Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоэффективность и успешность деятельности





Как уже отмечалось ранее, в своих последних работах Бандура (Bandura, 1995) придает все большее значение самовосприятию эффективности как ког­нитивному посреднику деятельности. Во время планирования действия и в ходе его выполнения люди выносят суждение о своей способности выполнить раз­нообразные требования, поставленные данной задачей. Эти суждения о само­эффективности влияют на мышление («Вот то, что мне нужно сделать и что я могу сделать» либо «Мне никогда не удастся это сделать. Что люди будут думать обо мне?»), на эмоции (возбуждение, радость либо тревога, депрессия) и на действие (большее стремление довести дело до конца либо торможение, иммо­билизация). Человек устанавливает стандарты и цели и выносит суждения о своей способности выполнить задачи, необходимые для достижения цели.

В предыдущем издании книги социально-когнитивная теория критикова­лась за недостаточное внимание к мотивации человека. В последнее время эти процессы стали для социальных когнитивистов важным предметом изучения, и Бандура (Bandura, 1990, 1995) все больше значения стал придавать взгляду на действие человека с позиции цели. В своем исследовании Бандура и Сервон


442 Глава 12. Социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела

(Bandura, Cervone, 1983) изучали влияние, которое оказывают цели и обрат­ные связи от результата на мотивацию. Гипотеза заключалась в том, что моти­вация продуктивной деятельности отражает и наличие целей, и сознание того, как моя деятельность соотносится со стандартами: «Само по себе принятие целей — неважно, являются ли они легкими или требуют больших усилий — кажется никак не сказывается на мотивации без знания того, как выполняется действие» (Bandura, 1983, р. 123). Предполагалось, что чем большее расхожде­ние существует между стандартами и успешностью действия, тем, как прави­ло, большей является неудовлетворенность собой и больше усилий мобилизу­ется, чтобы добиться лучшего результата. Однако решающим фактором подоб­ных усилий являются суждения о самоэффективности. Поэтому в исследовании проверялась гипотеза о том, что суждения о самоэффективности, так же как и самооценочные суждения, опосредуют влияние целей на усилия по их дос­тижению.

В этом исследовании испытуемые выполняли напряженную работу при од­ном из четырех условий: 1) наличие целей и обратной связи от результата исполнения; 2) цели в чистом виде — без обратной связи; 3) обратная связь в чистом виде — без целей; 4) отсутствие и цели, и обратной связи. После вы­полнения этой работы (которую представляли как часть научного проекта по разработке и экспертизе программы упражнений для реабилитации постин­фарктных больных) испытуемые оценивали, насколько они будут удовлетво­рены или не удовлетворены, если на следующем сеансе выполнят работу на том же уровне, что и в первый раз. Кроме того, они высказывали суждения о своей самоэффективности применительно к разным возможным уровням ус­пешности. Затем снова измерялась их успешность выполнения той же требую­щей немалых усилий работы. В соответствии с гипотезой, условие, комбиниру­ющее наличие целей и обратной связи от результата, давало сильный мотива-ционный эффект, в то время как ни цели, ни обратная связь по отдельности по своей мотивационной значимости не шли ни в какое сравнение с этим комбинированным условием (рис. 12.2). Также надо заметить, что активность в последующей серии эксперимента сильнее всего была тогда, когда испытуе­мые были не удовлетворены своим исполнением, не достигающим внутренне­го стандарта, и к тому же высоко оценивали свою самоэффективность в дости­жении высоких результатов. По отдельности ни неудовлетворенность, ни по­зитивные суждения о самоэффективности не давали подобного эффекта. Усилия испытуемых часто снижались, если и неудовлетворенность своим исполнени­ем, и оценки самоэффективности были низкими. Авторы пришли к выводу, что получили четкое подтверждение теоретических предположений о том, что цели оказывают мотивирующее влияние через самооценки и суждения о само­эффективности.

Было обнаружено, что обратная связь от результата и суждение о самоэф­фективности особенно важны для развития внутреннего интереса к деятельно­сти самой по себе. Так, психологи смогли повысить интерес студентов к обуче­нию и уровень их успешности, помогая им разбить задания на подцели и отсле­живать свою успешность, а также давая им обратную связь, которая увеличивала их ощущение самоэффективности (Bandura & Schunk, 1981; Morgan, 1985;


Социально-когнитивная теория личности



Рис. 12.2. Средний процент улучшения при выполнении напряженной работы в зави­симости от условий, различающихся по наличию цели и обратной связи о результатах (Bandura & Cervone, 1983). © 1983, Американская психологическая ассоциация. Печатается с разрешения.

Schunk& Сох, 1986). Таким образом, непосредственный интерес к предмету или процессу развивается, когда человек устанавливает для себя повышенные стандарты, которые обеспечивают ему в случае успеха положительную самооцен­ку, и когда у него есть ощущение самоэффективности в отношении того, что он сможет данным стандартам соответствовать. Именно подобный внутренний инте­рес вдохновляет человека на усилия на протяжении длительного времени даже при отсутствии внешних вознаграждений. И наоборот, трудно поддерживать мо­тивацию, когда ты чувствуешь, что внешние или внутренние (самооценочные) поощрения недостаточны, или когда твое чувство самоэффективности так низ­ко, что позитивный результат кажется невозможным. Убеждение в собственной неэффективности может свести к нулю потенциальную мотивацию даже по отношению к наиболее желаемым результатам. Например, независимо от того, насколько привлекательной может выглядеть цель стать кинозвездой, у людей не будет мотивации двигаться в этом направлении, если они не чувствуют, что обладают необходимыми навыками. Без такого чувства самоэффективности же­лание стать кинозвездой останется скорее мечтой и фантазией, чем реальной целью, которая побуждает к действию.

Эффект воздействия убеждений в самоэффективности на мотивацию уси­лий и на уровень успешности действия может оказаться столь велик, что будет в состоянии стереть огромные различия между людьми в способностях. Напри­мер, в одном исследовании мужчинам и женщинам предлагалось соревноваться на выносливость в удержании мускульного усилия ноги. Убеждениями испы­туемых в своей самоэффективности манипулировали, сообщая одним, что они соревнуются с человеком, у которого повреждено колено (задается высокая


444 Глава 12. Социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела

Date: 2015-05-09; view: 567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию