Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Всеобщности и необходимости научного знания
Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей, возникавших в науке и философии XVII — первой половины XVIII века, с которыми не сумели справиться представители докантовского рационализма и эмпиризма: Одной из них была проблема обоснования объективности научного знания, прежде всего механики, основанной на математике и эксперимен- те, предполагавшем конструирование идеального объекта. В какой мере идеальная конструкция может быть отождествлена с при- родным объектом и процессом? Чтобы обосновать законность применения математических конструктов к природным процессам, нужно было доказать, что деятельность конструирования имеет некоторый аналог в самой природе; в противном случае непонятно,
как наше знание согласуется с объективным предметом вне нас. Чтобы решить указанный вопрос, Кант меняет саму его постановку. Он спрашивает: каким должен быть характер и способности позна- ющего субъекта, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о нем? Деятельность субъекта впервые выступает, таким образом, как основание, а предмет исследования — как следствие: в этом состоит «коперниканский» переворот в философии, осущест- вленный Кантом.
Проблемы познания, вставшие перед немецким философом, были порождены новыми подходами к изучению природы, харак- терными для экспериментально-математического естествознания нового времени. Кант пытается осмыслить тот способ познания природы, который несла с собой научная революция XVI — XVIII веков. Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании умо- постигаемой сущности предмета, а в деятельности по его кон- струированию, порождающей идеализированные объекты. При этом у Канта меняется представление о соотношении рациональ- ного и эмпирического моментов в познании. Для Декарта, Спи- нозы, Лейбница чувственное восприятие представало как смут- ное и спутанное знание, как низшая форма того, что ясно и отчет- ливо постигается лишь с помощью разума. Кант заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиаль- ное различие; они представляют собой как бы два разных ствола в человеческом знании. А отсюда следует, что научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов — чувственности и рассудка. Ощущения без понятий слепы, а по- нятия без ощущений пусты, говорит Кант. И весь вопрос теперь состоит в том, каким образом осуществляется этот синтез и как обосновать необходимость и всеобщность (на языке того вре- мени — априорность) знания как продукта такого синтеза. Как возможны синтетические априорные суждения? — вот как фор- мулирует Кант важнейшую для философской системы про- блему.
И в самом деле проблема непростая. Ведь чувственное пред- ставление всегда несет в себе начало случайности (вспомним лейбницевы «истины факта»). Так, например, если, взглянув в окно, я говорю: «Сейчас идет снег», то такое суждение носит характер единичной констатации и уже через полчаса может оказаться неистинным. Понятно, что всеобщее и необходимое знание не может быть основано на таких эмпирических кон- статациях, а потому в докантовской философии было общепри- нятым считать научно достоверными аналитические суждения, по- лученные путем логического анализа понятий («истины разума», по Лейбницу). Как рационалисты (Декарт, Лейбниц), так и эмпирики (Локк, Юм) считали самую достоверную из наук — математику — знанием аналитическим. Суждения, в которых
даются эмпирические констатации (например, «все лебеди белы»), не заключают в себе необходимого и всеобщего знания, а всегда содержат лишь вероятное знание. Такого рода синтетические суждения носят характер апостериорный, то есть опираются на опыт, и по своей достоверности, необходимости и всеобщности никогда не могут сравниться с суждениями априорными (доопыт- ными).
Теперь становится понятнее кантонский вопрос: как возможны синтетические и в то же время доопытные (априорные) суждения? Как получить соединение понятий, не выводимых одно из другого логически, чтобы это соединение, эта связь носили всеобщий и необходимый характер?
Пространство и время —
Date: 2015-05-05; view: 581; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|