Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система Гегеля





Своеобразным введением в гегелевскую систему является
«Феноменология духа» (1806), одна из наиболее сложных и наи-
более содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит
задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания,
для которого, по его убеждению, только и существует противо-
положность субъекта и объекта. Снять эту противоположность
можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе
которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все
те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей

1 Гегель. Соч. М., 1959. Т. 4. С. 2.
2 Там же. С. 3.


истории. При этом Гегель вовсе не излагает историю культуры
в той последовательности и в той фактологически-эмпириче-
ской форме, как она представлена в трудах историков, филологов,
литературоведов, лингвистов, историков государства и права,
религии и искусства. Он дает как бы философскую выжимку
и философскую интерпретацию всего того богатства историче-
ского знания, каким обладал сам, так же как и многие его совре-
менники, получившие классическое гимназическое и универси-
тетское образование. Тем самым Гегель предлагает как бы лестни-
цу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приоб-
щается к духовному опыту, накопленному человечеством, при-
общается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения
обыденного, партикулярного сознания до точки зрения философ-
ской. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи
гениально одаренным исключением, в состоянии, по мнению
Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершив-
шейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше
нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «пред-
мета», а есть абсолютное тождество, тождество мышления и
бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку
зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою
подлинную стихию — стихию чистого мышления, где, по Гегелю,
все определения мысли развертываются из нее самой. Это — сфе-
ра логики, где протекает ничем субъективно не замутненная
жизнь понятия.

В «Логике» Гегель ставит своей задачей показать самодви-
жение понятия. Надо, говорит он, занять такую позицию по отно-
шению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не
вмешивается в движение понятий, его задача — только наблюдать
за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять
свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каж-
дого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно
оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью
уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При
этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказы-
вается односторонним именно в том отношении, в каком и обна-
руживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая
его односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия —
своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каж-
дое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое.
Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а по-
тому переходит в свою противоположность, и так до тех пор,
пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена «абсо-
лютная и полная истина,
мыслящая самое себя идея» ', которую

' Гегель. Соч. М.-Л., 1929. Т. 1. С. 340.


Гегель вслед за Аристотелем называет «мышлением мышления»
и достигнув которой «Логика» завершается.

Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалек-
тическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицатель-
ность», которая как раз и составляет его ограниченность, одно-
сторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия.
Пока понятие не достигнет высшего пункта — абсолютной идеи,
до тех пор каждая из ступеней его развития дает только отно-
сительную, но не окончательную, не полную истину. Гегелевский
диалектический метод, таким образом, носит революционный
характер, тогда как система Гегеля, предполагающая достижение
абсолютной истицы, оказывается консервативной.

Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с тре-
бованием системы, которая обязательно должна быть завершена,
а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов
достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию,
венчающую собой развитие всего человечества, в которой достиг-
нута абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала
свое завершение, и достигнутое ею состояние, то есть состояние
современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исто-
рического движения человечества.







Date: 2015-05-05; view: 444; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию