Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика Фихте
эмпирическое, Я». С другой — это некая абсолютная реальность, никогда полностью недоступная нашему сознанию, из которой путем ее саморазвития-самораскрытия порождается весь уни- версум и которая поэтому есть божественное, «абсолютное Я». «Абсолютное Я» — это бесконечная деятельность, которая стано- вится достоянием индивидуального сознания только в тот мо- мент, когда она наталкивается на некоторое препятствие и этим последним ограничивается. Но в то же время, натолкнувшись на границу, на некоторое «не-Я», деятельность устремляется за пределы этой границы, затем снова наталкивается на новое препятствие и т. п. Эта пульсация деятельности и ее осознавапия (остановки) составляет саму природу Я, которое, таким образом, не бесконечно и не конечно, а есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и божественного, инди- видуального и «абсолютного Я». В этом и состоит исходное противоречие «Я», развертывание которого и составляет, по Фихте, содержание всего мирового процесса и соответственно отражаю- щего этот процесс наукоучения. Индивидуальное и «абсолютное Я» у Фихте то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются; эта «пульсация» совпадений-распадений — ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Вместе с самосознанием («Я есмь») полагается и его противополож- ность — «не-Я». Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно, согласно Фихте, только путем ограниче- ния ими друг друга, то есть частичного взаимоуничтожения. Но частичное взаимоуничтожение противоположностей означа- ет, что «Я» и «не-Я» делимы, ибо только делимое имеет части. Весь диалектический процесс имеет целью достижение такой точки, в которой противоречие было бы разрешено и противо- положности — индивидуальное и абсолютное Я — совпали. Однако полное достижение этого идеала невозможно: вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к нему. Именно этот пункт учения Фихте — недостижимость тождества противо- положностей — стал предметом критики его младших современ- ников — Шеллинга и Гегеля. Эта критика велась обоими с по- зиций объективного идеализма, который, впрочем, они обосно- вывали по-разному.
Уже у Канта понятие трансцендентального субъекта не сов- падает ни с индивидуальным человеческим субъектом, ни с боже- ственным умом традиционного рационализма. Не менее сложным является исходное понятие учения Фихте — понятие «Я». С од- ной стороны, Фихте имеет в виду «Я», которое ка'ждый человек открывает в акте саморефлексии, а значит, «индивидуальное, или
1 Маркс Я., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 264.
Date: 2015-05-05; view: 739; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|