Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Антропологический материализм Фейербаха
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 — 1872). Первона- чально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии — знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разобла- чении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. «Бесконечная или божественная сущность,— пишет Фейербах,— есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятель- ное существо» '. Так возникает трудноискоренимая иллюзия:
1 Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С. 320.
подлинный творец бога — человек — рассматривается как творе- ние бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности.
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных за- блуждений необходимо понять, что человек — не творение бога, а часть — и притом наиболее совершенная — вечной природы. Вот как характеризует Ф. Энгельс основные положения мате- риализма Фейербаха: «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выро- сли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это — лишь фантастические отражения нашей собст- венной сущности» '.
Однако материализм Фейербаха не случайно характеризует- ся как антропологический. Он существенно отличается от ма- териализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рас- сматривает природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Фейербаха — не отвлеченное понятие мате- рии, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеали- стическую трактовку, при которой человек рассматривается преж- де всего как духовное существо, сквозь призму знаменитого картезианского и фихтеанского «Я мыслю». Согласно Фейер- баху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я»; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реально- сти, которая называется организмом. Человеческая природа, та- ким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологи- чески, и отдельный индивид для него — не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Вот почему Маркс, признавая важное историческое значе- ние материализма Фейербаха, особенно его критику религии, в то же время отмечал, что у Фейербаха «человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природ- ными узами» 2.
Согласно Марксу, человек является историческим и соци- альным существом, а потому его сущность «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» 3. А поскольку общественная жизнь людей является по существу практической,
постольку Фейербах, отвлекающийся как раз от социально-исто- рического определения человека, упускает из виду именно роль практики как в хеде исторической жизни человека, так и в про- цессе познания. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апелли- рует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории позна- ния Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощуще- ние составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств — зрение, слух, осязание, обоняние,— обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не при- знавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвер- гает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спеку- ляции.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само поня- тие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека — это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объектив- ного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь от- чужденная, ложная форма подлинной любви — любви к другим людям.
Антропологический материализм Фейербаха возник как реак- ция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в кото- ром господство всеобщего над единичным было доведено до пре- дельной степени. До такой степени, что отдельная челове- ческая личность оказалась исчезающе-ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения «абсолютного духа». Фейер- бах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немец- кий идеализм после Канта, но которое от последнего неотъем- лемо.
Учение Фейербаха, несмотря на его односторонность, сыгра- ло важную роль в формировании философских взглядов К. Марк- са и Ф. Энгельса.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 280. 2 Там же. Т. 42. С. 266. 3 Там же. С. 265.
|
10.
Особенности развития философской мысли ____________ народов СССР '
• Традиции и особенности русской философии XI—XIX веков 0 Националь- ные философские культуры народов СССР: основные этапы развития, направле- ния, проблемы φ
Философская мысль народов СССР, представляющая опреде- ленную целостность, специфическую регионально-национальную составную часть всемирного историко-философского процесса, прошла длительный путь формирования и развития. Прежде чем возникла эта целостность, философские культуры этих народов функционировали в ранние века своего существования, как пра- вило, обособленно друг от друга как в географическом простран- стве, так и в историческом времени. Объясняется это рядом причин.
Большая часть территории нашей страны заселена позднее, чем регионы мира, в которых сложились главные центры древ- ней мировой культуры и цивилизации. На историческую арену народы СССР в своем подавляющем большинстве вышли позднее народов, обосновавшихся в этих центрах или вблизи них, причем вышли они в разное время и оказались на неодинаковых уровнях социально-экономического, политического и культурного развития. Хотя этногенез народов нашей страны уходит в глубь веков, устойчивые, оседлые этносы, которые со временем превратились в современные народности и нации, населяющие ныне Советский Союз, оформились много позже, чем в ранних центрах мировой цивилизации. В этом смысле подавляющее большинство совре- менных советских народов — исторически молодо по сравнению не только с такими странами, как Индия и Китай, но и с наибо- лее крупными западноевропейскими народами.
В силу своего запоздалого исторического старта и своей ис- торической молодости в эпоху, хронологически совпадающую с европейским средневековьем, народы нашей страны оказались весьма специфически связанными с тогдашними центрами миро- вой культуры и цивилизации, причем с разными центрами.
