Научная революция и философия XVII века
φ Φ. Бэкон:, номинализм и эмпиризм. Знание — сила φ Разработка индуктив- ного метода φ Субъективные особенности сознания как источник заблужде- ний φ Декарт: очевидность как критерий истины. «Мыслю, следовательно, существую» φ Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врож- денных идеях φ Номинализм и материализм Т. Гоббса φ Спиноза: учение о субстанции φ Лейбниц: учение о множественности субстанций φ Учение о бессознательных представлениях φ «Истины разума» и «истины факта». Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века φ
Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового вре- мени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложе- ния феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.
В последней трети XVI— начале XVII века происходит буржу- азная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в раз- витии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII века (1640—1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные револю- ции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфакту- ре способствовал быстрому росту производительности труда, пос- кольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчленен- ном на мелкие частичные операции процессе производства.
Развитие нового — буржуазного — общества порождает изме- нения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде
всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.
В XVII веке разделение труда в производстве вызывает по- требность в рационализации производственных процессов, а тем самым — в развитии науки, которая могла бы эту рационали- зацию стимулировать.
Развитие науки нового времени, как и социальные преобра- зования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом
на науку.
Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед фило- софией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки — экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И, во-вторых, по- скольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпо- хи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания — гносеологии.
Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схо- ластическая образованность была одним из предметов постоян- ной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII веке. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от средних веков полемика между двумя направле- ниями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее досто- верного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.
Ф. Бэкон:
Date: 2015-05-05; view: 722; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|