Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учение о врожденных идеях
Центральным понятием рационалистической метафизики явля- ется понятие субстанции, корни которого лежат в античной он- тологии.
Декарт определяет субстанцию как вещь (под «вещью» в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физиче- скую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для свое- го существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются «лишь в обычном содействии бога» ', от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не суб- станций.
Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций — духовные и материальные. Главное определение духовной суб- станции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального на- чал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций — это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих пер- вых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигу- ра, положение, движение — модусы протяжения.
Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врож- денных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, затем — идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: «если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой», или по- ложение «из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины
1 Декарт Р. Избранные произведения. С. 448.
рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.
С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рацио- налистами XVII века в качестве условия возможности всеоб- щего и необходимого знания, то есть науки и научной фило- софии.
Что же касается материальной субстанции, главным атрибу- том которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в при- роде подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки — механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская фи- зика, а также космология и соответственно понятия души и жизни, центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.
Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту со- здать материалистическую физику как учение о протяженной суб- станции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декар- та бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инва- риантность всех ее законов.
Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализации, которыми пользовался Гали- лей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Де- карта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение бо- жественным «толчком». Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.
Номинализм и материализм ________ Т. Гоббса _______-
В противоположность рационалистической метафизике Декар- та принципы эмпиризма, провозглашенные Ф. Бэконом, получили свое дальнейшее развитие у английского материалиста Т. Гоббса (1588—1679). Гоббс — классический представитель номинализма; согласно его учению, реально существуют только единичные
вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой — зна- ние об именах вещей. Источник этого второго опыта — ум, кото- рый сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Пред- метом философии Гоббс считает тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Что же касается духовных субстанций, то, даже если бы они и существовали, они, по словам Гоббса, были бы непознаваемы. Но и само суще- ствование их Гоббс отрицает, поскольку не признает бестелесных духов. «Под словом дух мы понимаем естественное тело, до того тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняющее пространство...» '
Критикуя учение Декарта о врожденных идеях, Гоббс в то же время не принимал и понятие субстанции — не только духов- ной, но и материальной: таков логичный вывод из предпосылок номинализма, оказавшегося одним из источников механистическо- го материализма XVIII века.
Date: 2015-05-05; view: 757; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|