Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о государстве





Во множестве работ В. И. Ленина, особенно в предоктябрь-
ский и послереволюционный периоды, одной из главных тем
является государство. Это классическая тема марксистской фило-
софии, начиная с рукописи Маркса 1843 года «К критике гегелев-
ской философии права», которой В. И. Ленин не знал: она была
напечатана уже после его смерти. Наиболее существенные фило-
софские стороны этой темы раскрыты В. И. Лениным в неокончен-
ной работе «Государство и революция» (1917); многое добав-
лено в послереволюционных статьях, брошюрах, речах.

Для В. И. Ленина проблема государства стояла в особой кон-
кретной форме, а именно — как вопрос об отношении пролетар-
ской партии, пролетариата в целом к буржуазному государству
до и после социалистической революции. В. И. Ленин принял как

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 382.


исходное классическое представление марксизма о государстве
как о «машине подавления и угнетения», исторически необходи-
мой в условиях классового общества. Государство — неизбежное
историческое «зло», своей мощью давящее на угнетенные клас-
сы, сословия, группы населения ради сохранения существующих
социальных структур. Поэтому для угнетенных и эксплуатируе-
мых масс буржуазное государство — враг, подлежащий уничто-
жению вместе с эксплуатацией и угнетением. В. И. Ленин боль-
шую часть полемики по проблеме государства обращает против
теоретиков II Интернационала (прежде всего — против К. Каут-
ского), которые затушевывали принципиально враждебное отно-
шение пролетариата к государству и делали основной акцент
на использовании, приспособлении государства для классовых
целей пролетариев. Но, по Ленину, государственные механизмы,
главная сила государства — армия и чиновничество кроме как
для подавления, угнетения, порабощения одних людей другими
и не могут быть использованы. Они подлежат первоначально,
после победы революции, всемерному ограничению и минимали-
зации, а затем, по мере создания экономических и полити-
ческих условий,— полному уничтожению. Для «минимализации»
государства В. И. Ленин считал поучительным и плодотворным
использование опыта Парижской коммуны — постоянную сме-
няемость чиновников, широчайшую систему самоуправления
коммун-общин, низкое жалованье и дешевый госаппарат.
Необходим постоянный контроль рабочих за деятельностью го-
сударственного аппарата. Постоянные армии следует заменить,
распустить, уничтожить полицию и т. п. Буржуазные парламенты
В. И. Ленин считал малоэффективными, поскольку они не ре-
шают дел в государстве, а являются всего лишь демократическими
прикрытиями для тех, кто решает и управляет на практике.

Однако главное для В. И. Ленина — в том, что такое «минима-
лизированное» государство не должно и не может быть получено
в наследство от старого строя. Старую «государственную машину»
следует уничтожить революционным путем — то есть распустить
армию, устранить управленческий аппарат, заменить старых
чиновников, суды, полицию и пр.— для того, чтобы сразу же на-
чать строить, создавать новую государственность. В своих по-
следних работах В. И. Ленин постоянно оценивает как величай-
шее бедствие для России то, что старый государственный аппарат,
сохранившись, перенес в новые условия, в новые учреждения всё
свои старые бюрократические умения и привычки. Уже перед
смертью В. И. Ленин продолжал считать преобразования в госу-
дарстве, в политическом строе страны задачей равно важной
экономическому подъему, научно-техническому перевооружению
промышленности и сельского хозяйства или культурной рево-
люции. Почему же дешевое, «минимализированное» государство
все же, по Ленину, остается необходимым при социалистическом,


то есть переходном от капиталистического строя типе общества?
Причин несколько. Во-первых, необходимость подавления сопро-
тивления буржуазии, защиты от агрессии есть основная причина
сохранения вооруженной силы государства и всего того, что
относится к аппарату принуждения. Во-вторых, сохранение мел-
котоварного производства, других элементов капитализма, частно-
собственнической психологии, идеологии. И, в-третьих, наиболее
важное — социалистическое общественное устройство в самом
себе имеет причину существования государства. В самой серд-
цевине этого общества, в экономических отношениях еще сущест-
вует социальное неравенство, хотя классы и слои эксплуататоров
уничтожены. Это — неравенство людей как работников перед
обществом как владельцем средств производства и главным рас-
пределителем конечного продукта. Грубо говоря, даже при пол-
ном равенстве в потреблении люди социально не равны, поскольку
виды труда и трудовые вклады, а также потребности у различных
людей варьируются в очень и очень широких пределах. Это создает
реальное, жизненное неравенство; сохраняется необходимость
соотносить трудовые затраты каждого с величиной распреде-
ляемого на его долю продукта; а это означает сохранение и бур-
жуазного имущественного права, и аппарата его осуществления,
то есть государства.

Таким образом, В. И. Ленин считал государство — и после
победы социалистической революции, то есть государство проле-
тарское, советское,— отнюдь не «царством свободы» («Пока есть
государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государ-
ства» '), а переходной, противоречивой формой от государства
буржуазного к коммунистической безгосударственности. Реальная
история развития социалистического общества должна привести
к отмиранию государства и, следовательно, к отмене необходимо-
сти принуждения, ограничения свободы человека. Это В. И. Ле-
нин связывает и с изменением самих людей в историческом про-
цессе социалистического развития.







Date: 2015-05-05; view: 575; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию