Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксистско-ленинская философия в послеленинский период





ф Полемика между «механистами» и «диалектиками» φ Дискуссии 30-х го-
дов φ Дискуссия 1947 года φ XX съезд КПСС и развитие философии в СССР φ
Перестройка философии в свете нового мышления φ Многообразие концепций
внутри зарубежной марксистской философии φ

В трудах В. И. Ленина, в частности в «Философских тет-
радях» и в послеоктябрьских работах, были намечены многие
принципиальные ориентиры для дальнейшего развития фило-
софии марксизма. Однако идейная атмосфера, утвердившаяся в
стране по мере укрепления единовластия Сталина, явилась серь-
езным препятствием для творческого развития марксизма. Все
резче обозначались тенденции его искажения, вульгаризации


и опошления. Все более узкими становились возможности для
проявления самостоятельности и оригинальности философского
мышления, поскольку творческие дискуссии, жизненно необходи-
мые для развития философии, вырождались в изобличение дейст-
вительных, а чаще мнимых отступлений от марксизма, в наклеи-
вание политических ярлыков, а затем в прямое доносительство.

Постепенно отходили на задний план такие яркие и само-
бытные мыслители-марксисты, как Н. И. Бухарин или А. В. Лу-
начарский. В своих исканиях, в том числе философских, они
отнюдь не всегда были правы, на что приходилось указывать
еще В. И. Ленину, однако во многом благодаря им какое-то
время в стране еще поддерживался достаточно высокий уровень
марксистской философской культуры. В то же время в фило-
софии, как и в других сферах духовной жизни общества, нара-
стали антиинтеллектуалистские тенденции, во многом родствен-
ные Пролеткульту, с которым боролся В. И. Ленин. Если Ле-
нин считал необходимым для построения нового общества ус-
воение всех богатств культуры предшествующих эпох, то сто-
ронники этих тенденций стремились противопоставить и даже
оторвать рождавшуюся культуру от всей прошлой культуры.
Более того, сама философия начинает рассматриваться не как
область культуры, а как всего лишь форма выражения клас-
совых или групповых интересов, в ней видят не более чем вопло-
щение идеологических установок класса, сословия, группы. Та-
кой вульгарно-социологический подход к философии низводил ее
до уровня идеологического средства, с помощью которого в мас-
совое сознание можно было легко внедрять простейшие шаблоны
и клише, заменяя ими самостоятельный поиск ответов на реальные
проблемы жизни.

Другой стороной того же процесса «организованного упро-
щения» (термин одного из идеологов Пролеткульта) всей куль-
туры, в том числе и философии, стало последовательное сведе-
ние на нет диалога философов-марксистов с представителями
других философских направлений. Так, в 1922 году была выслана
из страны целая группа видных представителей идеалистической
и религиозной философии, таких, как Н. А. Бердяев, Н. О. Лое-
ский, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков и др.

Наряду с этим все более ограничивались возможности для
выражения стихийно-материалистических философских воззре-
ний естествоиспытателей — воззрений, имевших в России бога-
тую традицию и нередко отличавшихся глубиной и ориги-
нальностью. Тем самым нарушалась и извращалась одна из
принципиальных ленинских установок, выраженных в работе
«О значении воинствующего материализма» (1922) — ориента-
ция на установление и упрочение союза философов-материали-
стов-диалектиков и естествоиспытателей. Вместо этого союза
утверждался грубый, часто невежественный диктат, против чего


специально предостерегал В. И. Ленин, в том числе и в назван-
ной статье.

Немалую роль в упрощении философской культуры и в сниже-
нии уровня требовательности сыграло и то, что в сферу фило-
софии и других гуманитарных наук пришли недостаточно обра-
зованные, а порой и просто малограмотные люди, вместе с энту-
зиазмом привнесшие в духовную жизнь крайнюю нетерпимость,
склонность к революционной фразе и идеологию гиперкритицизма
в отношении того, что создано предшествующей культурой.







Date: 2015-05-05; view: 521; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию