Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о государстве
Во множестве работ В. И. Ленина, особенно в предоктябрь- ский и послереволюционный периоды, одной из главных тем является государство. Это классическая тема марксистской фило- софии, начиная с рукописи Маркса 1843 года «К критике гегелев- ской философии права», которой В. И. Ленин не знал: она была напечатана уже после его смерти. Наиболее существенные фило- софские стороны этой темы раскрыты В. И. Лениным в неокончен- ной работе «Государство и революция» (1917); многое добав- лено в послереволюционных статьях, брошюрах, речах.
Для В. И. Ленина проблема государства стояла в особой кон- кретной форме, а именно — как вопрос об отношении пролетар- ской партии, пролетариата в целом к буржуазному государству до и после социалистической революции. В. И. Ленин принял как
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 45. С. 382.
исходное классическое представление марксизма о государстве как о «машине подавления и угнетения», исторически необходи- мой в условиях классового общества. Государство — неизбежное историческое «зло», своей мощью давящее на угнетенные клас- сы, сословия, группы населения ради сохранения существующих социальных структур. Поэтому для угнетенных и эксплуатируе- мых масс буржуазное государство — враг, подлежащий уничто- жению вместе с эксплуатацией и угнетением. В. И. Ленин боль- шую часть полемики по проблеме государства обращает против теоретиков II Интернационала (прежде всего — против К. Каут- ского), которые затушевывали принципиально враждебное отно- шение пролетариата к государству и делали основной акцент на использовании, приспособлении государства для классовых целей пролетариев. Но, по Ленину, государственные механизмы, главная сила государства — армия и чиновничество кроме как для подавления, угнетения, порабощения одних людей другими и не могут быть использованы. Они подлежат первоначально, после победы революции, всемерному ограничению и минимали- зации, а затем, по мере создания экономических и полити- ческих условий,— полному уничтожению. Для «минимализации» государства В. И. Ленин считал поучительным и плодотворным использование опыта Парижской коммуны — постоянную сме- няемость чиновников, широчайшую систему самоуправления коммун-общин, низкое жалованье и дешевый госаппарат. Необходим постоянный контроль рабочих за деятельностью го- сударственного аппарата. Постоянные армии следует заменить, распустить, уничтожить полицию и т. п. Буржуазные парламенты В. И. Ленин считал малоэффективными, поскольку они не ре- шают дел в государстве, а являются всего лишь демократическими прикрытиями для тех, кто решает и управляет на практике.
Однако главное для В. И. Ленина — в том, что такое «минима- лизированное» государство не должно и не может быть получено в наследство от старого строя. Старую «государственную машину» следует уничтожить революционным путем — то есть распустить армию, устранить управленческий аппарат, заменить старых чиновников, суды, полицию и пр.— для того, чтобы сразу же на- чать строить, создавать новую государственность. В своих по- следних работах В. И. Ленин постоянно оценивает как величай- шее бедствие для России то, что старый государственный аппарат, сохранившись, перенес в новые условия, в новые учреждения всё свои старые бюрократические умения и привычки. Уже перед смертью В. И. Ленин продолжал считать преобразования в госу- дарстве, в политическом строе страны задачей равно важной экономическому подъему, научно-техническому перевооружению промышленности и сельского хозяйства или культурной рево- люции. Почему же дешевое, «минимализированное» государство все же, по Ленину, остается необходимым при социалистическом,
то есть переходном от капиталистического строя типе общества? Причин несколько. Во-первых, необходимость подавления сопро- тивления буржуазии, защиты от агрессии есть основная причина сохранения вооруженной силы государства и всего того, что относится к аппарату принуждения. Во-вторых, сохранение мел- котоварного производства, других элементов капитализма, частно- собственнической психологии, идеологии. И, в-третьих, наиболее важное — социалистическое общественное устройство в самом себе имеет причину существования государства. В самой серд- цевине этого общества, в экономических отношениях еще сущест- вует социальное неравенство, хотя классы и слои эксплуататоров уничтожены. Это — неравенство людей как работников перед обществом как владельцем средств производства и главным рас- пределителем конечного продукта. Грубо говоря, даже при пол- ном равенстве в потреблении люди социально не равны, поскольку виды труда и трудовые вклады, а также потребности у различных людей варьируются в очень и очень широких пределах. Это создает реальное, жизненное неравенство; сохраняется необходимость соотносить трудовые затраты каждого с величиной распреде- ляемого на его долю продукта; а это означает сохранение и бур- жуазного имущественного права, и аппарата его осуществления, то есть государства.
Таким образом, В. И. Ленин считал государство — и после победы социалистической революции, то есть государство проле- тарское, советское,— отнюдь не «царством свободы» («Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государ- ства» '), а переходной, противоречивой формой от государства буржуазного к коммунистической безгосударственности. Реальная история развития социалистического общества должна привести к отмиранию государства и, следовательно, к отмене необходимо- сти принуждения, ограничения свободы человека. Это В. И. Ле- нин связывает и с изменением самих людей в историческом про- цессе социалистического развития.
Date: 2015-05-05; view: 575; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|