Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кант: от субстанции к субъекту, ___ от бытия к деятельности_____
0 Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания φ Пространство и время — априорные формы чувственности % Рассудок и проб- лема объективности познания φ Рассудок и разум φ Явление и «вещь в себе»,
природа и свобода φ
Онтологическое обоснование теории познания впервые преодо- левается только в XVIII веке. Наиболее последовательно и про- думанно это проводит родоначальник немецкого идеализма Им- мануил Кант (1724—1804). Тем самым Кант осуществляет сво- его рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впер- вые не характер и структура познаваемой субстанции, а специ- фика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.
В отличие от философов XVII века, Кант анализирует струк- туру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблужде- ний, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Если у Бэкона и Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей, то у Канта возникает задача установить раз- личие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня — эмпирический и транс- цендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально- психологические особенности человека, к трансцендентальному — всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания, согласно учению Канта, обусловливается структурой именно трансцендентального субъек- та, которая есть надындивидуальное начало в человеке.
Кант возвел, таким образом, гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом теорети- ческой философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей — природы, мира, человека,— а исследование познава- тельной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою филосо- фию трансцендентальной. Он называет свой метод также крити- ческим, в отличие от догматического метода рационализма XVII ве- ка, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.
Date: 2015-05-05; view: 623; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|