Поскольку в средние века религиозная догма была исходным моментом и основой всякого мышления, познавательное и цен- ностное содержание историко-философского процесса в тогдашней отечественной культуре в решающей степени — если говорить о собственно идеологической стороне этого процесса — зависело
' При изучении этой темы в республиках нашей страны естественным будет рас- ширение материала, относящегося к философским традициям того или иного на- рода СССР.
от того, к какой из мировых религии присоединился тот или иной народ, когда это произошло, присоединился ли он вообще, или остался в той или иной мере верен местным религиям. В силу мно- гих исторических факторов в эпоху средневековья у культур наро- дов нашей страны оказались разными преимущественные ориента- ции на те или иные культурные и религиозные центры: у христиан- ских народов Кавказа и восточных славян наиболее прочными были контакты с Византией, у народов Прибалтики — с католи- ческой (а в эпоху Реформации частично с протестантской) Западной Европой, у мусульманских народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья — с арабо-мусульманским миром.
В далекой «языческой» предыстории каждого из народов нашей страны, как и у других народов, можно проследить процессы становления их мировоззрения, а в рамках этого мировоззрения формирование идей предфилософского характера. Но сравнительно развитая — по средневековым масштабам — философская мысль впервые появилась у них лишь с момента их вхождения в орбиту влияния мировых религий, а содержание и формы философской мысли в значительной степени зависели от того, каким в этот момент было место философии в рамках той или иной мировой ре- лигии, когда и каким образом произошла в том или ином регионе рецепция мировых религий.
Качественно новый этап в истории национальных философ- ских культур народов нашей страны связан с образованием много- национального Российского государства. По мере вхождения в него тех или иных нерусских народов, добровольного или в резуль- тате завоеваний, начался процесс преодоления былой их обособ- ленности в культурном и философском развитии, сглаживания накопившихся за века различий историко-философского процесса. В силу реальностей совместной жизни в рамках одного государства между различными народами начали складываться как политико- экономические, так и культурные, в том числе идейно-философ- ские, связи, начался процесс взаимодействия и взаимовлияния философских культур, образовалось общее поле встреч разных культур и цивилизаций, встреч частью дружественных, а частью конфликтных, полемических, но затрагивавших общие проблемы, в том числе проблемы философии. Процесс этот был очень дли- тельным и продолжается до сих пор.
Длительность процесса складывания многонационального Российского государства, разновременность вхождения в его со- став народов, находившихся на различных стадиях политиче- ского, социально-экономического и культурного развития, народов с различными религиозно-философскими традициями чрезвы- чайно усложнили отечественный историко-философский процесс. Но при этом вполне отчетливо проявились ведущие тенденции: шло дальнейшее развитие самобытных национальных философ- ских культур народов, у которых культура сложилась прежде,
7 Введение в философию, ч. 1
и процесс становления философских культур менее развитых народов; и вместе с тем шло становление философской культуры народов России как новой региональной общности, являвшееся следствием постепенного втягивания национальных окраин в орбиту единого социально-экономического процесса эволюции от традиционных патриархально-феодальных отношений к капита- лизму.
Интегрирующим фактором, способствовавшим сближению на- циональных философских культур народов России, явилась совместная борьба за социально-политическое и национальное освобождение. Такую же роль играло распространение по всей стране прогрессивных, демократических, просветительских идей русской философской культуры, через которую чаще всего, осо- бенно на Востоке, шел также процесс приобщения нерусских народов к лучшим традициям западноевропейской философии.
Вплоть до конца XIX— начала XX века отечественная фило- софская мысль не сформировалась в органическое целое. Однако она уже представляла собой не просто рядоположение разных, не связанных между собой национальных культур, выросших из прежних этнических культурных общностей и протонациональных культур, но становящуюся систему, специфическую националь- но-региональную целостность. Многовековая общность истори- ческого бытия в рамках одного государства, влияние русской и мировой культуры привели к возникновению в развитии нацио- нальных философских культур народов России общих для всех этих культур черт. На Украине, в Прибалтике, в Закавказье к рубежу XIX—XX веков сформировались примерно такие же направления философской мысли, что и в Центральной России. Общероссийское значение приобрело не только философское твор- чество крупнейших русских мыслителей, но и деятельность ряда видных философов Украины, Белоруссии, Грузии, Литвы, Арме- нии, других народов. Интегрирующим фактором, который постоян- но связывал национальные культуры нашей страны в определен- ную целостность, которую мы называем философией народов СССР, стала русская философия.
Date: 2015-05-05; view: 535; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|