Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-правовой идеал Просвещения





Коллизия
«частного интереса»

и «общей
___ справедливости»

В работах Локка содержалась не только сенсуалистическая
критика метафизики, не только эмпирическая теория познания:
он разработал также принципы естественного права, предложил
тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности
набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принад-
лежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность.
Право на собственность у Локка, в сущности, тесно связано с высо-
кой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к тру-
довой теории стоимости А. Смита. Локк, как и представители
классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что соб-
ственность каждого человека есть результат его труда. Правовое
равенство индивидов является необходимым следствием принятия
трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 2. С. 140—141.


исходит из изолированных индивидов и их частных интересов;
правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды
каждым, с тем чтобы при этом соблюдались также свобода и част-
ный интерес всех остальных.

Из Англии идеи Ньютона и Локка были перенесены во Фран-
цию, где встретили восторженный прием. Благодаря прежде всего
Вольтеру, а затем и другим французским просветителям филосо-
фия Локка и механика Ньютона получают широкое распростране-
ние на континенте.

Человек в философии XVIII пека предстает, с одной стороны,
как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответ-
ствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя
прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века
предлагают вместо них новую — юридическую всеобщность, перед
лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщ-
ности просветители требуют освобождения от конфессиональных,
национальных и сословных границ. В этом отношении характерно
творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.

Какому богу нужно, чтобы люди
И:)-за него друг друга убивали? —

восклицает Лессинг в «Натане Мудром». Любая из религий —
будь то христианство, мусульманство или иудаизм, не высветлен-
ная разумом и не прошедшая его критики, есть, согласно Лессингу,
не более чем суеверие. И в то же время в каждой из религий заклю-
чена истина в меру того, как их содержание проникнуто духом
нравственности, разума и любви к ближнему.

В творчестве Лессинга явственно слышатся протестантские
мотивы: деятельность ремесленника, промышленника, купца,
вообще всякий труд, приносящий доход трудящемуся и пользу
его согражданам,— занятие почтенное. Рассудительность, чест-
ность, трудолюбие и великодушие — вот основные достоинства
положительного героя просветительской драмы и романа.

Этот новый герой— «гражданин мира»; ему чужда слепая
приверженность своему узкому мирку, какого бы рода ни был этот
последний; он находит «хороших людей» в любом народе, в любом
сословии и вероисповедании. И не случайно «гражданин мира»,
этот носитель «чистого разума», стал излюбленным персонажем
немецкого Просвещения. Главная коллизия, которую пытается
разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости
«частного человека», то есть индивида, который руководствуется
только собственными интересами, себялюбием и своекорыстием, и
«человека вообще» — носителя разума и справедливости. Начи-
ная с Гоббса и кончая Кантом, философы нелицеприятно заяв-
ляют, что собранные вместе, частные, эгоистические индивиды
могут только вести между собой «войну всех против всех».
Литература эпохи Просвещения не жалеет красок для изображения
такого законченного эгоиста.


Что же касается разумного и правового начала, то его носи-
телем является не эмпирический индивид, жертва и орудие собст-
венных эгоистических склонностей и инстинктов, а именно «чело-
век вообще», идеальный представитель рода, впоследствии полу-
чивший у Канта имя «трансцендентального субъекта».







Date: 2015-05-05; view: 819; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию