рюмки и бокалы, чтобы предохранить их от пыли, переворачивают. На закусочную тарелку в этих же целях кладут салфетку, сложенную треугольником (существует и другой прием: салфетку, сложенную вчетверо, кладут прямо на стол, а на нее — тарелку в перевернутом виде). Правила сервировки столов в ресторанах хотя и носят общепринятый характер, но не должны рассматриваться как обязательные эталоны для любого вида обслуживания. В каждом отдельном случае необходимо принимать во внимание характер работы ресторана, его тематическую направленность. С этих позиций и должен строить свою работу обслуживающий персонал. Ввиду этого и правила сервировки могут изменяться. Так, например, иногда за тарелкой, по направлению к ее центру, можно поставить рюмку для вина, а слева от нее — фужер, справа — рюмку для крепких напитков. При ситуации, когда фужер должен оставаться на месте до конца обеда или ужина, а рюмки после их использования убирают, за тарелкой, по направлению к ее центру, ставят не рюмку, а фужер, справа от которого располагают рюмки для вина и водочных изделий. Можно за тарелкой вначале поставить рюмку для водочных изделий, а за ней — рюмку для вина и далее — фужер. Виды сервировки стола в определенной мере зависят и от времени обслуживания, т.е. во время завтрака сервировка стола должна быть иной, чем во время обеда и ужина. В отдельных случаях изменения в сервировке вносят уже в процессе обслуживания. Так, при наличии в меню рыбных и мясных закусок можно при предварительной сервировке вначале положить только закусочные приборы — два ножа и две вилки, а перед подачей горячих блюд заменить их столовым и рыбным приборами (ножи и вилки). Техника работы официанта. Приступая к подаче блюд и напитков официант должен придерживаться следующих общих правил техники обслуживания. • Посетителей следует обслуживать быстро, без шума и суеты. У окружающих не должно создаваться впечатления торопливости в работе официанта. Время ожидания в ресторане должно составлять не более 20 мин (до момента подачи холодных блюд). • Официант должен уметь ставить посуду или раскладывать столовые приборы перед клиентом аккуратно, без шума, плавными движениями и в определенном порядке. • Официант должен подавать блюда и напитки правой рукой с правой стороны от клиента. Каждое следующее блюдо подают лишь после того, как со стола будет убрана использованная посуда.
• Официант при обслуживании посетителей по меню заказных блюд некоторые блюда подает в так называемой посуде индивидуального пользования: супы — в тарелках и бульонных чашках, горячие закуски — в кокотницах, кокильницах или порционных сковородах, десерт — в креманках и т.д. Холодные закуски и блюда, горячие блюда, заказные десертные блюда при подаче, как правило, перекладывают на тарелку посетителя. • Перед подачей горячего блюда на стол должна быть поставлена подогретая тарелка. Если к горячему блюду отдельно подаю! гарнир или салат из свежей зелени, то для него слева от подогретой столовой тарелки ставят закусочную. В подготовку стола входит уборка использованной посуды, а с разрешения посетителя — и посуды с остатками пищи. Все это рекомендуется делать до получения блюда с раздачи, т.е. в то время, когда его готовят на кухне, • При обслуживании посетителей по меню заказных блюд блюда, гарниры, соусы официант приносит в зал на подносе, часта вместе с тарелками и приборами. На тот период времени, которое необходимо для подготовки стола, официант может поставить поднос на подсобный стол, приставленный к основному столу, или на сервант. Затем он к каждому блюду, гарниру, соусу кладет приборы для перекладывания. • При подаче блюд в икорницах, салатниках, соусниках, лотках их следует ставить на маленький поднос или тарелку, накрытые салфеткой, а возле них класть приборы для перекладывания. • Существуют блюда и продукты, которые принято подавать только в сочетании с другими, как бы дополняющими их по вкусу: икру — со сливочным маслом, горячими тостами, расстегаями, блинами; малосольную рыбу со свежими овощами. Все эти продукты подают одновременно. Предварительно их ставят на поднос, накрытый салфеткой. Затем официант берет поднос на левую руку, покрытую аккуратно сложенным ручником. Если подают блюдо большого размера, то ручником покрывают и часть рукава костюма. Необходимо следить, чтобы ручник не свисал. Для предотвращения скольжения гладкого дна горячего блюда по ручнику (салфетке) его предварительно слегка увлажняют. Чтобы