Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляд на человека
И Бандура, и Мишел осознают, что есть тесная связь между общим представлением о человеке и теорией личности, и поэтому оба старались предельно ясно изложить свои взгляды. Бандура отмечает, что «общие взгляды на человеческую природу влияют на то, какие аспекты психологического функционирования изучаются наиболее глубоко и тщательно, а какие остаются неисследованными. Подобным же образом теоретические концепции определяют исследовательские схемы, с помощью которых собираются факты, а те, в свою очередь, влияют на формирование теории» (1977а, p. vi). Иначе говоря, между взглядами на природу человека, программой исследования и теорией личности существуют взаимообратные, или реципрокные, связи. Современная социально-когнитивная теория придерживается взгляда на человека как на активное существо, использующее когнитивные процессы, чтобы представлять события, предвосхищать будущее, выбирать направление действия и взаимодействовать с другими людьми (Mischel & Shoda, 1995). Альтернативные взгляды на человека как на пассивную жертву бессознательных импульсов и своего прошлого или как на существо, пассивно реагирующее на окружающие события, отвергаются. Теории личности, которые отдают предпочтение внутренним факторам вплоть до полного исключения влияния окружающей среды, тоже отвергаются из-за их невнимания к реактивности индивида на изменение ситуаций (Shoda, Mischel & Wright, 1994). Теории же, которые отдают предпочтение только внешним факторам вплоть до полного исключения внутренних, отклоняются из-за своей неспособности учитывать роль когнитивных процессов в поведении. Отвергая как представление о том, что люди побуждаются исключительно внутренними силами, так и представление о том, что люди постоянно нахо- Взгляд на науку, теорию и эмпирические исследования 435 дятся под ударами стимулов окружающей среды, социально-когнитивная теория полагает, что поведение можно объяснить в категориях взаимодействия между человеком и его окружением — процесса, который Бандура называет реципрокным детерминизмом. Люди находятся под влиянием окружающей среды, но они в то же время сами выбирают способы действия. Человек одновременно и реагирует на ситуации, и активно создает ситуации, влияя на них. Люди и отбирают ситуации, и формируются под их влиянием; они воздействуют на поведение других людей и формируются под влиянием поведения этих других. Мишел так описывает свой образ человеческого существа: Это образ активного, могущего воспользоваться огромным опытом и когнитивными способностями, обладающего мощным потенциалом добра и зла, активно конструирующего свой психологический мир человеческого существа, влияющего на свое окружение, но так же закономерно и подвластного его влиянию... Это образ, который прошел долгий путь развития от инстинктивных моделей уменьшения (редукции) влечения, от статичных глобальных черт и автоматических связей «стимул—реакция», предлагаемых традиционными теориями личности. Это образ, который высвечивает слабые места всех упрощенных теорий, видящих в поведении исключительно результат некоего узкого набора детерминант, будь то привычки, черты, влечения, инстинкты, гены, вне зависимости от того, находятся ли они внутри или вне человека. Источник: Mischel, 1976, р. 253 Date: 2015-05-09; view: 590; Нарушение авторских прав |