Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальные приложения. В 90-е годы эпидемия спида внесла дополнительные сложности в сексуальные отношения, особенно молодежи
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕРВАТИВОМ: КАК ИЗМЕНИТЬ ПОВЕДЕНИЕ В 90-е годы эпидемия СПИДа внесла дополнительные сложности в сексуальные отношения, особенно молодежи. В результате сексуальное образование стало важной частью профилактической медицины. Осознание проблемы — это, безусловно, шаг в правильном направлении, и знание фактов о СПИДе, о ВИЧ-инфекции* и о поведении, являющемся фактором риска, конечно, очень важно. Но достаточно ли этого, чтобы повлиять на поведение молодых людей? Недавно проведенное исследование показывает, что — нет. В этом исследовании проверялось, может ли программа вмешательства, основанная на социально-когнитивной теории, улучшить профилактику заражения ВИЧ-инфекцией. А конкретнее, поможет ли она повысить веру в самоэффективность в отношении безопасного секса, т.е. в свою способность пользоваться презервативом. Бандура (1992) предложил концептуальную модель, соединяющую социально-когнитивную теорию и воспринимаемую человеком эффективность своего контроля над сексуальным поведением, связанным с риском получить ВИЧ-инфекцию и СПИД. По существу, модель Бандуры развивает такую идею: то, как мы воспринимаем нашу способность справляться с ситуацией и контролировать результат, и есть ключ к воздействию на реальное поведение. Исследование Базен-Энквиста (Basen-Engquist, 1994) проверяло модель Бандуры с помощью псевдоэкспериментального полевого исследования с участием студентов колледжа. Испытуемых разделили на три группы. Одна группа участвовала в тренинге, нацеленном на повышение чувства самоэффективности студентов в отношении безопасного секса, другая группа слушала дидактическую лекцию о ВИЧ-инфекции, а третья группа была контрольной и слушала лекцию на какую-то отвлеченную тему. Как и ожидалось, тест, проведенный сразу после занятий, показал, что испытуемые из первой и второй групп обнаруживают более высокую самоэффективность в отношении безопасного секса и чаще сообщают о намерении пользоваться презервативом, чем испытуемые из контрольной группы. Однако через два месяца после описанных событий обнаружилось, что реальное использование презервативов в группе, принимавшей участие в тренинге, выросло больше, чем в двух других группах. Иными словами, именно тренинго-вые манипуляции с верой в самоэффективность в отношении безопасно-
* ВИЧ — вирус иммунодефицита человека; СПИД фицита. (Примеч. пер.) синдром приобретенного иммуноде- Социально-когнитивная теория личности го секса, а не просто информация о применять презервативы и реальным ВИЧ-инфекции, привели к изме- их применением в группе испытуе- нению поведения. мых, которая прослушала лекцию ё Это исследование показывает, что ВИЧ-инфекции, показывает, что ин- усилия по предупреждению ВИЧ-ин- формация не переводится в реальное фицирования должны учитывать пси- поведение столь легко, как хотели бы хологию безопасного сексуального надеяться авторы образовательных поведения. Так много внимания было программ. Социально-когнитивная уделено росту осознания проблемы теория и, в частности, воспринима- молодыми людьми через их просве- емая самоэффективность могут стать щение, что вопрос о том, как эта ин- недостающим психологическим зве- формация на самом деле использует- ном между просвещением и измене- ся молодежью, остался непрояснен- нием поведения. самоэффективность), а другим — что они соревнуются с атлетом-бегуном из студенческой команды (задается низкая самоэффективность). Не удивительно, что испытуемые с высокой самоэффективностью явно лучше выполняли задание, чем те, кому сформировали низкую самоэффективность, и испытуемые-мужчины в целом выполняли задание лучше, чем женщины. Однако что было особенно поразительно, так это то, что испытуемые из группы женщин с высокой самоэффективностью выполняли задание на мышечную силу чуть лучше, чем испытуемые из группы мужчин с низкой самоэффективностью. Другими словами, расхождения в убеждениях по поводу самоэффективности практически уничтожают огромные различия в физической силе между полами (Weinberg, Gould & Jackson, 1979). Убеждения в самоэффективности влияют и на то, как люди справляются с разочарованиями и стрессами в процессе реализации своих жизненных целей. Исследования, как правило, показывают, что чувство собственного контроля над событиями помогает человеку (Schwarzer, 1992). Убеждение в самоэффективности представляет одну из сторон такого контроля. Изучение женщин, столкнувшихся с необходимостью аборта, продемонстрировало важность убеждений в самоэффективности в борьбе со стрессовыми жизненными обстоятельствами (Cozzarelli, 1993). В этом исследовании женщины, готовящиеся сделать аборт, заполняли вопросник, измеряющий такие личностные параметры, как уровень самооценки и оптимизма, а также шкалу самоэффективности, измеряющую ожидания, касающиеся успешного прохождения постабортного периода. К примеру, шкала включала вопросы о том, считает ли женщина, что она сможет спокойно находиться рядом с детьми или младенцами и сохранятся ли у нее нормальные сексуальные отношения после аборта. Вскоре после аборта и затем еще через три недели были проведены измерения настроения и депрессивных чувств (например, измерялось, в какой степени женщина испытывает чувство депрессии, сожаления, облегчения, вины, печали, радости). Результаты четко 446 Глава 12. Социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела подтвердили гипотезу, что самоэффективность — это ключевая детерминанта хорошей адаптации после аборта. Такие личностные переменные, как уровень самооценки и уровень оптимизма в оценке своего будущего состояния после аборта, оказались тоже связаны с успешной адаптацией в постабортный период. Однако действие этих переменных, видимо, осуществлялось благодаря тому, что они вносили свой вклад в чувство самоэффективности. Итак, убеждения в самоэффективности оказывают многостороннее воздействие на процессы мотивации. Более конкретно их действие выражается в следующем: Отбор. Убеждения в самоэффективности влияют на то, какие цели ставит перед собой индивид (например, индивиды, убежденные в высокой самоэффективности, ставят перед собой более трудные, рискованные цели, чем индивиды, убежденные в низкой самоэффективности). Усилие, настойчивость, успешность. Индивиды, убежденные в высокой самоэффективности, демонстрируют больше старания и настойчивости и выполняют задание лучше по сравнению с индивидами с низкой самоэффективностью. Эмоции. Индивиды с высокой самоэффективностью подходят к заданию с лучшим настроением (т.е. с меньшей тревогой и депрессией), чем индивиды, убежденные в низкой самоэффективности. Совладание с ситуацией. Индивиды, убежденные в высокой самоэффективности, способны лучше справляться со стрессом и разочарованием, чем индивиды, убежденные в низкой самоэффективности. Бандура подытожил свидетельства, касающиеся действия убеждений в самоэффективности на мотивацию и успешность деятельности, такими словами: «Накапливающиеся факты показывают, что успешные, новаторские, дружелюбные, не тревожные, не унывающие люди, а также социальные реформаторы смотрят с оптимизмом на свою личную эффективность в отношении влияния на события своей жизни» (1992, р. 24). Date: 2015-05-09; view: 575; Нарушение авторских прав |