подать к столу вазу с низкой широкой и пустотелой ножкой, ее нужно держать через ручник за нижний край. Если ваза имеет высокую ножку, то официанту лучше держать ее за верхнюю часть ножки. Тарелку с поставленным на нее салатником можно держать, как и блюдо, на ладони или поставить тарелку на четыре пальца руки и упереть ее борт в основание большого пальца, придерживая им тарелку. • Некоторые соусники имеют небольшую площадь опоры и потому очень неустойчивы. Тарелку, застеленную салфеткой, с поставленным на нее соусником держат в левой руке между средним и безымянным пальцами, одновременно прижимая ее бортом к полусогнутой ладони. Снизу тарелку поддерживают безымянным пальцем и мизинцем, а сверху удерживают средним пальцем. Большой и указательный пальцы в это время удерживают Соусник за ручку. Такой нехитрый прием придает соуснику устойчивое положение. • Нередко салаты и некоторые гарниры, заправленные соусом в большом количестве, прилипают к ложке. Чтобы очистить ее, можно вилкой как скребком сделать скользящее движение по ложке, и она станет чистой. • Существует определенный порядок перекладывания блюда. Так, сначала перекладывают основной продукт, его кладут в тарелку ближе к клиенту. Затем перекладывают гарнир. Если гарнир сложный и его компоненты уложены на блюде раздельно, то в этом случае перекладывание требует особой осторожности. Главное — не перемешать продукты как на блюде, так и на тарелке клиента, а также не забыть предложить полить соусом основной продукт, а иногда и гарнир (если соус полагается по рецептуре). Раскладывая приборы, ставя тарелки, блюда, официант должен помнить следующие правила подачи: при подаче блюда большой палец официанта должен находиться за краем тарелки; не следует дотрагиваться до краев чашки или стакана; блюдце под стаканом всегда должно быть сухим; приборы можно брать только за ручки; расставлять рюмки, стаканы, чашки, класть приборы следует бесшумно, аккуратно; не следует при уборке стола смахивать крошки на пол; каждое следующее блюдо можно приносить только после того, как со стола убрана использованная посуда из-под ранее поданного блюда; при подаче блюдо или тарелку нужно брать ручником, предварительно протирая дно; раскладывать блюдо на тарелки надо только на виду у посетителей на подсобном столе, который придвигают к обеденному столу; при раскладывании блюдо необходимо поставить сбоку или за тарелкой, на которую перекладывают готовый продукт; при раскладывании используют ложку и вилку, ложку надо держать в правой руке, а вилку — в левой; кушанье на тарелки нужно раскладывать в таком виде, как оно было уложено при отпуске с кухни, чтобы сохранить его внешний вид; если блюдо заказано на несколько посетителей и среди них есть женщины, то в первую очередь следует подавать старшей из них (а в случае присутствия за столом взрослых и детей детям следует подавать в первую очередь). Рис. 8.5. Прием перекладывания вторых горячих блюд
большим (сверху) пальца ми; концы ручек прибора при этом должны упираться в ладонь в основании безымянного пальца и мизинца; приподнимая зубцы вилки указательным пальцем, подхватить ложкой продукт, а затем большим пальцем прижать вилку к этому продукту и перенести его на тарелку посетителя; при этом локоть правой руки официанта обязательно должен касаться его корпуса, что придает его движениям определенную эстетичность. Если перекладываемое блюдо имеет мягкую консистенцию (отварная рыба, омлет, запеченные блюда, овощи), то официант укладывает его на раздвинутые приборы, причем вилку в это время он смещает влево большим и указательным пальцами, приборы подкладывает под порцию. Теперь остается только поднять ее и переложить на тарелку. Для перекладывания блюда плотной консистенции (фрукты, пирожные) используют прием, называемый охватом. С помощью приборов официант как бы охватывает продукт: ложка опирается на средний палец правой руки, а вилка удерживается указательным пальцем. Описанный способ подачи блюд допускает использование элементов самообслуживания: клиент может самостоятельно переложить блюдо на тарелку. В этом случае официант держит блюдо возле его тарелки. Не следует касаться блюдом стола или поднимать его высоко над столом. Блюдо следует лишь слегка наклонить в сторону тарелки посетителя. При подаче блюда в соусе надо зачерпнуть соус ложкой и полить им продукт, уже переложенный на тарелку. Дождавшись, когда клиент положит в тарелку порцию кушанья, а приборы для перекладывания — на блюдо, официант поднимает блюдо от стола и при необходимости поправляет положение приборов. Обнаружив, что ручки приборов замаслены, он тут же заменяет их, а затем продолжает подачу. Известное профессиональное правило гласит: при перекладывании блюда в тарелку клиента приборы могут быть в руке официанта, но держать их надо обязательно над блюдом; локти официант должен держать ближе к себе, при перекладывании работать в основном кистью; блюдо при этом держат так, чтобы борт его немного перекрывал борт тарелки (чтобы исключить попадание капель соуса на скатерть). Подача блюд «в стол». При обслуживании с расстановкой блюд на столе заказное блюдо ставят на стол вместе с приборами для перекладывания блюд в тарелки. Перекладывают блюдо посетителю. Официант лишь оказывает им помощь. Особенности сервировки стола в этом случае заключаются в том, что официант стелит салфетку под овальные блюда с горячим. Крышки от «баранчиков» и мисок ставят на специальные кусочные тарелки. Холодные закуски и блюда ставят на стол одновременно, а горячие — последовательно. Официант, прежде чем подать очередное блюдо, убирает использованную посуду и приборы и вновь сервирует стол. Эта же форма обслуживания приемлема и при подаче напитков. Так, горячие напитки — кофе и чай — подают соответственно В кофейниках или чайниках, а также в самоварах; напитки, полученные из буфета, — в бутылках, графинах, кувшинах. Подача блюд с предварительным перекладыванием на подсобном (приставном) столе. Обслуживание с предварительным перекладыванием блюд в тарелки заключается в том, что официант сначала показывает клиенту принесенное с раздачи блюдо, а затем с его разрешения перекладывает блюдо в тарелку на подсобном (приставном) столе и только после этого подает его. Техника обслуживания в этом случае состоит из следующих операций: • к торцу обеденного стола приставляют небольшой передвижной стол (чтобы посетители могли наблюдать за действиями официанта); • ставят на приставной стол принесенные блюда и подогретые тарелки; • предварительно показав посетителям блюдо, перекладывают его с помощью приборов в тарелки; • подают тарелки посетителям (с правой стороны правой рукой, слегка сделав шаг правой ногой вперед). Для удобства работы официант размещает посуду и приборы на подсобном столе в том же порядке, что и на обеденном столе. Как правило, блюдо с основными продуктами располагают в левой части стола, а гарнир (лучше получить на раздаче отдельно) — в правой. В центре стола располагают тарелки. Порционируют блюда одним из следующих способов: • для перекладывания котлет, лангетов, бифштексов, картофеля, овощных гарниров ложку подкладывают под продукт, слегка нажимают сверху вилкой, приподнимают продукт и кладут его па тарелку посетителя; • для перекладывания запеченных кусков мяса ложку и вилку подкладывают под продукт, приподнимают его и перекладывают в тарелку посетителя; при этом ложка может находиться по отношению к вилке впереди или составлять с ней одну линию; • для перекладывания изделий из слоеного и песочного теста! пудингов, запеканок, паштетов официант ложку держит в правом руке, вилку в левой, причем вилку держит параллельно ложке. Учитывая, что к некоторым блюдам гарнир или соус отпускают отдельно, официант может обратиться за помощью к свободному в данный момент другому официанту. Образуется своеобразный тандем: первый из них порционирует основной продукт, а второй вслед за ним — гарнир или соус. Если блюдо имеет небольшие размеры, то для подачи можно поставить его на поднос, а рядом с блюдом расположить соус или гарнир. Для подачи порционного блюда официант подходит к посетителю с правой стороны от него. Допускается и другой вариант: можно подавать с левой стороны от посетителя, но тогда официант вынужден будет работать левой рукой. При подаче блюд в обнос или с предварительным перекладыванием на приставном столе следует выполнять определенные правила: • основной продукт (мясо, рыба, птица) размещают на тарелке в центре, а сложный гарнир — слева и справа от него, зелень петрушки, укропа, сельдерея лучше располагать сверху справа; • соус перекладывают на верхнюю правую сторону тарелки; • порционируют продукты в следующем порядке: основной продукт, соус, гарнир (картофель или макаронные изделия), овощи, зелень. По своей композиции перекладываемое блюдо должно соответствовать блюду, оформленному поваром.
Date: 2015-05-09; view: 6710; Нарушение авторских прав |