Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нравственности
К 20-м годам XX века В. И. Ленин приобрел гигантский авто- ритет. Народы России видели в В. И. Ленине духовного учителя, носителя новых морально-нравственных ценностей. Запрос на по- учение, на указание, «как жить», был столь очевиден и силен, что В. И. Ленин не мог на него не ответить. Исходя из ситуации,
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 95.
в какой находилась страна, и из возможностей начинающего активную жизнь поколения, В. И. Ленин создал чрезвычайно привлекательный образ «смысла жизни». Это жизнь человека практического, борца за освобождение угнетенных, за создание нового порядка жизни и новых отношений между людьми. Исто- рическая задача этих людей — строительство социализма. Во всех сферах жизни общества социалистические преобразования ста- новятся служением долгу, делом жизни. В.· И. Ленин говорит о сознательной дисциплине, ответственности, суровой жизненной школе, призывает «учиться коммунизму».
Эту ответственность В. И. Ленин понимает как внутреннюю моральную ответственность человека перед самим собой. Вся огромная сфера практического дела социалистического строи- тельства означает еще и самоизменение людей, их самовоспита- ние, образовательный и духовный рост, развитие. По Ленину, начало создания нового типа общества означает, что заканчи- вается господство той формы прогресса, когда отдельный чело- век является только материалом или жертвой ради общего раз- вития. Всю сферу практической деятельности и, соответственно, самоизменения людей в ходе этой деятельности В. И. Ленин на- зывает словом «культурничество». У В. И. Ленина четко выраже- на мысль о том, что внутренняя суть всего, что является движени- ем к новому типу общественного устройства, сводится к введению культуры во все сферы социальной действительности. Окульту- ривание производства промышленного, сельскохозяйственного, общественных учреждений и институтов, отношений между людь- ми (включая такой древний тип отношений, как семейные) — это и есть создание нового типа общества, нового миропорядка.
Соответственно сам отдельный человек — деятель, практик, состоящий на службе народа, осуществляющий «окультурива- ние» действительности — также, по Ленину, призван к собствен- ному саморазвитию, обогащению личностного мира достижени- ями мировой культуры. Отсюда вытекают знаменитые призывы В. И. Ленина к молодежи: учиться коммунизму — значит осваи- вать достижения всей предшествующей цивилизации.
Освоение личностной культуры, которое должно стать нор- мой для новых поколений «молодых коммунистов», начинается с овладения «простыми началами нравственности», общечелове- ческими морально-нравственными установками. Эти простые начала — не только совокупность моральных нормативов, а еще и нуждающаяся в тренировке практика культурного общежития, отношений между людьми. Моральное поведение в практических сферах — это показатель уровня цивилизованности и человека, и сферы деятельности. Особый спрос здесь с коммунистов.
Значение моральных отношений между людьми, по Ленину, должно неизмеримо вырасти по мере приближения к коммуни- стическому общественному строю. Движение по этому пути
предполагает и моральное совершенствование, воспитание новых людей и новых моральных отношений. В. И. Ленин не считал это легким делом; напротив, он признавал, что между «первой» и «второй» фазами коммунистического общества должно быть «громадное различие». Пока же, на уровне начала построения социалистической, «низшей» фазы коммунизма, В. И. Ленин огромное внимание придавал устранению наиболее вопиющих ви^ дов принижения человека человеком, допустимых старой, неком- мунистической моралью. Множество высказываний В. И. Ленина о необходимости уничтожить не только формальное, но и реаль- ное принижение женщины в обществе, о недопустимости любых остатков национального неравенства указывают на первые необхо- димые шаги в этом направлении.
Философское наследие В. И. Ленина — гигантское духовное и теоретическое богатство. Оно оказало огромное влияние на последующее развитие марксистско-ленинской философской мы- сли как в нашей стране, так и за рубежом. Однако историче- ские судьбы ленинского философского наследия оказались слож- ными, а подчас и драматическими. В период культа личности Сталина в стране, да и в другие трудные времена идеологиче- ское оправдание порочной экономической, политической, социаль- ной практики постоянно осуществлялось в рамках декларируе- мого предельного уважения к «букве» ленинского наследия, к «заветам Ильича». Однако в действительности идеи В. И. Ле- нина при этом искажались, общий духовный облик мыслителя предельно упрощался. Восстановление исторической истины и научного отношения к ленинскому теоретическому наследию — задача, полное решение которой еще предстоит советским ученым.
5.
Date: 2015-05-05; view: 516; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|