Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Келли и Роджерс
В работах Келли и Роджерса тоже есть немало сходных моментов. Они оба считали человека существом скорее активным, чем реактивным; обе теории придерживаются феноменологического подхода, хотя Келли полагал, что психология личных конструктов не сводится только к феноменологии. В обеих теориях ставится вопрос о согласованности, хотя Роджерс делает акцент на внут- Сравнение с другими теориями ренней согласованности как таковой, а для Келли согласованность заключается в том, чтобы разные прогнозы дополняли, а не отменяли друг друга. Оба они утверждали, что организм функционирует как целостная система. Возможно, общая у Келли и Роджерса ориентация на феноменологический подход и неприятие модели объяснения человеческого поведения через влечения способствовала появлению сходных моментов в их теориях. В какой-то момент Келли спрашивает: «Не лучше ли терапевт знает конструкты клиента, чем даже сам клиент?» Его ответ однозначен: «Мы думаем, что нет» (Kelly, 1955, р. 1020). Несмотря на моменты сходства, между теориями, тем не менее, есть принципиальные различия. Келли гораздо меньше внимания уделяет понятию Я-концепции. Хотя Келли соглашается с Роджерсом, что с настоящим надо считаться в первую очередь, однако он отказывается принимать совершенно «неисторический» подход к поведению. Келли интересовался прошлым, потому что восприятие индивидом своего прошлого дает ключ к его системе конструктов и реконструкция прошлого может быть очень важна в процессе терапии. В общем, Келли интересовался всем спектром клинических феноменов (например, переносом, сновидениями, диагностикой, значением довербальных конструктов), что больше сближало его с Фрейдом, чем с Роджерсом. Келли считал, что позиция Роджерса — скорее свод философских убеждений о природе человека, чем чисто психологическая теория. Келли критиковал роджерианские принципы роста и противопоставлял их теории личных конструктов. В то время как Роджерс подчеркивал важность развертывания внутреннего потенциала, Келли усматривал в развитии непрерывный процесс изменения и экспансии системы конструктов. В то время как Роджерс подчеркивал важность понятий бытия и становления, Келли придавал большое значение воображению и действию. Это различие оказалось существенным для выбора направления психотерапии, о чем прямо писал Келли: «Сторонники недирективной психотерапии из-за своей веры в становящееся бытие просят клиента обращать внимание на себя, на то, как он взаимодействует со своим повседневным миром. Считается, что зрелое Я ждет своего часа, чтобы реализоваться... Психолог, исповедующий теорию личных конструктов, вероятно, более склонен побуждать клиента экспериментировать с жизнью и искать ответы на свои вопросы в череде жизненных событий, а не в самом себе» (Kelly, 1955, pp. 401-402). Келли подчеркивал важность беглости речи и актерских навыков у терапевта. Он был против идеи, что терапевт должен представать перед клиентом реальным человеком, с которым тот постепенно знакомится, и критиковал феноменологически ориентированных психотерапевтов, которые вовлекаются в «восхитительные личные отношения». Чисто человеческие различия между Келли и Роджерсом тоже оказались значительными и проявились в идеях, касающихся терапии. Роджерс (Rogers, 1956), анализируя работу Келли, заявил, что Келли нашел подход, созвучный своей личности. Однако он критиковал четко изложенную Келли интерпретацию терапии как интеллектуального процесса. На Роджерса повлияли идеи Келли, и он использовал понятия когнитивной сложности конструктов и гибкости конструктов для анализа измене- 424 Глава 11. Когнитивная теория личности ний в терапии. Тем не менее Роджерс критиковал терапию фиксированных ролей за чрезмерный перекос в сторону деятельности и контроля. Для Роджерса терапия — в большей степени процесс чувствования, чем мышления, и для терапевта важно быть конгруэнтным; навык в манипулировании ситуацией не так важен. Date: 2015-05-09; view: 643; Нарушение авторских прав |