Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассудок и разум





Существует ли среди наших познавательных способностей та-
кая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя
перед ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность
существует, и называется она разумом. К Канту восходит то
различие между рассудком и разумом, которое затем играет важ-
ную роль у всех последующих представителей немецкого идеа-
лизма — Фихте, Шеллинга и Гегеля. Рассудок, по Канту, всегда
переходит от одного обусловленного к другому обусловленному,
не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним —
безусловным, ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то
же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное
знание, то есть, говоря словами Канта, получить абсолютно безус-
ловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы
весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность.
Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей.
Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений
внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души, кото-
рую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию,
наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться
к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы при-
ходим к идее мира, космоса в целом. И наконец, желая постигнуть
абсолютное начало всех явлений вообще — как психических, так и
физических,— наш разум восходит к идее бога.

Вводя платоновское понятие идеи для обозначения высшей
безусловной реальности, Кант понимает идеи разума совсем не
так, как Платон. Идеи у Канта — это не сверхчувственные сущ-
ности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью
разума. Идеи — это представления о цели, к которой стремится
наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит. Идеи
разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая
рассудок к деятельности, но не более того. Отказав человеку
в возможности познавать предметы, не данные ему в опыте, Кант
тем самым подверг критике идеализм Платона и всех тех, кто вслед
за Платоном разделял убеждение в возможности внеопытного
познания вещей самих по себе.

Таким образом, достижение последнего безусловного — это
задача, к которой стремится разум. Но тут возникает неразре-
шимое противоречие. Чтобы у рассудка был стимул к деятельности,
он, побуждаемый разумом, стремится к абсолютному знанию;


но эта цель всегда остается недостижимой для него. А поэтому,
стремясь к этой цели, рассудок выходит за пределы опыта; между
тем лишь в этих пределах его категории имеют законное приме-
нение. В этом случае рассудок впадает в иллюзию, в заблуж-
дение, предполагая, что с помощью категорий он в состоянии позна-
вать внеопытные вещи сами по себе.

Эта иллюзия, согласно Канту, характерна для всей предшест-
вующей философии. Доказать, что идеям разума не может соответ-
ствовать реальный предмет, Кант пытается с помощью обнаруже-
ния противоречивого характера этого мнимого предмета. Напри-
мер, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно
доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверж-
дений, характеризующих свойства мира. Так, тезис о том, что мир
ограничен в пространстве и имеет начало во времени, так же до-
казуем, как и противоположный тезис, согласно которому мир
бесконечен в пространстве и безначален во времени. Обна-
ружение такого противоречия (антиномии), согласно Канту, сви-
детельствует о том, что предмет, которому приписываются эти
взаимоисключающие определения, непознаваем. Диалектическое
противоречие, по Канту, свидетельствует о неправомерном при-
менении нашей познавательной способности. Диалектика харак-
теризуется, таким образом, отрицательно: диалектическая ил-
люзия имеет место там, где с помощью конечного человече-
ского рассудка пытаются конструировать не мир опыта, а мир
вещей самих по себе.







Date: 2015-05-05; view: 575; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию