Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как источник заблуждений
Есть, однако, характерная особенность, одинаково присущая как эмпиризму, так и рационализму. Ее можно обозначить как онтологизм, роднящий философию XVII века — при всей ее спе- цифике — с предшествующей мыслью. Хотя в центре внимания новой философии стоят проблемы теории познания, однако боль- шинство мыслителей полагают, что человеческий разум в состоя- нии познать бытие, что наука и соответственно философия, по- скольку она является научной, раскрывает действительное строе- ние мира, закономерности природы.
Правда, достигнуть такого истинного, объективного знания человеку, по мнению философов XVII века, не так-то легко: че- ловек подвержен заблуждениям, источником которых являются
особенности самого познающего субъекта. Поэтому достигнуть ис- тинного знания невозможно, если не найти средств для устранения этих субъективных помех, которые Ф. Бэкон называл «идола- ми», или «призраками», и освобождение от которых составляет предмет критической работы философа и ученого. Идолы — это различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено сознание человека. Существуют, по Бэкону, идолы пещеры, идолы театра, идолы площади и, наконец, идолы рода. Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями лю- дей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастия- ми, воспитанием и т. д. В этом смысле каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению картины мира. Однако от этих идолов сравнительно нетрудно освободиться. Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых — вера в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу. По убеждению Бэ- кона, развитию естественных наук особенно мешает догмати- ческая приверженность Аристотелю, высшему научному авторите- ту средних веков. Нелегко победить также идолов площади, ис- точник которых — само общение людей, предполагающее исполь- зование языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях язы- ка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений. Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особен- но в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость ко- торого искажает все то, что отражается в нем. Примером такой «изогнутости» Бэкон считает стремление человека истолковывать природу по аналогии с самим собой, откуда рождается самое скверное из заблуждений — телеологическое понимание вещей. Телеология (от греч. слова «telos») —объяснение через цель, когда вместо вопроса «почему?» ставится вопрос «для чего?». Телеологическое рассмотрение природы было в XVII веке пре- пятствием на пути нового естествознания, а потому и оказывалось предметом наиболее острой критики со стороны ведущих мыслите- лей этой эпохи. Наука должна открывать механическую причин- ность природы, а потому следует ставить природе не вопрос «для чего?», а вопрос «почему?».
В XVII веке происходит процесс, в известном смысле ана- логичный тому, какой мы наблюдали в период становления ан- тичной философии. Как в VI и V веках до н. э. философы подверга- ли критике мифологические представления, называя их «мнени- ем» в противоположность «знанию», так и теперь идет критика средневекового, а нередко и возрожденческого сознания, и потому вновь так остро стоит проблема предрассудков и заблуждений. Критическая функция философии снова выходит на первый
план. Не случайно поэтому не только Бэкон, но и Декарт начинает свое философское построение именно с критики, которая носит у него форму универсального сомнения — сомнения не только в истинности, но и вообще в реальном существовании самого мира.
Date: 2015-05-05; view: 577; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|