Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Келли и Роджерс





В работах Келли и Роджерса тоже есть немало сходных моментов. Они оба считали человека существом скорее активным, чем реактивным; обе теории придерживаются феноменологического подхода, хотя Келли полагал, что пси­хология личных конструктов не сводится только к феноменологии. В обеих тео­риях ставится вопрос о согласованности, хотя Роджерс делает акцент на внут-


Сравнение с другими теориями



ренней согласованности как таковой, а для Келли согласованность заключается в том, чтобы разные прогнозы дополняли, а не отменяли друг друга. Оба они утверждали, что организм функционирует как целостная система.

Возможно, общая у Келли и Роджерса ориентация на феноменологичес­кий подход и неприятие модели объяснения человеческого поведения через влечения способствовала появлению сходных моментов в их теориях. В какой-то момент Келли спрашивает: «Не лучше ли терапевт знает конструкты клиен­та, чем даже сам клиент?» Его ответ однозначен: «Мы думаем, что нет» (Kelly, 1955, р. 1020).

Несмотря на моменты сходства, между теориями, тем не менее, есть прин­ципиальные различия. Келли гораздо меньше внимания уделяет понятию Я-кон­цепции. Хотя Келли соглашается с Роджерсом, что с настоящим надо считать­ся в первую очередь, однако он отказывается принимать совершенно «неисто­рический» подход к поведению. Келли интересовался прошлым, потому что восприятие индивидом своего прошлого дает ключ к его системе конструктов и реконструкция прошлого может быть очень важна в процессе терапии. В об­щем, Келли интересовался всем спектром клинических феноменов (например, переносом, сновидениями, диагностикой, значением довербальных конструк­тов), что больше сближало его с Фрейдом, чем с Роджерсом.

Келли считал, что позиция Роджерса — скорее свод философских убежде­ний о природе человека, чем чисто психологическая теория. Келли критико­вал роджерианские принципы роста и противопоставлял их теории личных конструктов. В то время как Роджерс подчеркивал важность развертывания внут­реннего потенциала, Келли усматривал в развитии непрерывный процесс из­менения и экспансии системы конструктов. В то время как Роджерс подчерки­вал важность понятий бытия и становления, Келли придавал большое значе­ние воображению и действию. Это различие оказалось существенным для выбора направления психотерапии, о чем прямо писал Келли: «Сторонники неди­рективной психотерапии из-за своей веры в становящееся бытие просят кли­ента обращать внимание на себя, на то, как он взаимодействует со своим повседневным миром. Считается, что зрелое Я ждет своего часа, чтобы реали­зоваться... Психолог, исповедующий теорию личных конструктов, вероятно, более склонен побуждать клиента экспериментировать с жизнью и искать от­веты на свои вопросы в череде жизненных событий, а не в самом себе» (Kelly, 1955, pp. 401-402).

Келли подчеркивал важность беглости речи и актерских навыков у тера­певта. Он был против идеи, что терапевт должен представать перед клиентом реальным человеком, с которым тот постепенно знакомится, и критиковал феноменологически ориентированных психотерапевтов, которые вовлекаются в «восхитительные личные отношения». Чисто человеческие различия между Келли и Роджерсом тоже оказались значительными и проявились в идеях, каса­ющихся терапии. Роджерс (Rogers, 1956), анализируя работу Келли, заявил, что Келли нашел подход, созвучный своей личности. Однако он критиковал четко изложенную Келли интерпретацию терапии как интеллектуального про­цесса. На Роджерса повлияли идеи Келли, и он использовал понятия когни­тивной сложности конструктов и гибкости конструктов для анализа измене-


424 Глава 11. Когнитивная теория личности

ний в терапии. Тем не менее Роджерс критиковал терапию фиксированных ролей за чрезмерный перекос в сторону деятельности и контроля. Для Роджер­са терапия — в большей степени процесс чувствования, чем мышления, и для терапевта важно быть конгруэнтным; навык в манипулировании ситуацией не так важен.







Date: 2015-05-09; view: 643; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию