Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История как способ бытия ___субъекта
Одной из предпосылок исторического подхода к миру оказался перенос центра тяжести на изучение субъекта и его деятельной природы, осуществленный Кантом.
Романтики Иенской школы, а также представители классиче- ского немецкого идеализма — Фихте, Шеллинг, Гегель, отправ- ляясь от философии Канта, в то же время подвергли пере- смотру его понятие трансцендентального субъекта. Согласно ро- мантикам, главным недостатком кантовского субъекта является его неисторический характер, во многом обязанный тому, что Кант противопоставил истинное знание, доставляемое точными науками, тем формам знания, которые нам дают миф, искусство, язык. А между тем этот тип знания существенно отличается от естественнонаучного, которое, согласно Гегелю, не следует абсо- лютизировать, ибо оно есть не более чем одна из исторических форм знания о мире, точнее, только об одной его части — при- роде.
Немецкий идеализм предложил рассматривать трансценден- тальный субъект исторически, так что в качестве такового здесь — особенно у Гегеля — предстала история человечества в целом. Теперь формы трансцендентальной субъективности были гораздо более, чем у Канта, отличены и отделены от инди- видуального сознания; в качестве субъекта знания у Гегеля вы- ступает человеческая история, взятая как целое, как некоторый «объективный дух», или субстанция-субъект, говоря словами самого Гегеля. Субстанция-субъект у Гегеля имеет не жестко фиксированные, а развивающиеся, подвижные формы, которые суть не что иное, как исторические формы культуры.
В результате произошла важная перестройка принципов, характерных для предшествующего периода философии, включая и Канта.
Во-первых, была снята жесткая дихотомия научного и не- научного, свойственная мысли XVII—XVIII веков и принци- пиально важная для идеологии Просвещения.
У романтиков и в немецком идеализме наука рассматривает- ся не столько как нечто противоположное донаучным формам знания, сколько как развитие этих мифологически-донаучных форм. Сами донаучные формы знания не предстают уже просто как предрассудки, которые следует устранить, а требуют своего специального анализа с целью установить их подлинное значение и их место в развитии человеческой культуры. Если в плане исто- рическом знание научное сопоставлялось прежде всего с мифом, то в плане современном требовалось сопоставление его с искус- ством, религией, философией. Для Шеллинга и романтиков эти виды знания не просто равноправны, но искусство даже имеет преимущество перед наукой, потому что схватывает истину как целое и постигает ее непосредственно, в то время как наука всегда дает лишь какую-то «часть» истины и действует опосре- дованно.
Во-вторых, благодаря рассмотрению субъекта знания как исторически развивающегося была снята дихотомия ложного и истинного, как она выступала в докантовской философии и у Канта. И не удивительно: ведь эта дихотомия была тесно связана с противопоставлением научного и ненаучного знания. Вопрос об истинном и ложном знании Гегель переносит в историческую плоскость, в результате чего появляется новый принцип: «истинно для своего времени». Тем самым вводится понятие относительной истины.
В-третьих, немецкая классическая философия, рассматривая историю в качестве субъекта знания, вводит в саму историю кан- товское различие эмпирического и трансцендентального (теперь ставшего умопостигаемым) уровней рассмотрения, так что сама история выступает как бы в двух планах — как история факти- ческая, эмпирически данная, и как история, взятая, по словам Гегеля, «в ее понятии», то есть по истине. Последняя представ- ляет собой, в сущности, умозрительную конструкцию, имевшую для послекантовского идеализма такое же значение, какое для докантовскогр рационализма имело учение о субстанции.
На основе учения о трансцендентальной субъективности, таким образом, вновь возрождается своеобразная онтология. Но теперь это не онтология бытия (позволим себе применить такое тавтологическое выражение), а онтология субъекта, он- тология культурно-исторической деятельности человечества, пред- стающего как некий абсолютный, а потому божественный субъект.
Перенесение центра тяжести философии на субъекта при- вело к анализу всего разнообразия культурно-исторических форм как продукта деятельности разных исторических субъектов (на- родов, наций, эпох), выражающих свою неповторимость, свое- образие в предметах материальной и духовной культуры.
На протяжении XIX и XX веков изучение этих своеобраз- ных форм становится важнейшим предметом гуманитарных
наук, получивших на протяжении этих двух столетий неви- данное прежде значение. Девятнадцатый век был веком исто- рии: истории всеобщей (гражданской), истории литературы и искусства, истории языка и мифологии, истории науки, филосо- фии и религии, истории хозяйства, государства и правовых учений.
История как способ бытия субъекта (человека и человечества) обладает для XIX века (и выразившего идеи этого века после- кантовского немецкого идеализма) тем же статусом, каким обла- дала природа как способ бытия объекта для XVII и XVIII веков, для материализма эпохи Просвещения. Если базой прежней онтологии были науки о природе, то базой новой стали науки о культуре. И не случайно романтики и Гегель оказались в та- кой же мере создателями методов анализа культуры, в какой Галилей, Декарт, Лейбниц были творцами естественнонаучных и математических методов.
Рассмотрим теперь подробнее, какой вклад в развитие исто- ризма и диалектики внесли отдельные представители после- кантовского немецкого идеализма.
Date: 2015-05-05; view: 486; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|