Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика Фихте






эмпирическое, Я». С другой — это некая абсолютная реальность,
никогда полностью недоступная нашему сознанию, из которой
путем ее саморазвития-самораскрытия порождается весь уни-
версум и которая поэтому есть божественное, «абсолютное Я».
«Абсолютное Я» — это бесконечная деятельность, которая стано-
вится достоянием индивидуального сознания только в тот мо-
мент, когда она наталкивается на некоторое препятствие и этим
последним ограничивается. Но в то же время, натолкнувшись
на границу, на некоторое «не-Я», деятельность устремляется
за пределы этой границы, затем снова наталкивается на новое
препятствие и т. п. Эта пульсация деятельности и ее осознавапия
(остановки) составляет саму природу Я, которое, таким образом,
не бесконечно и не конечно, а есть единство противоположностей
конечного и бесконечного, человеческого и божественного, инди-
видуального и «абсолютного Я». В этом и состоит исходное
противоречие «Я», развертывание которого и составляет, по Фихте,
содержание всего мирового процесса и соответственно отражаю-
щего этот процесс наукоучения. Индивидуальное и «абсолютное
Я» у Фихте то совпадают и отождествляются, то распадаются
и различаются; эта «пульсация» совпадений-распадений — ядро
диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Вместе
с самосознанием («Я есмь») полагается и его противополож-
ность — «не-Я». Сосуществование этих противоположностей в
одном Я возможно, согласно Фихте, только путем ограниче-
ния ими друг друга, то есть частичного взаимоуничтожения.
Но частичное взаимоуничтожение противоположностей означа-
ет, что «Я» и «не-Я» делимы, ибо только делимое имеет части.
Весь диалектический процесс имеет целью достижение такой
точки, в которой противоречие было бы разрешено и противо-
положности — индивидуальное и абсолютное Я — совпали. Однако
полное достижение этого идеала невозможно: вся человеческая
история есть лишь бесконечное приближение к нему. Именно
этот пункт учения Фихте — недостижимость тождества противо-
положностей — стал предметом критики его младших современ-
ников — Шеллинга и Гегеля. Эта критика велась обоими с по-
зиций объективного идеализма,
который, впрочем, они обосно-
вывали по-разному.


Уже у Канта понятие трансцендентального субъекта не сов-
падает ни с индивидуальным человеческим субъектом, ни с боже-
ственным умом традиционного рационализма. Не менее сложным
является исходное понятие учения Фихте — понятие «Я». С од-
ной стороны, Фихте имеет в виду «Я», которое ка'ждый человек
открывает в акте саморефлексии, а значит, «индивидуальное, или

1 Маркс Я., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 264.








Date: 2015-05-05; view: 739; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию