Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марксистско-ленинская философия в послеленинский период
ф Полемика между «механистами» и «диалектиками» φ Дискуссии 30-х го- дов φ Дискуссия 1947 года φ XX съезд КПСС и развитие философии в СССР φ Перестройка философии в свете нового мышления φ Многообразие концепций внутри зарубежной марксистской философии φ
В трудах В. И. Ленина, в частности в «Философских тет- радях» и в послеоктябрьских работах, были намечены многие принципиальные ориентиры для дальнейшего развития фило- софии марксизма. Однако идейная атмосфера, утвердившаяся в стране по мере укрепления единовластия Сталина, явилась серь- езным препятствием для творческого развития марксизма. Все резче обозначались тенденции его искажения, вульгаризации
и опошления. Все более узкими становились возможности для проявления самостоятельности и оригинальности философского мышления, поскольку творческие дискуссии, жизненно необходи- мые для развития философии, вырождались в изобличение дейст- вительных, а чаще мнимых отступлений от марксизма, в наклеи- вание политических ярлыков, а затем в прямое доносительство.
Постепенно отходили на задний план такие яркие и само- бытные мыслители-марксисты, как Н. И. Бухарин или А. В. Лу- начарский. В своих исканиях, в том числе философских, они отнюдь не всегда были правы, на что приходилось указывать еще В. И. Ленину, однако во многом благодаря им какое-то время в стране еще поддерживался достаточно высокий уровень марксистской философской культуры. В то же время в фило- софии, как и в других сферах духовной жизни общества, нара- стали антиинтеллектуалистские тенденции, во многом родствен- ные Пролеткульту, с которым боролся В. И. Ленин. Если Ле- нин считал необходимым для построения нового общества ус- воение всех богатств культуры предшествующих эпох, то сто- ронники этих тенденций стремились противопоставить и даже оторвать рождавшуюся культуру от всей прошлой культуры. Более того, сама философия начинает рассматриваться не как область культуры, а как всего лишь форма выражения клас- совых или групповых интересов, в ней видят не более чем вопло- щение идеологических установок класса, сословия, группы. Та- кой вульгарно-социологический подход к философии низводил ее до уровня идеологического средства, с помощью которого в мас- совое сознание можно было легко внедрять простейшие шаблоны и клише, заменяя ими самостоятельный поиск ответов на реальные проблемы жизни.
Другой стороной того же процесса «организованного упро- щения» (термин одного из идеологов Пролеткульта) всей куль- туры, в том числе и философии, стало последовательное сведе- ние на нет диалога философов-марксистов с представителями других философских направлений. Так, в 1922 году была выслана из страны целая группа видных представителей идеалистической и религиозной философии, таких, как Н. А. Бердяев, Н. О. Лое- ский, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков и др.
Наряду с этим все более ограничивались возможности для выражения стихийно-материалистических философских воззре- ний естествоиспытателей — воззрений, имевших в России бога- тую традицию и нередко отличавшихся глубиной и ориги- нальностью. Тем самым нарушалась и извращалась одна из принципиальных ленинских установок, выраженных в работе «О значении воинствующего материализма» (1922) — ориента- ция на установление и упрочение союза философов-материали- стов-диалектиков и естествоиспытателей. Вместо этого союза утверждался грубый, часто невежественный диктат, против чего
специально предостерегал В. И. Ленин, в том числе и в назван- ной статье.
Немалую роль в упрощении философской культуры и в сниже- нии уровня требовательности сыграло и то, что в сферу фило- софии и других гуманитарных наук пришли недостаточно обра- зованные, а порой и просто малограмотные люди, вместе с энту- зиазмом привнесшие в духовную жизнь крайнюю нетерпимость, склонность к революционной фразе и идеологию гиперкритицизма в отношении того, что создано предшествующей культурой.
Date: 2015-05-05; view: 521; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|