Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просветительская трактовка человека
Характерна эволюция просветительского миропонимания, выразившаяся в отношении к человеку. В полемике с христиан- ским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла в мире, фран- цузские материалисты утверждали, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к само- сохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувствен- ные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствие и избегать страдания — такова природная сущность человека, а все природное по определению — хорошо. Такова мировоззренческая подоплека сенсуализма просветителей. Не случайно Гельвеции и Кондильяк, в сущности, отождествляли чувство и разум; а Дидро, не соглашаясь с полным их отождест- влением, тем не менее считал разум «общим чувством». В защиту человеческой природы выступил также Руссо: только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости,— таково убеждение французского фило- софа. Руссо защищал тезис, что люди, в отличие от стадных живот- ных, в «естественном состоянии» живут поодиночке; руссоист- ские робинзоны отличаются кротким нравом, доброжелательностью и справедливостью.
В XVIII веке, таким образом, вновь возрождается та тенден- ция в решении проблемы индивидуального и всеобщего, природ- ного и социального, которая была характерна еще для античных софистов. Последние различали то, что существует «по природе», от того, что обязано своим бытием человеческим «установлениям». Не случайно софистов называют античными просветителями: так же, как и французские материалисты, они исходили из того, что человек есть существо природное, а потому именно чувственные
склонности рассматриваются как основное определение челове- ческого существа. Отсюда сенсуализм в теории познания и гедо- низм в этике материалистов-просветителей XVIII века. Особенно- стью французского материализма была ориентация на естество- знание XVIII века, прежде всего — на механику. Именно механи- стическая картина мира легла в основу представлений Гольбаха, Гельвеция, Ламетри о мире, человеке и познании. Так, согласно Гольбаху, реально не существует ничего, кроме материи и ее движения, которое есть способ существования материи. Движе- ние французский философ сводит к механическому перемеще- нию. Отсюда и ограниченные представления о детерминизме в природе, о понятии закономерности, а также о сущности чело- веческого познания, которое сводилось представителями француз- ского материализма к пассивному отражению внешнего мира. Не случайно именно эту сторону воззрений метафизического материа- лизма подвергли критике К. Маркс и Ф. Энгельс.
По мере того как идеи просветителей начали мало-помалу осуществляться в действительности — как в индивидуальном, так и в общественном плане,— все чаще возникала потребность в их корректировке. Сам Дидро в «Племяннике Рамо» вскрыл диалек- тику просветительского сознания, поставив под вопрос излюблен- ный тезис XVIII века о доброте человеческой природы самой по себе, в ее индивидуально-чувственном проявлении. Самокритику просветительского сознания мы находим также у Дж. Свифта, Руссо и, наконец, у Канта, который в такой же мере является носителем идей Просвещения, как и их критиком.
8.
Date: 2015-05-05; view: 1242; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|