Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русской философии __XI—XIX веков__
Русская философия представляет собой оригинальное образова- ние мировой философской мысли. Возникнув в Киевской Руси в процессе ее христианизации, она развивалась в контексте рус- ской культуры, отражая ее историческое своеобразие. Такая взаи- мосвязь позволяет выделить основные исторические формы русской философии, возникшие и существовавшие внутри крупных
и относительно самостоятельных эпох развития русской культуры с XI по XIX век включительно.
Первой крупной эпохой является период XI—XVII веков, типологически соответствующий эпохе средневековья в западно- европейской культуре. Он делится на древнерусский (культура Киевской, или домонгольской, Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).
С момента крещения в 988 году процесс христианизации тесно связал Древнюю Русь с Византией; древнерусская богослов- ская и философская мысль формировалась под влиянием визан- тийской философии. Правда, особенностью русской мысли и рус- ской образованности являлось то, что она использовала свой собственный письменный язык (созданный в IX веке византий- цами Кириллом и Мефодием) и в большей степени являлась практической.
Первым древнерусским философом можно, пожалуй, считать киевского митрополита Илариона (XI век). В своем «Слове о законе и благодати...» он с помощью метода символического толкования Ветхого завета построил богословско-историческую концепцию, обосновывавшую включенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного «света» (то есть Христа, называемого «благодатью» и «истиной») над «тьмой» язы- чества.
Своеобразным компендиумом практической философии является «Поучение» князя Владимира Мономаха (начало XII ве- ка). Это один из немногих текстов, где дан этический кодекс пове- дения мирян. Мономах исходит из убеждения, что праведная жизнь любого человека достигается «добрыми делами»: «покаянием», «слезами» и «милостыней». Особенностью практической фило- софии Мономаха является слабая расчлененность «этики», «эко- номики» и «политики», отражавшая пронизанность древнерус- ской культуры традициями родового быта. Максимы личного поведения князя оказываются одновременно и политическими принципами. Основы «домостроя» во многом определяют этику лица в зависимости от позиции в семье (хозяин, управляющий, слуга, раб, «старший — младший», «муж — жена» и т. д.).
Главным итогом развития древнерусской философской мысли оказалась выработка принципиально новых, в сравнении с до- христианскими, представлений о мире как творении бога, о челове- ческой истории как арене борьбы божественной благодати и дья- вольских козней, о человеке как двойственном существе, состоя- щем из бренного тела и бессмертной души. Это обеспечило возможность восприятия в период перехода от культуры древ- нерусской к русской средневековой новых тенденций. В XIV веке сильное влияние на русскую мысль оказал исихазм (от грече- ского «исихия» — безмолвие) — религиозное движение, включав- шее в себя монашескую практику безмолвной («умной») молитвы,
учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию чело- века.
Следуя традиции Псевдо-Дионисия Ареопагита, исихасты от- рицали возможность познания божественной сущности. Но они различали «сущность» и «энергию», которая пронизывает все сотворенное бытие и дает возможность познавать бога через творе- ние. Тезис о творении мира из ничего начинает противостоять античному учению о совечной богу первоматерии. Конкретиза- ция акта творения с помощью античного учения о четырех основ- ных стихиях мира (земля, вода, воздух, огонь) противопостав- ляется неоплатоническому поиску «единого», «начала всех начал». Эти же стихии стали рассматриваться и как компоненты челове- ческого тела, что приводило к трактовке человека как «микрокос- ма», отражающего в себе мир природы — «макрокосм».
Наряду с натурализацией человека, включением души в тес- нейший союз с телесной субстанцией (душа вне видимых, телес- ных проявлений непознаваема, как и бог без творения) начинается процесс углубленного изучения человеческой душевной природы. Нил Сорский; Вассиан Патрикеев и другие сторонники отказа от монастырской земельной собственности (отсюда название — «не- стяжатели») осуществили тонкий и тщательный анализ душев- ных движений, порождающих «страсть» и другие формы привязан- ности к материальному миру, ведущие человека к состоянию моральной деградации (греховности). В рамках этой традиции в русской средневековой философии культивировалось представле- ние о человеке как «образе и подобии» бога, властелине тварного мира, наместнике бога на земле, призванном своим трудом поддер- живать гармонию и порядок универсума.
Конец XV — начало XVI века принесли в Московскую Русь новую философскую традицию, связанную с «новгородско-москов- ской ересью». Среди литературы, использовавшейся еретиками, имелся компилятивный логический трактат, включавший фрагмен- ты сочинений аль-Газали и Моисея Маймонида, а также апокри- фический трактат «Тайная тайных», построенный как наставле- ние Аристотеля Александру Македонскому. Видимо, наличие этой книги, содержащей своеобразную «технологию властвования» (вплоть до «науки» физиогномики) открыло им путь ко двору Ивана III. «Политическая философия» еретиков утверждала осо- бый образ государя, советующегося со своими приближенными, однако больше полагающегося на «тайное искусство» управлять. Народ выступает как объект абсолютной опеки, повинующийся царю, укрепляющему законность, любящему народ, следящему за порядком и «грозному».
В это же время сформировалась иная версия «политической философии». Игумен псковского Елеазаровского монастыря Фило- фей изложил концепцию светской власти, высшим назначением ко- торой является сохранение единственно истинного, православного
христианства. Искусство власти оказалось здесь подчиненным решению вселенской задачи — утверждению и охранению идеала «Москвы — третьего Рима». «...Внимай, благочестивый царь,— об- ращался Филофей к князю Василию III,— тому, что все христиан- ские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать» '.
Реальная практика царствования Ивана IV, как и его экскур- сы в область «политической философии», совместили обе эти тенденции, представив московского государя как искусного пра- вителя «святой Руси». Подобный взгляд развивал И. С. Пересве- тов, сочетавший в «Большой челобитной» «научения веры мудро- сти философской» с астрологией. Тот же образ «грозного», но и «справедливого» московского государя представлен в сочинениях Ермолая-Еразма («Правительница»). Лишь А. М. Курбский, бе- жав в Литву, оказался в состоянии вступить в полемику с Ива- ном IV и отвергнуть принцип неограниченного самодержавия.
«Смута» начала XVII века, поставившая под вопрос само бытие Московского государства и всей русской культурной тради- ции, стимулировала появление философско-исторической рефлек- сии. Наряду с древнерусской богословско-исторической трактовкой государственных неурядиц как «божьих казней» за грехи всего народа начинает складываться идея посюсторонней, мирской от- ветственности «всей земли» (а не только царя) за состояние дел в государстве.
Наряду с этой идеей в средневековой русской философии XVII века возникли и иные подходы к проблеме царской власти и ответственности «народа». Один из них отражен во взгляде пат- риарха Никона на духовную власть как на равную светской, а по своему божественному первоистоку даже превосходящую ее. Другой — в «политической философии» Юрия Крижанича, воз- лагавшего надежды на московского царя как объединителя и пок- ровителя всего славянского мира.
Идея Крижанича о самобытности славянского культурного мира, противостоящего как культуре «немецкой», так и «гре- ческой», резюмировала те поиски русской средневековой филосо- фии, которые определялись проблемой сочетания и разделения философии «внешней», то есть античной, «языческой» и «внут- ренней» — христианской. Некоторые идеи философии античной существовали и в древнерусской культуре. Но в XVI — XVII ве- ках их наличие в культуре Московской Руси выдвигало задачу более четкой разработки основных тем философии христианской. Особенно актуальной эта задача оказывалась в свете контактов средневековой Руси с западноевропейской ренессансной и пост- ренессансной культурой.
Date: 2015-05-05; view: 674; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|