Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В фокусе главы
Представьте себе старшеклассницу, перешедшую в новую школу. Что может быть напряженнее дня, когда вы не знаете, как себя вести, особенно находясь в среде сверстников, вписаться в которую важнее всего на свете. Молодая девушка, хотя на самом деле она очень тревожится и не знает, что ее ждет, решила использовать свой первый день в новой школе, чтобы кое-чему научиться. Ее план заключался в том, чтобы смоделировать свое поведение по образцу самых успешных «старожилов» школы. Наибольшее внимание она обратила на то, о чем они разговаривали, что носили, куда и когда ходили. Вскоре она оказалась самым «крутым» новичком в классе. Эта юная девушка находилась под очень сильным влиянием своего нового окружения, но вместе с тем она была активным агентом, выбирающим, как реагировать на это окружение. Идея, состоящая в том, что поведение есть результат взаимодействия человека и окружающей среды, стала ключевым понятием для социально-когнитивной теории личности. Эта теория примечательна своей убежденностью в социальных истоках поведения и в значительной роли когнитивных (мыслительных) процессов в функционировании человека. Согласно данной теории, люди способны активно управлять своей жизнью и усваивать сложные паттерны поведения в отсутствие вознаграждения. Возникнув из традиционной теории научения, социально-когнитивная теория обросла новыми понятиями и параметрами и сегодня представляет собой серьезную силу в психологии личности. Вопросы, на которые отвечает данная глава 1. Насколько согласованно п о в е д е н и е людей от ситуации к ситуации? 2. Насколько подкрепление существенно для научения? 3. Насколько важны для личностного развития ролевые модели? 4. Насколько важны убеждения в своей компетентности для мотивации и успешности человека? Есть ли польза от понятия об общем чувстве само эффективности, или об общей самооценке? Корни социально-когнитивной теории уходят в традиционную теорию научения (глава 9). Первоначально она фигурировала под названием «теория социального научения» и в ранних изданиях книги была представлена как один из подходов к личности со стороны теорий научения. За это время теория развилась; все больше подчеркивалось значение когнитивных (мыслительных) процессов в человеческом функционировании, и теория становилась все более систематической. Сегодня она известна как социально-когнитивная теория и заслуживает отдельного от других теорий научения разговора. Социально-когнитивная теория придает особое значение социальным причинам поведения и важности когнитивных мыслительных процессов во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действии. Опреде- Вопросы, на которые отвечает данная глава ляя свою позицию, создатели социально-когнитивной теории по целому ряду аспектов критиковали другие теории, уже представленные на страницах книги. Например, Бандура (Bandura, 1986) критикует психоаналитическую позицию за акцентирование ею внутренних инстинктов и бессознательных сил, которые не поддаются систематическому изучению. Как отмечалось в главе 8, Миш ел (Mischel, 1968, 1990; Mischel & Shoda, 1995) критиковал традиционную теорию черт и психоанализ за упор на внутренние диспозиции, которые, по мнению сторонников этих теорий, приводят к согласованности поведения в разных ситуациях. Вместо этого Мишел настаивает на вариабельности поведения, посредством которой человек реагирует на изменения в окружающей среде. Согласно социально-когнитивной теории, поведение ситуативно-специфично и люди обладают различными паттернами поведения в разных ситуациях (Shoda, Mischel & Wright, 1994). Считается, что эти характерные ситуативно-поведенческие паттерны в большей степени определяют личность, чем агрегированные кросс-ситуативные различия, предпочитаемые теорией черт. Например, авторы социально-когнитивной теории полагают, что важнее знать о том, в каких ситуациях человек ведет себя как экстраверт, а в каких как интроверт, чем знать общий уровень его экстраверсии—интроверсии по сравнению с другими индивидами. Пытаясь выйти за рамки традиционных дебатов по поводу относительной важности внутренних и внешних детерминант поведения, социально-когнитивные теоретики заявляют, что между организмом и средой, которая его окружает, всегда идет процесс взаимодействия. Кроме того, представители социально-когнитивного направления пытаются обойти и традиционное разделение поля психологии личности на бихевиористское и «противоположное ему» гуманистическое представление о человеке. Эти психологи являются бихевиористами в своем пристрастии к систематическому исследованию человеческого поведения, но они гуманисты в своем подчеркивании возможностей человека влиять на свою судьбу и развиваться в установленных для него биологических пределах. Их разрыв с традиционной теорией «научения через подкрепление» выражается также в признании роли когнитивных процессов и в предположении о том, что научение может происходить в отсутствие вознаграждения (табл. 12.1). Наверное, внутри академического сообщества социально-когнитивная теория — самая популярная теория личности, а в последнее время растет число ее приверженцев и в кругах клинических психологов. Наиболее четко теория представлена в трудах двух психологов — Альберта Бандуры и Уолтера Мишела. Таблица 12.1. Отличительные черты социально-когнитивной теории 1. Подчеркивается, что люди выступают как активные агенты. 2. Подчеркиваются социальные источники поведения. 3. Подчеркивается значение когнитивных (мыслительных) процессов. 4. Подчеркивается ситуативная специфичность поведения. 5. Подчеркивается важность систематического исследования. 6. Подчеркивается возможность усвоения сложных паттернов поведения без воз награждения. 432 Глава 12. Социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела ПРЕДСТАВЛЯЕМ АВТОРОВ ТЕОРИИ Альберт Бандура (р. 1925) Альберт Бандура вырос в Канаде на севере провинции Альберта и учился в Университете Британской Колумбии. После окончания университета он поступил в аспирантуру по клинической психологии Университета Айовы, который был известен своими блестящими исследованиями процессов научения. Уже тогда Бандура интересовался приложением теории научения к клиническим феноменам. В одном из интервью Бандура заметил, что у него «был огромный интерес к концептуализации клинических феноменов, для того чтобы эти концепции стали доступны экспериментальной проверке и (поскольку мы как практики отвечаем за эффективность психотерапии) люди не подвергались бы терапии, пока мы не узнаем, каково ее влияние» (цит. по: Evans, 1976, р. 243). В Айове большое влияние на Бандуру оказал Кеннет Спенс, ученик Кларка Халла, а также общая установка на тщательный концептуальный анализ и строгие научные эксперименты. В этот период он находился и под влиянием трудов Нила Миллера и Джона Долларда. В 1952 г. после получения докторской степени в Айове Бандура уехал в Стэн-форд и начал заниматься интерактивными процессами в психотерапии, а также паттернами семейных отношений, которые приводили к агрессивности детей. Работа о семейных причинах агрессии, выполненная совместно с Ричардом Уолтерсом (Richard Walters) — его первым аспирантом, привела к открытию ведущей роли моделирования (научения через наблюдение за поведением других) в развитии личности. Эти результаты и последующие систематические лабораторные исследования моделирующих процессов изложены в книгах «Подростковая агрессия» {«Adolescent Aggression», 1959) и «Социальное научение и развитие личности» {«Social Learning and Personality Development, 1963). Бандура пишет, что в последнее время он осуществляет программу многосторонних исследований, нацеленных на прояснение тех аспектов человеческих способностей, которые должны стать предметом внимания во всеобъемлющей теории поведения человека. Его книга «Социальные основы мысли и действия» {«Social Foundations of Thought and Action»), вышедшая в 1986 г., представляет собой попытку создать такую теорию (Bandura, 1986). Его внимание к человеческим способностям и возможностям связано с интересом к развитию личности и терапевтическому изменению. Его последние работы посвящены мотивации человека и значению чувства личной эффективности (компетентности) для физического и психологического благополучия. Кроме того, его самая последняя работа посвящена тому, как характеристики общества, в частности экономические и социальные условия, влияют на веру человека в свои способности воздействовать на события (Bandura, 1995). Бандура получил множество академических наград за выдающиеся научные достижения. В 1974 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации, а в 1980 г. получил награду ассоциации «За выдающийся вклад в науку» с формулировкой: «Исследователю, учителю и теоретику за создание великолепного образца для подражания». Представляем авторов теории Уолтер Мишел (р. 1930) Уолтер Мишел родился в Вене и прожил там первые девять лет, «беззаботно играя неподалеку от дома Фрейда». Он пишет о возможном влиянии этих лет: Когда я начал читать психологическую литературу, Фрейд взволновал меня сильнее всего. В бытность мою студентом Сити колледжа (в Нью-Йорке, в котором осела моя семья после вынужденного изгнания из гитлеровской Европы в 1939 г.) казалось, что психоанализ дает всеобъемлющее представление о человеке. Но мой энтузиазм угас, когда я попытался применить идеи на практике, занимаясь социальной работой с несовершеннолетними преступниками в районе нижнего Ист-сайда в Нью-Йорке: мои попытки вызвать у этих малолеток «инсайт» ничего не дали ни им, ни мне. Эти понятия не соответствовали тому, что я видел, и я стал искать что-нибудь более подходящее. Источник: Mischel, 1978, личное сообщение Опыт работы Мишела с малолетними преступниками для нас особенно примечателен по двум причинам. Во-первых, возможно, он связан со стойким интересом Мишела к психологическим механизмам, лежащим в основе отсроченного удовлетворения и самоконтроля. Во-вторых, здесь обнаруживается сходство с Бандурой, они оба начинают свою клиническую работу с агрессивных детей и подростков. Мишел учился в аспирантуре в Университете штата Огайо, где на него оказали влияние Джордж Келли и Джулиан Роттер. Он описывает этот период так: Джордж Келли и Джулиан Роттер были моими наставниками, и каждый из них по-своему очень сильно повлиял на мой образ мыслей. Я ясно вижу, что моя собственная работа и с когнитивными процессами, и с социальным научением корнями уходит в то, что они пытались в меня вложить: мысль о том, что внимание должно быть сфокусировано на человеке как интерпретаторе и деятеле, взаимодействующем с превратностями окружающей среды и старающемся сделать жизнь связной даже перед лицом всех ее несогласованностей. Источник: Mischel, 1978, личное сообщение После окончания аспирантуры в Огайо Мишел проводит несколько лет в Гарварде и затем присоединяется к Бандуре в Стэнфорде. В этот период (1965 г.) он участвует в диагностическом исследовании, организованном Корпусом Мира, которое произвело на него сильное впечатление. В исследовании было обнаружено, что глобальные показатели черт мало что дают для предсказания поведения; фактически они давали меньше, чем самооценки поведения. Это вызвало у Мишела скептицизм в отношении полезности традиционных теорий личности, таких, как теория черт и психоаналитическая теория, которые работают со стабильными и широко генерализованными (обобщенными) характеристиками личности (Mischel, 1990). Кульминацией этого скептицизма явилась публикация в 1968 г. книги «Личность и диагностика» («Personality and Assessment») (Mischel, 1968), упомянутой в главе 8, которая сфокусировала внимание на противостоянии «человек—ситуация». Мишел пишет о своем скептическом отношении к полезности широко обобщенных характеристик личности, таких, как черты: Характеристика индивидов по общепринятым параметрам черт (таким, как «сознательность» или «общительность») дает полезные общие выводы об их усредненном уровне поведения, 434 Глава 12. Социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела но, как мне кажется, совершенно не улавливает поразительных различий, нередко очевидных в поведении одного и того же человека, если близко наблюдать его на протяжении некоторого времени и в разных ситуациях. Может ли один и тот же человек, который по отношению к своей семье бывает внимательнее, заботливее и отзывчивее большинства людей, одновременно быть менее заботливым и альтруистическим, чем большинство людей, в ином контексте? Могут ли эти межситуативные вариации поведения оказаться значимыми устойчивыми паттернами, а не случайными фпуктуациями? Если это так, то как их понять и что они отражают? Может быть, стоит принять их в расчет при диагностике личности, чтобы концептуализировать стабильность и гибкость поведения человека и его качеств? Эти вопросы начали преследовать меня, и стремление на них ответить сделалось главной целью всей моей жизни. Источник: Mischel, цит. no: Pervin, 1996, р. 76 В 1978 г. Мишел получил «Награду выдающемуся ученому» от отделения клинической психологии Американской психологической ассоциации, а в 1983 г. он был отмечен ассоциацией за выдающийся вклад в теорию и диагностику личности. С 1984 г. Мишел является профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке. Date: 2015-05-09; view: 642; Нарушение авторских прав |