Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Всего сущего
Важный шаг в пересмотре кантовского учения осуществил И. Г. Фихте (1762 — 1814), указав на противоречивость понятия вещи в себе и на необходимость его устранения из критической философии как реликта догматического мышления. По Фихте, из «чистого Я» трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект тем самым превращается в абсолютное начало всего сущего — «абсолют- ное Я», из деятельности которого должна быть объяснена вся пол- нота реальности, весь объективный мир, именуемый Фихте «не-Я». Таким образом понятый субъект, по существу, встает на место божественной субстанции классического рационализма (известно, что в юности Фихте увлекался философией Спинозы).
Для понимания субъективного идеализма Фихте следует иметь в виду, что Фихте исходит из кантовского трансцен- дентализма, то есть обсуждает проблему знания, а не бытия. Главный вопрос кантовской «Критики чистого разума»: «как возможны синтетические априорные суждения?», то есть как воз- можно научное знание — остается центральным и у Фихте. По- этому Фихте называет свою философию «учением о науке»
(наукоучением). Наука, согласно Фихте, отличается от ненауч- ных представлений благодаря своей систематической форме. Однако систематичность — необходимое, но недостаточное условие научности знания: истинность всей системы базируется на истин- ности ее исходного основоположения. Это последнее, говорит Фихте, должно быть непосредственно достоверным, то есть оче- видным.
Как в свое время Декарт в поисках самого достоверного прин- ципа обратился к нашему Я, так же поступает и Фихте. Самое достоверное в нашем сознании, говорит он,— это самосознание: «Я есмъ», «Я есмь Я». Акт самосознания — уникальное явле- ние; по словам Фихте, он есть действие и одновременно продукт этого действия, то есть совпадение противоположностей — субъ- екта и объекта, ибо в этом акте Я само себя порождает, само себя полагает.
Однако при всем сходстве исходного принципа Фихте с кар- тезианским между ними есть и существенное различие. Дейст- вие, которым Я рождает само себя, есть, согласно Фихте, акт свободы. Поэтому и суждение «Я есмь» — не просто констатация некоторого наличного факта, как, например, суждение «роза красна». В действительности это как бы ответ на призыв, на требование — «будь!», сознай свое Я, создай его как некую авто- номную реальность актом осознания-порождения и тем самым войди в мир свободных, а не просто природных существ. Это требование апеллирует к воле, а потому в суждении «Я есмь Я» выражается та самая автономия воли, которую Кант положил в основу этики. Философия Канта и Фихте — это идеализм сво- боды, этически ориентированный идеализм.
Однако у Фихте нет того водораздела, который Кант про- водил между миром природы, где царит необходимость, законо- мерность, изучаемая наукой, и миром свободы, основу которого составляет целесообразность. В абсолютном Я Фихте теоретиче- ское и практическое начала совпадают и природа оказывается лишь средством для осуществления человеческой свободы, утра- чивая тот остаток самостоятельности, который она имела в фило- софии Канта. Активность, деятельность абсолютного субъекта становится у Фихте единственным источником всего сущего. Мы только потому принимаем существование природных объек- тов за нечто самостоятельное, что от нашего сознания скрыта та деятельность, с помощью которой эти объекты порождаются: раскрыть субъективно-деятельное начало во всем объективно сущем — такова задача философии Фихте. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого: чтобы осуще- ствлять себя, деятельность Я нуждается в некотором препятст- вии, преодолевая которое она развертывает все свои определения и, наконец, полностью осознает себя, достигая тем самым тожде- ства с самой собою. Такое тождество, впрочем, не может быть
достигнуто на протяжении конечного времени; оно является идеалом, к какому стремится человеческий род, никогда полностью его не достигая. Движение к такому идеалу составляет смысл исторического процесса.
В своем учении Фихте, как видим, в идеалистической форме выразил убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету лежит в основе теоретически-созерцатель- ного отношения к нему,— убеждение, впоследствии материали- стически переосмысленное в марксизме. Фихте доказывал, что человеческое сознание активно не только тогда, когда оно мыслит, но и в процессе восприятия, когда оно, как полагали француз- ские материалисты (а отчасти еще и Кант), подвергается воз- действию чего-то вне его находящегося. Немецкий философ пола- гал, что для объяснения процесса ощущения и восприятия не следует ссылаться на действие «вещей в себе», а необходимо вы- явить те акты самодеятельности Я (лежащие за границей созна- ния), которые составляют невидимую основу «пассивного» со- зерцания мира. К Фихте поэтому вполне могут быть отнесены слова К. Маркса, отмечавшего, что немецкому идеализму уда- лось вскрыть практически-деятельную основу познания, и в этом состоит его преимущество перед метафизическим материализмом. Ограниченность последнего, по Марксу, «заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, илТя в форме созерцания, а не как человеческая чувст- венная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и про- изошло, что деятельная сторона, в противоположность материа- лизму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной дея- тельности как таковой» '.
Хотя немецкие идеалисты, в том числе и Фихте, в практи- чески-политических вопросах не шли так далеко, как идеологи Французской революции, что соответствовало условиям отсталой в то время Германии, но в плане собственно философии они оказались более революционными, чем французские просветители.
Date: 2015-05-05; view: 480; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|