Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Просвещения и метафизический материализм
φ Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Борьба про- тив метафизики φ Общественно-правовой идеал Просвещения. Коллизия «частного интереса» и «общей справедливости» φ Случайность и необходи- мость φ Просветительская трактовка человека φ
XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пре- делы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа
и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономи- ческого и социального благоденствия,— вот пафос эпохи Просве- щения.
Эти умонастроения формировались еще в XVII веке: Бэкон, Декарт, Гоббс были предтечами Просвещения. Критика средневе- ковой схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и тради- ции, начатые ими, были продолжены и углублены в XVIII сто- летии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрож- дения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако есть здесь и новые акценты. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее под- черкивается связь науки с практикой, ее общественная полез- ность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, при- шедшую в XVI — XVII веках на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком — в философии началась резкая критика картезианства как метафизической системы, кото- рую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и экспери- менту.
На знамени просветителей написаны два главных лозунга — наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму — ведь к разуму обращалась и метафизика XVII века,— а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизи- ческих сверхопытных «гипотез».
Date: 2015-05-05; view: 717; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|