Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как источник заблуждений





Есть, однако, характерная особенность, одинаково присущая
как эмпиризму, так и рационализму. Ее можно обозначить как
онтологизм, роднящий философию XVII века — при всей ее спе-
цифике — с предшествующей мыслью. Хотя в центре внимания
новой философии стоят проблемы теории познания, однако боль-
шинство мыслителей полагают, что человеческий разум в состоя-
нии познать бытие, что наука и соответственно философия, по-
скольку она является научной, раскрывает действительное строе-
ние мира, закономерности природы.

Правда, достигнуть такого истинного, объективного знания
человеку, по мнению философов XVII века, не так-то легко: че-
ловек подвержен заблуждениям, источником которых являются


особенности самого познающего субъекта. Поэтому достигнуть ис-
тинного знания невозможно, если не найти средств для устранения
этих субъективных помех, которые Ф. Бэкон называл «идола-
ми», или «призраками», и освобождение от которых составляет
предмет критической работы философа и ученого. Идолы — это
различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми
обременено сознание человека. Существуют, по Бэкону, идолы
пещеры, идолы театра, идолы площади и, наконец, идолы рода.
Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями лю-
дей, с их психологическим складом, склонностями и пристрастия-
ми, воспитанием и т. д. В этом смысле каждый человек смотрит
на мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному
искажению картины мира. Однако от этих идолов сравнительно
нетрудно освободиться. Труднее поддаются устранению призраки
театра, источник которых — вера в авторитеты, мешающая людям
без предубеждения самим исследовать природу. По убеждению Бэ-
кона, развитию естественных наук особенно мешает догмати-
ческая приверженность Аристотелю, высшему научному авторите-
ту средних веков. Нелегко победить также идолов площади, ис-
точник которых — само общение людей, предполагающее исполь-
зование языка. Вместе с языком мы бессознательно усваиваем
все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях язы-
ка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений.
Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они
коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и особен-
но в разуме человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон
уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость ко-
торого искажает все то, что отражается в нем. Примером такой
«изогнутости» Бэкон считает стремление человека истолковывать
природу по аналогии с самим собой, откуда рождается самое
скверное из заблуждений — телеологическое понимание вещей.
Телеология (от греч. слова «telos») —объяснение через цель,
когда вместо вопроса «почему?» ставится вопрос «для чего?».
Телеологическое рассмотрение природы было в XVII веке пре-
пятствием на пути нового естествознания, а потому и оказывалось
предметом наиболее острой критики со стороны ведущих мыслите-
лей этой эпохи. Наука должна открывать механическую причин-
ность природы, а потому следует ставить природе не вопрос «для
чего?», а вопрос «почему?».

В XVII веке происходит процесс, в известном смысле ана-
логичный тому, какой мы наблюдали в период становления ан-
тичной философии. Как в VI и V веках до н. э. философы подверга-
ли критике мифологические представления, называя их «мнени-
ем» в противоположность «знанию», так и теперь идет критика
средневекового, а нередко и возрожденческого сознания, и потому
вновь так остро стоит проблема предрассудков и заблуждений.
Критическая функция философии снова выходит на первый


план. Не случайно поэтому не только Бэкон, но и Декарт начинает
свое философское построение именно с критики, которая носит
у него форму универсального сомнения — сомнения не только в
истинности, но и вообще в реальном существовании самого мира.







Date: 2015-05-05; view: 577; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию