Общественно-правовой идеал Просвещения
Коллизия «частного интереса»
и «общей ___ справедливости»
В работах Локка содержалась не только сенсуалистическая критика метафизики, не только эмпирическая теория познания: он разработал также принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.
К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принад- лежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка, в сущности, тесно связано с высо- кой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к тру- довой теории стоимости А. Смита. Локк, как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что соб- ственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк
' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 2. С. 140—141.
исходит из изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдались также свобода и част- ный интерес всех остальных.
Из Англии идеи Ньютона и Локка были перенесены во Фран- цию, где встретили восторженный прием. Благодаря прежде всего Вольтеру, а затем и другим французским просветителям филосо- фия Локка и механика Ньютона получают широкое распростране- ние на континенте.
Человек в философии XVIII пека предстает, с одной стороны, как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответ- ствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую — юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщ- ности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.
Какому богу нужно, чтобы люди И:)-за него друг друга убивали? —
восклицает Лессинг в «Натане Мудром». Любая из религий — будь то христианство, мусульманство или иудаизм, не высветлен- ная разумом и не прошедшая его критики, есть, согласно Лессингу, не более чем суеверие. И в то же время в каждой из религий заклю- чена истина в меру того, как их содержание проникнуто духом нравственности, разума и любви к ближнему.
В творчестве Лессинга явственно слышатся протестантские мотивы: деятельность ремесленника, промышленника, купца, вообще всякий труд, приносящий доход трудящемуся и пользу его согражданам,— занятие почтенное. Рассудительность, чест- ность, трудолюбие и великодушие — вот основные достоинства положительного героя просветительской драмы и романа.
Этот новый герой— «гражданин мира»; ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку, какого бы рода ни был этот последний; он находит «хороших людей» в любом народе, в любом сословии и вероисповедании. И не случайно «гражданин мира», этот носитель «чистого разума», стал излюбленным персонажем немецкого Просвещения. Главная коллизия, которую пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости «частного человека», то есть индивида, который руководствуется только собственными интересами, себялюбием и своекорыстием, и «человека вообще» — носителя разума и справедливости. Начи- ная с Гоббса и кончая Кантом, философы нелицеприятно заяв- ляют, что собранные вместе, частные, эгоистические индивиды могут только вести между собой «войну всех против всех». Литература эпохи Просвещения не жалеет красок для изображения такого законченного эгоиста.
Что же касается разумного и правового начала, то его носи- телем является не эмпирический индивид, жертва и орудие собст- венных эгоистических склонностей и инстинктов, а именно «чело- век вообще», идеальный представитель рода, впоследствии полу- чивший у Канта имя «трансцендентального субъекта».
Date: 2015-05-05; view: 819; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|