Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение о врожденных идеях





Центральным понятием рационалистической метафизики явля-
ется понятие субстанции, корни которого лежат в античной он-
тологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот
период понимали не эмпирически данный предмет, не физиче-
скую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для свое-
го существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить
из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только
бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь
условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые
для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии
бога» ', от тех, которые для этого нуждаются в содействии других
творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не суб-
станций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций —
духовные и материальные. Главное определение духовной суб-
станции — ее неделимость, важнейший признак материальной —
делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть,
воспроизводит античное понимание духовного и материального на-
чал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье.
Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление
и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих пер-
вых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигу-
ра, положение, движение — модусы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту,
идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте,
а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врож-
денных идеях по-новому было развито платоновское положение
об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось
в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт
относил идею бога как существа всесовершенного, затем — идеи
чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например,
известную аксиому: «если к равным величинам прибавить равные,
то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или по-
ложение «из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины

1 Декарт Р. Избранные произведения. С. 448.


рассматриваются Декартом как воплощение естественного света
разума.

С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса
о способе существования, о характере и источниках этих самых
врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рацио-
налистами XVII века в качестве условия возможности всеоб-
щего и необходимого знания, то есть науки и научной фило-
софии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибу-
том которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет
с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в при-
роде подчиняется чисто механическим законам, которые могут
быть открыты с помощью математической науки — механики.
Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет
понятие цели, на котором основывалась аристотелевская фи-
зика, а также космология и соответственно понятия души и жизни,
центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно
в XVII веке формируется та механистическая картина мира,
которая составляла основу естествознания и философии вплоть
до начала XIX века.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту со-
здать материалистическую физику как учение о протяженной суб-
станции и идеалистическую психологию как учение о субстанции
мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декар-
та бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инва-
риантность всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики.
Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический
фундамент для тех идеализации, которыми пользовался Гали-
лей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем
применять математику для изучения природных явлений. До Де-
карта никто не отважился отождествить природу с протяжением,
то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в
наиболее чистом виде было создано представление о природе как
о гигантской механической системе, приводимой в движение бо-
жественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказался
органически связанным с его метафизикой.

Номинализм и материализм
________ Т. Гоббса _______-

В противоположность рационалистической метафизике Декар-
та принципы эмпиризма, провозглашенные Ф. Бэконом, получили
свое дальнейшее развитие у английского материалиста Т. Гоббса
(1588—1679). Гоббс — классический представитель номинализма;
согласно его учению, реально существуют только единичные


вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание
поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта,
по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой — зна-
ние об именах вещей. Источник этого второго опыта — ум, кото-
рый сводится, таким образом, к способности именования вещей
и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Пред-
метом философии Гоббс считает тело, возникновение которого
мы можем постичь с помощью научных понятий. Что же касается
духовных субстанций, то, даже если бы они и существовали,
они, по словам Гоббса, были бы непознаваемы. Но и само суще-
ствование их Гоббс отрицает, поскольку не признает бестелесных
духов. «Под словом дух мы понимаем естественное тело, до того
тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняющее
пространство...» '

Критикуя учение Декарта о врожденных идеях, Гоббс в то
же время не принимал и понятие субстанции — не только духов-
ной, но и материальной: таков логичный вывод из предпосылок
номинализма, оказавшегося одним из источников механистическо-
го материализма XVIII века.







Date: 2015-05-05; view: 757; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию