Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познания





В самой общей форме кантовское понимание процесса позна-
ния можно представить себе следующим образом. Нечто неизвест-
ное — вещь сама по себе, воздействуя на чувственность человека,
порождает многообразие ощущений. Эти последние упорядочи-
ваются с помощью априорных форм созерцания — пространства
и времени; располагаясь как бы рядом друг с другом в простран-
стве и времени, ощущения составляют предмет восприятия. Вос-
приятие носит индивидуальный и субъективный характер; для
того чтобы оно превратилось в опыт, то есть в нечто общезначимое
и в этом смысле объективное (объективность Кант как раз и
отождествляет с общезначимостью), необходимо участие другой
познавательной способности, а именно мышления, оперирующего
понятиями. Эту способность Кант именует рассудком. Кант
определяет рассудок как спонтанную деятельность, отличая ее тем
самым от восприимчивости, пассивности, характерной для чувст-
венности. Однако при этом деятельность рассудка формальна, она
нуждается в некотором содержании, которое как раз и поставляет-
ся чувственностью. Рассудок выполняет функцию подведения
многообразия чувственного материала (организованного на уровне
восприятия с помощью априорных форм созерцания) под единство
понятия.

Отвечая на вопрос, как индивидуальное восприятие становит-
ся общезначимым, всеобщим опытом, Кант утверждает: этот пере-
ход осуществляет рассудок с помощью категорий. Именно то
обстоятельство, что рассудок сам конструирует предмет сообразно
априорным формам мышления — категориям,— снимает, по Кан-
ту, вопрос о том, почему предметы согласуются с нашим зна-
нием о них. Мы можем познать только то, что сами создали,—
эта формула лежит в основе теории познания Канта, поставившего
деятельность трансцендентального субъекта на место субстанции
прежнего рационализма.

Однако, отвергнув субстанционализм прежней философии,
Кант оказался перед вопросом: что именно служит последним
основанием единства, без которого рассудок не мог бы осущест-
влять свою функцию объединения многообразного? Такое высшее
единство Кант может искать только в субъекте. И он усматривает
его в том всегда тождественном себе акте, который сопровождает
все наши представления и впервые делает их возможным: акте
самосознания,
выражающемся в формуле: «Я мыслю». Этот акт
Кант называет трансцендентальным единством апперцепции (са-
мосознания) и считает его источником всякого единства. Ка-
тегории представляют собой, по Канту, как бы частные формы


(спецификации) этого высшего единства. И в то же время Кант
не считает рассудок высшей познавательной способностью: ему
недостает цели, то есть движущего стимула, который давал бы на-
правление его деятельности.







Date: 2015-05-05; view: 531; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию