Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научная революция и философия XVII века





φ Φ. Бэкон:, номинализм и эмпиризм. Знание — сила φ Разработка индуктив-
ного метода φ Субъективные особенности сознания как источник заблужде-
ний φ Декарт: очевидность как критерий истины. «Мыслю, следовательно,
существую» φ Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врож-
денных идеях φ Номинализм и материализм Т. Гоббса φ Спиноза: учение
о субстанции φ Лейбниц: учение о множественности субстанций φ Учение
о бессознательных представлениях φ «Истины разума» и «истины факта».
Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века φ

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии
философии, который принято называть философией нового вре-
мени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложе-
ния феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.

В последней трети XVI— начале XVII века происходит буржу-
азная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в раз-
витии капиталистических отношений в протестантских странах.
С середины XVII века (1640—1688) буржуазная революция
развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном
отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные револю-
ции были подготовлены развитием мануфактурного производства,
пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфакту-
ре способствовал быстрому росту производительности труда, пос-
кольку мануфактура базировалась на кооперации работников,
каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчленен-
ном на мелкие частичные операции процессе производства.

Развитие нового — буржуазного — общества порождает изме-
нения не только в экономике, политике и социальных отношениях,
оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого
изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде


всего экспериментально-математическое естествознание, которое
как раз в XVII веке переживает период своего становления: не
случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает по-
требность в рационализации производственных процессов, а тем
самым — в развитии науки, которая могла бы эту рационали-
зацию стимулировать.

Развитие науки нового времени, как и социальные преобра-
зования, связанные с разложением феодальных общественных
порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую
ориентацию философии. Если в средние века она выступала в
союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и
гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом

на науку.

Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед фило-
софией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового
типа науки — экспериментально-математического естествознания,
основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, по-
скольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпо-
хи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории
познания — гносеологии.

Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схо-
ластическая образованность была одним из предметов постоян-
ной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке.
Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая,
идущая еще от средних веков полемика между двумя направле-
ниями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт,
и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее досто-
верного познание с помощью разума. Эти два направления в
XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

Ф. Бэкон:







Date: 2015-05-05; view: 722; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию