Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Келли и теория черт
Из всех теорий, рассмотренных до этого момента, наиболее фундаментально теория Келли расходится с теорией черт. Прежде всего, эти две теории базируются на совершенно разных подходах к открытию и исследованию: теория личных конструктов — на клиническом подходе, а теория черт — на корреляционном. (Как уже говорилось, это не означает, что в каждом из этих теоретических контекстов не используется «чужой» подход, скорее дело в том, какая из методологий является для каждой из двух теорий исходной.) С этим связаны и совершенно различные подходы к измерению — например, в теории черт используется личностный вопросник NEO-PI, а в теории личных конструктов — Pen-тест. С этим связан и акцент, который делает Келли на когнитивных процессах, фактически отсутствующий в теории черт. Может быть, еще более важными являются фундаментальные различия между двумя теориями во взглядах на функционирование человеческого организма. В то время как в черте в качестве главного подчеркивается то, что она фиксирования, стабильна и неизменна в любых ситуациях, Келли делает упор на человеке как на активном агенте, интерпретирующем, устанавливающем различия и сходство, агенте, который потенциально всегда находится в процессе изменения. Если говорить о противостоянии «человек—ситуация» (глава 8), то точка зрения Мишела на человека, видящего различия между ситуациями и по-разному на них реагирующего, в значительной степени обусловлена влиянием Келли. Таким образом, признавая предсказуемость индивидуального поведения, Келли считал, что человек ведет себя по-разному в разных ситуациях в зависимости от того, как каждая ситуация конструируется, или интерпретируется. Поведение людей ограничено только их поведенческими навыками и их способностью интерпретировать ситуации альтернативными способами. В то время как сторонники теории черт считают, что личность человека в значительной степени фиксированна и складывается к середине третьего десятилетия жизни (отчасти это происходит и по причинам генетического характера), Келли был гораздо более оптимистичен в отношении потенциала изменений. И в то время как теоретики личности рассматривали человека в относительно статичных терминах, Келли считал свою теорию динамичной (Pervin, 1994a). И наконец, мы можем добавить еще два различия между теорией черт и теорией личных конструктов. Первое различие касается фокусов применимости двух теорий. Для теории черт в фокусе применимости находится структура личности, а психотерапия, или процесс изменения личности, лежит далеко за пределами диапазона применимости. Напротив, в теории личных конструктов процесс личностных изменений находится в фокусе применимости. Второе различие заключается в том, что, хотя в теории черт психологов интересуют Сравнение с другими теориями индивидуальные различия, они стараются оценить всех индивидов по общим базовым параметрам (например, по параметрам Большой Пятерки). И наоборот, хотя Келли интересовался и общими принципами, которые приложимы ко всем человеческим существам, и индивидуальными различиями, он делал значительный акцент на уникальных, идиографических, аспектах системы конструктов каждого отдельного индивида. С большой вероятностью можно предположить, что Келли усмотрел бы в Большой Пятерке всего лишь конструкты некоторой части психологов, которые не следует путать с базовой структурой личности. Date: 2015-05-09; view: 600; Нарушение авторских прав |