Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система Гегеля
Своеобразным введением в гегелевскую систему является «Феноменология духа» (1806), одна из наиболее сложных и наи- более содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его убеждению, только и существует противо- положность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей
1 Гегель. Соч. М., 1959. Т. 4. С. 2. 2 Там же. С. 3.
истории. При этом Гегель вовсе не излагает историю культуры в той последовательности и в той фактологически-эмпириче- ской форме, как она представлена в трудах историков, филологов, литературоведов, лингвистов, историков государства и права, религии и искусства. Он дает как бы философскую выжимку и философскую интерпретацию всего того богатства историче- ского знания, каким обладал сам, так же как и многие его совре- менники, получившие классическое гимназическое и универси- тетское образование. Тем самым Гегель предлагает как бы лестни- цу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приоб- щается к духовному опыту, накопленному человечеством, при- общается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного, партикулярного сознания до точки зрения философ- ской. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключением, в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершив- шейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «пред- мета», а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.
Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию — стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это — сфе- ра логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.
В «Логике» Гегель ставит своей задачей показать самодви- жение понятия. Надо, говорит он, занять такую позицию по отно- шению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача — только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каж- дого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказы- вается односторонним именно в том отношении, в каком и обна- руживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая его односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия — своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каж- дое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а по- тому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена «абсо- лютная и полная истина, мыслящая самое себя идея» ', которую
' Гегель. Соч. М.-Л., 1929. Т. 1. С. 340.
Гегель вслед за Аристотелем называет «мышлением мышления» и достигнув которой «Логика» завершается.
Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалек- тическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицатель- ность», которая как раз и составляет его ограниченность, одно- сторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта — абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только отно- сительную, но не окончательную, не полную истину. Гегелевский диалектический метод, таким образом, носит революционный характер, тогда как система Гегеля, предполагающая достижение абсолютной истицы, оказывается консервативной.
Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с тре- бованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достиг- нута абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение, и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исто- рического движения человечества.
Date: 2015-05-05; view: 444; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|